Сто тысяч гостей в год встречает «дивный остров» Валаам. Одних привлекают суровые красоты северной природы, других – знаменитый монастырь с многовековой историей. Одни приезжают для того, чтобы поклониться святыням, поучаствовать в длинных монастырских богослужениях, исповедоваться и причаститься, другие – просто погулять, посмотреть, послушать экскурсовода и насладиться невероятной красотой природы острова. Когда на острове был основан монастырь, доподлинно не известно. Среди ученых популярны две точки зрения. Согласно первой из них, обитель была создана во времена, близкие к Крещению Руси – X-XI вв., вторая группа историков утверждает, что это произошло позже – в XIV в. И у тех, и у других на этот счет имеются аргументированные доказательства. Но в чем специалисты сходятся на 100% – это в именах тех, чьими усилиями в этих суровых краях возник монастырь – преподобных Сергия и Германа. О них известно очень мало, лишь то, что они пришли «от восточных стран», как говорится в летописях (скорее всего, речь шла о Греции, то есть святые были греками или выходцами из южной православной страны). На иконе святых видно, что преподобный Сергий (слева) – постарше, так как изображен с седой бородой, святой Герман (справа) – помладше, с темной бородой. Отчасти недостаток сведений о средневековой истории монастыря связан с тем, что на остров часто, воюя с Новгородом, совершали опустошительные набеги шведы, монастырь сравнивали с землей, братию убивали. Монахи, не желая брать в руки оружие, принимали мученическую смерть. Интересно, как отличаются по духу монастыри… В XX веке большинство братии Псково-Печерского монастыря прошло школу войн и были готовы в любой момент снова начать воевать, уже за защиту родной обители. Валаам не таков. Иногда его называют суровым, и это правда, но не вся. Валаам кроток. Вот как об этом говорят строки монастырского гимна: …А ты покорный и смиренный Терпел в молчаньи, как Христос. И как Христос в часы мученья, Как Он, безропотен и тих, Ты кротко возносил моленья За распинателей твоих. О Валаам, пример терпенья, Ты не угаснешь до конца, Невольной верою согреты Опустошенные сердца: За безграничное смиренье Тебя, как Господа Христа, Ждет также радость Воскресенья За всю безропотность креста. Теперь становится понятным, почему самые ранние архитектурные постройки на Валааме относятся к XVIII веку. Две из них встречают путешественников уже на причале – Благовещенская часовня и Каретно-конюшенный дом. В былые века добирались на остров с большими трудностями, чем сейчас, не все доплывали (Ладога известна своими по-настоящему морскими штормами), и счастливые валаамские гости служили в этой часовне благодарственный молебен. А из Каретно-конюшенного дома их вещи послушники поднимали на гору, к гостинице и собору. Так исторически сложилось, что на Валааме множество храмов и часовен стоит на возвышенном месте. Так что для того чтобы до них добраться, нужно совершить определенный труд. Преодолев от причала путь в 66 ступеней на тридцатиметровую гору Фавор (названную по аналогии со Святой землей), гости монастыря могут созерцать прекрасный вид на Спасо-Преображенский собор, главный монастырский храм. Спасо-Преображенский собор Свой окончательный вид он приобрел к 1896 году. Трудно определить стиль, в котором выполнен храм. В нем сплетаются два основных направления русской храмовой архитектуры второй половины XIX века – византийское и русское. Кирпичное узорочье на стенах, шлемовидные купола, шатровое завершение колокольни – черты русских средневековых церквей, а тройные вытянутые арки-окна с фигурными колонками из полированного гранита – элементы византийского стиля. Высота колокольни – 73 м, в куполе – 42 м (что сравнимо с высотой шпиля петербургского Адмиралтейства). И при этом собор строили своими силами сами монашествующие (руководили его возведением три архитектора – А. Я. Силин, Г. И. Карпов, Н. Д. Прокофьев). Архитектурный ансамбль монастыря состоит из главного соборного храма и двух опоясывающих его четырехугольников (каре) келейных корпусов – внешнего и внутреннего. За пределами внешнего каре находятся многочисленные хозяйственные и гостиничные постройки. На значительно большем расстоянии по островам архипелага были построены скиты для более уединенной монашеской жизни. Раньше их было 13, сейчас, после 50-летнего советского запустения, восстановлено девять из них и построен один новый. Валаамские скиты отличаются по духу и по цели их строительства. Например, Всехсвятский, Предтеченский, Коневский и Святоостровский были построены для иноков, стремящихся к строгой, подвижнической жизни, а Сергиевский и Германовский возникли в местах активной хозяйственной деятельности монастыря (там находились каменоломни, где добывали красный и серый гранит); есть также скиты, отличающиеся миссионерской направленностью – Воскресенский и Гефсиманский. Свято-Владимирский скит был построен последним как патриаршая резиденция (Валаамский монастырь является ставропигиальным – одним из тех, который подчиняется не епархии, а непосредственно патриарху). Никольский скит Гости острова, даже паломники, не могут посетить все скиты: они отличаются степенью строгости жизни и, соответственно, открытости для гостей. Предтеченский скит является закрытым для всех, Всехсвятский открывает свои двери лишь раз в год, Воскресенский посещают все прибывающие группы… На материке в Сортавале, Приозерске, Петербурге, Москве и Сочи открыты подворья монастыря. Подобная сложная структура и уединенное островное