Читайте также: Я решила — буду мамой! Вы решили стать приемными родителями, а сотрудник опеки отказывается принять ваши документы без каких-либо аргументированных объяснений? Или, наоборот, просит принести еще и письменное согласие от всех соседей по подъезду на то, что в доме появится новый жилец? (Кстати, это не шутка: хотя данное требование звучит абсурдно и грубейшим образом нарушает положения Семейного кодекса, подобные случаи «самодеятельности» на местах были). Ваш пакет документов уже в который раз теряется при загадочных обстоятельствах, а начальница органа опеки никак не может найти время на встречу с вами? Вы на протяжении нескольких месяцев не можете получить направление на посещение ребенка? И при этом выслушиваете пространные рассуждения о том, что вот именно этот ребенок вам ну никак не подходит: «У меня многолетний опыт работы по устройству детей-сирот в приемные семьи, и я отчетливо вижу, что это — не ваш ребенок! Ну и что, что вам он понравился, что вы хотите, чтобы он стал вашим сыном — я же говорю, что этот ребенок вам не подходит, что тут непонятного?». Все эти и многие другие ситуации, связанные с превышением сотрудниками органов опеки своих полномочий или явным нарушением ими закона, требуют соответствующего и правильного реагирования — для защиты интересов ваших и вашего будущего ребенка, а опосредованно — и всех других детей, находящихся в системе сиротских учреждений России. Ведь чем чаще «вершители судеб» от опеки будут встречать грамотное противодействие со стороны приемных родителей; чем больше жалоб будет направлено в вышестоящие инстанции, контролирующие работу органов опеки; чем чаще в СМИ будут появляться статьи обо всех нарушениях сотрудников опек с указанием конкретных имен и места действия, — тем быстрее в конечном итоге станут решаться вопросы устройства детей-сирот в приемные семьи. Не бойтесь, что ваши действия окажутся борьбой Дона Кихота с ветряными мельницами — вовсе нет: правильно выстроенная тактика поведения обязательно принесет свои плоды. Об основных правилах общения с чиновниками опеки и стратегии защиты своих прав вы сможете узнать из специальной памятки, приложенной к этой статье. Предваряя ее, немного расскажу о нескольких нарушениях, с которыми столкнулась сама в процессе общения с представителями органов опеки по разным вопросам и в различных обстоятельствах. Правда, о самых серьезных нарушениях я уже поведала в предыдущих статьях, но и без них набралась достаточно солидная коллекция «ляпсусов и опусов» сотрудников опеки. Сразу оговорюсь, что, слава Богу, я знаю много достойных, всей душой болеющих за детские судьбы сотрудников опеки, но очень часто «средняя температура по больнице» такова, как в произошедшей со мной уже после того, как я стала приемной мамой, истории. Я поехала в Тулу в однодневную командировку. Все текущие рабочие вопросы удалось решить неожиданно быстро, буквально за пару часов, и я решила, несмотря на неприемный день, сходить в местный отдел опеки и попечительства. Дверь одного из кабинетов опеки была полуоткрыта, поэтому я сочла возможным заглянуть внутрь, предварительно постучав. — Что вы хотели, девушка, мы сегодня не работаем! — хозяйка кабинета вопросительно посмотрела на меня. — Добрый день! Я бы хотела зарегистрироваться у вас как кандидат в опекуны и посмотреть анкеты детей. — Мы вас, конечно, на учет поставим, но покажем анкеты лишь тех детей, которые могут быть устроены в семью только на опеку (это детки с так называемым «неполным статусом» — их родители не лишены родительских прав, поэтому в любой момент времени могут заявить свои права на ребенка и забрать его у опекуна; закон при этом на их стороне. Разумеется, далеко не все кандидаты готовы принимать «неполного» ребенка в семью с учетом подобных перспектив). — А почему я не могу посмотреть анкеты тех детей, у которых полный статус (то есть, помимо опеки, возможны такие формы устройства как усыновление и приемная семья)? Если их никто не усыновляет, то хотя бы под опеку в семью можно будет устроить? Тем более, что я потом все равно намерена усыновлять. — Ну а почему тогда у вас заключение выдано на опеку, а не сразу на усыновление? — Ой, это просто чтобы потом уже не ехать на суд к вам, а усыновлять по месту жительства. Только поэтому. — Девушка, вот