Сегодня в интернет-пространстве уделяется много внимания теме образования, как средней, так и высшей школы. Действительно, современным родителям очень важно, где и какие знания и навыки получит их ребенок, как та или иная система обучения повлияет на его социализацию и дальнейшую профессиональную деятельность. Однако почти всеми забыта тема воспитания детей и молодежи. Считается, что школа дает только знания, оказывает так называемые «образовательные услуги», а воспитание ребенок получает исключительно в семье. Но так ли это? Большую часть времени ребенок всё же проводит не в семье, со своими родителями и родственниками, а за стенами дома – в школе, с друзьями, на дополнительных кружках и секциях. Многие родители начинают задумываться только ближе к подростковому периоду о том, как важно дать ребенку хорошее окружение из его же сверстников, как важно, чтобы перед глазами ребенка были правильные примеры, к которым он бы стремился… Этот воспитательный вакуум заполняет небольшое количество общественных организаций, которые ставят целью своей деятельности именно воспитание ребенка. При выборе общественной организации перед родителем встает вопрос: а какое воспитание я хотел бы дать своему ребенку? Тут всё, конечно, зависит от семьи и ценностей, которыми она живет. Основатель скаутинга Роберт Баден-Пауэлл установил 5 педагогических принципов, без соблюдения которых то или иное молодежное движение не может именоваться скаутским. Эти пять принципов, по сути, являются главными целями работы скаутской организации. Первая цель – это здоровье. Настоящий скаут должен стремиться укреплять свое здоровье, быть выносливым и закаленным. Этому, конечно, способствуют скаутские походы, где дети находятся на свежем воздухе, по утрам делают зарядку и участвуют в спортивных и туристических соревнованиях. Вторая цель – это воспитание характера и силы воли. Настоящий скаут должен иметь силу волю и характер, чтобы преодолевать различные сложности и испытания во время походов. А таких сложностей всегда хоть отбавляй – это и холод, и необходимость постоянной работы для приготовления пищи, обогрева, соблюдения гигиены. Это иногда и страх, когда в темном лесу нужно найти спрятанный клад или команду противников. Это и лень, которая с утра мешает дежурным вставать вовремя и готовить завтрак. Этих испытаний в походе для ребенка, да и для взрослого человека, не счесть. Сила воли помогает преодолевать эти препятствия и побеждать в ночной игре или в командном соревновании, а также чувствовать радость от достигнутого и разделять её со своими друзьями. Какой-то ребенок от природы более настойчив в достижении поставленных целей, какой-то — менее, но скаутинг помогает всем детям воспитывать в себе силу воли и направлять ее в нужное русло. Однажды Баден-Пауэлл сказал: «Если в твоей жизни встретятся непреодолимые препятствия, вспомни свой скаутский лагерь». На собственном опыте проверено — это действительно так. Третья цель – это дух служения. В современном мире развит культ эгоцентризма и гедонизма. Всё — для человека, для удовлетворения его желаний. «Помощь ближнему» – не самое модное понятие. Однако российское разведчество — это движение, которое вот уже более 100 лет не подвластно влиянию моды и новых трендов в обществе. Как это изначально было утверждено в законах российских скаутов – «Разведчик помогает ближнему» – сегодня юные скауты-разведчики в течение года и во время выездов и лагерей организуют добрые дела нуждающимся: детям-сиротам, пенсионерам, инвалидам, бездомным животным. Мало кому известно, что образ пионера Тимура, созданный А.