«Манеры человека — это зеркало, в котором отражается его портрет» Иоганн Вольфганг фон Гете Как правило, люди оценивают и классифицируют окружающих по принципу «свой – чужой». В двух словах расскажу о том, как это происходит. Допустим, вас познакомили с мужчиной/женщиной. Вы бросаете беглый взгляд на человека и мысленно отмечаете про себя наличие или отсутствие наиболее важных для вас черт/качеств. Что для вас наиболее важно? Что резануло или порадовало глаз? Ниже приведу небольшой список наводящих вопросов и приблизительных ответов: Понравилось ли, как поздоровался с вами человек? А) доброжелательно и вежливо; Б) жуя жевательную резинку, выпалил резкое «здрасте»; Понятна ли вам была его речь? А) речь была размеренной, внятной, тембр голоса приятный слуху; Б) говорил быстро, глотал слоги, голос резкий; А как вам жесты нового знакомого? А) никаких лишних движений тела и рук; Б) хлопал меня по плечу и размахивал руками; Какое впечатление на вас произвел внешний вид? А) элегантно и со вкусом одетый; Б) кричащие цвета/мятая и неопрятная одежда/вульгарно; Что с культурой речи? А) грамотная и чистая, большой словарный запас; Б) присутствуют «слова – паразиты», нецензурные слова, маленький словарный запас; Как держался ваш собеседник? А) спокойно, уверенно; Б) развязно, громко смеялся; Интересным ли было общение? А) весьма. У человека широкий кругозор, и он с легкостью поддерживает беседу; Б) было трудно «разговорить», он молчал, на вопросы отвечал коротко и однозначно: «да», «нет», «не знаю»/говорил без умолку, что невозможно было вставить слово и о том, что мне было неинтересно. Противоположные друг другу ответы «а» и «б», показывают нам следующее: с точки зрения хорошего тона всех людей, их манеру поведения, условно можно разделить на две категории: воспитанный и невоспитанный. Четко и без серединного варианта. Недо-воспитанный – даже странно звучит. Дальше в этих двух градациях существуют свои ступенчатые системы или уровни. Взять, к примеру, некую знакомую учительницу и любителя романтики из серии «украл–выпил–в тюрьму» (образ на основе реальных людей и событий). С последним и без лишних слов все ясно – невоспитанный. А вот к учительнице стоит присмотреться поближе. Внешне аккуратная, приятна в общении. Без вредных привычек. Однако за чашкой кофе любит посплетничать с подругой и «перемыть косточки» родителям своих воспитанников. И не только им. Коллеги и начальство тоже подвергаются жесткой критике. «Любит» учеников из богатых семей и презирает маленьких представителей так называемого среднего класса. Такому человеку воспитанность не притянуть даже за уши, к сожалению. И вот два человека из параллельных миров, которых и сравнить–то трудно, но все же они находятся в одной плоскости. Просто один ближе к нижней ступени, второй – недалеко от верхней. Попасть же в категорию воспитанных не так уж и сложно. Выучил правила хорошего тона и применяй. Поначалу, конечно, поработать придется. Но когда войдет в привычку – поплывет как по маслу. И вот тут начинается все самое интересное: духовная сторона вопроса. Как известно, духовное совершенствование – бесконечно. Отсюда и берутся ступени лествицы и уровни в категории «человек воспитанный». Однако, как сказала однажды героиня Лии Ахеджаковой: «Можно, конечно, и зайца научить курить. В принципе ничего нет невозможного. Для человека с интеллектом». Поэтому, любой, кому по душе ответы под буквой «б», как бы низко он ни стоял, всегда имеет возможность подняться наверх. Почему важно знать правила хорошего тона Воспитанные люди, как и все остальные, оценивают по тому же принципу «свой – чужой». Брать этого человека на такую–то должность, или он все же не соответствует? Заводить с ним деловые отношения, или он ненадежен? Рассчитывать на что-то или лучше остерегаться (как говорится, от греха подальше)? По поведению человека заметно то, насколько, он уважает себя и окружающих, умеет ли вести себя достойно. Из профессионального опыта скажу, что довольно часто люди переживают из–за того, что кого–то не берут на работу, кого–то не повышают, не доверяют ответственные задания или руководство отделом. Вроде и профпригоден человек, и старается. Однако нет понимания истинных причин. А зачастую всего–то и требуется, что поработать над манерами. Правила Этикет бывает разный в зависимости от культуры, этнической принадлежности, социального слоя. Существует, например, и тюремный этикет. В том мире тоже есть свой «хороший тон». Мы же говорили, и будем говорить о западноевропейском формате, по которому живут страны Европы, Россия и, с некоторыми отступлениями, Америка. В наши дни существует несколько видов этикета: