Читайте также: Управление домашним хозяйством. Часть первая Наш дом – это холст, на который каждый из нас наносит картину, в карандаше или масле, акварели или пастели. И только от нас и нашего желания зависит, будет ли это шедевр, от которого блестят наши глаза и радуется душа, или постер ужаса, на который смотреть совсем не хочется, причем самому творцу, в первую очередь. Итак, мы уже говорили, домоводство – это искусство, и у него есть свои принципы, одним из которых является организованность. Давайте выясним, организованны ли вы или нет. ДА НЕТ Вы чувствуете отчаяние из-за того, что не хватает времени на любимое дело? Вы часто торопитесь? Вам часто приходиться искать ту или иную вещь, и поиски затягиваются на определенное время? Часто ли Вы забываете про договоренности? Часто ли Вы забываете даты дней рождений, годовщин, семейных праздников? Вы закупаете подарки в последний момент? Вы тратите свободное время на то, чтобы завершить незаконченные дела? Вы ремонтируете, что-либо, в квартире тогда, когда что-то окончательно сломалось? Вы часто забываете оплачивать счета во время, не из-за отсутствия денежных средств, а просто потому, что забыли о них? Вы никак не можете заставить себя распланировать семейный бюджет, оформить страховку, провести опись своего имущества? По квартире то тут, то там лежат рекламные проспекты, непрочитанные газеты и журналы, перекочевавшие из почтового ящика в комнаты? По утрам Вы в панике ищете чистую одежду, на ходу выпивая чашку кофе и подкрашивая губы? Вам стыдно, без предварительной уборки, показать людям квартиру или рабочее место? Если вы ответили хотя бы два раза «да», то вам необходимо культивировать и развивать в себе организованность, без которой управление домашним хозяйством (да и другие сферы жизни) будут ощущаться лишь досадным бременем. Я предлагаю потратить немного времени и помечтать, каким вы видите свой быт. Здесь нужно помнить, что специфика домашнего хозяйства у всех различная: кто-то уходит рано и возвращается поздно, и в этом случае дом — то место, где восстанавливаются физические и душевные силы за прошедший день. А кто-то работает дома, и хозяйство нужно организовать таким образом, чтобы разделить профессиональную и бытовую сферы, чтобы они не мешали друг другу. Поэтому и возникает необходимость детально представить результат, к которому будете стремиться именно вы. Помечтали? Увидели воочию картины своего домашнего хозяйства? А сейчас давайте возьмем толстую тетрадь или альбом, как вам больше нравится. Каждая страница будет посвящена одной сфере вашей жизни: Дом; Одежда; Питание; Финансы; Здоровье; Досуг; Работа; Люди. Под каждым заголовком вам необходимо написать, что бы вы хотели изменить в этой сфере жизни. Пишите все, что приходит в голову, как бы абсурдно это ни выглядело, и дополните списки тем, что бы вы обязательно сделали, если бы у вас было больше денег или профессиональных навыков. Не пытайтесь выполнить эту работу за один раз, дайте себе неделю или две. Вам необходимо проработать все разделы, а затем на каждом листе выбираем и подчеркиваем то желание, реализация которого сильнее всего изменит вашу жизнь. Выбрали, а сейчас представьте себе, что вам остался год жизни. Это желание действительно будет самым-самым, или ваш взгляд переместится на другое желание? Это необходимо, чтобы отделить зерна от плевел и сосредоточиться на самом важном. Рассматривая желания, записывайте, что вы можете предпринять для его достижения. И желания начинают превращаться в четко сформулированные цели, цели — в действия, и всё вместе — в конкретный результат. В предыдущей статье мы говорили о том, что человек — хозяин своих вещей, а не наоборот. Вы скажете: а причем здесь самоорганизация? Я всегда с изумлением смотрю на работу горничных в гостиницах: десять минут — и номер, вместе с ванной, сверкает. Все лежит на своих местах, ничего лишнего. Нет, я не призываю вас сделать свой дом аналогом гостиницы, но вот тратить столько времени на ежедневную уборку вполне достаточно. Но вначале нужно разобрать все завалы, отсортировать вещи и подарить каждой вещи свое место. Разборка завалов – это грандиозная уборка, в процессе которой могут прийти различные конструктивные мысли, я советую их записывать. Начинайте уборку не сразу по всем фронтам, а с одной комнаты. Сегодня выбрали время, навели генеральную уборку в одной, день передохнули — и следующая комната. Даже если в вашем распоряжении однокомнатная квартира, не пытайтесь охватить её всю за один раз, на кухню и санузел выделите отдельное время. Даже маленькая площадь требует немалых усилий, которые необходимо приложить для правильной организации домашнего хозяйства. Начиная разбирать помещение, подберите 4-5 коробок или контейнеров и подпишите их: «Выбросить», «Раздать», «Починить», «Вернуть/переложить», «В переработку». В коробку «Вернуть/переложить» вы складываете вещи, которые принадлежат другим людям или должны находиться на других местах; в процессе уборки бегать по комнатам неудобно, отнимается много времени, проще сложить их в одну коробку. В коробку «Раздать» попадут вещи, которые вы хотите передать близким или другим людям, для вас они утратили значение, но для других они могут быть важны. Сюда же складывайте вещи, которые вам хочется передать детям по наследству. Коробку «В переработку» есть смысл заполнять только тогда, если в вашем населенном пункте есть пункт сбора