все вы так, — в голосе женщины зазвучало возмущение, — норовите у нас ребенка взять и усыновлять его у себя! А нам вот ЧЕМ ТОГДА ОТЧИТЫВАТЬСЯ О РАБОТЕ?! Вот такая незатейливая чиновничья логика: главное — отчетность, а то, что дети из-за подобной «палочной системы» в органах опеки оказываются в семьях значительно позже (если вообще оказываются), — так это пустяки, дело житейское! Посидят, подождут, зато вышестоящее начальство будет довольно. Очень напоминает позицию собаки на сене: сам не гам и другим не дам. Другая весьма характерная история случилась со мной в процессе сбора пакета документов. — У вас почти все документы собраны, но необходимо еще и заключение психолога, — сообщила мне сотрудница «моего» отдела опеки. — Но ведь его нет в перечне обязательных к представлению документов, — попыталась возразить я. — Нет, конечно, вы можете отказаться от психологической экспертизы, но наличие этого документа дополнительно положительным образом вас характеризует и учитывается при принятии окончательного решения! Мне очень хотелось, чтобы мне выдали положительное заключение, поэтому я согласилась, тем более, что у меня было несколько вопросов, которые считала полезным обсудить с психологом. Оказалось, что для получения заключения мне надо ехать в другой город, расположенный в часе езды от нас на электричке, и кроме того, надо ждать приема психолога около двух недель! Хорошо, что у меня не было на руках еще готовой медицинской справки, на тот момент имевшей срок действия всего три месяца: по сути из-за какой-то филькиной грамоты быстро терял свою годность действительно требуемый законом документ, получение которого к тому же само по себе весьма хлопотно. Наконец, день психологической консультации настал. По указанному адресу меня встретили две молоденькие девчонки, одна из которых к тому же была не замужем. Все-таки, как-то странно, что по вопросам семьи и воспитания детей меня будет консультировать человек, который на практике сам, так сказать, «не в теме»… Однако действительность превзошла все мои ожидания. — Настраивайтесь, что проведете у нас как минимум часа три, а скорее всего, даже больше, — оптимистично заявила одна из девушек, хлопнув передо мной на стол увесистую пачку бумаг. — Это что? — А это — психологические тесты, на вопросы которых вам предстоит ответить. Тестов было много, и вопросы во многих из них повторялись. Особенно мне запомнился тест из 190 (!) вопросов. — Девушки, а как мне отвечать — здесь вопрос обращен к тем, у кого уже есть дети, и ситуации на этом строятся в тесте? Может, я тогда не буду отвечать? — Нет, вы отвечайте, как бы поступили в том или ином случае! С гордостью скажу, что минут через 40 с тестами было покончено. — Я все сделала. — Теперь будет тестирование на компьютере! Перед глазами замелькали бесконечные колонки с вопросами и ответами. Неожиданно дело застопорилось: меня «выбило» из очередного теста аккурат где-то на его середине. — Девушки, подскажите, пожалуйста: почему-то тестирование прервалось — что мне делать? — Ничего страшного, на этом тесте почти все «вылетают»: программа фиксирует высокий уровень шкалы лжи. Вы попробуйте по-другому на вопросы ответить: вместо «нет» поставьте «да». Хороший совет — особенно с учетом того, на какие вопросы мне надо было отвечать: «иногда я слышу голоса в своей голове», «мне кажется, что окружающие меня люди что-то замышляют против меня», «я испытываю страх и неприязнь к людям», «иногда у меня бывают суицидальные настроения». Ну что, потенциальный усыновитель, что ты выберешь: перспективу прослыть лжецом и обманщиком или диагноз параноидальной мании в период обострения? Наконец я в изнеможении отвалилась от компьютера. Слава Богу, мои мучения закончились, сейчас девушки быстренько расшифруют результаты, выдадут мне заключение, и скорее отсюда, пока ум за разум совсем не зашел от психологической «консультации»! — Так, вот по этому номеру будете звонить примерно через неделю, узнавать, готово заключение или нет, — голос псевдопсихолога вывел меня из приятных раздумий. — Как это — через неделю?! Почему только через неделю?! — Так у нас печать, которую надо ставить на заключении, в другом месте находится. Мы ездим туда, чтобы ее поставить сразу на всех документах, раз в неделю. No comment… И