Дорогие читательницы! Вы привыкли видеть мои статьи в стиле «10 идей», которые я так люблю писать. Но сегодня мне хотелось бы поделиться с вами очень важным, как мне кажется, опытом, связанным с совершенно другой, далеко не бытовой, сферой жизни. Иногда кажется, что удача отвернулась. Все дела идут как-то криво. Или человеку, который рядом, беспричинно и безнадёжно плохо. Пытаешься изменить ситуацию, найти выходы из положения, помочь всеми силами — но ничего не помогает. В лучшем случае ничего не меняется, а бывает, становится ещё хуже. Я сама попала в такую ситуацию. Я мыкалась из огня да в полымя, терзаясь невозможностью помочь и чувствуя себя слепым котёнком. Так длилось до тех самых пор, пока в какой-то момент, по обрывкам разговора, я вдруг поняла, что прав апостол Павел, говоря: «наша брань не против крови и плоти, но… против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф 6:12). И хором к этому вспомнились иные слова: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф 17:21). И всё встало на свои места. Сугубый, личный пост — практика нечастая. В православном календаре и так достаточно постных дней, чтобы расходовать на пост немногочисленные скоромные. Однако каждый постный день в календаре православной церкви посвящён конкретному событию. А если вспомнить Ветхий Завет, то можно с любопытством обнаружить, что для иудеев пост был не только и не столько традицией, сколько средством, усиливающим молитву о совершенно конкретных вещах. Царица Есфирь, узнав про грозящую евреям опасность, призывает свой народ поститься, прежде чем она пойдёт к царю с просьбой и помиловании: «Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну». (Есф 4:16) Пророк Иона, пришедший к ниневитянам, предвещает им гибель от Бога, и царь Ниневии объявляет строгий пост по всей земле, чтобы отвратить беду от своего народа. В Ветхом Завете пост — это чаще всего именно средство достижения цели. То самое средство, которое помогает, когда всё остальное уже точно не сработает. Вот и у меня была такая ситуация, когда я не смогла бы даже чётко сформулировать, что нужно изменить. Знала только, что так дальше продолжаться не может. Мне очень хотелось суметь отойти в сторонку, дать Богу пройти и… сделать что-нибудь через меня. Вот я и вспомнила про известное с ветхозаветных времён средство. А вспомнив, столкнулась с некоторыми неожиданными трудностями. Начнём с того, что сугубый пост отличается от общецерковного полной свободой сроков и строгости. Это и хорошо, и сложно. Когда мы постимся вместе со всей Церковью, у нас общие ограничения в пище, строго определённые молитвы и службы и однозначная дата окончания поста. При пощении сугубо всё это определяем мы сами. Под свою ответственность. Наверно, можно было бы попытаться переложить это на духовника, но ведь цель — моя. И ответственность, значит, тоже. Я выбрала себе срок: неделя. Меньше имело смысл поститься, только если я собиралась сидеть на хлебе и воде, а на дольше замахиваться в моём случае было опасно: слишком велика вероятность сорваться. Таких же принципов я придерживалась, выбирая «меню» и молитвы на эту неделю. Центром моего поста стала, конечно же, литургия. Интересно, что некоторое время я обдумывала: а стоит ли полностью перестраивать свой график на этот день только ради литургии? Ведь я успею это и потом… Но поразмыслив, поняла: без исповеди и причастия все мои усилия тщетны. Исповедь — это как бы финальный аккорд моих попыток стать чище и светлее. Понятно, что пост истончает плоть, молитвы помогают обратить глаза к Богу и осознать грехи, но по-настоящему благодать очищения и сил для исправления даётся в таинстве исповеди. Без неё никак. Причастие же выводит человека за рамки его собственных духовных способностей. Чтобы зажечь масляную лампу, её, конечно, и вычищают, и наполняют маслом, но если не будет искры — огня не зажечь. И причастие, принятие Бога Живого и есть эта искра. Венец всех предыдущих усилий. На литургию я шла в пятый из восьми дней. Логичнее всего, казалось бы, было оставить это на самый финал. Но ведь после того, как огонь зажжён, ему нужно дать разгореться, бережно отнестись к только-только занявшемуся пламени. Самым закономерным и в то же время самым неожиданным было то, что пост «сработал». Нет, это была не резкая перемена от «очень плохо» к абсолютному счастью. Но каждый день я чувствовала, что ситуация медленно, но верно выправляется. Внешне можно было объяснить перемены психологией, погодными условиями или просто случайностями. Но христианские чудеса никогда не ущемляли права человека не верить в них. Я верю, что выходом из того беспросветного и мрачного кошмара стала именно помощь Господа в ту неделю. Сложнее всего оказалось выйти из поста. Когда своими глазами видишь, как всё изменилось, довольно страшно становится: вдруг я сейчас перестану поститься, и всё рухнет? Вернётся к исходной точке? Однако поразмыслив, я поняла: такой страх — это маловерие. Да, я сделала немало, чтобы улучшить положение вещей. Но основную работу сделал Господь. И Его помощь не исчезнет из-за того, что я завершу пост в назначенный день. С той недели уже прошло некоторое время. Конечно, нельзя сказать, что жизнь стала безоблачно счастливой и все проблемы исчезли. Никакая болезнь не проходит сразу, и потребуется время, чтобы исцеление произошло. Начиная поститься, я была морально готова, что ничего не произойдёт. В конце концов, «не моя воля да будет, но Твоя». Но опыт произошедшего лишний раз показывает, что Бог хочет помочь нам в любой, самой безнадёжной ситуации. Чтобы сделать светлее мир вокруг, нужно очистить самого себя, истина известная. И у нас всегда есть под рукой способ, подсказанный Писанием и действующий — всегда.