Я человек скромный. Мне даже по этому поводу пеняют, мол, могла бы большего добиться. С другой стороны, скромный, но право имею. Мнения есть по разному поводу, например. Думаю, вот другие ведут блоги. Сейчас без этого нельзя: вдруг кто-то не узнает, что у тебя было на ужин, и чем снова заболели твои дети? А мне прямо страшно. Народ у нас добрый, интеллигентный, вежливый и толерантный. Обязательно скажет что-то хорошее, нежное, а ты потом плати за личную терапию. Однако, глубина внутреннего мира меня совсем истерзала, так наружу хотела. Помаялась я пару лет и тоже блог завела. Поначалу все хорошо было. Минут десять. А потом на мое «доброе утро» многие возмутились, как я могу радоваться жизни, когда в мире не прекращается производство шуб из натурального меха. Трясущимися руками набираю «приятного вечера», и тут же огребаю наложение епитимьи, ибо вечер вещь тяжелая, а в пустыне Атакама до сих пор нет дождей. Как же обогатился мой психотерапевт, когда я всем призналась, что одни знакомые дети живут без БЦЖ! Чего бы я, короче, не написала, всегда находился кто-то очень недовольный и мировым устройством в целом, и моим блогом, как его особо неудачным звеном, в частности. А я человек скромный и разоренный на психотерапии, но упрямый. Без блога и без собственного мнения жить уже не могу. К тому же, лайки и хаски очень скрашивают жизнь. Закинешься с утра персеном, и — вперед. А к вечеру собираешь камни, в тебя брошенные. Пишешь про себя — эгоистка и слишком откровенная. Пишешь про других — высокомерно судишь. Если в чувствах, не дай бог, то неча сопли разводить, надо брови насупить и преодолевать. Если насупишь и преодолеваешь — перфекционистка, блин. Запутаться можно. Все им нехорошо. Все им неправильно. Но я человек вежливый. Поплачу и общаться пойду. И так объясню, и эдак. Знаете, говорю, разрешите мне быть самой собой, не стреляйте в пианиста. Это принципиальная позиция современной гуманистической педагогики и основа демократического общества. Это свобода самовыражения, условие удовлетворения потребностей высшего уровня по Маслоу. Это право выбора, наивысшая ценность человеческого существования. Ну, и еще много чего говорю, убедительно так, с уважением. Совсем ку-ку, отвечает оппонент и посылает меня в бан. Тоже, в общем, убедительно. Никакой персен не справляется, полдня потом ходишь, собираешь себя по кусочкам. Однако, все эти картины имеют свое объяснение, знание о котором помогает выживать в этом безумном, безумном, безумном мире. Который вовсе не ограничен социальными сетями. Иными словами, то, что происходит в них, наблюдается повсеместно и в самой что ни на есть реальной реальности. У многих из нас в прикроватной тумбочке лежит пара сменных нимбов. Или, если хотите, упаковка корон «неделька». Нимбы и короны символизируют величие, избранность, непогрешимость и святость. Ежедневное водружение этих головных уборов на макушку способствует резкому повышению собственной важности и увеличению способности изрекать истину. Чем толще корона, тем больше права на изрекание. Люди просто обязаны остановиться и выслушать, в какую сторону им следует спешить по своим делам. И, если спешка идет в совсем не том направлении, они должны внять пророчеству. Быстренько переоценить ценности, поменять свои убеждения и скорректировать поведение. Чем быстрее, тем лучше, а идеально — мгновенно, то есть сразу покаяться, вернуться домой и переодеть юбку на более приличную. Все это позволяет короне быстро попадать в нужные пазики, укрепляться на голове и придавать ее обладателю особую ценность. Без принципа возвыситься самому за счет унижения другого она не работает. Совершенно бессмысленно вступать в пространный диалог с теми, кто неосознанно повышает себе цену таким образом. Если другие живут совсем иначе, чем обладатель нимба, они подвергают опасности его устои и шатают его слабую, на самом деле, уверенность в себе. Этот процесс им действительно не осознается, а другие способы почувствовать себя значимым не освоены. Вы, конечно, читали книжки по психологии и все можете этому несчастному объяснить. Но