Мой шестилетний Матвей совершил свою первую крупную покупку. Лего-трейлер, полторы тысячи рублей. Домой шел гордый и коробку нес на вытянутых руках, будто внутри хрусталь, набор на 12 персон, да еще и на дворе советские годы, когда не купил, а достал. И знаете, я его понимаю: он шел к этой покупке последние три года. Сам того не зная, делал шаг за шагом в сторону финансовой самостоятельности. Хотя бы такой самостоятельности — на уровне покупки лего. В три я начала брать сына с собой в магазины со списком в руках и проговаривать вслух, что нужно купить. В четыре объясняла, откуда берутся дома деньги, чем я занимаюсь на работе и как мне выдают зарплату. Какие проекты приносят дополнительный доход. Рассказывала о том, что у всех разная зарплата и разные траты. Кто-то может пойти в частный сад, а кто-то нет. — Мы можем! — задрал нос кверху Матвей. Кто-то может летать на частном самолете, а кто-то нет. — Мы нет? — нос грустно повис. — А я бы хотел! — Я бы тоже хотела. Можем поставить это целью жизни и копить на полет на частном самолете. Или выбрать другие цели. Дальше обсуждали цели. Приоритеты. На что я считаю важным тратить деньги, а от чего готова отказаться. — А какая у тебя зарплата, мам? И вот тут я задумалась: а надо ли такое говорить ребенку? И в каком возрасте надо? С одной стороны, какое понимание домашнего бюджета может сложиться, если у тебя в строке прихода сплошные иксы? С другой — а вдруг проболтается ворам, преступникам? Вдруг будет хвастаться перед друзьями тем, к чему не имеет никакого отношения? Я не знаю, как правильно, и думаю, что каждая семья решает это сама, учитывая то, какой у них ребенок — вдумчивый математик или демонстративный театрал? Какой у него период сейчас: он может рассказать случайному прохожему все адреса, телефоны, явки и пароли или уже научился понимать, что такое секрет, тайна, личная информация? Мой личный опыт: лет с пяти Матвей знает примерную цифру дохода и даже засовывал нос в тетрадку, где записаны расходы (да-да, я все по старинке, с тетрадкой, никак не догоню прогресс и не освою программки в смартфоне). В шесть он начал получать карманные деньги — 50 рублей в неделю. Независимо от поведения, настроения, погодных условий и прочих факторов. В воскресенье он получит свой полтинник, даже если мы крайне недовольны друг другом. У него не отберут эту сумму за невыученное стихотворение или невымытую тарелку. Но и не добавят, если он поможет мне по дому. Наши отношения как мамы и сына и его отношения с деньгами — непересекающиеся прямые (тут еще можно про геометрические аксиомы ребенку попутно рассказать). В первые месяцы Матвей иногда тратил свою «зарплату» на мячик-попрыгун или лишнюю конфету, но потом совсем перестал. Коплю, говорит. Причем сам не знает, на что именно, но усиленно копит. Кошелек себе для этого завел. Через полгода я поняла, что все мои идеи приучить его к расходованию денег до начала обучения в школе летят в тартарары. План состоял в том, чтобы он начал тратить направо и налево, сталкивался с нехваткой, осваивал идеи разумного потребления и финансового планирования. Пришел ко мне занять до получки и узнал про систему кредитования. Но нет. Он просто вообще не тратит! Как старушки складируют наличность в стеклянную баночку на черный день, на похороны — так и мой сын. И я поняла, что до того, как научить ребенка копить, некоторых особо талантливых придется еще и учить расходовать. Мой крепкий орешек не велся на просмотр игрушек в интернет-магазинах, походы в детский мир в выходной день и прочие провокации. Пришлось прибегнуть к более мощному оружию — увеличению довольствия. В его шесть с половиной я сказала, что он стал старше и имеет право получать аж сто рублей в неделю. И знаете, подействовало! Он наконец-то купил себе лего. И нес его на вытянутых руках, словно хрусталь, набор на 12 персон… Итак, какие рекомендации детских психологов сработали у нас и могут сработать у вас (клинически протестировано, так сказать!): 1. Начинать знакомить с темой денег надо не с выдачи самих денег, а намного раньше и с разговоров. 2. Начинать выдавать карманные деньги лучше с очень незначительных для семейного бюджета сумм. Потому что отбирать их я считаю абсолютно неправильным, а добавке любой рад. Есть место для маневра. 3. Выдача карманных денег не должна быть привязана к домашним обязанностям, учебным успехам и даже вашим взаимоотношениям. Потому что слишком опасно устанавливать взаимосвязи в таких вещах, неизвестно, как потом аукнется. 4. Карманные деньги тратятся на любую прихоть ребенка, и вы никак этот процесс не регулируете, не возмущаетесь: «Что за ерунда, не мог нормальное купить?!». Единственная оговорка: эти покупки в принципе разрешены в вашей семье. Если есть шоколад запрещено всем, то и покупать его на карманные деньги нельзя. Колу, жвачку, чипсы. Что у вас в запрещенке? «Это не про деньги, дорогой, это про семейные ценности и правила». Деньги не дают права нарушать правила. Деньги вообще дают возможности, но не права. 5. Если ребенок тратит все в первый же день и канючит еще, то жалеем, утешаем, рассказываем, почему так получилось и какие существуют альтернативные сценарии трат, но больше не выдаем. И в следующий раз поступаем так же. И в следующий. До тех пор, пока ребенок не научится и этот результат не станет устойчивым. 6. Если чадо копит на что-то конкретное, не добавляем. Поощряем, обсуждаем будущую покупку, радуемся уже накопленной части суммы. Но не добавляем. Если понимаете, что вообще-то готовы увеличить бюджет ребенка, дайте сначала накопить до конца, купить самому и только потом обрадуйте повышением «зарплаты». 7. Если ваш ребенок такой же скопидом, как мой, то попробуйте его расшевелить, можно даже посредством увеличением денег, но в разумных пределах. Рассказывайте, на что вы тратите, как себя балуете, что есть далекие большие цели, а есть мелкие близкие, но не менее важные. И еще: я не покупаю ребенку игрушки сама уже давным-давно. Есть дни рождения, Новый год, подарки от родственников (редкие, регулируемые). Остальное — сам, дорогой. Выбирай, узнавай цену, расписывай бизнес-план. А как вы решаете эту задачу: дети и деньги?