еще одна история — под занавес, так сказать. Знаете, сколько раз посещали нас сотрудники опеки после появления в семье сына? «Всего один лишь только раз, один лишь раз»! Нет, я этим обстоятельством очень даже довольна, но если предположить, что, например, с ребенком жестоко обращаются или его права как-то ущемляются, — кто вообще об этом узнает?! Опека, отдав ребенка на «руки», фактически забыла об его существовании. Когда все определенные законом и мыслимые сроки ожидаемого визита прошли, я решила сама сходить с приемным сыном в опеку. Вдруг меня проверяют таким образом — насколько ответственно я подхожу к исполнению возложенных на меня обязанностей приемного родителя? Мой визит в опеку больше всего напоминал картину Ильи Репина «Не ждали». — Ой, а это вы?! А мы про вас помним-помним! — А что же не приходите к нам? — Ну мы ведь и так знаем, что у вас все хорошо, но в ближайшее время зайдем обязательно! Прошла осень, закончилась зима, наступили погожие весенние деньки. Ждем-с! *** Конечно, приведенные выше истории – это далеко не самые серьезные нарушения, с которыми могут столкнуться будущие приемные родители, но и они, на мой взгляд, достаточно ярко иллюстрируют общее положение дел в системе органов опеки. Уровень эффективности деятельности этой структуры, к сожалению, весьма низок, но, тем не менее, именно ваше хорошее знание законов и настойчивое отстаивание своих прав может стать одним из способов пусть даже не окончательного исчезновения проблемы, но хотя бы значительного оздоровления ситуации. Очень прошу тех, кто готовится стать приемными родителями – как человек, столкнувшийся в полной мере с чиновничьим произволом – пожалуйста, не отступайте, не опускайте руки и не сдавайтесь в подобных случаях. Ради всех тех детей, которые отчаянно ждут своих мам и пап, и отчаянно нуждаются в любящих семьях! В наших силах сделать так, чтобы день аиста наступил для многих из них гораздо быстрее. Люди, мы сделаем это, ведь правда?!.. Основные правила общения с чиновниками и отстаивания своих прав (в органах опеки и попечительства, региональном банке данных, в детском учреждении, в милиции, в органах ЖКХ…) Собрал и обработал Рудов А.Г. Наша огромная благодарность за помощь: Александре Александровой и Антону Жарову. Отдельная благодарность Ирине Михайловне Кузнецовой, кандидату юридических наук, руководителю Аппарата Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей (2008 г.). Как известно, наше отношение к человеку во многом зависит от первого впечатления, которое он произвел на нас в первые минуты общения. Хорошо, если у специалиста органов опеки, директора детского дома или чиновника другого учреждения, с которым вам необходимо будет общаться, сразу сложится ощущение, что ваше решение взять ребенка в семью обдуманно, вы подготовились к встрече и точно знаете, чего хотите. Спокойный, уверенный, грамотно говорящий человек всегда производит положительное впечатление, а главное, не дает чиновнику возможности отмахнуться от его просьбы или манипулировать им. В этой памятке мы дадим несколько советов о том, как подготовиться к важным встречам и как разрешать конфликты в общениях с чиновниками. Готовимся к общению — Прежде всего, настраивайтесь на то, что чиновник отнесется к вам внимательно и уважительно и вопрос будет решен. — Учтите: для того, чтобы реализовать свое право на внимательное и уважительное отношение к вам, следует самому проявить уважение к тому, к кому вы обращаетесь: поздороваться, представиться, кратко внятно изложить цель обращения и так далее. — Стоит заранее почитать Семейный кодекс, возможно, даже выучить пару важных[1] статей; также ознакомьтесь с содержанием перечисленных ниже законов, внимательно почитайте информацию в Интернете, проконсультируйтесь по беспокоящим вас вопросам со специалистом. — Выберите время, удобное специалисту, чтобы к нему не было «километровой» очереди и он не спешил. Возможно, лучше прийти в неприемный день, однако об этом следует договориться заранее по телефону. Если договориться невозможно или в коридоре всегда большая очередь, идите на приём и решайте свой вопрос, не обращая внимания на очередь. Вам не должно быть «неудобно», что «люди ждут», — не вы виноваты в том, что приходится долго объяснять и требовать то, на что вы и так