Светский этикет, или общегражданский. Правила этого вида этикета относятся к нашей социальной жизни: на улице, в театре, магазине и проч. общественных местах; Военный этикет. Как видно из названия, правила поведения и нормы этого вида этикета относятся к определенной категории людей, дававших присягу и следующих Уставу: сюда входят представители любой структуры вооруженных сил, полиция, таможенная служба, пожарная охрана и проч. К слову, священнослужители тоже являются представителями данного вида этикета. В каждой конфессии существует определенная иерархия (порядок подчинённости низших звеньев высшим, организация их в структуру), свой Устав. Священнослужители также беспрекословно следуют Уставу, носят специальную униформу; Дипломатический этикет. Это нормы, по которым строятся межгосударственные отношения. Их обязаны соблюдать руководители государств и правительств, дипломатические представительства и ведомства иностранных дел. Подробно данный вид мы рассматривать не будем за ненадобностью; Придворный этикет. Правила поведения при королевском дворе и общении с членами королевского дома. Этот вид мы также рассматривать не будем; Религиозный этикет. Состоит из формальных (подчеркнуто) норм поведения в храмах и правил общения с представителями той или иной конфессии; Деловой этикет. Правила общения на работе (гражданской). Принципы или требования, на которых базируется этикет (вне зависимости от вида), это: Гендерная основа: главная – женщина; Уважение к возрасту. Соответственно, главный в общении тот, кто старше; Уважение к социальному положению. Главным будет тот, кто старше по званию/положению. Итак, повторим еще раз — любое общение мы начинаем с определения статуса собеседника: Пол Возраст Социальное положение На первый взгляд, все просто и понятно. Однако здесь и кроется главная заковырка: этикет ситуативен. И сразу вопрос на засыпку: может ли тот, кто старше по возрасту, «командовать парадом» над тем, кто старше его по званию? Для того, чтобы с легкостью выстроить правильную линию поведения, следует определять этикетную ситуацию, в какой вы оказались на данный момент. Этикетные ситуации (говорим именно о них, поскольку с ними читатели портала «Матроны.РУ» встречаются чаще всего): Светская. Действует во всех общественных местах: от улицы до оперного театра. Это: гости, магазин, ресторан, кафе, поликлиника, аэропорт, музей, театр, подъезд дома; Деловая. Зона действия – работа. Однако, как только вы выходите из здания на улице, вы оказываетесь в иной этикетной ситуации. А именно, в светской. Следовательно, если встретились мужчина – начальник и его подчиненная в магазине или театре, то вести себя они должны по правилам светского этикета (см. ниже); Воинская. В данную ситуацию мы попадаем, когда сталкиваемся с военнослужащими. Как вы уже знаете, к ним относятся и священнослужители любой конфессии. Эту ситуацию подробно мы будем рассматривать в следующей статье. Главные и принципиальные различия между светской, военной и деловой ситуациями: Светская ситуация: главная — дама (гендерная основа). Плюсом именно в этой категории является тот факт, что в ней значение играет возраст. Итак, главенство по степени убывания: дама старшего возраста – дама младшего возраста – мужчина пожилого возраста. Деловая ситуация: главный — начальник. Гендерных различий нет. Военная ситуация: главный — начальник. Гендерных различий нет. Если вы оказались не главным, в ваши обязанности входит: Первым здороваться/приветствовать старшего/главного в данной этикетной ситуации; Пропустить старшего/главного вперед, открыть и придержать перед ним дверь; Младший в присутствии старшего/главного не должен сидеть, это можно сделать только после того, как сядет старший. Если главный/старший так и не сел, следует стоять вместе с ним; Уступить и усадить старшего/главного на почетное место; Важно: младший не протягивает руку первый для рукопожатия старшему; Не может: делать замечаний старшему; обращаться с просьбой оказания услуги, давать указания и вмешиваться в дела старшего. Если вы — старший, ваши привилегии следующие: За вами право решать: подавать ли руку для рукопожатия младшему или нет; Вы можете сидеть в присутствии младшего. Не вставая можно пожать руку младшему; За старшим/главным также право: делать замечания, давать указания, обращаться с просьбой и приказывать (в военной ситуации). Привилегии главного Понятно, что соблюдение данных правил как главными, так и младшими, должно быть сопряжено с доброжелательным отношением (см. предыдущие статьи по теме). И вопрос для размышлений на будущее: если вы встретились со священнослужителем, кто из вас будет главным?