В выставочном зале Реставрационного центра имени И. Э. Грабаря открылась очередная, уже традиционная выставка произведений, восстановленных в здешних мастерских. На этот раз показаны особенно хрупкие материи — и в прямом смысле, поскольку экспонируется графика, и в переносном, ведь все работы объединены общей непростой темой: образ женщины в искусстве конца 19 – 20 веков. Сложность этой задачи в том, чтобы показать стройную симфонию образов, объединенных не только очевидной общностью сюжета, но и созвучием смыслов. Уникальность подобного показа объясняется не только особыми условиями экспонирования графики — она может находиться в освещенном помещении только 1-2 месяца, после чего должна храниться в темноте. Особенность выставки — крайне редкая возможность увидеть в Москве работы из разных провинциальных музеев. Графитный карандаш, пастель, сангина, соус, уголь — множество техник представленных произведений и совершенно разные степени их сохранности определили то многообразие реставрационных работ, которые остались за кулисами выставки, но благодаря которым жизнь этих хрупких памятников русского искусства оказалось возможным продлить. Имена Репина, Серебряковой, Фалька, Фешина, Борисова-Мусатова, Дейнеки, Лактионова соседствуют с совсем неизвестными или незаслуженно забытыми именами. И. Е. Репин. Портрет М. Н. Климентовой, впоследствии Муромцевой. 1878. Бумага, карандаш. Вятский художественный музей имени В. М. И А. М. Васнецовых Карандашная работа И. Е. Репина демонстрирует его виртуозную технику. Точными, быстрыми и легкими штрихами он лепит объемную, полную витальных сил, подвижную фигуру, оживляет глубокий проницательный взгляд своей модели. З. Е. Серебрякова. Автопортрет. 1920-е. Бумага, темпера. Чувашский государственный художественный музей Характерная светлая задумчивость пронизывает очаровательный автопортрет Зинаиды Серебряковой. Нежность и сила ее пронзительного и чистого взгляда завораживает. Живые, «непричесанные» мазки будто танцуют вокруг этого магнетического взгляда, открытого и в то же время погруженного в глубину внутренней душевной жизни. Р. Р. Фальк. Портрет Л. Г. Попеску. 1929. Бумага, акварель, белила. Ульяновский областной художественный музей Иное настроение демонстрируют работы Роберта Фалька. Формы, распадающиеся на изломанные плоскости, напряженные сочетания цветов, зыбкое живописное пространство подчеркивают тревожность и скорбь модели, чей взгляд обращен вниз, в свои сосредоточенные думы. А. В. Фонвизин. Материнство. 1922-1923. Бумага, акварель. Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского Совсем другое настроение и другую сторону женского мира воплотил в своей воздушной акварели Артур Фонвизин. Нежность и тепло переполняют образ молодой матери с младенцем на руках. Живые, трепетные касания кисти, пятна воды и цвета очень ярко и выразительно передают зыбкое, солнечное, теплое и уязвимое состояние единения мамы с ребенком. Настолько значимое и одновременно неуловимое, что именно такой образ, как будто подсмотренный через занавеску или цветное стекло, тающий в зыбких, неясных очертаниях, может наиболее полно рассказать о нем. А. А. Дейнека. Вагонетки в Донбассе. 1951. Бумага, гуашь. Вятский художественный музей имени В. М. И А. М. Васнецовых Иной взгляд на женщину демонстрируют мощные и монументальные героини Александра Дейнеки. Работницы заводов, впечатляющие своей скульптурной весомостью и природной силой, возвышаются над индустриальными пейзажами. Их монументальные силуэты сияют на белом, залитом светом фоне. А. В. Исупов. Женщина в черной шляпе. 1951. Бумага, уголь, сангина. Вятский художественный музей имени В. М. И А. М. Васнецовых Редкость в музейных собраниях и на выставках в России — произведения художника-эмигранта Алексея Исупова. Мастерски разбросанные мазки, пятна цвета, смелые световые контрасты, эффектная расслабленная поза модели рисуют образ уверенной, невозмутимой и сознающей свою силу женщины. Л. К. Антонова. Портрет Е. А. Киселевой. Уточнено ВХНРЦ: 1 четверть 20 в. Картон, пастель. Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского Открытием экспозиции стала художница Людмила Константиновна Антонова, ученица И. Е. Репина и однокурсница по его мастерской уже знакомой нам Елены Киселевой, чье имя пару лет назад вернул из забвения Музей русского импрессионизма. Здесь портрет Елены Киселевой выполнен уверенной рукой прекрасного мастера, о котором, к сожалению, найдено пока крайне мало сведений. Даже ее инициалы удалось расшифровать только во время реставрационных исследований в центре Грабаря. В лучших традициях утонченного искусства Серебряного века образ художницы загадочен и пленителен. Изощренная, певучая линия очерчивает ее грациозный силуэт, лишая изображения какого-либо намека на тяжесть и телесность. Подвижная и тоненькая собачка усиливает изысканность и изящество образа. Вкрапления ярких цветов и пуантилистический характер мазков в передаче фона говорят об ориентации художницы на французские живописные новшества рубежа веков. Очень разнообразные по стилю, технике, характеру и настроению женские портреты показывают нам невероятно многоплановый и объемный образ эпохи. Вглядываясь в их такие разные, удивительные или очень, кажется, знакомые черты, можно прочесть всю непростую и полную перемен историю нашей страны в 20 веке. Студентки, матери, жены, художницы, актрисы, работницы, крестьянки, дамы преклонных лет и маленькие девочки рассказывают нам свои безмолвные саги, такие же хрупкие и ценные, как те пожелтевшие листы, с которых смотрят на нас их глаза.