имеете право. — Четко, кратко и ясно излагайте суть дела и свою просьбу: отсутствие конкретики или изобилие деталей могут очень раздражать. — Потренируйтесь говорить достаточно громко, спокойно и уверенно, например, перед подругой, супругом, включенным телевизором, наконец — это очень помогает. — Если Вам нужно кого-то в чем-то убедить или расположить к себе — возьмите необходимые подтверждающие документы, квитанции, письма, фотографии. — Всегда берите с собой Семейный кодекс РФ, распечатки Федерального закона по опеке и Постановления, а если требуется — и других законодательных и нормативных документов. Сделайте пометки и закладки в важных для разговора местах. При посещении чиновников держите их в руках — пусть видят, что вы готовились и знаете законодательство! — Во время встречи всегда договаривайтесь о следующих шагах. Добивайтесь, чтобы вам четко сказали, что конкретно от вас требуется, какие нужны документы, когда, где их можно получить, когда состоится следующая ваша встреча. — Если вы не уверены в своих силах, возьмите с собой группу поддержки — родственника, подругу, мужа, специалиста (в зависимости от ситуации и вопроса — учителя, воспитателя, врача), адвоката, в конце концов. Называйте этого человека своим представителем — вы имеете на это право. Одновременно кричать на несколько человек, хамить или обманывать гораздо сложнее. — Не вступайте в конфликты по мелочам — это никому не полезно! — Если дело дошло до конфликта — никогда не ходите на приём в одиночку. Дело не только в вашей психологической уверенности, но и в обеспечении свидетельской базы возможного незаконного поведения чиновника. Оптимально, если у вас есть возможность потренироваться в общении, чтобы необходимые навыки закрепились и автоматически срабатывали при возникновении психологически напряжённых ситуаций. Попробуйте дома разыграть простую сценку: предположите, что чиновник сразу же говорит вам, что это «не его вопрос» и вам нужно идти куда-то ещё, а вы точно знаете, что за решение данной ситуации отвечает именно этот чиновник. Как правило, если удаётся сразу избежать «отфутболивания», дальнейшая встреча уже складывается лучше: чиновник чувствует, что с вами придётся работать. Разрешаем напряженную ситуацию Если всё же у вас возникла напряженная ситуация или вы чувствуете, что конфликт назревает, вот несколько полезных советов. — Прежде всего, следует сделать небольшую паузу в общении и попытаться понять, что именно послужило причиной возникновения напряженности. Проанализировать, какие слова и действия спровоцировали конфликт, разобраться в своих ошибках. Не вы ли виновны в начале конфликта? Помните, что в конфликте всегда есть две стороны, и вы можете быть частью этой проблемы. Старайтесь взглянуть на проблему со стороны чиновника, отвечающего за семейное устройство детей, — возможно, его поведение может быть объяснено какими-то опасениями? — Не следует пытаться вести переговоры по телефону в назревающей конфликтной или сложной ситуации, в этом случае по телефону нужно договориться только о встрече. — Еще раз: если дело дошло до конфликта — никогда не ходите на приём в одиночку. — Не перебивайте. Позвольте говорящему высказаться, даже если вам крайне неприятно его слушать и хочется поспорить. Дождитесь, пока «пар» будет выпущен, и спокойно продолжайте беседу. — Ведите разговор по существу и не позволяйте уводить беседу в сторону! — Не давайте втягивать себя в мелкие споры и доказательства собственной невиновности. Спорьте только по существу. Оправдывается только тот, кто виноват. В спорах будьте корректны, не торопитесь, будьте спокойны, а главное — не переходите на личности. — Ни в коем случае не следует запугивать, не нужно никакой агрессивности, лучше показать осведомленность в вопросе, решения которого вы добиваетесь. У человека, спокойно сидящего на стуле, — «я отсюда не уйду, пока вопрос не решу» — позиция гораздо эффективнее, чем у стоящего и размахивающего руками — «я на вас в суд подам»! — Оцените действия чиновников или выдвигаемые ими ограничения на соответствие интересам ребенка. Вспомните какие интересы ребенка приоритетны, что говорится с 123 статье Семейного кодекса РФ и других статьях, и поймете — это в интересах ребенка или нет. Если это не в интересах ребенка, оспаривайте действия