Для ребенка очень важно иметь определенные границы, которые он будет с возрастом нарушать. В этом и заключается смысл взросления — сейчас ему можно то, что нельзя было месяц или год назад.

— Папа, вы меня совсем не уважаете! Совсем не уважаете! — голос моего четырехлетнего сынишки звенел, губы дрожали, а в глазах стояли слезы. Он смотрел на отца и учился защищать свое мнение. Его мнение заключалось в том, что суп полагалось есть вместе с конфетой. Мы были против. Наверное, это было практически единственное, за исключением режима дня и чистки зубов, на что мы пока наложили свое вето.

С самого детства мы учились уважать мнение своего ребенка, не навязывая своего вкуса и решения, предлагали ему выбор с того момента, когда он стал в состоянии его делать. Мы старались в рамках определенных ограничений предоставлять ему эту свободу. Мы идем в детский сад, а какой дорогой — решает он сам. Что ему одевать — в пределах той погоды, которая на улице — выбирает он сам из предложенного нами. Естественно, выбор ребенок может сделать в состоянии только после того, как поймет и оценит каждый из вариантов. Наша задача заключалась в том, чтобы подобрать и предложить оба варианта, изначально привлекательные и безопасные для него.

С самого младенческого возраста это был, по большому счету, псевдовыбор — ты какую водолазку наденешь, красную или синюю? — мы не предоставляли варианты из серии «надевать футболку или что-то потеплее». Или предлагали в обед на выбор пюре из кабачков или брокколи, а на десерт — яблочное пюре или творожок, вариантов по типу «вкусное яблочное пюре вместо овощного супа» мы не предлагали.

Несмотря на кажущуюся безграничную свободу, внешне иногда напоминающую анархию, мы прекрасно понимали, что выбор у ребенка ограничен его возрастом, сознанием и умением пользоваться теми или иными предметами. Это не была искусственно созданная среда, нет, это была, скорее, среда с доступными для его возраста предметами, все остальное безжалостно исчезало из поля зрения малыша.

Природа возрастных кризисов одного года, трех лет и так далее, включая подростковый период, заключается в том, что ребенок, приобретая новые умения и навыки, развивая свое сознание и поднимаясь на более высокую ступень, начинает раздвигать ранее существовавшие границы и запреты, пытается выстроить новые взаимоотношения с этим миром,  а родители не всегда готовы предоставить ему новую, более «взрослую» свободу действий, даже не в силу своего нежелания, а по причине того, что процесс формирования психики и «прорыва» на новый уровень скрыт от нас и мы можем делать выводы о наступлении нового периода в развитии ребенка лишь по косвенным, очень опосредованным признакам. Известный психолог Лев Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.

Вчера мы кормили его с ложки, а сегодня он хочет делать это сам — неумело и неаккуратно, но именно так, с первой неуклюжей попытки, начинает развиваться любой навык. Остается очень великий соблазн сделать все быстро, аккуратно и правильно самому, однако кого мы воспитываем в этом случае? Человека, который понимает, что он ничего не может сделать сам и только родители или кто-то другой знают, «как правильно» и «как надо». Умение принимать решения, отвечать за них и их последствия не рождается сами собой, а воспитывается с младенческого возраста. Нельзя до 15 лет принимать решения за ребенка, а потом возмущаться, что он ничего не может сам делать в жизни.

Да, мы уже знаем, как лучше, понимаем все последствия действий, но мы этому научились также методом проб и ошибок. Для кого-то этот метод был более болезненным, для кого-то — менее, но этот метод единственный.

Однако мы не бежали сломя голову отбирать вилки и ножницы, случайно оказавшиеся в его руках, — нет, мы просто изолировали их, убирали из поля его зрения, чтобы не искушать юный познавательный интерес и стремление все попробовать, а ножницы, которые были доступны для него, были пластмассовыми, либо детскими, без острых углов, защищенные со всех сторон пластмассовыми накладками.

Чтобы ребенок в возрасте до года мог пережить период познания окружающего мира с наименьшими «потерями» и травмами, я давала малышу потрогать кончик вилки и ножа, прикоснуться к горячей кружке, чтобы не было искушения добраться до этих предметов без меня, а сейчас, когда у него есть желание помочь мне с приготовлением завтрака, мы вместе режем хлеб или другие доступные для него по мягкости и консистенции продукты под моим чутким руководством.

