Прочитала статью Александры Смирновой «Разговор с язычником» и комментарии к ней, поняла, что тема животрепещущая, поэтому решила поделиться своим опытом общения с язычником. Те, кто думает, что славянское язычество что-то типа примитивных сказочек про Бабу-Ягу и с его адептами и разговаривать-то не стоит, глубоко заблуждается. Славянское язычество, также как и христианство – путь, но насколько он приемлем для современного человека, каждый вправе решать для себя сам. Ну,  начнем по порядку.

Устроился к нам на работу молодой парень, кандидат исторических наук. Сразу заявил, что он язычник и националист. Я сказала, что националистические взгляды мне тоже не чужды, но главное — я православная христианка.  Добавила, что к славянскому язычеству отношусь как к религии далёких предков и истории нашего государства, потому у меня есть некоторый исторический интерес. Мы прониклись  друг к другу симпатией, и завязался диалог.

На тот момент я уже имела некоторые представления о славянском язычестве. Оно существенно отличается от греко-римского, более нам привычного и знакомого. Отголоски его можно встретить ныне в индуизме и зороастризме. К сожалению, источники, где могла быть изложена философская концепция славянского язычества, если они и существовали, были уничтожены в христианское время, и исследователи в основном ориентируются на результаты археологических раскопок и ранние христианские источники. Из них следует, что:

1) Со времён палеолита на огромной территории от Атлантики до Байкала и от Белого моря до Чёрного проживала некая этническая общность, известная нам под названием арии. Они же являлись предками славян и многих других народов Евразии, народы которой говорили на одном праязыке, имели схожую культуру и верования. Впрочем, верования эти со временем менялись от анимистических до веры в реинкарнацию и загробную жизнь в раю (две последних возможно существовали параллельно). Да, древние славяне веровали в рай – Ирий, который больше походил на христианский, чем на мрачный греческий Аид. В Ирий попадали души тех, кто заслужил благую участь;

2) На вышеупомянутой территории существовали крупные государства или союзы государств с развитыми мегаполисами. Поэтому утверждать, что христианство явилось единственной в своём роде государствообразующей религией на Руси, было бы слишком смело;

3) Славянское язычество сохранило веру в «Единого Бога», «Подателя всех благ» и «Творца всего мира» даже на фоне многобожия. В разных местах его называли по-разному (Святовит, Даждьбог, Род);

4) Современное христианство (не только православное, но и католическое) являет собой некий синтез, компромисс христианства и язычества, недаром появились в нашей церкви такие термины как «магизм» и «обрядоверие». Если вы считаете, что это не так – спросите себя: «Зачем я иду в храм? Просить у Бога помощи в абстрактном спасении души или чтобы конкретная сосулька мимо головы пронеслась? Или чтобы на «Норд-Ост» билетов не хватило?» Только честно! Язычник тоже ходит за этим на капище, и примеров чудесных тоже приведёт множество. Чудеса, как показывает практика, вообще — вещь не показательная, источник этого чуда может быть разным.

Аргументы моего собеседника в пользу язычества меня огорошили. Сразу возникла масса вопросов, требующих немедленного разрешения.  Понятно, что аргументы, основанные на голых эмоциях типа: «Я в православном храме чувствую благодать, а на капище у меня лапы ломит и хвост отваливается» — не годились. Жертвоприношения – главный атрибут язычества, шокирующий публику, – у славян совершались добровольно (объясню почему, чуть позже).

Мой собственный опыт полемики со Свидетелями Иеговы пришлось отбросить. То было чужое, искусственное, а здесь своё, родное, в генах застрявшее. Вся православная богословская литература была посвящена полемике с другими христианскими конфессиями или сектами, а апостол Павел опять же к римлянам обращался. С родным язычеством как-то никто никогда и не полемизировал! (Неужели даже Кураев?) Не считали эти верования серьёзными и заслуживающими внимания?

Пошла к знакомым батюшкам – так, мол, и так, чем наше язычество хуже нашего христианства? «Рая,  — говорят, — у них нет». — «Есть, — говорю, — у них рай!» — «Так-то они верили, что в рай попадут, а всё равно в ад попадали, в Аид то есть!» Этакая нация доверчивых идиотов – все в царстве теней тусуются, а им Ирий подавай или Вальхаллу.

