Памяти известного композитора Георгия Свиридова (3 декабря 1915–6 января 1998 года) «Я слышу печальные звуки, которых не слышит никто…» (Н. Рубцов «Прощальное») Наверное, стыдно в этом признаться, но о музыке Георгия Свиридова я впервые серьезно задумалась, лишь читая книгу размышлений Александра Ведерникова. Знаменитый бас, солист Большого театра, награжден Русской Православной Церковью орденами Св. Владимир а и Даниила Московского за возрождение музыкальных духовных традиций. А. Ведерников обратился к духовной музыке тогда, когда она была еще под запретом: «Когда широко, раскатисто, во всю силу голоса я брал припев «Господу Богу помолимся», видели бы вы, что со слушателями делалось: у одних окаменелость, испуг на лицах, будто их из партии исключают, у других, напротив, лица просветленные, в глазах слезы, восторг, смирение, у иных, смотрю, рука застыла в воздухе, и уже пальцы щепотью. Это сейчас многие к вере вернулись, а когда мы с В. Солоухиным иконы от гибели, под видом коллекционирования, спасали, на нас власти довольно косо посматривали…» А. Ведерников дружил с Г. Свиридовым более 40 лет и всегда говорил, что другого такого композитора нет ни у одного народа в мире. Александр Филиппович пел Мусоргского, Глинку, Даргомыжского, Рахманинова, Бородина и, конечно, большое песенное наследие Г. Свиридова. О знаменитой свиридовской «Метели» говорил, что она божественно возвышенна… А песенный цикл на стихи А. Блока, М. Лермонтова, С. Есенина («Отчалившая Русь»), свиридовские музыкальные шедевры на слова А. Пушкина «Роняет лес багряный свой убор», «Зимняя дорога» (музыкальная Пушкиниана) и многое другое?! Это подлинная наша культура, пронизанная трепетной высотой чувств и силой духа, от соприкосновения с которой остается ощущение сокровенной глубины, чего-то почти генетически родного. Вторым моментом, приблизившим встречу с творчеством Г. Свиридова, стал для меня голос православной певицы Лины Мкртчян. О ней писатель Н. Климонтович когда-то сказал: «В ее голосе я расслышал что-то такое, что не знал прежде о собственной стране — промерзшей, исстрадавшейся, чающей чуда и святой воды. Искусство для нее — служение. Ее талант — дар Божий, а жизнь — усилие ничем против дара этого не согрешить». Лина Владимировна поет практически все циклы Г. Свиридова: «Если бы за всю свою жизнь я смогла только это спеть, записать и оставить после себя, то, наверное, большего и сказать не могла бы. Есенинскими словами и пророческой свиридовской музыкой выражено все, что я накопила за весь мой путь». О творчестве Георгия Васильевича она в одном из интервью сказала так: «Святость русская неизбывна. И живут, к счастью, на нашей земле люди, достойные своего дара. Глубокая ответственность за Божий дар, за свой талант не только как за особый «знак свыше», но и как за Крест Господень, выражена в творчестве и судьбе такого человека, как Г. Свиридов». Георгий Васильевич был родом из Курской губернии, закончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции у Д. Шостаковича. Личный архив композитора состоит из более чем сорока тетрадей. В 2000 году к 85-летию со дня рождения Г. Свиридова (16 декабря) была выпущена в свет книга «Разные записи», существует и проект издания 34-томного Полного собрания сочинений. «Песнопения и молитвы» (1980-1997 гг.) — последняя вершина творчества Г. Свиридова. Друг Г. Свиридова, художник Н. Евдокимов в своих воспоминаниях пишет: «О смерти Свиридова я узнал по радио в мастерской. Домой вернулся в слезах. Старший сын Евдоким сел мне на колени и стал успокаивать меня. Шестилетний ребенок впервые видел плачущего отца — на лице его был испуг и недоумение. Прижимая сына к себе и обливая его голову слезами, я с трудом выговорил: «Елика, умер Георгий Васильевич». — Свиридов? — воскликнул Евдоким. Он знал Свиридова, его музыку с пеленок. Еще в 2 — 3 года, заслышав музыку Свиридова, он бежал ко мне с криком: «Папа, папа, Свиридов…» Отпевал композитора в Храме Христа Спасителя ныне почивший Патриарх Алексий II. Тремя днями раньше умер сын Георгия Васильевича, но отцу в больнице не сказали о его смерти. «Я думал, — писал Н. Евдокимов, — как удивится душа Свиридова, когда ТАМ ее будет встречать душа сына». Из размышлений Н. Евдокимова:«Сидя в своей мастерской в глуши России, я слушаю музыку Свиридова с пластинок, которые покупал 15-20 лет назад… Где русскому человеку послушать русскую духовную музыку, этот бальзам очищения и врачевания духа? Думаю, сколько бы душевных ран заживлялось, сколько бы душ преображалось, будь доступна музыка Свиридова, да и все духовное наследие наших великих предков, как доступно это тленное пойло, что денно и нощно льется на наши головы, в наши души…» Когда я впервые услышала тот самый «метельный» вальс из цикла свиридовских музыкальных картинок к повести А.С. Пушкина, и «Тройку», и «Венчание», и «Зимнюю дорогу», то почти физически ощутила, как повернулась во мне душа, как заплакало от радости сердце, словно тысячу лет шла к встрече с этой музыкой. Будто разрешилось мучительное томление души — радостью узнавания родниковых звуков, которые своей гениальной душой услышал и божественно озвучил великий композитор Георгий Свиридов. А. Зуева Георгий Свиридов «Вальс» к «Метели» Вальсы — Георгий Свиридов Метель — Вальс (mp3ostrov.com)