Конечно, я страховала свои нервы от всевозможных потрясений, и, когда мы играли с мукой и макаронами на кухне или переливали воду из стаканов и взбивали мыльную пену, я не дергалась, если все это или часть его оказывалась на полу, — нет, я просто стелила большую клеенку или полиэтиленовую пленку на пол. И после наших занятий собирала ее и весь мусор с пола «одним движением руки».

Чтобы рисование доставляло радость не только малышу, но и мне, я также стелила на пол клеенку, раскладывала перед ним лист формата А3 или старые обои, раздевала его, и он с удовольствием рисовал и ползал по этим огромным листам. Мне же не составляло труда после нашего урока творчества отнести малыша в ванну и просто смыть с него все краски, которые были на нем и на бумаге, но никак не на полу.

Когда мы подошли к возрасту, в котором малышу понравилось рвать бумагу на кусочки, я взяла газетные листы и старые журналы, и мы долго с наслаждением рвали их, а потом играли в деревья, с веток-рук которых опадают листья-бумажки, устроили фейерверк из бумажных обрывков и смотрели, как ветер-фен может раздувать наши импровизированные листья. Конечно, для меня стало шоком, когда, после моего торжественного объявления о том, что мы будем играть в пылесос, я поняла, что он сломался. Но слава фантазии! Пришлось по ходу действия менять правила игры, и мы начали играть в уборку наших псевдо-листьев в «парке», и вдвоем буквально за десять минут собрали все газетные клочки, все до одного листочка.

…И вот сейчас он учился отстаивать свое мнение. Он прекрасно понимал, что папа и мама обладают авторитетом, силой и, возможно, даже понимал, что они правы, но для него было важно сделать так, как он считает нужным. Неважно, был ли этот вариант ошибкой или нет, он хотел ошибаться и самому решать, как будет лучше для него. Для него было важно, чтобы взрослые понимали, что рядом с ними не малыш, а равный по уровню товарищ или друг. Ребенку надо было увидеть себя в новом качестве взрослого.

Очень сильным было искушение запретить и объявить, что родители — единственно верная инстанция, которая знает, как делать лучше, затем прочитать лекцию о том, что сладкое вредно для зубов, а конфета с супом — вообще не вариант для питательного детского обеда.

Но как же быть со свободой выбора? В этот раз пришлось согласиться с точкой зрения своего юного взрослеющего оппонента. Признать его право на это решение.

А как же конфеты и суп? Все-таки конфета была отложена. Суп без нее вкуснее оказался.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Воспитываю замечательного сына 4 лет, готовлю прекрасные обеды для своего мужа и работаю в крупной международной компании. Много времени посвящаю творчеству и развитию себя.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Гость

Наше любимое чадо так недавно картоху жареную поедало, с сахаром ))) А мы сидели и давились от смеха, нереальное удовольствие было смотреть на его довольнющую мордаху. Сам ведь решил так есть!

Neta

Если детей в семье несколько и младший достаточно наблюдательный и смышленый, его не купишь псевдовыбором: он будет смотреть на старших и хотеть делать, как они "по-настоящему", а не "понарошку". Приходится все равно вводить всякие противные "нельзя", "тебе еще рано" и "а мама сказала так".

Елена

ИМХО, все сказанное в статье правильно, хорошо и даже выполнимо… но мне кажется, что научить ребнка подчиняться и случаться не менее важно. Это здорово, что вы его слышите, но и ему не худо бы слушаться… своей я читаю лекции том, что обычно мама понимает последствия и поэтому надо слушаться маму и папу.

Дарья

Согласна с Вами, со старшей дочкой играли, фантозирыва и давали выбирать, но есть вещи где ребенку не хочется делать а надо тогда он делает потому что "послушание самое главное для ребенка, кто слушается того не колбасит он делает и счастлив" так муж воспитывает дочь плюс ярким примеры жизни святых очень помогают и правда слушается почти всегда:-) Чего и всем желаю!

Marietta

Как же легко все это делать и писать, когда ребенок один, здоровый, в меру спокойный и в меру активный, а если в семье проблемы, а если ребенок гиперактивный или наоборот? А если их как минимум двое? Вот где советы нужны!

Елена

Статья понравится начинающим родителям 🙂

Ежик

Младшая жаждет везде включать свет. Где так достанет,где табуреточку поднесет. Я,конечно,выбор ее уважаю. Но свет хожу и выключаю без конца. Декнюжек жалко и раздражает маленько. Интересно,она в конце концов научится уважать мой выбор или уж пусть везде горит целыми сутками?

Ирина Никитина

Вот-вот, уважение мнения родителей — не менее важная вещь, чем проявление своего выбора.