Гайдаром, был списан не с юного комсомольца, а со скаута-разведчика 1910-1914 годов, который вместе со своим звеном организовывал добрые дела. За кадром советских кинолент остались факты о том, как эти ребята после Октябрьской революции подвергались арестам, ссылкам, в том числе на Соловки. Многие из этих молодых людей там погибли. Четвертая цель – это конкретность. Скаутинг – это весьма практичное и конкретное дело. Невозможно быть «скаутом-теоретиком». Это значит, что если ты не умеешь разжигать костер и не хочешь изготовить своими руками подарок для мамы на День матери, то у тебя не получится стать скаутом. В современном мире дети уходят от реальности в компьютерные игры или интернет. Это во многом ломает их психологическое и физическое здоровье. Скаутинг – такая игра, в которую невозможно играть на компьютере. Ее нужно проживать самому у вечернего костра, в пешем походе вдоль озера, в палатке со своими друзьями… Пятая цель и главная цель – это Бог. В российском разведчестве религиозное воспитание ведется на основе православия. Смысл всей сложной системы воспитания в скаутинге – это встреча ребенка с Богом. Эта цель достигается не лекциями, не выучиванием определенных теоритических выкладок. Один из скаутских руководителей сказал: «Скаутинг – это христианство в действии». Утро каждого скаута начинается с общей молитвы, перед и после еды дети дружно молятся. В лагере и на выездах руководители и священники проводят беседы, отвечая на вопросы детей о вере. Православие пронизывает скаутскую работу: зачастую для детей очень важен пример своих молодых начальников отрядов (им обычно около 19-23 лет), которые являются активными прихожанами. Для старших групп (молодежь старше 16-17 лет) ежегодно проводятся пешие походы-паломничества. Это очень интересная форма паломничеств, которая сочетает в себе традиции скаутинга и традиции русского странничества. На сегодняшний день российские разведчики ежегодно ходят в пешие походы-паломничества в Курскую Коренную Пустынь и в Псково-Печерский монастырь. Эти пять целей дополняются еще пятью двигателями и пятью пространствами, в которых проходит скаутское воспитание, составляющими цельную систему, которая показала свою эффективность во всем мире в течение XX века. Одна из немногих детско-юношеских организаций в Санкт-Петербурге, которая занимается воспитанием молодежи в патриотическом и православном духе уже на протяжении более чем 100 лет (включая период эмиграции) – это Организация Российских Юных Разведчиков (ОРЮР). В интернете можно найти исчерпывающую информацию об этой организации на сайте www.orur-spb.ru. Однако, мне кажется, что больше скажут впечатления человека, который впервые познакомился вживую с деятельностью юных скаутов-разведчиков. Вот что говорит руководитель Воскресной школы при храме св. Серафима Саровского в г. Сланцы (Ленинградская область) – Марина Кулешова. Марина, сама будучи педагогом с более чем 20-летним стажем, в этом году прошла специальные образовательные курсы ОРЮР для руководителей отрядов: С 15 по 19 августа 2012 года в Сланцевском районе Ленинградской области проходили курсы для руководителей ОРЮР. Можно много хорошего сказать и о людях, с которыми мы общались, и о методике, основы которой мы прослушали. Но для маленькой заметки многовато, да и эмоции еще не уложились. Расскажу только о некоторых впечатлениях. Впечатление первое: светлые люди. Мы познакомились с прекраснейшими девчатами (Надя, Лена, Катя, Вера, Маша — привет вам!). Я подумала, что противников этой методики может быть много, но если бы они познакомились с ее результатом – душевными, чистыми, с горячими сердцами людьми, то поменяли бы свои взгляды на жизнь. Впечатление второе — все гениальное просто. Когда нам Вера (прим.: Вера Агеева – руководитель курса для начальниц отрядов) объясняла принципы ОРЮР, я думала, что если бы в светской педагогике было бы 5 таких принципов и были бы люди, которые так неукоснительно их соблюдали, то в нашей стране давно бы наступило «светлое будущее». Впечатление третье – все новое на самом деле мы уже где-то видели, надо только вспомнить. Мы сидим на полянке, кругом сосны, брусника под ногами краснеет, а мне, педагогу с 20 летнем стажем, Сергей (прим.: Сергей Тарасов – начальник Западно-Европейского отдела ОРЮР) говорит «банальные вещи», что с детьми надо играть, и не просто играть, а в игре вырастить патриота преданного России, с верой в Бога. И я поймала себя на мысли, что в данном случае это правда, а не педагогическое занудство. Я тоже хочу играть в такую игру!..