Он всё ближе — праздник Рождества. Раскрываю Евангелие от Матфея и привычно хочу пробежать глазами первые стихи с описанием родословия Иисуса. Ловлю себя на мысли: зачем читать это перечисление имён, если я столько раз их уже штудировала? Сейчас можно и пропустить… Но не успеваю реализовать эту предательскую мысль. Первые же слова зачаровывают и приковывают к себе всё внимание: «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его». Перед глазами проносятся поколения и поколения людей. От отца к сыну, от дедов к внукам летит завет с Господом, который есть Бог, Творец и Вседержитель. Имена родословия раскрывают передо мной ткань времени, за которой видны чаяния еврейского народа, их неверность и мольбы о прощении, надежда и — раз за разом — возвращение к Богу. «Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон», — сколько горя скрывается за этими словами! Рабство, разрушение Иерусалима, сожжение Храма… Казалось бы, здесь можно было ставить точку, прощаться с существованием евреев как народа. Но Бог не оставляет своих людей. Ему подвластно восстановить всё из пепла даже тогда, когда, казалось бы, нет никакой надежды. Жизнь течёт, род не прерван, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля... Снова и снова приходят пророки. И они всё чаще говорят о том времени, когда рабства не будет. О том дне, когда воссияет свет и придёт Мессия. Вереница имён словно замедляется, подходя к ключевому моменту истории человечества: Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Столько поколений сменилось, прежде чем мир смог принять своего Спасителя. Его рождение однажды станет отправной точкой, началом отсчёта для обновлённого мироздания. Тихая ночь над Вифлеемом пролегла границей, нулевым меридианом, местом встречи времени и вечности. Бог пришёл исцелить своё творение, и именно здесь начинается Его земной путь. Путь к Голгофе. Весть о воскресшем Господе облетит все уголки нашей планеты. Апостолы, их дети и дети детей пойдут с проповедью в дальние земли, зажгут в сердцах веру в Иисуса Христа, рождённого Марией. Снова ускорится бег времени, снова из поколения в поколение будет передаваться завет — но уже Новый Завет Бога с людьми. Рождаются и рушатся империи, сменяются формы власти и религии, но из года в год все христиане мира собираются зимним вечером вместе и вспоминают ту самую ночь, когда ни в одной из гостиниц не нашлось места для Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус. Время — самый настоящий испорченный телефон. Долгие годы люди хранят знания, внимательно читают и перечитывают написанное, толкуют и перетолковывают. И их дети получают эти же знания совсем другими. Традиции обрастают подробностями, главное уходит вглубь, оставляя на поверхности наиболее современное. Воспоминание о рождественской ночи постепенно становится великим торжеством, затем медленно обретает статус детского праздника, а за последний век возвращается в церковные стены, в миру превращаясь в светское мероприятие. Традиции формально сохраняются, но местами доходит до абсурда. Например, в комедии «Реальная любовь» дети ставят спектакль про Младенца Христа, ясли которого окружают омары, осьминоги и устрицы. Символами праздника становятся имбирное печенье и красный колпак с белой опушкой. Рождественские традиции привычны и обязательны к исполнению, но смысл самого праздника неуловимо ускользает. Время меняет восприятие. Со временем забывается, откуда что произошло. Где основа всех этих традиций? Где та точка, в которой берёт начало весь современный мир? Для ответа на этот вопрос в последние, прозрачные и тихие дни поста можно открыть Евангелие. И начать обратный отсчёт: Авраам родил Исаака.