В процессе подготовки этого материала я вдруг поняла, что одним из довольно интересных с исследовательской точки зрения аспектов христианства лично для меня являются мощи святых. Сейчас поясню, что же я имею в виду.

Казалось бы, идея бессмертия души должна нивелировать такое наследие языческого прошлого как кропотливую заботу об умершем теле. Однако сплошь и рядом «погребальные пелены» играют значимую роль, а погребение тела становится крайне важной задачей. Постепенно такая пограничная ситуация приводит не к культу погребения как к таковому, а выкристаллизовывается в удивительную, никакой традиции более не свойственную культуру мощей.

Иногда происходят суровые крены и перекосы в сторону совсем уж языческих поклонений, где-то спекулируют и выдают за мощи самых почитаемых святых непонятно что, но в целом это удивительно красивая и достойная традиция. И в основу ее ложились такие трепетные стремления устроить каждому христианину достойное погребение, как в житии святой мученицы Миропии.

***

Сюжет, сходный с историей святой Миропии, уже встречался нам в житии святой Клеопатры, похитившей тело казненного мученика Уара и бережно хранившей его. Святой, в свою очередь, неоднократно являлся Клеопатре и вел с ней беседы. В случае с девой Миропией такого не случилось, тем не менее есть ряд общих и похожих мест. Однако давайте по порядку.

Святая Миропия жила в III веке в городе Эфесе. В её житии есть одна странная строчка, которая лично у меня вызывает множество вопросов, но не въедливого саркастического, а скорее, всё того же исследовательского характера: «Родители ее были христиане. Когда отца ее уже не было в живых, восприяла она святое крещение».

Православному уху странно такое слышать, приходится либо освежить в памяти, либо узнать интересный факт: практика крещения младенцев начинается в Церкви лишь со второй половины II века, но далеко не повсеместно. Родители Миропии, скорее всего, придерживались того распространенного постулата, что крещение – это заключение договора с Богом, следовательно, оно должно происходить в осознанном возрасте. Так или иначе, в сознательном возрасте Миропия принимает святое крещение и основным ее занятием является простое, обыденное, ежедневное чудотворение: она приходит ко гробу святой мученицы Ермионии, берет проистекающее от ее мощей миро и относит больным, которые, помазавшись им, исцеляются.

Надо ли говорить, что такой уклад жизни способствовал развитию в характере Миропии двух важных вещей: твердости в вере и уважению к телу мучеников. Именно эти качества и сыграли большую роль в дальнейших событиях.

Царь Декий начинает очередное гонение на христиан, в связи с чем Миропия с матерью уезжают из родного Эфеса на остров Хиос, откуда родительница была родом. Постепенно гонения достигают и этих мест: на остров приезжает князь по имени Нумериан, и одним из его распоряжений становится приказ о мучениях и казни блаженного воина Исидора. Тело святого бросили на съедение зверям и птицам, а «в некотором отдалении была поставлена стража, чтобы христиане не украли тело мученика». То ли стражники были нерадивыми, то ли Миропия и взятые ею в помощницы служанки умели быть неразличимыми в темноте, но девушка тайно взяла тело Исидора, прочитала над ним погребальные молитвы и похоронила в заранее приготовленном месте. Наутро, когда пропажа открылась, Нумериан разозлился и приказал пытать не исполнивших своей службы стражников, водя их по улицам поселения. Был назначен день, в которой им должны отсечь головы, если до этого момента не будет найден похититель тела.

Святая Миропия, узнав об этом, справедливо рассуждает так: «Если эти стражники терпят муки и будут казнены из-за меня, тайно унесшей тело, то горе мне будет на суде Божием, и мучиться будет душа моя, повинная в убийстве людей тех». Она восклицает, начиная с удивительного обращения:

– Друзья! Тело погубленного вами взяла я, в то время как вы спали.

Надо ли говорить, что девушку тут же схватили и отвели к Нумериану, который попросил снова подтвердить ее заявление. Миропия без страха повторила, что это правда, тело казненного Исидора взяла она. Далее, согласно житию, между святой и князем происходит такой диалог:

— Как ты смела, проклятая женщина, сделать это?

— Смела, потому что презираю и плюю на твое окаянство и безбожие!

Понятное дело, что такой ответ совсем не понравился Нумериану, приведя его в сильнейшую ярость. Он приказал схватить смелую девушку и нещадно избивать ее палками, а потом протащить по всему острову, после чего, едва живую, кинуть в темницу. Ровно в полночь, когда обессиленная святая молилась, ей явился сонм ангелов, среди которых был и блаженный Исидор, о погребении тела которого Миропия позаботилась.

— Мир тебе, Миропия! Дошли молитвы твои до Бога, и вот ты будешь с нами и примешь уготованный тебе венец! — с такими словами обратился к ней мученик. В эту самую минуту святая Миропия предала свой дух Богу, а темница наполнилась не только ангельским пением Трисвятого, но и несказанным благоуханием. Стража в ужасе и изумлении бежала, кто куда (важно сказать, что один из них, впечатленный произошедшим, побежал напрямую к священнику, подробно рассказал ему увиденное и принял сначала святое крещение, а потом, чуть позже, мученическую смерть). Тело усопшей святой христианам удалось взять без проблем, и оно было погребено с торжеством и почестями.

***

Изо дня в день, занимаясь подготовкой текстов для этой рубрики, я узнаю что-то новое или вспоминаю нечто, известное когда-то из простой катехизаторской базы, но прочно забытое. Чем менее известна святая, тем интереснее искать про нее материал, узнавать какие-то моменты жития, собирая их по крупинкам. Находить самые неожиданные грани и чувствовать, как отзываются струны твоего сердца на что-то совсем неожиданное. Мне искренне хочется верить, что хотя бы часть этих переживаний ощущаете и вы, наши читательницы.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Театральный критик, магистр педагогики. Живет в Санкт-Петербурге. Любит Александро-Свирский монастырь и «Гарри Поттера». Не замужем.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Malinka

Спасибо! Ощущаю! 🙂

altyinay

Спасибо.

Marie_SPb

Спасибо!

Наталия

Это очень интересная история. И неизвестная для меня мученица. Спасибо за яркий, интересный рассказ.

Да, очень ощущаем. Спасибо.

tim_vika

Да, я ощущаю. Спасибо)

СпасиБо за ваши отклики!
Это очень радостно.

ЗОЯ

А у меня подруга инокиня Миропия Я с большим интересом прочитала житие Святой Миропии Спасибо

А подскажите на какой слог ударение в имени Миропия?

Похожие статьи