Светла

А наша внучка скоренько научилась гасить свет, сначала со скамеечки, потом так доставала. Душ родители принимали, только когда дома вдвоем. Туалет, извините, посещали с открытой дверью. А сейчас настало счастье: Алиска гасит свет, радостно смеется, но сразу включает, научилась уже. Не сердитесь на дитенка, Ежик, она просто тянется к свету, вовсе не желая Вас огорчить. Это скоро пройдет, Вы не успеете разориться.

Ежик

Будем надеяться…)))

Екатерина (другая)

Но вы все-таки объясните, что надо выключать. Потому что у меня вот до сих пор с этим проблемы и все воют, и я в том числе — ну забываю я выключать его! Возможно, вовремя не объяснили, а теперь уже переучиться трудно…

МАра

Уважать ребенка гораздо легче,когда в финансах не ограничен…Я,к примеру,не могу уважать желание портить еду бросанием на пол или за диван. Однажды я нашла за диваном приличный кусок сыра, а я еще долго думала,кто его съел из холодильника.
Касательно красок — ребенок не хочет на листе,хочет на стенах,или выливать крашенную воду на ковер. Мы вообще все жидкости которые видим,выливаем куда ни попадя. Не хочет при этом раздеваться. Я уже знаю,что шариковая ручка ни за что не отойдет ни с линолеума, ни с обоев. А квартира не своя. Так мама потом приобретает творческую самореализацию,закрашивая под цветочки следы шариковой ручки)

ольга

Да, когд моей старшей было 2, я порывалась писать статьи о воспитании… и очень удивлялась, когда в уже написанных статьях и интервью мамы 10-12 прекрасных детей отказывались вообще что-лиьо комментировать, утверждая что совершенно не умеют воспитывать детей… у меня сейчас трое, и я поняла, что тоже совершенно не умею воспитывать….

Юлали

Да, соглашусь с предыдущим оратором. Когда моему старшему было годика четыре, я тоже была уверена, что знаю, как воспитывать детей… Мягко, ненавязчиво, всегда можно договориться, приспособиться… Но потом выяснилось, что дети разные, и один и тот же прием с другим ребёнком почти никогда не работает. а с третьим уже на него просто нет времени. Когда детей несколько и свобода выбора включилась почему-то посреди магистрали, которую все семейство переходит с коляской, а зеленый уже мигает… Я не нашла другого варианта, кроме "Нет, мы идем именно прямо и именно сейчас, потому что я так сказала. А поговорим, выясним целесообразность, выслушаем все мнения… Читать далее »

Neta

Как только вторая научилась говорить, оказалось, что мои дети ВСЕГДА хотят разное. Попытки найти компромисные решения отнимали много времени у меня и абсолютно не удовлетворяли детей, каждый из которых в итоге обижался, потому что "с ним не считаются". Пока мы с мужем, наконец, не поняли (к этому времени заговорил третий), что для детей (во всяком случае наших) важен не предмет пререканий, а вопрос под чью дудку будут плясать родители. И вопреки всем своим демократическим убеждениям, нам пришлось брать власть в свом руки.

Елена

"слова не мальчика, но мужа" (с)

Synilga

Ну да… Сегодня ребенок захотел суп с конфетой, а через 10 лет захочет наркоту попробовать, родители тоже будут уважать такой выбор? 🙂 очень умиляют молодые мамочки, которые сделав очередное "открытие" о особенностях своего ребенка, начинают делиться бесценным опытом :))

Светла

Ну что Вы, стоит ли так драматизировать? Малыши познают мир, все нормально. Мой старший в 3 года щедро посыпал манную кашу черным перцем. Да на здоровье! Пару раз поел так, потом вернулся к "классике". Мой муж рассказывал, что он в 5 лет любил есть селедку вперемешку с шоколадом, и что с того? Отнюдь не скатился в пучину вседозволенности, не стал извращенцем:селедку предпочитает с картошкой, шоколад с мороженым. Что же до молодых мамочек, то опыт каждой из них бесценен и прекрасен без всякой иронии.

О, да. Я лет в 8 дико любила есть борщ с пряниками. И не иначе. Потом в этом же возрасте двоюродная сестра страдала такими гастрономическими пристрастиями, но её мама даже не переживала. Семейное типа. Потом попробовала поесть борщ с пряниками — гадость. А вот тогда казалось чем-то нереально вкусным )))

Екатерина (другая)

А я как в детстве полюбила, так и до сих пор люблю (до дрожи просто обожаю!) сырой картофель. Мама всегда была в шоке, но конечно же не запрещала)

МАра

Это как в фильме "Кука" -макароны со сгущенкой).

