Ох, с одной стороны, про «День семьи» писать, наверное, должна матушка. Чтобы много деток, чтобы рассказать замечательную историю о любви, замужестве, тяготах и красотах. Да так, чтобы всем сразу однозначно захотелось туда – в замужество, прямо стройными рядами к алтарю.

Нет уж, уважаемый читатель, вместо этого ждут вас вредоносные размышления взрослой тётки в джинсах, с начатками научной карьеры, из той породы, которую героиня старого советского фильма обозначала, говоря про себя: «я – старый холостяк». Ну, ан, с другой стороны, праздник-то вроде и придуман для перевоспитания вредных тёток. А они, того, упорствуют.

О «протестных» праздниках – писано-переписано, а фраза «февроньки против валентинок» давно стала анекдотом, уж не поймёшь – смешным или грустным. И всё же, каждый год в этот день я испытываю смешанные чувства.

Помню, когда новая дата только появилась в российском календаре, она тут же вызвала массу недоумений. Праздник вроде бы церковный – или всё-таки государственный? День святых-покровителей семьи – но приходится на пост, венчаться нельзя. Что делать в этот день, кого и как поздравлять, никто особо себе не представлял, а по телевизору года два подряд крутили один и тот же концерт, на котором артисты, не меняя нарядов и репертуара, поражавших порой своим несоответствием моменту, отмечались тем, что дарили друг другу букетики ромашек. В памяти неуклонно всплывал милый детский мультфильм. «Трям, ромашка», — помните?

Отдельное недоумение заключалось ещё и в том, что поводом для всенародного праздника были избраны святые, семейная жизнь которых в житие-то особо и не попала.  Единственным сугубо «семейным» подвигом здесь стоит, пожалуй, считать отказ князя Петра развестись в угоду недовольным княгиней-простолюдинкой боярам да его готовность оставить власть и уплыть из собственного города вслед за женой. О последнем, впрочем, князь уже как будто готов был даже пожалеть, да продлилось изгнание облечённых властью супругов совсем недолго.

Ещё, пожалуй, хорошо помнится читателям почти романтическая смерть супругов, почивших в один день, да троекратно происходившее чудо, когда усопших наутро находили в одном гробу, немало смутившее, кстати, благочестивый Муром, что принялся активно обсуждать, возможно ли хоронить вместе мужа и жену, если они уже монахи. Вот, пожалуй, и всё; много странного, и даже сказочного есть в знаменитой повести Ермолая-Еразма, но никаких семейных будней в неё не попало.

Нет, понятно, что для людей церковных существует опыт молитвы, когда по ходатайству святых устраиваются самые разнообразные дела, и подобные случаи выходят порою далеко за рамки житийных повествований; на таких посмертных чудесах основано у нас и почитание св. Николая – покровителя моряков и путешественников, и св. Георгия… Но праздник-то вроде объявлен государственным, а значит, было полезно подобрать в его честь какое-нибудь ясное и поучительное житие. И возникает вопрос – а кто у нас вообще в святцах семейный?

Исторически сложилось так, что патриархальные ценности охранялись самим обществом, и потому, наверное, Церковь более прославляла в житиях своих святых не то, что было обыденным – семью, но редкие – среди прочего обычного — подвиги аскезы. Поэтому в святцах мы если и найдём супругов, то рассказ о них будет повествованием совсем не о семье. Святые мученики Адриан и Наталия, святые Хрисанф и Дария, договорившиеся блюсти девство под видом супружества, святые Галактион и Епистимия, вместо свадьбы принимающие монашеский постриг. Вот вам и День семьи.

Что же до тех редких примеров, когда семейные люди в собрания житий всё же попадают, то их повседневная жизнь и тут остаётся как бы за кадром. Вот есть святые Кирилл и Мария – родители преподобного Сергия Радонежского. Переселение в Радонеж говорит о том, что жизнь их, наверное, не была лёгкой, и нередко случались, наверное, тяготы – ведь воспитали троих сыновей, среднему из которых в своё время не давалось учение – а это куда как непростое дело.

А ещё есть св. Емилия Кесарийская – мать девяти детей, трое из которых были епископами, и четверо – канонизированы. И есть в её житии всё – и неожиданно подробный рассказ о детском образовании, которому мать уделяла много внимания, и гонения, и раннее вдовство… То есть, выходит – житие вроде бы очень «семейное», но вроде и – опять «неформат».

