19 декабря в культурном центре «Покровские ворота» состоится встреча с протоиереем Андреем Лоргусом, посвященная выходу «Книги о счастье». Книга была написана отцом Андреем — священником и психологом — как свидетельство того, что каждый человек может быть счастлив. «Вот о чем наша книга — о том, как, принимая все стороны жизни, горькие и сладкие, быть счастливым. Как можнопозволить себе быть счастливым? Как выстоять в счастье, не оставаясь лишь в падшем и земном, как жить перед Ликом Божьим, как ходить перед лицом Вечности? Если вы принимаете дар жизни и благодарите, то вы уже можете быть счастливы. Если вы открываете свое сердце счастью, то оно счастьем наполняется! …Счастье нельзя назвать переживанием. Счастье — это сверхъестественная стратегия вашей жизни! Счастье — это то, как мы живем. Вот об этом мы и поговорим». Предлагаем читательницам портала Матроны.РУ отрывок из книги, посвящённый теме творчества. Мы обречены на творчество Говоря о творчестве, многие сразу представляют художника, писателя или скульптора – людей так называемых творческих профессий. Я бы сказал, что это верно, но этого недостаточно. Каждый человек не просто имеет в своей жизни место для творчества, но он обязан творить, потому что чуть ли не каждый час оказывается в ситуации, где слишком много неопределенностей, где перед ним возникает новая задача, не имеющая аналогов. Простой пример: водитель ведет машину. Дорога никогда не бывает совершенно одинаковой, каждое мгновение ситуация на дороге меняется, и ему надо принимать, по сути, новые решения. Можно назвать это микро-творчеством, но в нем все равно есть элементы настоящего творчества. Выходит, каждый человек обречен каждый день творить себя, свою личность и творить свою жизнь. Человек является творцом по своей природе, творчество заложено в нем как неотъемлемое проявление образа и подобия Божьего. Об этом говорили почти все Святые Отцы, начиная с Оригена и Василия Великого. В отличие от других существ, человек — незапрограммированное существо, у него нет типового поведения. Хотя иногда люди стремятся к поведению по шаблону, по какому-то уже известному, сложившемуся автоматизму, навыку, по инструкции. Почему это происходит, почему мы избегаем творчества в своей жизни? Потому что творчество — это ответственность и риск, ведь каждое самостоятельное решение может быть ошибочным. Люди, которые с детства боятся допускать ошибки, обычно очень осторожны и с подозрением относятся к творчеству, потому что творчество — это свобода и, следовательно, ответственность. А ответственность сопряжена с тревогой, со страхом быть наказанным, быть осмеянным за ошибку или неудачу. Комплекс «отбитых рук» Как правило, эта проблема укоренена в детстве. В каждом ребенке творчество проявляется чуть ли не с младенчества. Дети — чрезвычайно творческие, энергичные, радостные существа. Они все время готовы что-то делать, трудиться, постигать что-то новое, пока им не «отбивают руки», как говорят в народе. Вот самые простые вещи: мама не обращает внимания на рисунок, который завершил ребенок, или домик, который он построил, или машинку. Просто не обращает… Ей все равно, она занята чем-то своим. Когда отец говорит мальчику, который мечтает построить лодку или самолет: «Да что ты! У тебя ничего не получится. Ты это не сможешь». Такие слова ложатся слой за слоем в душу мальчика с раннего детства. К сожалению, мы, взрослые, виноваты перед детьми: мы можем ляпнуть ребенку, что «у тебя руки не из того места растут», а ребенок слышит это как ужасный приговор. Ведь дети некритически воспринимают слова взрослых. Они не могут осознать, что взрослые в этом выражают свою эмоцию или какие-то опасения, а вовсе не оценку своего ребенка. И дитя выносит из этого неосознанное, но очень глубокое и твердое убеждение, что он самый беспомощный и бесталанный, что не стоит даже и начинать какое-то новое дело, потому что все равно ничего не получится. И для того, чтобы не убеждаться в этом лишний раз, безопасней просто ничего не делать. Родителям важно понять, что этого ни в коем случае нельзя допускать. Но если в детстве ребенку «руки отбили», то это очень трудно в зрелости преодолеть. Возможно, но очень трудно. Для этого нужно, конечно, мужество, риск изменить себя, изменить привычки души. Важно, чтобы человек осознал, что у него такой комплекс есть — комплекс неудачника, неумелого человека и т. д., потому что за долгие годы перестаешь это замечать за собой. Во-первых, на пути преодоления этого комплекса необходимо позволить себе совершать ошибки. Это очень важно, потому что без ошибок не бывает ни творчества, ни учебы. Во-вторых, надо полюбить само дело. Если мы, начиная дело, скорее стремимся к результату, то, очевидно, мы сделаем это дело не очень хорошо, некачественно. Надо полюбить сам процесс. В этом смысле мальчики могут поучиться у девочек, потому что мальчики настроены на успех, на результат, а девочки нацелены чаще на процесс, им это больше нравится. И последнее: не стоит рассчитывать, что все получится с первой попытки, так почти никогда не бывает. Нужно настроить себя на то, что попыток может быть несколько, что придется не раз возвращаться к начатому и делать, делать, делать, пока не достигнешь результата. Но, вообще-то говоря, с серьезным комплексом неполноценности надо работать со специалистами, это уже путь психотерапии. Творчество как процесс Здоровой душе творчество доставляет величайшую радость, несмотря на ответственность, на риск и связанную с ним тревогу, потому что в творчестве есть несколько очень важных эмоциональных моментов. Во-первых, это ощущение себя могущим. Не могущественным, а могущим, т. е. ощущающим свои способности, возможности, таланты, навыки, способности, знания и т.