Сериал для домохозяек — это отдельный особый жанр. Я не любительница, если честно. Да и искусство стендапа никогда не считала подлинным искусством — то ли дело поэзия или, если уж мы о кино, артхаус. В этом смысле «Удивительная миссис Мейзел» действительно удивляет. И поражает. И восхищает. И заставляет задуматься. Вернее, сначала заставляет смеяться, а потом, как во всякой хорошей комедии, — задуматься. Глубоко и о многом. Прежде всего, о том, что есть одиночество и счастье, любовь и творчество, родители и дети, семья и работа. И как эти компоненты перемешаны в «картофельном салате» нашей жизни. Насколько все они важны и можно ли обойтись без какого-нибудь ингредиента. И главное, так ли хороша патриархальная модель семьи, или в этом вопросе давно назрела революция? А как у них? Все действо разворачивается в Нью-Йорке в 1958 году, внутри и вокруг традиционной еврейской семьи — их будней и праздников, их ссор и примирений, их взаимовыручки и секретов. Это так похоже на рутину в большой православной семье, что порой смешнее всего именно узнавание себя, проигрывание на экране таких знакомых и привычных ситуаций. Большая семья, как вы понимаете, это всегда нескучно. Утренние сборы и вечерние разборки, властные родители старой закалки и дети всех возрастов, послепостовые застолья и долгие храмовые службы — да кто из многодетных не испытал всего этого на себе! Если бы я знала в юности о существовании стендапа, я бы вышла на сцену со своими рассказами из семейной жизни! А так я просто писала в ЖЖ юмористические заметки. А потом обнаружила, что тем же занимаются многие многодетные мамы. Видимо, невозможно жить под таким напряжением и не взорваться, если не выпускать пар. И мне ли не знать, что внутри ситуации бывает порой совсем не смешно. Главное — как ты это переосмыслишь. Если найдешь в себе силы посмеяться, будешь жить долго и счастливо. Миссис Мейзел (Мидж) сама говорит о том, что комиком становишься не от безоблачного счастья, а на грани срыва, в период, когда привычный мир рушится. Смех помогает восстановить гармонию, придает случившемуся в реальности налет абсурда и возвращает радость жить. Если мы можем иронизировать над неудачей, не все потеряно. В чем дело? Два сезона сериала умещают всего-навсего год жизни героини и ее окружения. Но год плотный, переломный, сумасшедший и непредсказуемый. Вот что бы вы делали, если бы от вас (и ваших двоих младенцев-детей) ушел муж? Обвинили бы себя и бросились его возвращать? Так и советуют героине ее родители — навязчиво и настоятельно. Попытались бы стать еще лучше и удобней? Для того, кто предал, ушел к другой, не оценил ваших усилий по созданию красоты и комфорта. А может, обрадовались бы возможности начать все по-другому? Попытались бы понять, чего хочется самой. Кстати, эта ситуация начала первого сезона интересно рифмуется с кризисом у матери героини (Розы) в начале второго сезона. По себе скажу: в жизни любой женщины рано или поздно наступает момент истины — переосмысления своей жизни. «Я не нужна» — эта фраза должна всплыть в твоей голове, если ты «посвятила себя мужу и детям». Если на этот алтарь принесена своя собственная жизнь, все свои интересы, желания и таланты, то в какой-то момент женщина остается одна: дети выросли и образовали свои семьи, внешность утратила былую свежесть, а муж считает, что тебе интересны только тряпки и «желейки». И тогда женщина сбегает в условный Париж, чтобы вернуться к себе, восстановить интерес к жизни. Что дальше? Здесь все зависит от того, как на это отреагируют близкие — возмутятся, захотят все вернуть на круги своя или примут перемены и попытаются изменить свою жизнь. Париж миссис Мейзел — это сцена стендапа. Здесь она чувствует себя на своем месте, здесь ей хорошо. Здесь она может восстановить силы, посмеявшись над собственными неудачами. Какой-то подвох? С другой стороны, расставание в паре — это не так просто, как кажется. Героев связывает не только несколько лет жизни и двое детей. Они по-настоящему самые близкие люди: они так хорошо знают и понимают друг друга, так замысловато сплетены в единое целое, так привыкли помогать и поддерживать в трудную минуту, что даже не задумываются, к кому обратиться, если что-то пошло не так. Кому-то хватает месяца, чтобы понять, как дорог и близок ему партнер. Или насколько опротивел. Нашим героям потребовался год, чтобы принять изменения друг в друге. Здорово показаны «качели чувств» обоих героев. И