специалиста с этой точки зрения. — Не обращайте внимания на то, что вам говорят на словах, особенно по телефону, поскольку письменно — в документах или переписке — может быть отражена иная информация. Вспомните любимое выражение сотрудников милиции: «Телефонный разговор к протоколу не подошьёшь». — Возьмите с собой диктофон и незаметно запишите «перлы» чиновников. Диктофонная запись, к сожалению, не может быть доказательством в суде, но вышестоящее начальство её как правило соглашается прослушать — и сделать соответствующие выводы. Кроме того, специалист, адвокат или психолог по этой записи сможет более точно диагностировать ситуацию и дать более действенный совет. Помните: после драки кулаками не машут, и к следующей встрече следует хорошо подготовиться. Использование письменных обращений — При всех значимых обращениях используйте письменную форму — то есть заявления, жалобы, обращения, запросы и так далее. Если вы чувствуете, что назревает проблема, или вы с чем-то не согласны, обязательно потребуйте ответить вам и разъяснить всё в письменном виде (см. памятку о правилах составления и подачи обращений). — Приходите на прием с готовым заявлением и копиями. Оставите вы его или нет, зависит от обстоятельств, но поверьте: сам факт готовности его подать уже многое значит для чиновника. Работа чиновника такова, что «слова — ничто, бумажка — всё». — Подача бумаги ни в коем случае не заменяет личного общения, бумага помогает дать ход делу, но личное общение привносит эмоциональную составляющую, способствует убеждению чиновника в вашей правоте и показывает вашу заинтересованность ходом дела. — Когда в основе действий чиновника лежит решение, принятое другим лицом или органом, не теряйте времени — всегда работайте на опережение. Посетите все значимые инстанции, которые может привлечь противная сторона, раньше, чем это сделают сами чиновники. Пишите, говорите — убедите их в своей правоте. Ни в коем случае не рассчитывайте на то, что за вас это будет делать чиновник. Помните: первоначально сложившееся мнение сложнее поменять, потребуется гораздо больше усилий, чтобы изменить уже сформировавшееся представление о ситуации, нежели первым изложить свою позицию по поводу происходящего. — В случае спора по требованиям законодательства или устных отказов — ничего не принимайте на веру! Требуйте показать текст и реквизиты закона, приказа, инструкции и любые другие документы, на которые ссылается чиновник. Обязательно запишите: полное название документа, часть текста, номер, дату, кем принят документ, иначе все разговоры — «ни о чем». Часто чиновник отвечает «не положено», «невозможно», «нельзя» только потому, что он так думает или некомпетентен в данном вопросе, а может, просто не хочет лишний раз утруждать себя. — Утверждения о том, что у них «есть инструкции» или «так сказано в законодательстве», несерьезны! Вы тут же можете парировать, что где-то там, «в законодательстве», все написано как раз с точностью до наоборот. — Не бойтесь уточнять, спрашивать и требовать письменное обоснование любого отказа — с такой бумагой вы можете обращаться в вышестоящие органы или суд и оспаривать решение. Без такой бумаги все ваши слова будут неубедительны, а в суде фраза «мне так сказали» не является доказательством. — Если местный акт, приказ или инструкция противоречат федеральному закону, то преимущество всегда имеет федеральный акт. Если, тем не менее, чиновник действует наперекор федеральному законодательству — его можно «поправить» через прокуратуру или суд, и чиновник это знает. Однако за нарушение местной инструкции накажет ближайший начальник. И поэтому такие ситуации — всегда подразумевают внутреннюю борьбу чиновника с самим собой, и это надо учитывать. — Если по вашему устному запросу чиновник отказывается давать письменное обоснование какого-либо решения, пишите заявление с просьбой письменно обосновать отказ. Если и такое заявление не принимают, придите на приём не один или отправьте запрос по почте[2]. — Помните, что подача жалобы вышестоящему лицу или, тем более, в суд — это объявление войны. С вами будут воевать. И надо быть до конца уверенным, что «развязывание военных действий» — это действительно ultima ratio, ваш последний довод, оставшийся после того, как все остальные попытки