Ну, в общем, не убедили, пришлось самой до всего докапываться.  Прочитала сочинения Льва Прозорова – идеолога неоязычества, которые мне любезно предложил мой языческий коллега. Книги написаны живо, эмоционально и хорошим литературным языком, но по сути они — антихристианские, и православным их читать не советую. Но уж если рискнёте – обратите внимание на повторяющиеся словосочетания «другие источники подтверждают…», «в древних летописях сказано…», «факты говорят…», такие словосочетания в научной литературе не используют, равно как и не делят всех на «тёмных» и «светлых».

Я указала на это моему оппоненту и посоветовала впредь для аргументации пропагандистскую литературу не использовать, подвергать всё тщательному анализу и изучить христианские источники, то есть «выслушать другую сторону» для полноты истины. Также заметила я, что «толстые попы (в смысле батюшки) на джипах» тоже не есть научный аргумент, а переход на личности. Общались мы недолго – коллега вскоре нашёл другую работу. Расстались мы друг другом довольные: язычник – открытый для диалога с христианами, а  я — кое-что для себя осмыслив.

Ну а собственно результаты моей мыслительной деятельности в плане «что сказать язычнику на фесте» – вот они. Да, мы рабы. В отличие от язычников. Потому что те проблемы, которые язычник вроде как может решить сам с помощью магии или обрядов, христианин решает только с помощью Божией и по Его воле. Но, изменив с помощью магии свою или чужую судьбу,  язычник должен за это заплатить. Чем-то пожертвовать, чего-то лишиться, подвергнуться испытаниям. Таковы их космические законы.

За христианина Господь пострадал бесплатно. Ведь всё уже оплачено Крестной Жертвой. От христианина требуется только любовь к Господу и безграничное к Нему доверие. Поэтому мы рабы, работники Божии – так ли это плохо? Глупо думать, что путь язычника легче. Но Господь может и не реагировать мгновенно на молитвы христианина, может и не помочь. Не потому что жесток, а потому что смерть для христианина не есть зло, а наоборот: рождение в вечную жизнь. Если вы так не считаете – вы ещё не христиане.

Для язычника всё сложнее. Его загробная участь во многом зависит от того, как он умер и как похоронен, как соблюдены обряды. Имело значение, как и в каком количестве живут его потомки и как его почитают. По сути, существование мёртвых язычников зависит от жизни живых. Отсюда и их стремление к продолжению рода, увеличению потомства. Отсюда и добровольные жертвы:  чем пафосней похороны, тем качественнее жизнь на том свете.

Христианин от этого свободен. Его загробная участь всецело зависит от милости Божией. Иначе, отчего тогда спас нас Христос, если мы как умирали, так и умираем? Зачем нужна была эта страшная Жертва, если за гробом ждёт светлый Ирий?

Ещё один интересный момент – христианство не актуально в тех сообществах, которые живут природой и не знают цивилизации. Это заметили и миссионеры в Америке, и наши в Сибири. Вспомните Лескова «На краю света». Люди живут по законам природы, и у них нет самого понятия греха, он им не понятен. У них есть табу, нарушение которых приводит к гибели нарушителя.

Грех появляется там, где есть излишки, где есть цивилизация, а вместе с ней гордость, зависть, жадность и, как это ни странно, свобода. Поэтому Христос родился не где-нибудь в тундре, а в цивилизованном государстве – Римской империи, где были сильные социальные противоречия, можно сказать в самой болевой его точке. Тут евреям гордиться нечего – к самым больным своим детям послал Господь своего Сына. В тундре бы Христа и не распяли, там противоречий нет. Не распяли бы и в Риме — затерялся бы среди толпы философов. Поэтому христианство пришло на Русь только в 10 веке, несмотря на проповедь Андрея Первозванного – оно до тех пор было неактуально.

Славяне умели жить  в ладу с природой и друг с другом.  А теперь ответьте честно: можно ли в наше время вот так отречься от цивилизации и вернуться в первобытное состояние? Реально в корне изменить психологию цивилизованного человека? Для этого недостаточно нарядиться и устроить в лесу пикник. Можно залезть в песочницу, но заново стать ребёнком нельзя. И вот все эти игры в язычество – именно такая попытка залезть в песочницу.

Мы порочные, грязные,  слабые, одержимые страстями зависимые компьютерные приставки  — жалкое подобие наших предков. Путь язычника – не увеселительная прогулка, это путь воина. Игры с обрядами и жертвоприношениями современного человека уж точно до добра не доводят. Всё это очень серьёзно. Один мой друг после такого «мероприятия» лишился рассудка, а вскоре и жизни. Второй смог избавиться от психического расстройства только через церковное покаяние.

