Религиозные и светские, древние и современные, итальянские пасхальные традиции, до сих пор тщательно соблюдаемые особенно в местной глубинке, — это повод от души посмеяться и искренне восхититься фантазией жителей Аппенин. Итальянские предпасхальные праздненства Страстной недели, проходящие по всей Италии от крупных мегаполисов до небольших городков, вовлекают решительно всех от мала до велика. Местные карнавалы по-своему интерпретируют тему страданий и воскрешения Христа, а самые необычные и примечательные из них заслуживают особого повествования. Наша поговорка «делу время, а потехе час», видимо, известна и на Аппенинах: и карнавалам, и праздничному застолью в Италии предшествует череда серьезных подготовительных мероприятий. Среди них — своеобразные ритуалы очищения, которые не чужды и русским хозяйкам. Например, пасхальная уборка, которая так и зовется по-итальянски pulizie di Pasqua, сподвигает местных женщин на мойку окон, наведение порядка в шкафах, сушку матрасов и прочие домашние дела, до которых в течение года так и не дошли руки. Многие итальянцы ходят на кладбище навестить умерших родственников. Во многих областях страны принято даже украшать гробницы умерших к Чистому Четвергу (giovedì Santo). На Сардинии идут в ход так называемые «nenniris», ленты из длинных и бледных цветков кукурузы, выращенных в темноте в тарелке или коробке, переплетенные и украшенные настоящими лентами. Все это великолепие принято оставлять прямо на земле в капеллах при гробницах. Сходные обычаи существуют и в других областях итальянского юга — на Сицилии, в Калабрии и зоне Гаргано. Неаполитанцы же участвуют в «struscio», ритмичной процессии, которая звуком напоминает шелест или шорох. В Бари монахи из Конгрегации Кармине (Congregazione del Carmine) организуют ход иного толка, попарно посещая местные усыпальницы. В Прощеное Воскресенье (domenica delle palme, Пальмовое воскресенье в Италии) в церквях и храмах прихожанам раздают веточки пальмового дерева — эти новые веточки сменяют прошлогодние, бережно хранимые в итальянских домах от Пасхи до Пасхи. На Страстную неделю в Италии молчат колокола — зато развлекается местная детвора, при помощи хитроумных деревянных приспособлений (под названием scarabattole или raganelle), шумя в замену колокольному звону. На четверг и пятницу приходятся самые зрелищные процессии, проходящие повсеместно в Италии, хотя на местном юге эти наглядные демонстрации веры куда многолюдней и красочней. Костюмированные шествия, в которых разыгрываются события двухтысячелетней давности, поддерживаются как религиозными, так и гражданскими организациями. Такие процессии привлекают внимания не только местных жителей, но и туристов со всего мира. Например, на Сицилии в крохотном городке Сан-Фрателло (провинция Мессины) проходит «праздник иудеев». Изначально население городка своими силами разыгрывало представление, точнее — драму, представляющую собой буквально иллюстрацию страданий Христа. В наши же дни она сменилась грандиозным праздничным шествием местного населения в ярких национальных костюмах: красных в желтую полоску рубашки и брюк с расшитыми на них разноцветными нитками и жемчужинами цветами. Голову «иудеев» венчает красный капюшон под названием sbirrijan, на конце которого красуется вышитый крест. Разодетые таким образом развеселые местные жители гуляют по городу, дуя в трубы. Иные — чтобы действительно помянуть Христа, но основная масса — чтобы помешать серьезной религиозной процессии. В Святую Пятницу празднования достигают кульминации: «официальный» праздничный крестный ход — к вящей радости зрителей — прерывается внезапным и ярким появлением нарядных «иудеев» в их живописных нарядах. Все на той же Сицилии в Трапани на святую пятницу проходят «мистические ритуалы» и крестный ход в Энне с участием двух тысяч монахов в капюшонах. В другом регионе итальянского юга, городке Нойкаттаро (поблизости от Бари) области Пулья, на Чистый Четверг существует традиция перед выходом крестного хода разжигать перед церковью della Madonna della Lama … самый настоящий костер. Этот костер оставляют гореть всю ночь в знак особой веры и преданности. Путешествуя вверх вдоль итальянского «сапожка», в городе Сульмона, что в Абруццо, стоит повсетить на Пасху празнование «Мадонны, сбегающей на площадь». Сей подвиг Мадонна совершает около полудня, а зрительское место следует занимать на площади Гарибальди. Примерно к 11:30 на площадь выносят статуи Святого Иоанна и Святого Петра, двух апостолов, которые, согласно Евангелию, первыми осознали воскрешение Христа. Статуи затем несут к церкви Святого Филиппо, где расположены фигуры Воскресшего Христа и Скорбящей Мадонны. Двое апостолов «стучатся» в двери церкви, чтобы сообщить Деве Марии радостную весть о воскрешении Иисуса, и она, еще не веря своим ушам, выходит к ним по-прежнему одетая в черное в знак скорби. Когда Мадонна наконец видит своего сына, то бежит к нему навстречу в траурном одеянии, которое постепенно, под стрельбы петард, хлопанье крыльев выпущенных на волю голубей и ликование толпы, спадает с нее, представляя взорам публики расшитое золотом роскошное зеленое одеяние. Стоит ли говорить, что подобная сценка разыгрывается жителями города и участвовать в ней — большая честь. Уже в центральной Италии, в области Эмилия-Романья, городке Фиоренцуола д’Арда (в провинции Пьяченцы) играют в «Ponta e Cull», дословно «острие или попа», дошедшую до наших дней с самого начала XX века. После праздничной пасхальной мессы народ по традиции собирается на главной площади города, каждый со своим отваренным вкрутую яйцом (крашеным или нет), чтобы «побить» как острый, так и тупой кончик наибольшего возможного количества яиц «противника» и получить приз. Карнавалы и фестивали для эмоциональных и дружелюбных итальянцев так же привычны и органичны, как для русских – крестные ходы. Кто-то участвует в них по зову сердца, кто-то – по привычке, впитанной с детства: вместе выразить и пережить те чувства Страстной недели, как и десятки, сотни лет назад.