Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему… Январские серые дни, полные подтаявшего снега и морозного влажного ветра. Ковёр иголок под ёлками в храмах. Заканчиваются Святки, белоснежные одежды священников очень скоро сменятся золотистыми, привычными. Зима перевалила за середину, праздники подходят к концу, и вечером восемнадцатого января открываешь Евангелие, чтобы прочесть о завершающем рождественское время дне — Богоявлении. Праздник торжественный, удивительный и немного загадочный. Сегодня упоминание Крещения Господня неумолимо тянет за собой пёструю вереницу ассоциаций: освящение воды, очереди с бутылками да канистрами, купание в проруби и бесконечные сюжеты по телевидению о том, как подготовиться к правильному окунанию в крещенскую ночь… Священники неутомимо напоминают: 19 января Церковь празднует не моржевание, а Богоявление. И не нужно, чтобы раз в крещенский вечерок девушки гадали. Нет, гадания в канун Крещения — это не православная традиция. Православная — это в храм прийти, причаститься, добраться наконец-то до исповеди. По сути своей таинство исповеди лучше всего раскрывает смысл того самого крещения. Крещения, которое проповедовал Иоанн Предтеча. Он призывал к покаянию. Он пришёл, чтобы проповедовать отречение от грехов, чтобы напомнить людям об истинном Боге и о Его заповеди творить добро. Последний пророк крестил всех, кто хотел очиститься и воссоединиться с Творцом. Иисус появился в тот день у Иордана неожиданно — и в то же время долгожданно. Наверняка собиравшийся на берегу народ многократно слышал от Иоанна о Том, Кому суждено явить Себя людям. Иисус приходит и не становится в стороне, на возвышении, отдельно от людей. Он идёт той же тропой, что и все: входит в воду реки, ступнями поднимая со дна песок, и приближается к не верящему своим глазам Иоанну. — Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Как хорошо я понимаю Иоанна! Его изумлённые глаза, впервые увидевшие в этом человеке, дальнем младшем родственнике, Спасителя мира. Неподдельный восторг от близости свершения пророчеств. Глубинное понимание своих собственных слов: «Я недостоин развязать ремень обуви Его». И абсолютнейшее недоумение: зачем Он пришёл креститься? Иисусу не в чем было каяться. Не от чего отрекаться. Его дела были праведны, помыслы чисты. Но Он останавливает Иоанна мягко и властно: — Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Исполнить — от греческого πληρόω. Слово, означающее не просто совершение, делание, но дополнение до целости, до полноты. Чтобы всякая правда стала абсолютной, целиком истинной. Крещение Иоанна — это таинство открытия себя Богу, это распахнутая перед Творцом душа. Это приготовление путей Господу, создания перед Ним прямого пути в человеческое сердце. Из ладоней Иоанна Предтечи на волосы Иисуса льётся вода. Отверзаются небеса, и Дух Божий сходит на Человека — потому что Человек пришёл открыть свою душу Отцу. Совсем недавно, две недели назад был праздник Рождества. Образ Младенца, лежащего в яслях, ещё не успел поблекнуть в наших умах. Всё ещё стоят во многих домах ёлки, мигая огнями, и кажется, что рождение Иисуса несёт мир, радость и покой. Но Церковь неумолимо напоминает всего четырнадцать дней спустя: Христос пришёл для последних трёх лет Своей жизни. Эти три года вместили в себя столько событий, что многие столетия мы читаем и перечитываем рассказы о них. Исцеления, притчи, странствия по городам и весям Святой Земли, споры с фарисеями и долгие беседы с учениками, слава и предательство, суд, распятие, смерть — и воскресение из мёртвых… Весь этот путь начинается здесь. В водах древнего Иордана.