д. Ведь когда ребенок играет, у него коробочка из-под чего-то превращается в машинку, а, скажем, какие-то флакончики — в ворота, или он из кубиков строит домик и играет с этим. Таким образом, ребенок реализует возможность представлять, возможность творить, преображать, создавать свой мир. Может быть, это одно из самых замечательных проявлений творчества, ребенок в этот момент — по-настоящему творец, без всякой рефлексии. Он, конечно, не знает, что это так называется, но для него это величайшая радость, ему это нравится. Вот так и взрослый человек — ему тоже доставляет величайшее удовольствие и радость, что он что-то сам может. Когда человек садится за письменный стол, берет бумагу, карандаш или ручку, в этот момент он, если будет внимателен к себе, может ощутить некий внутренний подъем, какую-то тихую радость — предвкушение созидания. Даже если он просто напишет одну букву на чистом листе, но напишет ее с удовольствием, красиво (это могут быть его инициалы или первая буква имени любимого человека), он сотворит нечто новое, небывалое. Такую же радость предвкушения я видел в глазах людей, которые берут топор и готовятся обтесывать бревно, чтобы построить дом. Начинается рабочий день, они собираются строгать доски, устанавливать стропила или поперечину… Казалось бы, ежедневная рутина! А люди могут испытывать прекрасное ощущение своих возможностей и сил, предстоящего созидания. Во-вторых, творчество как поиск решения всегда увлекательно, это занимает и детей, и взрослых. Мы видим энтузиазм ученого — это ведь не только стремление к самореализации, к открытию, но это ежедневный труд, который приносит радость. Он далеко не всегда бывает успешным, но ученый радуется самому процессу поиска, даже еще до результата. Ведь насладиться результатом — это одна сотая часть всей радости творчества. Кстати говоря, многие творческие люди свидетельствуют, что, когда какая-то работа завершена, они быстро теряют к ней интерес. Но, как мы уже говорили, творчеству сопутствует риск. Ведь чаще всего девять ошибок приходится на одно удачное решение, и это нормально. Конечно, странно было бы радоваться неудаче, но она не должна отнять радости творчества. Сделав паузу и поразмыслив над своей ошибкой, человек понимает, что эта ситуация его даже подзадоривает, побуждает искать правильное решение. Он продолжает творить, ему опять интересно. Иногда, бывает, устанешь и бросишь все, больше даже думать не можешь о работе. Но, проснувшись рано утром, опять возвращаешься к своим задачам. Так что не надо думать, что творчество — это всегда победа, радость, наслаждение. Вовсе нет. Это очень часто неудачи, а иногда — болезненные провалы. А когда речь идет о каких-то серьезных поисках, когда это стоит здоровья или жизни человеческой, это просто трагедия. Жизнь не может быть принесена в жертву творчеству, Господь так не устраивал мир. Когда ученые испытывают новое оружие, сколько людей погибает! Это ужасно. Творчество не должно выходить за пределы человека, уничтожая его самого. «Красота спасет мир» С другой стороны, очень важно увидеть в творчестве еще и некую эстетику, которая всегда эмоционально окрашена. Рассказывают, что знаменитый авиаконструктор Туполев, сидя в шарашке, чертил крыло самолета и вдруг говорит: «Некрасивое крыло. Оно не полетит». Красота — непременный атрибут творчества. Мне посчастливилось, я был знаком с несколькими разными людьми-специалистами в своей рабочей профессии. Один был кузнец, другой был хороший плотник, третий — столяр, а четвертый — токарь-станочник. Я наслаждался, глядя на то, как они работают. И им процесс работы доставлял радость. Я это видел: кто-то пел, кто-то частушки сочинял, кто-то любовался только что выточенной деталью. И это при том, что некоторые из этих профессионалов были уже погибающими алкоголиками. Но радость творчества у них было не отнять, и они любовались своей работой. Например, кузнец, обрабатывая горячую заготовку, обращает внимание на то, каким цветом она светится. И ведь Бог, сотворив мир, все время приговаривал: «Хорошо весьма», то есть для Бога тоже существует эстетика. И в основании мира, при творении солнца, луны, земли и неба, была красота. Адам с Евой, Эдем и вся земля, несомненно, были красивые. Несомненно — потому что все это создавалось с любовью, а красота есть не что иное, как образ любви. И знаменитая фраза Достоевского: «Красота спасет мир» — об этом, она должна пониматься исключительно по-библейски, потому что за красотой стоит любовь, которая уже спасла мир. И еще спасет. Поэтому и процесс творчества сам по себе очень радостный и любовный.