Христианин отдаётся всецело в руки Господа; язычник вершит свою судьбу сам, но подчиняется законам мироздания. Что легче – не могу сказать, наверное, и то и другое по-своему трудно. Ясно одно – сейчас не время бодаться по поводу, чья вера лучше – новая или старая. И та и другая – русская. Нельзя откреститься от язычества – это наша история, но нельзя сделать вид, что христианства на Руси не было. И хочется верить, что если вдруг придёт лихое время, русский язычник и православный христианин встанут рядом на защиту Родины.  Как и раньше… как и всегда…

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Таня

Не знаю, что сказать некогда любимому консервативному журналу…Полгода-год назад издание вызывало искреннюю радость: было что почитать, о чем подумать. Потом мудрость ушла, остались "истории из жизни" (что неплохо) и психоанализ в больших количествах. И я подумывала — стоит ли читать? После сегодняшней статьи сомнений нет — нет, увы. Очень жаль любимый журнал. Очень жаль, что нет былой любви и мудрости.

olgayeriomenko

Татьяна, а что в Вашем понимании "мудрость"? Думаю, то, что кажется "правильным" и совпадает с Вашими взглядами. НО есть "Правмир". Возможно, без серьезного осмысления, богословского образования не стоит поднимать темы, подобные изложенной в статье. Наверное, более правильно было задать смелые вопросы священнику, но…о. Андрей (Кураев) очень занят, найти другого сложно. Потому что мудрость на обычных приходах на деле консерватизм, которого довольно для пожилых людей, видевших жизнь и крайне недостаточно для АКТИВНОЙ молодежи с их бесконечными "а почему?". Пример. Я искренне не понимаю, причин канонизации семьи Николая второго. Встретившись с одной активно православной женщиной попросила объяснить, как она это видит.

Валентин

Ольга, если у Вас есть полтора часа, то вот тут замечательнее всего это объяснено, про Николая Второго. http://azbyka.ru/audio/audio1/propovedi-i-besedy/http://azbyka.ru/audio/audio1/propovedi-i-besedy/
Это две лекции из цикла "Школа Покаяния", на который, я думаю, необходимо найти время каждому. Прослушать и скачать его можно например здесь http://azbyka.ru/audio/propovedi-i-besedy/drugie-

А статьи на "Матронах" чаще всего душевредные и с большим числом ошибок разного рода. Очень странно, что их не вычитывают опытные люди.

Помоги Вам Бог в искреннем пути к Нему, но будьте осторожны и больше советуйтесь и слушайте.

Светла

О, мужчина в женской бане! Оживляет))) Ну, коль скоро администрация Матрон пропустила Ваш пост, значит, считает нужным. Если Вас действительно тревожит душевредное влияние сайта на неокрепшие женские умы, может быть, корректнее было бы, полноценно представившись, обратиться в открытом письме к модераторам, назвать неудачные, с Вашей точки зрения, статьи, отметить ошибки, обосновать свое мнение и искренне предложить помощь? А то как-то криво у Вас получилось: прошли мимо, плюнули, простите, под ноги и дальше идете… Некрасиво. Не хочется к Вам прислушиваться и советоваться.

Nata.

Ну почему же, как-то я читала у Кураева про язычество. Дословно уже не помню, смысл был таков — язычество на самом деле не такое белое и пушистое, как его рисуют сегодняшние неоязычники. И человеческие жертвы были в порядке вещей. Мудрая княгиня Ольга сменила веру, так как обязана была лечь в могилу с мужем.

olgayeriomenko

(продолжение) Дама радостно принесла мне брошюрку: "Вот здесь все написано". Да, было написано на уровне учащихся коррекционной начальной школы: "маленький Николенька был благочестив, любил папу, маму и Россию", — возможно. "Юношей он думал о Боге и вел благочестивую жизнь", — позвольте??? Да мало-мальски грамотный человек расскажет, что это было не совсем так, хотя человек был ОЧЕНЬ хороший. И т.д. и т.п. Когда к очередному празднику на "Правмире" выходит статья про св. мученика Александра Тверского, которого злые монголо-татары замучили, а он страдал за Землю Русскую. Да за Тверское княжество он страдал, москвичи его погубили, дедушка Димитрия Донского, которому мы обязаны страной,… Читать далее »

sasha

Есть разного уровня святые. Еще есть святые которые посвятили жизнь Богу, а есть, которые являются мучениками, и стали святыми через мучения. Даже если в жизни они думали как обычные христиане, они все-таки с честью выстояли последнии минуты.
К тому же не причисляют к лику святых случайно. На все воля Божья. А какая информация вам доказывает что кто-то является святым? Количество исцелений?