только он тоже не постесняется сказать, в какую сторону вам идти, и в этот раз не будет тщательно выбирать вектор. И будет в чем-то прав, ибо никто не любит, когда ему говорят, как надо жить. Однако вернемся к нашим баранам. Возникает вопрос, что же делать с этим сонмом святых? С теми, кто, плохо понимая себя и свои истинные потребности, не представляет, где находятся их границы? С теми, кто считает себя вправе прийти и сказать борису, что он не прав? Я могу описать пару важных моментов, которые пригодятся в качестве инструкции по выживанию. Мы все имеем собственное пространство. Это может быть полкомнаты, комната, дом или страница в социальной сети. В своем пространстве вы можете делать все, что хотите, в пределах кодекса об уголовных правонарушениях. Хотите — Сергея Лазарева на все стены лепить, хотите — домик из одеял строить. Вы никого не призываете сильнее любить будущего участника Евровидения или упражняться в 3d-моделировании из мягких материалов. Также вы можете ходить там в чём угодно, соревноваться в голосистости с Нетребко и есть в гордом одиночестве торт «Панчо». Если же к вам придет подружка, тихо сядет в домик и скажет, что она любит только вечнозеленую Пугачеву, она будет иметь на это полное право. Однако, если гостья потребует сменить постеры на Аллу Борисовну в последнем похудании или к ночи активно вспомянет Мари Кондо с мусорными мешками для одеял, это будет нарушением ваших личных границ. И теперь вы уже имеете полное право или выставить разбушевавшуюся даму за дверь и прекратить с ней дальнейшее общение, или, в зависимости от степени буйности, держать оборону и не вступать в диалог. На самом деле, чем лучше вы знакомы, тем больше возможных маневров и сложностей, но это требует отдельного разговора. Аккаунт в социальной сети мало отличается от реальных контактов: к вам на страницу могут зайти, ознакомиться с вашим мнением насчет аннексий и контрибуций, а также высказать свое отношение в паре десятков комментариев. А потом пойти дальше. Однако, если сердце у читателя на этом не успокоилось и он принимается бузить на вашей территории, то это уже материализовалась корона. К ее ведомству относятся также непрошеные советы, фамильярность, критическая оценка ваших действий или внешности, обесценивание переживаний, предложение изменить или убрать написанное, если оно неприятно читателю. Все это — агрессия, причем зачастую неявная, и ее иногда можно определить только по телесному дискомфорту. В общем, если вы приходите в гости и вам там не нравится, вы можете закрыть глаза или уйти. Однако, большинство коронованных особ хотят оказать такое влияние на хозяина, чтобы он внял важности своего гостя, адаптировал под него пространство, переставил мебель и испек пирог. Большой плюс виртуальной реальности состоит в том, что можно совсем не интересоваться обратной связью, и гость не сможет крикнуть тебе в ухо. Такая позиция сохраняет большое количество нервных клеток, но не всем подходит. Для того, чтобы защитить свои границы от нападения — заблокировать или удержаться от диалога с очень важной персоной, потребуется энергия, читай — ответная агрессия. Такие противодействия могут быть очень непросты для неагрессивных по своей природе людей, ибо «человек просто высказал свое мнение» и «он желает добра». Для отпора и защиты от разрушительной силы ядовитых слов нужно разрешить себе злость, а для очень многих злиться, даже когда тебе заехали короной в глаз, не так-то и просто. Включается воспитание, и яд попадает внутрь. Но когда вы впускаете гостей в свой дом или свою страницу, это означает большой риск того, что там могут напачкать. А, значит, придется убирать. Очень и очень многих такая перспектива останавливает, даже если есть большое желание быть открытым миру. Впрочем, у открытости есть и другая сторона: мир состоит из разных людей, и не только агрессивных. А ваши очень важные потребности — удовлетворяется. Уже это одно способно примирить с неидеальностью социальных институтов и сподвигнуть убрать дорогую сердцу корону на антресоли. Я, например, уже на полпути.