Читайте также: Медицинские технологии и суррогатная тайна жизни Заголовки новостных лет запестрили темой, которая очень тесно связана с темой преодоления. Двое людей по тем или иным причинам хотят иметь детей, но не могут. Выходов из этой болезненной ситуации можно назвать несколько: смириться и жить дальше, усыновить детишек, от которых отказались их биологические родители или, как герои последних новостей, обратиться за помощью к современно медицине. Уже не первый раз вокруг разных звёздных семейств поднимается шумиха в связи с нетрадиционным способом появления на свет их потомства. Мнения общественности, как водится, разделяются, смешиваясь то с гневом, то с завистью. Но как показывает практика, сплетни поутихнут очень быстро и забудутся, а детишки, которые родились при помощи суррогатного материнства, будут расти и строить свою жизнь. Как и мамы, которые выступили своеобразным инкубатором и отдали чад, которых вынашивали 9 месяцев, биологическим родителям. Согласно условиям договора. Как некий предмет. Что же такое суррогатное материнство — долгожданная возможность родить драгоценных наследников или новый вид обесценивания человеческой жизни, превращение человеческого тела и младенца в предмет договора, некий объект? Пожалуй, с этим явлением XXI века мы будем встречаться всё чаще и чаще. А пока редакция портала Матроны.РУ обратилась к психологам с просьбой прокомментировать это явление. Лия Киневская, аналитический психолог — Как на ребенка влияет ситуация, когда его биологическая мать заключает некий контракт с другими людьми, для которых она его рожает? — Мы не знаем достоверно подробности события, произошедшего в семье Примадонны, поэтому будем говорить о ситуации, когда суррогатной матери подсаживают оплодотворенную яйцеклетку и ее утроба выступает «инкубатором» для выращивания плода. Здесь есть три пласта проблемы. Во-первых, подобные операции обсуждаются и осуждаются окружающими, и все участники процесса, в том числе и мать, подвержены дополнительному стрессу. Вторая проблема для родителей ребенка – эмоциональная. В принципе, для воспитания малыша не важно, кто его будет приводить в этот мир, если в дальнейшем его будут любить, понимать, чувствовать. Весь вопрос в том, как это будет складываться в семье, в которую пришёл малыш. Третья проблема – системная. С точки зрения семейной системы, эта женщина способствовала развитию ребенка, и если ее в дальнейшем не берут в семью, не дают контактировать с тем, кого она носила под сердцем девять месяцев, то ребенок будет чувствовать себя неполноценно, потому что не будет ощущать эмоциональную связь с той женщиной, которая его выносила. Если ребенок общается со своей биологической матерью, она является частью его семейной системы, то ему будет гораздо легче пережить эту ситуацию. Когда родители решают скрыть от ребенка способ его зачатия, то постепенно тайна его рождения превращается для него в навязчивый невроз, потому что он постоянно будет чувствовать связь с той женщиной, которая его родила. Дети вообще знают больше, чем мы привыкли думать. Если рассмотреть эмбриональный период развития, то фактически чужеродная яйцеклетка попадает в организм женщины, где развивается в определенном конфликте с ее репродуктивной системой. В дальнейшем ребенок может вырасти с ощущением своей неполноценности, как будто он был отвергнут матерью уже в утробе. На поведенческом уровне ребенок будет развиваться как обычно, у него сформируются привязанности, отношения с родителями, а вот системная проблема будет сопровождать его очень долго, обостряясь с возрастом. Его рождение сопряжено с тем фактом, что его мама неполноценная, она не смогла его родить сама. Что касается соматической реакции на внутренний конфликт «я имею право на жизнь, потому что я неполноценен», то чаще всего это проявляется через проблемы с иммунитетом, аллергии и т. д. Ребенок как будто «не пользуется» своим иммунитетом, потому что не чувствует связи со своей биологической матерью. Во время беременности у женщины вырабатываются определенные