положение отличает также Соловецкий монастырь (неслучайно в народе Валаам и Соловки называли «Северными Афонами»). Есть что-то в характере самой Валаамской природы, так чудно умиротворяющее душу. «В обители глухая тишина: дремлет Валаам под усыпляющий шепот сосен, под всплески Ладоги; а здесь уж не тишина, а глуше и глубже тишины: покой», – писал о своих ощущениях после поездки на остров И. С. Шмелев. На сегодняшний день природные особенности архипелага достаточно хорошо изучены. Его площадь составляет 36 кв. км, а на долю главного острова, дающего название архипелагу, приходится 28 кв. км (примерно 2/3). Валаамские острова имеют тектоническое происхождение, они сформировались на стыке двух геологических структур – Балтийского кристаллического щита и Русской платформы. На вершине подъема магмы на месте разлома и образовался архипелаг. Рельеф острова неравномерен. Отличает его и разнообразие микроландшафтов, поэтому здесь соседствуют не только лесная и скальная растительность, но и водная, луговая, прибрежная. Валаамская флора поражает своим разнообразием – на островах архипелага встречается 500 видов сосудистых растений. Большую часть островной территории (80%) занимает лес, который, кстати сказать, богат на грибы – их здесь не менее 700 видов. Животный мир «дивных островов» не так разнообразен, как растительный. Интересно, что на Валааме практически нет хищников. По льду изредка на острова заходят волки и рыси, а постоянно живут лишь лисы, куницы, горностаи. Очень богат мир птиц: учеными отмечено 222 вида, из которых гнездятся только 120. Самым экзотическим обитателем архипелага, занесенным в Красную книгу России, является ладожская кольчатая нерпа – разновидность пресноводного тюленя. Здесь у нее релаксационные залежки (она отдыхает после охоты) и большой выбор питания: в водах Ладоги близ Валаама встречается 58 видов рыб. Гефсиманский скит Омывает Валаамские острова Ладожское озеро – крупнейший пресноводный водоем Европы, одно из 253 великих озер мира. Его площадь – 18 тыс. кв. км – сравнима с площадью Израиля. Один ученый говорил, что если все человечество разом опустится в Ладожское озеро, его уровень поднимется всего-то на 3 см. Именно Ладога влияет на климат, сглаживая сезонные проявления, огромные массы воды медленно нагреваются и медленно остывают, это приводит также к задержке времен года примерно на две недели. Зима здесь не является очень холодной (средняя температура самого холодного месяца – февраля – 8 градусов мороза), лето – очень жарким (средняя температура – всего 17-18 градусов). Маршруты и программы путешествий по острову могут быть различными. Туристы обычно приезжают на один день, посещают две продолжительные экскурсии. Паломнические поездки на Валаам в основном длятся от трех дней. Есть свои программы для тех, кто хочет бесплатно потрудиться на благо обители – для трудников и волонтеров. Туристы чаще всего добираются на круизном флоте (теплоходах), паломники – в основном на так называемом «малом» флоте («метеорах» – теплоходах на подводных крыльях или теплоходах типа «ОМ» – «Озерный «москвич»). При желании на остров можно добраться и своим ходом из Приозерска или Сортавалы и остановиться в гостинице на любой вкус и кошелек. Я искренне считаю, что Валаам – такое удивительное место, в котором каждый приобретает что-то свое настоящее, глубокое. В дореволюционное время на Остров любили приезжать представители творческой интеллигенции: художники, писатели, поэты, композиторы. И для простых людей, и для великих умов поездка на Остров порой становилась судьбоносным событием. Но открывалось ее значение только спустя какое-то время. Так, например, И. С. Шмелев во многом благодаря Валааму выбрал для себя путь писателя. Вот как он писал об этом в своем очерке «Старый Валаам»: «Думал ли я тогда, у лесной часовни, что все это как-то отзовется в жизни, как-то в нее вольется и определится? И вот, определилось. Связал меня Валаам с собой. Вспоминается слово, сказанное нам схимником о. Сысоем, в скиту Коневском, неосознанное тогда, теперь, для меня, раскрывшееся: «дай вам Господь получить то, зачем приехали». Тогда подумалось — а за чем мы приехали? Так приехали, ни за чем… проехаться. И вот, определилось, что — зачем-то, что было надо, что стало целью и содержанием всей жизни, что поглотило, закрыло жизнь, — нашу жизнь». Всехсвятский скит «Я о тебе сказать не смею:// Ты так величием полна!//Сложить я песни не умею://Перед тобой она бледна!» Думаю, многие побывавшие на Валааме согласятся с этими строками монастырского гимна, наполненными любовью к обители. Можно бесконечно говорить о красоте Валаамской природы и архитектуры, об удивительных чувствах, которые переполняют здесь людей. Обо многом и не расскажешь в коротенькой статье. Но, побывав на «дивном острове», со всей душой убеждаешься в справедливости слов, сказанных Д. С. Лихачевым: «История, природа и искусство – три мощные воспитательные силы в нашем обществе. На Валааме они соединены с необычайной прочностью». Трудно найти равнодушных к острову. В него влюбляешься практически с того самого момента, как ступил на его землю. И люди очень часто возвращаются на Валаам снова и снова. Проходят года – и человек становится из простого любознательного туриста благоговейным паломником, трудником, волонтером или даже экскурсоводом. Таких историй очень много! И в моей душе Валаам остался местом, связанным с поиском своего призвания, пути и места в жизни. Спасо-Преображенский собор Свято-Владимирский скит Смоленский скит