olgayeriomenko

Вот Вы решаете за меня. Поэтому и сложно некоторым людям в православии: чтобы объяснить мудро, надо иметь за плечами базу фундаментального образования или долгий путь духовного становления. А так — оскорбления, домыслы. Нет, не по чудесам. Я не понимала почему он мученик ЗА ВЕРУ. Его просили отказаться от православия? Да тогда параллельно было революционерам его вероисповедание. Им власть была нужна. А царскую семью убрали по холодному разуму: претенденты на власть. И царь пытался спасти себя и семью, и с английской родней договорился, но не судил Господь. Жертва обстоятельств, хороший человек. Вот его слуги имели выбор, но остались верны присяге. На… Читать далее »

Ирина Ия

Ой, Ольга! Скольких людей такие брошюрки отпугнули от православия! Как я Вас понимаю, это так неприятно, когда со взрослым человеком начинают сюсюкать как с неполноценным или с ребенком. В данном конкретном вопросе действительно надо серьезно разбираться, чтобы понять, я с Вами совершенно согласна. Настолько серьезно, что мама моя, изучая жизнь и гибель царской семьи еще задолго до их канонизации, уверовала в Бога и пришла в Церковь. Эти брошюрки, с моей точки зрения, выполнили свою функцию — как-то упорядочили, хоть на каком-то уровне тот хаос в головах "рванувших" в Церковь, когда стало "можно". Они свое отжили и уже начинают вредить, никому… Читать далее »

olgayeriomenko

"Счастье — это когда тебя понимают" (с)

Это я

Нет.Счастье нельзя полагать во внешних вещах.В данном случае,-в отношении к тебе других("понимают").Красивая,конечно,формулировка,и классически-заученная,но неверная.К сожалению.

Ирина Ия

Можно поспорить: это сокровища надо на небе собирать и душой не стоит прикипать к преходящему, а счастье — кратковременное эмоционально-психологическое состояние, возникающее когда от внешних, а когда от внутренних стимулов. Счастье, когда дома тепло и светло, когда все здоровы, когда есть время почитать, когда есть друзья, когда ничего не болит, когда выжил после операции, когда тебя понимают… Когда этого всего нет, можно об этом вспомнить и вновь пережить это счастье. И вообще, счастье такое условно-субъективное понятие, еще более размытое, чем удача.

Наталья

Ольга, Царская семья не мученики за веру, а страстотерпцы.

Канонизировали после тщательного изучения личной переписки и дневников. То отношение, которая эта семья показала к выпавшим на их долю страданиям — как раз и явило святость.

olgayeriomenko

Наталья, я постараюсь найти и почитать. Спасибо.

Гоблинище

О, как хорошо Вы сказали! Под каждым словом подписаться могу. Никогда мне самой не удавалось так отчетливо и по сути сформулировать. Спасибо Вам.

Julia_Z

То есть, вы против полемики с язычеством?

Лариса

Я тоже не вижу смысла в этой полемике,потому что не вижу самого язычества,а вот невежество вижу.Лекции профессора-богослова Осипова посмотрите-почитайте.

Julia_Z

Полемика и есть борьба с невежеством.

С чего вы мне решили советовать Осипова — не очень пойму. Тем более я его читала. Вот язычников и миссионерьте, если зуд проснулся.

olgayeriomenko

Для полемики, чтобы "не навредить", надо быть человеком большой духовной культуры и глубоко образованным. Таких единицы. Поэтому лучше просто и твердо держаться своих убеждений, а полемику предоставить людям грамотным.

Julia_Z

Можно просто немного отрезвить человека. Для этого достаточно здравого смысла и способности слышать и понимать.

А за веру пусть твердо стоят тетеньки с плакатиками.

.

olgayeriomenko

Юля, то, что нам кажется "отрезвляющим" для человека других взглядов чаще станет "раздражающим". Искусство убеждать дано не каждому. Этому надо учиться.

Julia_Z

С этим никто и не спорит.