Но вот всё-таки есть в наших святцах группа житий, которая, на мой взгляд, находится очень в русле отмечаемого праздника – это рассказы о жизни последних царствовавших Романовых.

— Ааа, ну, да! – протянет скептически проницательный читатель. – Чего б ещё стоило ожидать от автора статьи на консервативном ресурсе в год четырёхсотлетия династии, кроме скрытой рекламы монархизма? Как нехорошо и банально прикрывать рекламные материалы рассуждениями о семейных ценностях!

Успокойтесь, проницательный читатель, Вы ошиблись, правда, я с некоторого времени намёками не пользуюсь – так понятней и быстрее доходит, тем более в письменном виде.

Что же до моего отношения к Романовым… Наверное, у каждого из нас есть этот момент личного диалога со святыми, внутреннего разговора, когда собеседника нужно представить и понять. Насколько он каноничен – вот, честное слово, не задумывалась, но, в конце концов, мы же и с каждым живым человеком ищем для себя точки соприкосновения…

Так вот, многое можно говорить про Романовых – и про политическую составляющую их канонизации, и про особенности правления Николая II; лаконичные и событийные, по обычаям того времени похожие на «меморийки» дневники последнего российского императора вообще вызывают почему-то целый ворох спекуляций, возобновляющихся в сети с завидной регулярностью…

Для меня всё стало намного проще, когда всю эту многократно отражённую дневниками, фотографиями, воспоминаниями окружающих (периодически складывавшихся в какие-то «партии», принимавших сторону то императора, то императрицы) и даже первой кинохроникой историю я стала воспринимать как историю семьи. Да, немного демонстрируемую на публике, что неизбежно при таком общественном положении, и всё же – искреннюю и тёплую.

Свадьба, по возможности скромная ввиду продолжающегося траура по отцу жениха. В последующие годы – рождение четырёх дочек и, наконец, долгожданного наследника…

У нас (и не у нас) любят обсуждать вопрос о том, какую роль сыграла болезнь Алексея в уменьшении авторитета и конечном крахе династии, но совершенно упускают из вида другое – болезнь брата несомненно и в одночасье поставила крест на судьбе его сестёр. Ведь, когда выяснилось, что ген гемофилии дотянулся до семьи российского императора  от английских предков, это, помимо прочего, означало, что шансы девочек на достойные равные браки тут же упали практически до нуля – в Европе в те годы доставало принцесс без изъянов в генетике.

И всё же, семья жила – по мере возможности воспитывала сына, из которого, несмотря на тяжесть болезни, решено было не делать инвалида-отшельника; по долгу положения появлялась на фото и публичных мероприятиях. Девочки болели, чудили, ссорились, мирились, выходили на экзамены и первые балы, даже иногда полутайно и трагически влюблялись, в войну работали сёстрами милосердия в госпитале.

И, в конце концов, в страшном подвале Ипатьевского дома оказалась тоже семья, вся, в полном составе, несмотря на то, что Ольга, например, ввиду намечавшегося было уже после начала войны брака с румынским принцем имела в своё время вполне легальную возможность покинуть Россию…

Любовь-война-болезни-дети, радости и беды, повседневное и трагическое… Как-то всё непросто с этим праздником, куда как непросто, и упорно не укладывается оно в один день в году. А ромашки, ну что ромашки – они и до Покрова, бывает, цветут.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Жизнь — серьезная штука, и поэтому совершенно незачем делать из нее трагедию. К сожалению, иногда это поздно понимаешь.

Другие статьи автора
новые старые популярные
5julia68

может, я щас не то ляпну, извиняюсь заранее, но ромашки-это, как мне кажется, из области популизьма. нет?

La_gata

Не знаю. ИМХО, искали какую-то эмблему праздника, а она — "любит-не любит, плюнет, поцелует…" — возьми и окажись самой запоминающейся из всего. Потому как со всем остальным — напряжёнка.

5julia68

вот я и говорю- для широких народных массссссс

La_gata

Не, ну, мысль просматривается. Есть "женский день", "мужской", в Штатах — день матери и отца. Решили ещё "день всех вместе" сделать. Вопрос только в том, что такие штуки один день в году не продвигаются. То есть, если восьмого: "поздравляем-поздравляем, вот вам килограмм гречки", а девятого "и валите вы со своим детским садом, понарожали тут" — то оно чего-то не работает.