Ежик

Хе,в 5 лет. Обожаю селедку со сладким чаем…

Светла

А чай с лимончиком, да? А селедку да на белый хлеб с маслицем… Великопостные разговоры, это нормально))

Ежик

Ага,ага,чай с лимончиком можно. А масло нет,не берем. С черным хлебом…а можно и филе на вилочке…вкуснота.
А вот с кофе-уже не то…))

ВераЧ

А можно еще вместо масла ломтик авокадо на черный хлеб, а сверху селедочку, и сладким чаем запивать… деликатес!)))

MaryNightingale

С конфетой не очень, а вот я где-то в статье по диететике читала, что хорошо мясо с фруктами. Так дочку в два годика и кормила — кусочек курочки — виноградинка — и т.д. Мой папа прибалдел, когда увидел)))).

Анна1982

Но ведь посыпают же жаркое зернами граната! И нормально! И есть такой концентрированный гранатовый сок, специально для мяса — наршараб называется.

Ежик

Оно так. Но нельзя забывать и еще об одной вещи.
Когда кто-то из моих старших коллег-докторов начинал приводить аргумент "У меня 20-30-50 лет стажа",остроумная начмед отвечала "Это свидетельствует только о вашем возрасте"))).
Ну и как там "сегодня он играет джаз…"

Елена Д.

Скажу довольно-таки крамольную вещь относительно уважения выбора по поводу наркоты… Только прошу сразу не минусовать. )) Даже в этом случае нельзя полностью подавить волю ребенка. Конечно, надо высказывать максимально негативное мнение к наркоте. Одно "НО". Запретом простым тут все равно ничего не добиться. Дети обладают удивительной способностью мастерски камуфлировать то, что им очень хочется сделать, но родители запрещают. Поэтому можно ребенку запрещать-грозить-бить смертным боем и т.д., но если он захочет — он все равно это сделает. Только родителям не расскажет, и они узнают о беде, когда станет слишком поздно. Я не претендую на абсолютную истинность, но мне все-таки кажется, что… Читать далее »

Екатерина (другая)

Полностью согласна! Если дело дошло до наркоты, перед нами уже не "ребенок" (для матери понятно он до пенсии будет ребенок, но фактически — детство кончилось). Нет, он не взрослый, но он и не ребенок, это подросток, и просто запретить уже не получится… Если просто запрещать, грозить наказаниями и т. д., только научится лучше скрывать, вот и все. Помню себя в подростковом возрасте, помню свою подругу… Которой всю жизнь запрещали к мальчикам подходить на расстояние 100 метров, из школы забирал водитель, день был расписан по минутам секциями-репетиторами, при этом дома готовка-уборка была в основном на ней, а за неповиновение папа избивал.… Читать далее »

olgayeriomenko

Наберите не ютубе "Правда о наркотиках".
Можно быть нудно-опекающей мамашей и нудеть: "Это нехорошо, вредно для здоровья", а можно поговорить на равных и подвести подростка к тому, что он взрослый, умный и поэтому делает выбор "против" .

Мария Х.

Еще хорошо написано в книге Л. Петрановской "Что делать, если -2". Мы читали вместе с детьми.

Елена

Если человек попробовал, но еще получает удовольствие от дозы или не получает сильного дискомфорта между дозами — то все благие рассуждения безтолку. Рассуждения хороши для тех детей, кто слушается родителей БЕЗисключения всегда.

Ежик

А таких нет.

Екатерина (другая)

А если есть, то это патология, на мой взгляд…

Анна1982

В каком-то фильме видела способ, которым отец навсегда отучил детей даже смотреть в сторону наркотиков: он их повез в наркодиспансер, и там была устроена встреча с находившимися на излечении наркоманами. Пока подросток на десяти-двадцати-тридцати примерах наркоманов не увидит, как это страшно, никакие убеждения не помогут.

Елена

когда работала на телефоне для нарокманов, то звонил клиент, которого мама отучила, сводив в морг, и там ему наглядно показали, чем дело заканчивается… я вот тоже об этом думаю, правда моим еще рано, но, имхо, лучше превентивно запугать…бывших наркоманов не бывает.

МАра

Все дети экспериментируют. Может, ребенок вырастет поваром? Сыпят соль в кисель,или сначала положат в фасоль соль, а когда невкусно -еще и меду,а потом еще есть нельзя. Или в кашу сначала чай льют, а потом воду…

MaryNightingale

Ольга, восхищаюсь мамами, у которых так получается! Респект Вам!

Похожие статьи