В какую минуту рождается любовь? Только что были двое чужих людей, и в какой-то миг все меняется. Происходит ЧТО-ТО, приоткрывающее сокровенные тайны души, как другого человека, так и своей собственной, заставляющее взглянуть на него иначе, увидеть не таким, каким он казался еще мгновение назад. В этот миг еще этого не осознаешь, и, возможно, даже не понимаешь причины, но уже чувствуешь, что весь мир вокруг изменился… А ты не можешь понять, почему именно для тебя так важно сделанное тобою открытие… Точнее, то, что Господь сподобил тебя увидеть, открыв глаза твоей души, твоего сердца… Любовь земная. Отблеск Любви Божественной. Проходит время, открывающее в человеке множество недостатков, не замеченных или не имевших место ранее, и, вспоминая то светлое мгновение, то необыкновенное открытие, зачастую думаешь: «Какая я была дура! Как я ошибалась в этом человеке…», «Я его идеализировала, а он оказался таким…» и далее следуют эпитеты. А на самом деле, в большинстве случаев, эти более поздние «открытия» – ошибочны, а то первое впечатление как раз таки верное и настоящее… Повторю: не всегда. Но часто. Конечно, бывают и влюбленности, и это совсем не значит, что все влюбленности должны кончаться браком, но даже если человек окажется «не твой», все равно верным взглядом на его душу был тот, от чистого восторженного сердца. «Только утро любви хорошо», сказал поэт. Потому что в этом «утре» – чистота… С сожительством и отношениями до брака все понятно: состояние греха опошляет и уничтожает возвышенную чистоту и красоту, и чувство, как цветок, умирает, не раскрывшись. А что же в браке, освященном Господом, когда двое призваны еще в более полной мере раскрыть красоту души своей второй половинки, а вместо этого раскрываются отрицательные черты и недостатки? Не оттого ли, что супруги больше не смотрят друг на друга тем восторженным взглядом, не потому ли так много разочарований, что до свадьбы мы склонны видеть лишь положительные черты возлюбленного и не замечать отрицательные, а после – видим только недостатки, затмевающие в наших глазах все достоинства и добродетели? А надо бы наоборот: видеть недостатки человека до свадьбы, а после покрывать и не замечать. Любовь, на мой взгляд, не бывает рациональной. О том, что надо четко представлять себе, какими качествами должен обладать потенциальный супруг, и искать его в соответствии с этими представлениями, сказано и написано немало. И это, несомненно, хорошо и правильно. Но, как мне кажется, не для всех. Правильно, да, и не поспоришь. Но… Когда я слушаю женщин, рассуждающих о том, что они выйдут «только за такого человека, который…» и далее следует длинный список, мне почему-то кажется, что они либо еще никогда не любили, либо имеют печальный опыт разочарования в избраннике… Возможно, я не права. Безусловно, схема психологов верна. Но лишь для тех, на ком эта схема работает. Таких может быть даже большинство, но есть и другая категория. Есть люди, которые не умеют жить разумно и рационально, и прислушиваются лишь к голосу сердца, внутреннему чутью, порыву. Не говорю, что это хорошо. Просто констатирую факт, что такие люди, в частности девушки и женщины, есть. Да, сердце давно потеряло связь с Богом, а в омраченном грехом состоянии оно — очень ненадежный и опасный советчик. Поэтому стоит возложить надежду на Бога, попросить Его направить и вразумить. Это не инфантильная позиция, я не говорю о том, чтобы «переложить ответственность» и ничего не делать, ожидая, что Господь все сам устроит. Хотя, часто бывает именно так — Он устраивает. По вере нашей. Другое дело, обладаю ли я такой верой. Но факт остается фактом, и есть женщины, которые просто не умеют мыслить рационально, и часто совершают поступки под влиянием чувства, порыва, эмоции. Наверное, и я отношусь к их числу. В юности моим мужским идеалом был эдакий мятущийся герой-одиночка из романтических произведений Грина. Наверное, этот образ сидит во мне до сих пор, и с таким же героем-одиночкой я ассоциировала и себя. Мне казалось, что я иду по жизни, находясь в постоянной борьбе со всеми, испытывая непонимание и одиночество, порой не понимая их причины. Помните, как у Талькова про океан непонимания: И не так уж, поверь, досадно В океане и на бревне. Лучше сядь-ка со мною рядом — Будет нам веселей вдвойне. И еще о любви и преображении в моем романтическом понимании. В литературе и кино меня чаще привлекали (да и сейчас привлекают) не общепризнанные красавцы, от одного взгляда которых женщины падают в обморок, а герои, на первый взгляд малопривлекательные, в которых при более внимательном рассмотрении, постепенно или неожиданно, открывались совсем другие грани их души. Особенно когда это случается в какой-то определенный момент, который, быть может, кажется незначительным, но наступает как прозрение для героев или для читателя и зрителя. Вспомните, например, в «Алисе в Стране чудес» Бёртона есть эпизод (и хотя фильм в целом мне не нравится, почему-то именно он пришел в голову в первую очередь): Шляпник во время безумного чаепития, как ему и положено, говорит