вторсырья, в противном случае это коробка «Выбросить». Коробка «Починить» нужна для вещей, которые действительно можно починить. Класть же туда носки и колготки с дырками в надежде заштопать, чтобы потом, может быть, надеть на даче, — бессмысленно. Итак, коробки подготовлены, и прежде, чем мы их заполним, разбирая вещи, задаем себе вопросы: — Когда я последний раз пользовалась этим? Если вещь не использовалась больше года (речь не только об одежде), то решите, где ее место, — в «Выбросить» или «Отдать»? — Если я редко пользуюсь этой вещью, могу ли я в случае необходимости её одолжить, взять напрокат или вообще обойтись без нее? Если ответ «да», то смело кладите в коробки «Выбросить» или «Отдать». — Нет ли у меня дубликата этой вещи? Если есть, то, видимо, первая вас чем-то не устраивала, и потому вы приобрели дубликат. В этом случае оставляем лучший экземпляр, а другой — в коробки. — Если я лишусь этой вещи, как изменится моя жизнь? Пожалуй, это самый важный вопрос. Представьте на минуту, что эта вещь исчезла, её погрызла собака, съела моль, да мало ли чего, вы будете переживать об этом? Восстанавливать её? Нет? Тогда смело отправьте её в те коробки, которые считаете нужными. — Эта вещь представляет для меня ценность? Если да, то её нужно использовать по назначению, а не держать где-то в шкафах или кладовках. — Я храню эту вещь потому, что это мне подарили? Подарки также должны использоваться по назначению, а если они вас чем-то не устраивают, не нравятся, то какой смысл их хранить, занимая место? Лучше отдайте их тем, кому они будут нужны, – вашим близким или на благотворительность. Подарки нам дарят в надежде вызвать радость, и если мы их отдаем тем, кому они нужнее, и испытываем при этом радость, то все точки над i расставлены. — Легко ли мне будет достать другую такую же вещь, если она мне понадобиться? Если вещь не относится к разряду тех, которые можно легко достать, и вы хоть изредка, но пользуетесь ею, тогда лучше ее попридержать. Когда все вещи разобраны по коробкам, перейдем к коробке «Вернуть/Переложить». Класть вещи на свое место – это привычка, и её необходимо вырабатывать. Взяли вещь, обязательно кладите на место, как бы ни был велик соблазн «сейчас положу здесь, потом верну на место». Как показывает жизнь, вещь застревает там надолго. Каждой вещи необходимо подходящее место, то есть там, где от нее будет наибольшая польза. Стиральные порошки должны быть в ванной, а не на кухне; а коробка с коньками в шкафу на лоджии, а не в гостиной на книжном шкафу. Некоторые предметы мебели (шкафы, тумбы) специально изобретены для хранения вещей, поэтому их выгоднее использовать, чем нагромождать коробки, которые приходится переставлять раз за разом, если необходимо добраться до нижней, тратя время и силы. В процессе уборки убедитесь, что до ваших вещей не добрались их главные враги: пыль и грязь, влага и солнечный свет, и разнообразные насекомые. Любая ценная вещь может за короткий период превратиться в хлам, если неудачно выбрано место хранения. Примите во внимание, легко ли содержать в чистоте мебель, предназначенную для хранения вещей, насколько легкий доступ к содержимому и не стоит ли добавить полки, стойки, вешалки, стеллажи и контейнеры для хранения вещей. Группируйте похожие вещи в одном месте. Так, офисные принадлежности лучше хранить в одном ящике, рядом с компьютером или в письменном столе, главное, чтобы они не валялись по всему дому. Одежду тоже лучше хранить в одном шкафу или помещении, рассортировав её по сезонам. Собирая вещи в одном месте, вы обнаружите дубликаты, вышедшую из моды или просто плохо сидящую на вас одежду. Расставшись с ними, вы получаете высвободившееся пространство. Как только вы начнете организовывать свой дом, то увидите, что можете найти место для любой вещи. Главное — не позволять появляться бесполезным вещам в вашем хозяйстве. А для этого нужно взять на вооружение пословицу: «Мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Если посчитать, во сколько нам обходится низкокачественная продукция, можно обнаружить, что дешевле покупать только самое лучшее. Например, дешевый пылесос поддерживает мало функций, и чтобы восполнить их нехватку, приходится пользоваться другими приспособлениями, в то время как качественный пылесос, поддерживая максимум функций, позволяет вам не приобретать что-либо другое. Выбирайте многофункциональные вещи, их появление в вашем доме позволит отказаться от различных агрегатов, занимающих место, и в конечном итоге сэкономит деньги. Если в коробке «Раздать» набралось много ценных вещей, за которые можно выручить деньги, то сфотографируйте их и разместите на сайтах в интернете. Но этим лучше заниматься в самую последнюю очередь, после того, как полностью наведете порядок в доме. К этой коробке есть смысл отнести вещи, которые вы можете использовать наравне с кем-либо. Отдайте их человеку, который будет пользоваться ими чаще, чем вы, но с условием, что если вам понадобится, вы сможете их брать: инструменты, походный инвентарь. Рассортировав вещи, убрав все ненужное из дома, необходимо стремиться поддерживать порядок, чтобы это вошло в привычку. Вещи не должны мешать вам жить, не должны становиться препятствием в вашей карьере и дружеских отношениях. Они умеют красть время, деньги и душевный покой, если от них нет пользы – расстаньтесь с ними и не жалейте. А мы двигаемся дальше в искусстве домоводства.