В процессе подготовки этого материала я вдруг поняла, что одним из довольно интересных с исследовательской точки зрения аспектов христианства лично для меня являются мощи святых. Сейчас поясню, что же я имею в виду. Казалось бы, идея бессмертия души должна нивелировать такое наследие языческого прошлого как кропотливую заботу об умершем теле. Однако сплошь и рядом «погребальные пелены» играют значимую роль, а погребение тела становится крайне важной задачей. Постепенно такая пограничная ситуация приводит не к культу погребения как к таковому, а выкристаллизовывается в удивительную, никакой традиции более не свойственную культуру мощей. Иногда происходят суровые крены и перекосы в сторону совсем уж языческих поклонений, где-то спекулируют и выдают за мощи самых почитаемых святых непонятно что, но в целом это удивительно красивая и достойная традиция. И в основу ее ложились такие трепетные стремления устроить каждому христианину достойное погребение, как в житии святой мученицы Миропии. *** Сюжет, сходный с историей святой Миропии, уже встречался нам в житии святой Клеопатры, похитившей тело казненного мученика Уара и бережно хранившей его. Святой, в свою очередь, неоднократно являлся Клеопатре и вел с ней беседы. В случае с девой Миропией такого не случилось, тем не менее есть ряд общих и похожих мест. Однако давайте по порядку. Святая Миропия жила в III веке в городе Эфесе. В её житии есть одна странная строчка, которая лично у меня вызывает множество вопросов, но не въедливого саркастического, а скорее, всё того же исследовательского характера: «Родители ее были христиане. Когда отца ее уже не было в живых, восприяла она святое крещение». Православному уху странно такое слышать, приходится либо освежить в памяти, либо узнать интересный факт: практика крещения младенцев начинается в Церкви лишь со второй половины II века, но далеко не повсеместно. Родители Миропии, скорее всего, придерживались того распространенного постулата, что крещение – это заключение договора с Богом, следовательно, оно должно происходить в осознанном возрасте. Так или иначе, в сознательном возрасте Миропия принимает святое крещение и основным ее занятием является простое, обыденное, ежедневное чудотворение: она приходит ко гробу святой мученицы Ермионии, берет проистекающее от ее мощей миро и относит больным, которые, помазавшись им, исцеляются. Надо ли говорить, что такой уклад жизни способствовал развитию в характере Миропии двух важных вещей: твердости в вере и уважению к телу мучеников. Именно эти качества и сыграли большую роль в дальнейших событиях. Царь Декий начинает очередное гонение на христиан, в связи с чем Миропия с матерью уезжают из родного Эфеса на остров Хиос, откуда родительница была родом. Постепенно гонения достигают и этих мест: на остров приезжает князь по имени Нумериан, и одним из его распоряжений становится приказ о мучениях и казни блаженного воина Исидора. Тело святого бросили на съедение зверям и птицам, а «в некотором отдалении была поставлена стража, чтобы христиане не украли тело мученика». То ли стражники были нерадивыми, то ли Миропия и взятые ею в помощницы служанки умели быть неразличимыми в темноте, но девушка тайно взяла тело Исидора, прочитала над ним погребальные молитвы и похоронила в заранее приготовленном месте. Наутро, когда пропажа открылась, Нумериан разозлился и приказал пытать не исполнивших своей службы стражников, водя их по улицам поселения. Был назначен день, в которой им должны отсечь головы, если до этого момента не будет найден похититель тела. Святая Миропия, узнав об этом, справедливо рассуждает так: «Если эти стражники терпят муки и будут казнены из-за меня, тайно унесшей тело, то горе мне будет на суде Божием, и мучиться будет душа моя, повинная в убийстве людей тех». Она восклицает, начиная с удивительного обращения: – Друзья! Тело погубленного вами взяла я, в то время как вы спали. Надо ли говорить, что девушку тут же схватили и отвели к Нумериану, который попросил снова подтвердить ее заявление. Миропия без страха повторила, что это правда, тело казненного Исидора взяла она. Далее, согласно житию, между святой и князем происходит такой диалог: — Как ты смела, проклятая женщина, сделать это? — Смела, потому что презираю и плюю на твое окаянство и безбожие! Понятное дело, что такой ответ совсем не понравился Нумериану, приведя его в сильнейшую ярость. Он приказал схватить смелую девушку и нещадно избивать ее палками, а потом протащить по всему острову, после чего, едва живую, кинуть в темницу. Ровно в полночь, когда обессиленная святая молилась, ей явился сонм ангелов, среди которых был и блаженный Исидор, о погребении тела которого Миропия позаботилась. — Мир тебе, Миропия! Дошли молитвы твои до Бога, и вот ты будешь с нами и примешь уготованный тебе венец! — с такими словами обратился к ней мученик. В эту самую минуту святая Миропия предала свой дух Богу, а темница наполнилась не только ангельским пением Трисвятого, но и несказанным благоуханием. Стража в ужасе и изумлении бежала, кто куда (важно сказать, что один из них, впечатленный произошедшим, побежал напрямую к священнику, подробно рассказал ему увиденное и принял сначала святое крещение, а потом, чуть позже, мученическую смерть). Тело усопшей святой христианам удалось взять без проблем, и оно было погребено с торжеством и почестями. *** Изо дня в день, занимаясь подготовкой текстов для этой рубрики, я узнаю что-то новое или вспоминаю нечто, известное когда-то из простой катехизаторской базы, но прочно забытое. Чем менее известна святая, тем интереснее искать про нее материал, узнавать какие-то моменты жития, собирая их по крупинкам. Находить самые неожиданные грани и чувствовать, как отзываются струны твоего сердца на что-то совсем неожиданное. Мне искренне хочется верить, что хотя бы часть этих переживаний ощущаете и вы, наши читательницы.