Читайте также: Управление домашним хозяйством. Часть пятая После статей, посвященных бюджету и финансовому портфелю семьи, на мой взгляд, настало время поговорить об экономическом воспитании детей. Экономическое воспитание – это особый тип воспитания, направленный на развитие таких качеств, как предприимчивость, экономность, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи. Все эти качества в совокупности образуют практический интеллект, необходимый человеку в жизни. Предприимчивый человек в состоянии найти выход из любой ситуации, так как он способен подыскать несколько вариантов решения возникшей проблемы и отобрать из них самый оптимальный. Экономность как качественная характеристика проявляется в том, чтобы найти в сложившейся ситуации способ, который приведет к необходимому результату с наименьшими затратами. А расчетливость, в свою очередь, проявляется в умении заглядывать далеко вперед, предвидеть последствия тех или иных действий и решений, определить будущий результат и оценить его стоимость. Умение же оперативно решать возникающие задачи проявляется в количестве времени, прошедшего с момента возникновения задачи до её решения. Семейное экономическое воспитание имеет ряд своих особенностей. На него влияет авторитет родителей, семейные ценности и обычаи, социально-экономическая ситуация, в которую помещены семья и ребёнок, система распределения, принятая в обществе, и непосредственный опыт участия в экономической деятельности (собственный заработок, карманные деньги). Поступки родителей, их отношение к деньгам, имуществу прочно усваиваются ребёнком. Такие человеческие качества, как скупость, расточительность, страсть к азартным играм, произрастают на почве проблем семейной экономики родителей. Родители выражают свои чувства по отношению к детям с помощью денег, поощряя их школьные успехи, хорошие привычки, а порой и откупаясь от них, считая, что самое главное — обеспечить ребенка материально. Зачастую суть экономического воспитания сводится к формированию привычки: экономить воду, электроэнергию, то есть к воспитанию бережливости. Бережливость, безусловно, важна, но ею не исчерпывается экономическое воспитание. Важным показателем формирования экономического воспитания является отношение к деньгам, основанное на понимании природы и сущности денег. Такие навыки обращения с деньгами, как умение зарабатывать, тратить, измерять ценность вещей деньгами, а также умение экономить, делиться, платить налоги и долги, защищать свои деньги, необходимы, но им нужно учиться. Уже с раннего детства детей нужно посвящать в проблемы семьи доступными для их понимания способами. В три-четыре года малыш должен знать, что мама и папа не могут покупать ему любую приглянувшуюся вещь по первому требованию. Он должен понимать, что, покупая ему очередную игрушку, родители вынуждены отказаться от покупки вещей для себя. Чем старше ребенок, тем больше его запросы, и они должны соответствовать возможностям семьи. Для того, чтобы ребенок осознавал это, его необходимо привлекать в обсуждение финансовых проблем семьи, и у ребёнка должны быть обязанности по отношению к семье. Так, по оценкам специалистов, только в 23% семей дети привлекаются к участию в планировании семейных расходов, в 28% — изредка, и практически никогда в 32 % семей. И только каждый десятый ребенок постоянно участвует в покупках продуктов и товаров для семьи. Нередки случаи, когда детей освобождают от участия в помощи семье, и все дела по дому выполняются родителями. Как потом будут жить такие дети — взрослые, видимо, не задумываются. «Жил когда-то трудолюбивый и щедрый крестьянин, у которого были ленивые и жадные сыновья. Перед смертью он собрал своих сыновей и сказал им, что если они будут копать на таком-то и таком-то поле, они найдут зарытые там сокровища. Только крестьянин умер, его сыновья пошли на поле и стали усердно и внимательно перекапывать его вдоль и поперек, но никаких сокровищ так и не обнаружили. Не найдя в земле ни единой монеты, они решили, что отец, по-видимому, по своей щедрости раздал все золото, но забыл об этом, — и прекратили поиски. Но внезапно их осенило: раз уж земля вскопана, на ней ведь можно что-то посадить. Братья засеяли поле пшеницей и спустя несколько месяцев собрали богатый урожай. Продав пшеницу, они целый год жили в достатке. Однако когда урожай был собран, у них снова появилась мысль о большом богатстве, которое они могли проглядеть, и