Гоблинище

На мой взгляд, статья очень мудрая. Как раз без охов и ахов, какие они язычники растакие; очень логично и последовательно изложена точка зрения автора, и убедительно. А продолжать ли читать журнал — каждый решает сам для себя. Только не очень понимаю — если Вы решили, что не стоит, то зачем об этом заявлять? Можно просто перестать читать. А так — как будто в упрек авторам, которые этого совсем не заслужили

Юлия

По-моему очень смелая статья. И правдивая. Здорово, что нет обычного разделения на белое и черное и есть попытка осмысления "черного".

Дарья

Мне кажется, несмотря на попытку разобраться объективно, язычеству все-таки досталось. Выводы гуманистические, а перед ними затесалось достаточно не уважительное: "чем круче похороны, тем прикольней на том свете". "Для этого недостаточно нарядиться и устроить в лесу пикник. Можно залезть в песочницу, но заново стать ребёнком нельзя. И вот все эти игры в язычество – именно такая попытка залезть в песочницу." А здесь прямое запугивание: "Игры с обрядами и жертвоприношениями до добра не доводят современного человека. Всё это очень серьёзно. Один мой друг после такого «мероприятия» лишился рассудка, а вскоре и жизни. Второй смог избавиться от психического расстройства только через церковное покаяние"

Julia_Z

А значок "не влезай-убьет" на трансформаторе — тоже запугивание?

Ольга

Прошу прощения за резкость формулировок. Я всего лишь предлагаю серьёзно относиться к серьёзным вещам.

Людмила

Все таки в статье здорово досталось именно христианству… а не язычеству. Так перекрутить его… Просто поразительно… О том что, оказывается -"Современное христианство (не только православное, но и католическое) являет собой некий синтез, компромисс христианства и язычества"…. просто не влазит ни в какие рамки… Поразили до глубины души — слова "Пошла к знакомым батюшкам – так, мол, и так, чем наше язычество хуже нашего христианства? «Рая, – говорят, – у них нет». – «Есть, – говорю, – у них рай!» – «Так-то они верили, что в рай попадут, а всё равно в ад попадали, в Аид то есть!» ".. Неужели НИ… Читать далее »

Екатерина Николаева

Спасибо, Ольга! Очень интересно!

Екатерина Николаева

Согласна с тем, что язычество — это детство цивилизации. Невозможно стать взрослым, не пройдя все ступени детства. А если взрослый человек, вдруг почему-то перечеркнул свое детство — душевного здоровья ему не видать.

MaryNightingale

По поводу Кураева: https://www.youtube.com/watch?v=gtd-vQ1Ne3w

olgayeriomenko

эх, ну почему я постоянно нарушаю заповедь "Не сотвори себе кумира"? …))
Кстати, сказки про "ариев, живших от Байкала до Атлантики с сильной государственностью" — это откровенный лубок.

Екатерина

Вот-вот. Именно лубок. Еще удивляет, что "кандидат исторических наук" читает такую ерунду и еще использует как аргумент в спорах… Где кандидатскую получал, интересно. Что-то подсказывает, что в "заборостроительном", как моя мама выражается. Сейчас любят всякие новоиспеченные "университеты" открывать исторические факультеты, вот для таких товарищей. Хотя может я не права, может он и приличное что закончил. Просто вот что любопытно: у нас на истфаке МГУ ни одного "язычника" нет, хотя достаточно много и антиклирикалов, и агностиков, и атеистов. Ни среди преподавателей, ни среди студентов… Причина, наверное, отчасти в том, что над сказками про "ариев, живших от Байкала до Атлантики" ржет весь… Читать далее »

olgayeriomenko

Вы историк? Здорово 🙂

Ольга

Я к арийской цивилизации серьёзно отношусь. Ещё в молодости по археологическим экспедициям поездила, да и потом и на Белом море и на Алтае и на Чёрном — сама всё своими глазами видала. Была цивилизация.

Екатерина

Ольга, ну лично я на отделении истории искусства, мы как бы не совсем историки, у нас все другое, и программа и методы и т. д. Все же искусствовед — не вполне историк:) Но муж на отделении общей истории, хотя и пошел на кафедру этнологии (что, в общем-то, тоже дисциплина на стыке истории и других наук). Но варимся в этой каше, конечно, большинство друзей-знакомых — историки, археологи и т. д. Да и учимся мы все еще, пока не историки, диплом получим — вот тогда:)

Φωτη

Очень понравилось, спасибо!