лиза гессен

Дарья, спасибо. Императорская семья — достойнейший пример семьи и любви. Часто привожу слова Императрицы о том, что" самое богатое наследство, которое могут оставить родители детям-это счастливое детство"…

Щас меня все будут ругать и убивать в комментариях, но по моему Николай семьянин был хороший, а вот царь так себе. Потому революция и приключилась… В итоге вся его семейственности и мягкость и привела к такому страшному концу….
Не бейте сильно! Пожалуйстааа!

La_gata

Не будем. У нас, это, День семьи.
А государь… Сложный это вопрос и отдельный — насколько вообще была оптимистичной судьба русской монархии после Александра III. А зачем нам понадобилась тогда Дума — вообще не понимаю. В итоге — сами начали, сами же и закручивали потом гайки, на выходе получили нерепрезентативную власть и неспособную ни на что, кроме террора, оппозицию. Впрочем… Избави, Господи.

Ксания

Не буду Вас бить. Не за что. Даже церковные иерархи признают многие, что канонизировали Николая Второго не за царствование, а как страстотерпца. Один из участников комиссии по канонизации сказал даже в интерьвью, что: "К сожалению, умирать наши люди умеют лучше, чем жить". Интервью где-то затерлось за давностью лет, а фраза запомнилась.
Но за одно семье Романовых можно (и дОлжно) быть благодарными: их прославление в лике святых страстотеппцев в РПЦ послужило очередной ступенью к восстановлению канонического общения с РПЦЗ.

La_gata

Скорее наоборот — было одним из официально оговоренных условий этого восстановления.

Ксания

Ну да, я, наверное, неточно выразилась. Это был очередной шаг (ступень, условие…), без которых восстановление канонического общения могло и не состояться.
Не будучи не русской, ни россиянкой, я никогда не испытывала к Романовым особого пиетета. Может, для России они что-то и делали, но окраинным землям "доставалось по-полной" (не только от Николая Второго, все там хороши были). Однако, справедливость — выше личных симпатий, а соборное мнение Церкви — для меня, однозначно, выше национальных разногласий.
Почему-то, мне кажется, поспособствовала семья последнего царя этому восстановлению (вымолили вразумление для многих, наверное). Представьте себе, сколько храмов "открылось" для православных, проживающих за границей!

Лариса

В вашем комментарии и вопрос и ответ: русский православный царь-это глава семьи-глава державы. Тот кто затеял убийство главы семейства-хорошо осознавал, что это есть верный шаг к уничтожению обезглавленной державы. Кому выгодно уничтожение русской православной христианской семьи ?

Гоблинище

Абсолютно с Вами согласна. Семью царскую жалко — дети не виноваты. Но сам Николай II именно такой конец себе запрограммировал. И еще такое дело…. если ты царь, то отец не только своей семьи, а всего народа. Сам в переписи написал — хозяин земли русской. Ну, а раз хозяин — то и ответ держи. А то, получается, семья, все благополучно, благочестиво и правильно, а страна, пафосно скажу — народ — как-то сбоку припека.

La_gata

Эээ… а что Вы предлагаете, собственно… В те годы вводили демократию. А у нас введение демократии сверху никогда ничем хорошим не заканчивалось.
Как, впрочем, и введение теперь (гипотетически) монархии — потому что народ найдёт крайнего и на том успокоится.

Гоблинище

Я предлагаю не идеализировать, только и всего. Когда царь — такой прекрасный семьянин, и жену любит, и детишек пятеро — это прекрасно и чудесно. Но когда тот же царь сначала необдуманно устроил Ходынку, а потом даже не прервал коронационные торжества, расстрелял мирную процессию, а потом сказал, что его вообще и в городе не было — и правда, не было, но значит и ответственность не его? — тут невольно подумаешь: а чего, собственно, и ожидать было другого? Знаете, Людовик XIV говорил: "государство — это я", Людовик XV: "после нас хоть потоп", а Людовик XVI был гильотинирован вместе с женой. Все закономерно.… Читать далее »

Елена 12

"…когда тот же царь сначала необдуманно устроил Ходынку, а потом даже не прервал коронационные торжества, расстрелял мирную процессию, а потом сказал, что его вообще и в городе не было …"
Эх, как меня достали подобные рассуждения…Спорить не хочу и не буду. Хотела минус поставить, но случайно нажала на плюс. Минусую. Без комментариев.

