XIX век — эпоха моды изысканной, создававшей образ женщин-принцесс. А в день своей свадьбы они, конечно, должны были выглядеть особенно сказочно. Тоненькие талии, пышные юбки, оборки, кружева, флёрдоранж. И, наверное, короткие рукава и глубокое декольте, позволяющие любоваться округлыми руками, плечами и бюстом очередной невесты? Сегодняшние принцессы-на-один-день чаще всего надевают открытые платья, а уж тогда, наверное… Не совсем так. А как? Если до той поры платья можно было условно разделить на нарядные и повседневные, и отличались они качеством ткани и количеством отделки, то в начале XIX века формируется сложная система — какое именно платье уместно в той или иной ситуации. Возникает деление на наряды утренние, прогулочные, обеденные, вечерние, бальные. Не будем углубляться в тонкости, способные напугать современного человека, скажем лишь, что главный принцип был прост: только те платья, что надевают вечером, могут быть с декольте и короткими рукавами. Все остальные, нарядные и не очень, должны закрывать грудь и руки. Пожалуй, только свадебные платья и были исключением. В первой половине века у невест был выбор. Можно было надеть платье с небольшим вырезом, а можно — с декольте таким же глубоким, как на вечерних и бальных нарядах. И неважно при этом, когда была свадьба, утром или вечером. К примеру, королева Виктория, венчаясь со своим любимым Альбертом, надела атласное платье с короткими рукавчиками и модным тогда огромным декольте, полностью обнажавшим плечи — и, заметим, дело было утром. А открытые белоснежные плечи в обрамлении кружев — это так красиво!.. В принципе, можно было и схитрить, и из соображений практичности сделать платье со съёмными деталями, рукавами и пелеринками, чтобы, при желании, его можно было надеть и утром, и вечером. Но декольтированная невеста в ту пору никого не удивляла, а только радовала глаз. Однако постепенно традиции, связанные со свадебными платьями, менялась. Как, пожалуй, менялась и мораль. В сторону строгости. Незамужняя девушка обязана быть скромной. А если так, то к чему выставлять напоказ грудь и руки? Да ещё в церкви? Вот, к примеру, что писали в русском дамском журнале о модном свадебном наряде в 1852 году: «Корсаж высокий, обшитый, как и рукава, широким кружевом». «Высокий», то есть без декольте и с длинными рукавами. Тогда же, в середине века, рождается новый обычай, весьма, надо сказать, практичный. Поскольку платья тогда состояли из раздельных корсажа и юбки, то к одной юбке стали делать два корсажа. Один — дневной, закрытый, другой — вечерний, декольтированный. Согласитесь, очень удобно! Точно так же можно было обойтись и со свадебным платьем. В том же журнале добавляли: «Это же платье может служить и для балу, с тою только разницею, что высокий корсаж должен быть заменен открытым». И в 1853 году Евгения Монтихо, ставшая после свадьбы императрицей Франции, венчалась уже в полностью закрытом наряде. Заметим, выглядела она при этом прекрасно — ведь если платье не демонстрирует плечи и руки, это не значит, что оно не подчёркивает красоту! Вторая половина XIX века стала тем временем, когда дамы постепенно начнут выходить замуж в платьях более строгих в этом отношении, чем платья их мам и бабушек. Мода, при этом, разумеется, менялась — на смену кринолинами, делавшим юбки колоколообразными, приходили турнюры, делавшие юбку пышной только сзади; рукава были то узкими, то широкими. Менялась мода на ткани, виды отделки и прочее. Однако почти все невесты делали вид, что они скромницы. А многие были ими на самом деле. Помните, как выходила замуж Кити за Лёвина? «Он смотрел на ее высокую прическу с длинным белым вуалем и белыми цветами, на высоко стоявший сборчатый воротник, особенно девственно закрывавший с боков и открывавший спереди ее длинную шею, и поразительно тонкую талию…» Действие «Анны Карениной» происходит в 1870-х, и тогда в модных журналах давали такие рекомендации: «На свадебный обед можно надеть открытый корсаж, но с фишю сверху; что же касается невесты, то ей открытое платье вовсе не допускается, исключая только бала, где она может быть декольте и то не очень: чем строже и скромнее её туалет, тем лучше». То есть гостья на свадьбе могла быть в туалете с глубоким вырезом, и то лучше скромности ради прикрыться кружевной или газовой косыночкой, а вот невесте выреза не полагается! К концу века декольтированное свадебное платье было уже просто немыслимым. Надеть такое означало выказать себя нарушительницей приличий, а этого вступающая в брак девица, как правило, позволить себе не могла. В одном английском дамском журнале в 1890 году писали: «Следует помнить, что какими был красивыми ни были шея и плечи невесты, она погрешит против правил хорошего тона, если не наденет платье с высоким воротом и длинными рукавами — ведь она отправляется не на танцы, не на приём, а на религиозный обряд, который определит радости или несчастья её будущей жизни». И, знаете, это логично.