братья заново перекопали поле, — но с тем же успехом. Так за несколько лет эти люди привыкли к труду и научились различать времена года, о чем прежде не имели никакого представления. Тут-то они и поняли, почему их отец применил к ним такой метод воспитания, и стали честными и зажиточными крестьянами. Вскоре они обнаружили, что обладают достаточным богатством и совсем перестали думать о скрытых сокровищах» (Причта о ленивых и жадных сыновьях) Специалистами неоднократно подчеркивалось, что способность управлять своими финансами у молодых людей напрямую зависит от того, имелся ли подобный опыт в детстве. Дети, которых приучали пользоваться деньгами и посвящали в финансовое состояние семьи, в зрелом возрасте более разумно распоряжаются своими финансами. Один из важнейших способов приучения к распоряжению деньгами – карманные деньги. До сих пор отношение многих родителей к карманным деньгам в нашей стране двойственное: с одной стороны, деньги – это способ откупиться от своих воспитательных обязанностей, а с другой – родители боятся, что деньги «испортят» ребенка. Следствием такой двойственности является отсутствие четко оговоренной суммы карманных денег, на которую ребенок может рассчитывать и нерегулярность их поступления. Серьезным просчетом такого отношения является и тот факт, что, привыкая выпрашивать деньги у родителей, в зависимости от настроения, текущего финансового состояния семьи, ребенок приучается не к планированию своих расходов, а к роли просителя, полностью зависимого от настроения своего благодетеля. Система карманных денег может быть эффективным инструментом воспитания, но только если при этом ребенок участвует в обсуждении финансовых вопросов в семье. Чтобы система карманных денег была эффективной, нужно следовать нескольким несложным правилам: — выдавать карманные деньги ребёнку с 6-7 лет; — объяснить ребенку смысл карманных денег и договориться, какие расходы будут покрываться этими выплатами; — сумма должна быть разумной и увеличиваться по мере взросления; — маленьким детям карманные деньги нужно выдавать еженедельно в определенный день, а подросткам — один раз в месяц; — никоим образом выдача денег не должна ставиться в зависимость от поведения и школьных оценок ребёнка, и не должна отменяться в качестве наказания; — сумма не должна увеличиваться из-за того, что деньги ребёнком потрачены; — ребёнок может тратить деньги по своему усмотрению; — у ребёнка должны обязанности в семье, выполняемые бесплатно; — в день рождения ребенка сумма карманных денег и объем обязанностей ребёнка должны увеличиваться. Карманные деньги — не единственный инструмент подготовки ребенка к взрослой жизни. Многие дети, приблизившись к подростковому возрасту, мечтают зарабатывать самостоятельно. Дети, наделенные предпринимательским талантом, обращаются к коммерции и добывают деньги разными способами: торгуют газетами и журналами, моют машины, решают за деньги задачи, пишут сочинения и т.д. Стремление ребенка работать — это желание самоутвердиться, стать равноправным участником в семье и иметь собственный источник доходов. Это и является главным результатом экономического воспитания — желание заработать самому, а не вытребовать у родителей необходимую сумму. В то же время применить свои силы подросткам на практике бывает достаточно сложно — для такого контингента подобрать работу непросто, если только у родителей не собственный бизнес. Официально ребёнок может подрабатывать с 14 –летнего возраста, при наличии письменного согласия родителей и справки о состоянии здоровья. Подростки, не достигшие 18-летнего возраста, трудятся неполный рабочий день, запрещено их использование на работах с вредными и опасными условиями труда. Оплата производится за отработанное время или выполненный объем. В ряде муниципалитетов в летний период работают школьные бригады, занятые на уборке улиц, но даже туда попасть достаточно сложно, спрос превышает предложение. В определенных ситуациях не исключается возможность оплаты ребёнку и за работу в семье. Это может быть участие в серьезном ремонте, в выращивании фруктов и овощей, животных, предназначенных для продажи. В то же время нельзя переходить ту грань помощи семье, когда стимулирование деньгами за детскую помощь нежелательно. Нельзя платить за учебу, за повседневную помощь по дому семье. Сводить все к материальной мотивации крайне опасно — нужно, чтобы ребёнок понимал и ценил простое слово «спасибо».