Ксания

Елена, так ведь из песни слова не выкинешь. Почему-то один из любимых русских мотивов — сказка про доброго батюшку-царя и плохих бояр (чиновников). Но тут как раз однозначно: либо монархия абсолютная, либо — конституционная. Если первое, то царь (король и иже с ними) управляет государством и отвечает за то, что в нем происходит. Если второе, то он не "хозяин земли Российской", а что-то типа английской королевы — национальный символ, и не более того. Конечно, страна большая, за всеми не уследишь. Но хоть за ближним окружением следить надо было. Поэтому спорить совершенно не обязательно. Просто, надо не творить себе кумира. Уважать… Читать далее »

Juliana

"не творить себе кумира"..- ?
Между прочим, он канонизирован -это ничего?Есть соборное определение.
Процитирую Ваш коммент чуть выше:"церковные иерархи признают многие, что канонизировали Николая Второго не за царствование, а как страстотерпца." Именно так и канонизировали,как страстотерпца.Аналогия — мученики-князья Борис и Глеб.
"Однако, справедливость — выше личных симпатий, а соборное мнение Церкви — для меня, однозначно/…/" —
это тоже Вы писали :).И это верно.Жизнь — это путь,каждый идёт его небезошибочно.Каков конец? Страстотерпческий. Вот и всё.О какой "кумирности"тут можно говорить?

Juliana

"Уважать мужчину"/…/Уважать человека и отца,"..
Вообще-то их уже можно почитать и им молиться 🙂
За семью.И за государство тоже

(Извиняюс,я по-доброму,без сарказма)

Ксания

Юлиана, канонизирован человек как страстотерпец. Это не значит, что свою жизнь он прожил безгрешно и идеально, это значит, что все его ошибки не помешали ему стать святым. Господь милостив! Говорю о кумирности совершенно отвественно, поскольку ни один святой не должен собой подменять Господа. Важ же не "коробит", если мы говорим о том, что блаженный Августин был в секте, или что равноапостольный Владимир был до крещения изрядным гулякой? Но почему-то, если речь заходит о Романовых, сразу всех надо срочно идеализировать. Зачем? Никто же не отрицает, что они — святые (и я тоже этого не отрицаю). Но и переписывать историю ради красивости… Читать далее »

La_gata

Так вот, как раз создание государственной Думы — это и был шаг в сторону конституционной монархии. В стране, которая к нему, ИМХО, была неготова. Получили то, что получили — радикально настроенную Думу, которую тут же начали распускать, вводить партийные цензы и т.д. И императора, который уже не абсолютный, но непонятно, какой. И ещё — по-моему, все реальные демократические потенциалы того вромени очень хорошо показал Февральский переворот и создание правительства Керенского. Который, конечно, в женском платье никуда не бежал, но и поделать тоже ничего особо не смог. И вообще, если совсем глубоко, то начинать историю надо с реформы Александра III, а… Читать далее »

Ксания

*продолжение* В немецком варианте биографии (не жития, а именно обычной биографии) княгини Елизаветы упоминается, что ее отношения с сестрой в конце жизни были несколько напряженными. Так, Елизавета Федоровна не принимала некоторого мистицизма, которым увлекалась ее сестра под влиянием Распутина, утверждала, что к православию подобное имеет очень опосредованное отношение. Такое мнение не вопринималось царицей. которая попала под влияние "старца". Так что не все так однозначно. И вообще, легче говорить о святых первых веков, вся информация о которых почерпнута нами из канонических житий, многократно редактированных. Здесь же нам доступна информация из разных источников. Тем выше степень моего уважения к архииереям, заседающим в… Читать далее »

Juliana

Есть изданные дневники последней русской царицы,например,в сборнике"Дарите любовь".При чтении многие вопросы просто отпадают.Очень чистая живая душа-христианка,состоявшаяся именно в семейном благочестии…

Juliana

К "семейным"святым добавлю-житие праведной Иулиании Муромской(Лазаревской),мирянки,там и житейские будни есть.

La_gata

Ну да, ну да, но — опять вдова. И житие — любопытное, необычное, XVII век.