и делает абсолютные глупости и странности, и из-за этого Алиса выглядит несколько напуганной и растерянной, но, почувствовав приближение опасности, он меняется в одно мгновение, еще до того, как другие успели что-либо заметить и понять. И вот он предстает в совершенно ином свете, и с этого момента, несмотря на его странную внешность и абсурдное поведение, зритель уже не видит в нем ни клоуна, ни сумасшедшего, но симпатизирует и сопереживает ему более, чем кому-либо до конца фильма. Возможно, режиссёр осмысленно взял на роль сумасшедшего уродца как раз таки признанного красавца-актера 🙂 Быть может, для того, чтобы показать: красота не на поверхности, она внутри, и, если приглядеться, она непременно явит себя. Другой пример, литературный – герои многих рассказов Честертона. Зачастую это странные, малосимпатичные личности, которые предстают либо мрачными злодеями, либо сумасшедшими. Однако оказывается, что они нормальнее и благороднее всех прочих персонажей. И часто именно женщине, и совсем не обязательно романтично настроенной, открывается вся красота и необыкновенные грани души странного героя. Не потому ли, что женщина от природы более чуткая и способная как раз таки сердцем ощутить то, что мужчины зачастую постигают при помощи разума? И быть может, чаще стоит в браке прислушиваться не к своим обидам и возмущениям, а к голосу сердца, и так же, как в тот миг, когда только проснулась любовь, заглянуть в душу родного человека, и увидеть не надоевшие недостатки, а красоту и глубину, скрытую в нем? Часто мы, женщины, в своих требованиях к мужчинам сами себе противоречим. Порой представляем их чуть ли не одноклеточными существами, у которых все чувства сводятся к пищеварению и физиологическим потребностям, и в то же время требуем от них телепатических способностей угадывать все оттенки нашего настроения, и страшно обижаемся, если они этого не могут сделать. А сами мы часто пытаемся их понять? Говорят, женщина расцветает, когда ею восхищаются, и становится такой, какой ее видят и воспринимают. А мужчина? Как можно требовать от него «подпитывающей силы» любви и восхищения, если перестать восхищаться им самим и видеть только отрицательные черты его характера, да еще и постоянно «пилить» его за них? Все взаимосвязано. Предчувствую шквал возмущений, но это мое частное мнение, и оно тоже имеет право быть. И потом, я не оспариваю чужую правоту, просто каждый человек индивидуален, это всего лишь моё мнение, не претендующее на истину, но оно имеет право быть, не так ли? Когда-то на меня произвели огромное впечатление вот эти замечательные слова, им так созвучны мои мысли, которые я, быть может, не сумела выразить ясно: «…Когда я нахожусь лицом к лицу с человеком, которого вижу глазами любви, не глазами безразличия или ненависти, а именно любви, то я приобщаюсь этому человеку, у нас начинается нечто общее, общая жизнь. Восприятие человека происходит на глубине, которая за пределами слов, за пределами эмоций. Верующий сказал бы: когда я вижу человека в этом свете, в свете чистой любви, то я вижу в нем образ Божий, икону. Знаете, каждый из нас представляет собой икону, образ Божий, но мы не умеем этого помнить и не умеем соответственно относиться друг к другу. Если бы только мы могли вспомнить, что перед нами икона, святыня!.. Это совсем не значит, что такая икона во всех отношениях прекрасна. Мы все знаем, что порой случается с картиной великого мастера, или с иконой, или с любым произведением искусства, с любой формой красоты: любая красота может быть изуродована — небрежность, обстоятельства, злоба могут изуродовать самый прекрасный предмет. Но когда перед нами произведение великого мастера, картина, которая была отчасти изуродована, осквернена, мы можем в ней увидеть либо испорченность, либо сохранившуюся красоту. Если мы смотрим на эту картину, на любое произведение искусства глазами изумленной любви, то видим прекрасное, а об остальном можем горевать, плакать. И мы можем решить, порой, всю жизнь отдать на то, чтобы все поврежденное в этом образе, в этой картине, в этом произведении искусства — восстановить. Это дело любви: посмотреть на человека и одновременно и увидеть в нем его неотъемлемую красоту — и ужаснуться тому, что жизнь сделала из него, совершила над ним. Любовь — это именно и есть крайнее, предельное страдание, боль о том, что человек несовершенен, и одновременно ликование о том, что он так изумительно, неповторимо прекрасен. Вот если так посмотреть на человека хоть один раз, можно его полюбить, несмотря ни на что, вопреки всему, что бросается в глаза другим людям…»(Митр. Антоний Сурожский (Блум). Таинство любви) Каждый человек индивидуален. Любовь земная, быть может, рождается в нас и проявляется по-разному. Для меня ее начало и неотъемлемая часть всей жизни – именно неожиданное озарение и открытие. Как это было и есть конкретно у нас с мужем, я здесь умолчу. Поскольку это Таинство, это то, что всегда со мной и я никому не отдам на поругание. В статье использованы иллюстрации Саввы Бродского к произведениям Александра Грина.