гормоны, которые «привязывают» ее к ребенку, и естественно, после родов она переживает определенную драму. Она знает, что будет отдавать этого ребенка, но ее тело этого не знает, оно не умеет понимать такие вещи. Ее рефлексы остаются с ней на много лет, она чувствует депрессию, отчужденность, а помощь таким женщинам у нас никто не оказывает. Мало кто из психотерапевтов способен работать с такой темой, потому что это невероятно сложно. Никакая денежная компенсация не может смягчить последствия такого стресса. В теме суррогатного материнства, по-моему, нет контакта с реальностью. Реальность какой-то конкретной пары такова, что они не могут иметь детей. Если люди с этим борются, ищут любые способы родить своих детей, то они фактически идут на то, что их дети будут всю жизнь с чем-то бороться, идти против принятого порядка. Сейчас всем интересно пообсуждать очередную скандальную новость, поддержать или осудить известную пару, но мало кто в этой ситуации думает о детях. Они не выбирали такую реальность, их никто не спросил, хотят ли они родиться в таких условиях. Ребенок, рожденный для чего-то, — уже изначально неполноценный, потому что это не он захотел прийти в этот мир естественным порядком, а ему фактически приказали родиться у этих родителей. Татьяна Белкина, перинатальный психолог, гештальт-терапевт — Что движет женщиной, которая соглашается стать суррогатной матерью? — У меня только два варианта ответа на этот вопрос – причиной могут быть тяжелые жизненные обстоятельства, острая потребность в деньгах или серьезные личностные или ценностные нарушения. Ни как психологу, ни чисто по-человечески мне не хочется верить в то, что женщина может получить какое-то удовлетворение от этой процедуры. Можно предположить наличие истероидных или нарциссических черт личности у женщины, когда у нее нарушена способность чувствовать и она не умеет испытывать привязанность – тогда, возможно, она может весьма безразлично относиться к тому, что ей необходимо отдать ребенка. Если рассмотреть ситуацию, когда женщина соглашается на суррогатное материнство под влиянием жизненных обстоятельств, то, при «нормальных» ценностях и с традиционным воспитанием, ей придется, так или иначе переживать это событие всю жизнь. В процессе беременности не только тело готовится к родам, но и психика, и я не верю, что женщины забывают об этом периоде жизни и смогут спокойно наслаждаться жизнью как ни в чём не бывало. В своей работе я не встречалась с суррогатными матерями, но у меня были клиентки, которые решались на аборт в юном возрасте или оставляли своих детей в роддоме, и все они, даже спустя много лет, приходили в терапию с огромным чувством вины. Не дорожить тем, что растет внутри тебя, что питается твоими силами – это либо очень тяжело, либо очень странно. — Как такая процедура может сказаться на отношении к собственным детям? Можно ли дать какой-то прогноз? — Конечно, все индивидуально. Как вариант, женщина будет пытаться искупить свою «вину» с помощью собственных детей, гиперопекая их, а в случае личностной деформации она может относиться безразлично и отстраненно к своим детям в том числе. — Почему, по-Вашему, пары прибегают к такому способу стать родителями? Неужели ребенок, зачатый в пробирке, чувствуется более родным, чем, например, усыновленный? — К сожалению, для ряда людей — да. Я работала с женщинами, которые имели медицинские проблемы с зачатием, но все равно стремились родить своего ребенка. Иногда на этом настаивают отцы. Когда я спрашиваю их про возможность усыновления, они приводят стандартные аргументы: приемный ребенок — это «кот в мешке», мы никогда не можем быть уверены, что у него нет неблагоприятной наследственности. Свои гены, даже переданные таким необычным способом, родителям милее. В любом случае, решение на рождение своего ребенка таким образом является показателем того, что родителем очень важно иметь генетически «своего» малыша. Самое главное, чтобы родители были психологически готовы, любили, принимали и поддерживали его. Беседовала Вероника Заец