Juliana

О Петре и Февронии.Жаль,конечно,что неизвестны их "будни повседневной жизни".Но известные немногие чудеса(конечно,именно их и "запомнило"житие,как из ряда вон выходящее),наверное,всё же призваны свидетельствовать о праведной их жизни.
И — да,фактом оставления княжения Пётр поставил семейные ценности выше ,так сказать,"карьерных"-социальных :).
Ка-то тон про чудеса не понравился.Если нет в житии описания "будней",это не значит,сто они были"неправильные",несемейные.Наверное,не будь праведной жизнь"семейных"святых(тех же прпп.Кирилла и Марии),не было бы и плодов их жительства -в том числе,святости их самих,да и чудес тоже.Но жаль,конечно,что повседневная жизнь нам не открыта…
Про Романовых — плюс 100! Спасибо.

La_gata

Ну, каюсь, литературовед я. Я с повестью Ермолая-Еразма столкнулась в первый раз как со светским произведением — давно. Погуглите — гуляет по Сети этот текст из "Литературы" до сих пор.
А потом — не мне одной чудеса "не глянулись", митрополит Макарий повесть Ермолая в "Великие Минеи Четии" тоже не взял когда-то.))

Juliana

"Ну, каюсь, литературовед я" — и это прекрасно!!(в смысле,второе:) )

Я,каюсь,не литературовед,всего лишь богослужебный практик.Ну,и немножко исследователь текстов. Кстати,на сегодняшний день в богослужебной Минее-июнь2ч. житийную справку не смотрели? Коротко,лаконично,без тех упомянутых чудес.Посмотрите,мне понравилось. Видимо,составители оставили только исторически и канонически бесспорный материал.
(если что,смотрите этот текст сразу после службы святым Петру и Февронии.Если не знать бы про чудеса,так по прочтении сей справки наличие таковых и не заподозришь!)

Juliana

Если что,извиняюс за свои "три копейки"(или "две лепты"?),ладно?
Ведь,судя по источникам,справка сия всего лишь выборка-сокращение…

La_gata

Я шла от обратного. Там, по идее, в макарьевской минее своё какое-то должно быть своё житие — раз повесть Ермолая не включили.Но Макарьевская по стилю — сушняк страшный. А к Ермолаю понятно, какие были претензии — там как минимум два типичных сказочных сюжета у него, хоть и в сокращении. Плюс история с перевозчиком, который засмотрелся на Февронию, фигурирует иногда как предание о княгине Ольге.

Juliana

Да,теперь понятно.Спасибо за пояснение.Согласна с "претензиями к Ермолаю".
🙂
Спасибо.

лиза гессен

Кажется, у нас, на Украине, вообще нет дня семьи, ничего сегодня народ не празднует. День Петра и Февроньи -да, но для посвященных. А насчет ромашки, да и мультфильма , мультфильм перевран, это замечательные сказки Козлова, очень философские, несмотря на 'детские 'действующие лица- ежика, медвежонка и зайца. Советую почитать, и не только детям.

Елена 12

"… про «День семьи» писать, наверное, должна матушка": как только прочитала эти слова, в сознании автоматически высветилось "Лилия Малахова":) Спасибо Вам за статью и напоминание о Царственных страстотерпцах. В своё время не раз приходилось проводить вечера их памяти, и надо было видеть, как это вдохновляло и окрыляло нашу молодёжь (и меня заодно, и преподавателей-зрителей). Потом почти у всех в группе появились брошюры или книги писем-дневников царицы Александры, фото. Помню, как один парнишка удивлялся, что царь Николай II умел колоть дрова и работать в огороде…А меня поражало отношение к больному царевичу: отец возил его с собой на фронт, а потом, уже… Читать далее »

La_gata

Ой, а Лилия — матушка? Я чего-то пропустила.)

Оля

Матушка!

Olga Balytnikov-Rakityansky

А почему все-таки свв. Василий и Эмилия (Василий тоже канонизирован, да :)) — неформат? Потому что вдовство? Ну так она же далеко не сразу овдовела — женаты они были целых 20 лет, практически всех детей (кроме самого младшего, Петра) воспитали вместе. А вообще в жизни так чаще всего и бывает, что кто-то один уходит раньше (тем более Василий был значительно старше) — получается, многие люди найдут еще больше схожего с собственной жизнью, чем если "умерли в один день". И их сыновья оставили такие трогательные, живые воспоминания о родителях (в письмах и различных "словах") — никакого налета сахарной "блаачестивости".