Лариса

Никак не хочу обидеть автора статьи,но прочитав её у меня создалось впечатление,что лучше иногда не "мудрствовать лукаво".Что мы знаем о язычестве?По большому счёту-ничего!Имея Христа рядом,стоит ли засорять себе мозги?

Julia_Z

И нечего было Фоме Аквинскому «Summa contra gentiles» писать.

Лариса

Ну,писать,конечно,надо было,чтобы Вы,Юлия,прочитали и этим фактом чрезвычайно гордились.

Julia_Z

Я не читала эту работую
А у вас ко мне что-то личное?
Как-то уж очень не в тему ваш ответ.

Наталья

Просто не было у вас рядом язычника, с которым надо общаться. Да не плохо бы и миссионерствовать понемногу. А как возможна миссия без понимания внутреннего мира ближнего?

Лариса

Самым лучшим примером Христианства является жизнь по Его заповедям.Имея в сердце исреннюю любовь к ближнему,можно больше сделать для него,чем ,миссинерски, по-православному "навязывать"ему свою веру.

Наталья

Кто ж спорит, про жизнь по заповедям-то…
Где Вы в моих словах про навязывание увидели?

Julia_Z

данный комментатор вообще весьма необъективен.

Лариса

Неумелое миссионерство и есть навязывание.

Наталья

"Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедывающего?"
Рим.10

Это я

"Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедывающего?—
—"Не словом и языком", а"видя ваше чистое и богобоязненное житие""без слов убеждаемы были" — это о рядовых христианах. "Не все -апостолы,не все- пророки,не все-учители"…и т.д.Ещё надо цитат?:)
Думаю,что не стоит цитировать вне контекста.Ваша цитата была обращена к преемникам апостольского служения.
Как-то так.
"Если ты рука-служи,если ты глаза-смотри" и пр.
(Кстати,Ваша цитата очень в ходу у баптистов.В курсе?:) )

Людмила

Все таки надо начать СВОЙ внутренний мир. А уж понимание мира ближнего — это потемки…
Начинать надо с себя. Иначе толку нет.

Ольга

Завидую вашей позиции, но по-другому не получается у меня. Вечно хочется во всём разобраться.

Катерина Дупленская

Комментарии удивляют, а автору спасибо. Тема слишком большая, чтобы можно было охватить ее в небольшом обзоре. Но это не значит, что вообще не нужно говорить об этом.
Если у взрослого человека психологические проблемы, причину часто ищут в его детстве. То же самое можно сказать об обществе. Христианство на Руси ложилось не на стерильную почву, а на почву язычества. Чтобы понять некоторые изгибы нашего народного сознания, следует изучать это самое язычество.

Мария Франциска

Да, и до сих пор заметны следы. Такой интересный симбиоз местами возникает!

Елена

Согласна,статья актуальна,и следует не остановиться на этом, а продолжить циклом.Что бы люди понимали немного происходящее в движении к возрождению язычества. Ничего ведь практически не сохранилось по правилам обрядов, многие стараются вложить "свое" понимание, то как переделать под язычество православные молитвы — сама тому свидетель. Это наша история, ее нужно знать и хранить, а вернуть уже вряд ли, как правильно заметил автор, это равносильно возврату к феодализму — возможно — ????? Особое спасибо автору и редколлегии за некую нейтральность статьи и отсутствие разжигания споров, если можно так сказать "межконфессиональных". Неплохо бы послушать мнения по этому поводу священнослужителей. Интерес в обществе к… Читать далее »

Анастасия

Мне статья понравилась, то, что автор призывает к диалогу с нехристианами, очень радует. Только жаль, что есть некоторые неточности в описании самого христианства. А так — спасибо!

Людмила

Скажем прямо — в описании христианства в статье не просто неточности — а прямо противоположные тому же христианству утверждения приписанные ему…
!Некоторые неточности! — просто напрочь перекручивают вообще саму суть христианства.

Panda111

А мне статья понравилась очень. Интересная точка зрения, интересные рассуждения.

Юлали

Всем, кто хочет быть в теме, советую почитать труд академика Б.А. Рыбакова "Язычество древних славян". Там без эмоций и деления на темных и светлых (академик-то ещё советский).
Научные факты собраны и упорядочены, сделаны вполне логичные выводы. Очень советую.

Ирина Ия

Б.А.Рыбакова тоже надо читать не одного, а вместе с другими — как и всякий увлеченный исследователь, он иногда увлекается… Хотя, конечно, база добротная.

Ольга

Вот-вот, его и читала.

Похожие статьи