очень правдиво то, что никакого хеппи-энда в обычном понимании так и не произошло: даже к концу второго сезона мы не можем с точностью предсказать, чем закончится история этих двоих. Все, как в жизни. Что победит: любовь или гордость, сцена или разумный эгоизм? Зато мы абсолютно уверены в том, что Мидж не будет наступать на горло собственной песне в угоду партнеру, кто бы он ни был. Может быть, и правда, удел творческого человека — одиночество? В этом смысле яркий и запоминающийся момент, катарсис второго сезона — выступление Ленни Брюса, «старшего товарища» героини по стендапу. Комик заставляет Мидж плакать — о себе, о своей жизни, об одержимости сценой. Иногда ты прекрасно понимаешь, как непросто и нелегко тебе будет, но выбираешь трудный путь. И что со стендапом? Я уже говорила, что героиня непредсказуема? Это касается не только ее отношений с бывшим мужем. Она такая во всем — и в работе тоже. Она импровизирует, а потому не умеет подстраиваться и угождать. В момент выступления ее просто «несет». И заносит порою совсем не туда, куда она планировала. Например, ее отношения со знаменитой артисткой Софи вроде бы развиваются вполне положительно: маститая комикесса готова помогать юному дарованию, но Мидж неожиданно зло высмеивает на публике несоответствие сценического образа простушки Софи и ее аристократической жизни в реале. Почему Мидж так разозлилась? Я думаю, потому что и сама она все время ведет двойную игру: ни муж, ни родители поначалу не знают о ее увлечении стендапом, поэтому каждый из них потрясен вскрывшейся правдой. Мне очень понравилось, что признание Мидж привязано к новогоднему обряду очищения. Героиня не хочет врать близким. Она действительно устала жить двойной жизнью. Поэтому эта сцена — чуть ли не лучшая в сериале. Хотя я не возьмусь подсчитывать лучшее — по всей ткани разбросаны настоящие перлы. Юмор иногда тонок и изящен, иногда груб, на грани фола. Точное попадание в цель — главный признак хорошей шутки. В этом смысле очень интересна «кухня» стендапа: нам показывают, как реплика «обкатывается» на зрителе, как она становится по-настоящему сильной и феерически смешной. Остроумие героини, ее шутки не только на сцене, но и в обычной жизни, заставляют всех признать: Мидж смешная. Она хороша! Да кто она такая? Но для нас, зрителей, она еще и обаятельная, и несчастная временами, и трогательная. Она настоящая. Рада была узнать в главной героине двукратную обладательницу «Золотого глобуса», исполнительницу ролей в любимых сериалах «Что знает Оливия» и «Карточный домик» Рэйчел Броснахэн. За лучшую женскую роль в этом сериале она получила премию «Эмми» 2018 года. Талантливая молодая актриса. Думаю, мы о ней еще услышим. Но это не бенефис одного актера, все ее партнеры великолепны: и родители с обеих сторон, и подруги, и друзья, и муж, и новый бойфренд. Каждый создает узнаваемый и яркий образ, каждый раскрывается по-своему убедительно. Отдельно отмечу костюмы героев, точнее, наряды героинь. Дамский гардероб и всевозможные переодевания занимают важное место в жизни Мидж. Не хочу спойлерить, но вас весьма позабавят ухищрения героини (переданные по наследству от матери), дабы выглядеть для мужа ранним утром как будто из салона красоты. Сами увидите. Как и трансформацию впоследствии. Большое место уделено макияжу, недаром Мидж идет работать не куда-нибудь, а в отдел косметики большого универмага, а на сцене старается появляться каждый раз в новом наряде. Если вы еще и пин-ап любите, то вам точно сюда! Вообще не удержусь и замечу, что считаю сериалы новым интересным явлением в искусстве кино. Они давно уже переросли своих «родителей» типа «Санта-Барбары» и встали на один уровень с настоящим кино, позволяющим за счет увеличения экранного времени глубже и полнее исследовать характеры, вскрывать психологию и драму героя, рассматривать его в бесконечном множестве ситуаций и задавать ему решение сложных актуальных проблем. Так, а что с революцией? Советую смотреть всем — на самом деле, это не узкоцелевой проект, не «домохозяйский». Это откровенный разговор о плюсах и минусах традиционной семьи, о партнерстве в браке, о потребности у человека в творчестве, которая не зависит от пола, о женских проблемах в мужском обществе, о семейных кризисах и их решении. Хороший, качественный и воодушевляющий сериал — поднимает не только настроение, но и самооценку! А революция… она скорее в нашем сознании происходит, а не на экране.