La_gata

Что-то в тех вариантах жития, которые я видела, мне показалось, что он очень рано умер, и дальше там было — про детей. Наверное, ошиблась я.
А житие потрясающее — святители Василий Великий и Григорий Богослов — это ведь её дети.
Там, по-моему, и мать её канонизирована — Макрина-старшая. В общем, вся семья почти.

Olga Balytnikov-Rakityansky

Просто, видимо, многие современные составители житий делают акцент на знаменитых детях (они ВСЕ святые, только 2 дочери официально не канонизированы, но и то только потому, что их имена неизвестны), а брак родителей как бы оставляют в тени — "поженились-овдовела", и дальше все о детях. Но на самом деле Василий и Эмилия очень долго прожили вместе, и у них был, по отзывам тех же детей и друзей семьи, практически идеальный брак, "полное единство душ и телес" (цитируя Григория Богослова — он не их родной ребенок, но лучший друг Василия Великого, близко знал эту семью и много о них писал впоследствии; а… Читать далее »

Juliana

Сначала(в контексте темы) как-то думается о русских святых.Вот хорошо вспомнили семью Василия Великого!Думаю,если о святых вселенских-можно набрать целый сонм "семейных"историй.
Вот бы кто собрал-книгой или хоть подборкой статей.Весьма полезное состоялось бы чтение!

Juliana

Ещё вспомнила праведную Монику,мать блаженного Августина.Истинная вера,смирение,слёзные молитвы — и муж в итоге крестился,а сын епископом стал и канонизирован,как и она сама.В "Исповеди" блж.Августина много о подробно о ней.Именно с точки зрения семейного благочестия.

Эльвира

Вы очень практичная! Веет холодом от ваших рассуждений. Вы передаете Что собрали. Это чужое. Не ваше. Как вы все хотите уложить в "свой" чемодан" . Уложили? Тогда не стоит открывать и всем показывать. С праздником СЕМЬИ ! Улыбнитесь! Солнцу! Ромашкам! Птицы поют!
«Блажен, кто верует, тепло ему на свете!» Блажен, кто ещё верует в любовь в наши «окаянные дни»! Эта вера основана не на грёзах и мечтах, но на незыблемом основании Любви распятой и воскресшей — Господе нашем Иисусе Христе, Который вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8).

La_gata

Я не практичная. Просто есть опыт объяснения этого всего неверующим людям. А им опыта молитвы не объяснишь, увы. И смысл праздника от них ускользает.
К тому же в "Повести о Петре и Февронии" есть некоторый сказочный элемент. Для жития он не очень характерен. а в пересказе светских журналистов по поводу иногда вообще в такой магизм превращается. Увы.

Ксания

От неверущих людей многое ускользает, им многое надо обьяснять на их языке. Например, муж, мягко говоря, не в восторге от слов, приписываемых княгине (помните, где "зачерпни воды с одного борта, потом зачерпни с другого…"). Муж удивился: "И что она кому доказать хотела? Что ночью все кошки серы? Что вода в любом колодце одинакова? Было бы так, зачем бы я женился?" Логично? 🙂 После долгих раздумий мы решили, что эта логика характерна для того времени (в смысле, не умничай, на которой тебя женили, с той и живи).

Lana

Да ну, Эльвира! Никакого холода. Правда. У Дарьи холода в принципе быть не может.)))
Просто неожиданный для вас взгляд — это да. Нехарактерный. Не сахарный. Но не холодный)))

Гоблинище

А я где-то читала, да на Правмире год назад, кажется, что именно нестандартность святых Петра и Февронии и позволяет трактовать их как покровителей семьи. Мы мало знаем про их семейную жизнь, Петр вообще и жениться-то на Февронии не хотел — насильно пришлось ))))) И детей у них то ли не было, то ли ничего об этом неизвестно. Может, потому они и покровители семьи? которая стандартной по определению быть не может. Царская семья — хороший пример, но, мое мнение, слишком далекий от не-царских реалий. Просто потому, что это семья — царская. Конечно, Петр и Феврония тоже князья, но средневековые, там и… Читать далее »

Похожие статьи