достучаться до здравого смысла оппонента исчерпаны. Всегда пробуйте договариваться на «нижнем уровне», не доводя до официальных жалоб до самого последнего момента. — Получив в ответ на жалобу отписку от вышестоящих органов, не расстраивайтесь — это обычная реакция чиновничьего аппарата: вам едва ли когда-нибудь сообщат, каким образом на самом деле они «прорабатывали» виновника. Разговор ни к чему не обязывает, а бумага создаёт прецедент обращения, требует движения и остаётся в деле, а в случае её игнорирования может сослужить плохую службу нерадивому чиновнику. Если жалоб будет много, значит рано или поздно такому «специалисту» руководство само укажет на дверь. — Идите до конца, не опускайте руки при первой неудаче. Опыт показывает: побеждает только настойчивый. Бюрократия чиновничьего аппарата такова, что любая жалоба, любое заявление могут оказаться решающими и повернуть дело в вашу пользу. Судебная защита своих прав Суд — последняя инстанция, куда вы можете обратиться за решением вашего вопроса по существу. Обжаловать действия чиновников надлежит по правилам Главы 25 ГПК РФ «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лиц, государственных и муниципальных служащих». Если суд первой инстанции примет решение в пользу чиновника, дальнейшее обжалование будет долгим и существенно более сложным. Кроме того, «многосерийный» судебный процесс часто вынуждает чиновников сплотиться и защищать «честь мундира» до последнего. Поэтому в суд, по нашему мнению, стоит идти, лишь когда остальные, менее трудоёмкие, способы воздействия на ситуацию исчерпаны. Обратите внимание, что обратиться в суд можно лишь в том случае, когда нарушены ваши права и законные интересы или вашего подопечного ребёнка, но не другого лица. — Обращаться с жалобой или иском необходимо в районный суд по месту нахождения должностного лица или органа, действия или решения которого вы обжалуете, либо по месту вашего жительства. Если это разные суды — выбирайте суд по месту жительства, он хотя бы не будет связан с чиновниками, на которых вы жалуетесь, многолетними отношениями и, вероятно, будет более объективен. — При любой возможности дайте отредактировать текст вашей жалобы юристу. Не стоит описывать все перипетии, ограничьтесь одним или максимум тремя основаниями, по которым ваша жалоба должна быть удовлетворена. Требуйте конкретного действия: отменить решение, установить опеку, обязать выдать документ, и так далее. — Постарайтесь подать жалобу на личном приёме у судьи, а не по почте или через канцелярию. Ваш, пусть сбивчивый, но искренний рассказ возможно, подтолкнет суд рассмотреть вашу жалобу внимательней. — Жалоба на действия или решения должностного лица или органа, в общем случае, облагается госпошлиной[3] в размере 100 рублей — не забывайте об этом. — Если вы обращаетесь с защитой своих прав в суд, возьмите адвоката в судебное заседание. Как в операционной нечего делать без хирурга, так в судебном процессе — без адвоката или хотя бы юриста. Один ответ на какой-нибудь простой вопрос, значение которого вы не совсем поняли, может перечеркнуть весь ваш труд. Куда ещё можно обратиться — Региональные органы власти (справочник); — Общественные организации района, города. Надо понимать, что в общественных организациях вам окажут лишь моральную, методическую поддержку; возможно, помогут составить заявление, подключить экспертов и СМИ. Не рассчитывайте ни в коем случае, что некоммерческая организация возьмёт на себя весь процесс обжалования и сможет выступить вашим представителем: рассчитывайте прежде всего на свои силы. — Прокуратура — её можно рассматривать как дополнительный путь для решения сложной ситуации. Можно обращаться в районную, областную, Генеральную прокуратуры — к заместителю прокурора, курирующему вопросы несовершеннолетних. Помните, что прокуратура — надзорный орган, она не может отменить решение чиновника, а лишь опротестовать его. Прокуратура может и не найти в вашем случае повода вмешиваться в ситуацию. Старайтесь подавать все заявления в прокуратуру во время личного прима, а не посредством почты — так больше вероятность быть услышанным. В прокуратуру никогда не стоит идти без письменного заявления. — Уполномоченный по правам ребенка. К сожалению, такие уполномоченные есть не во всех регионах страны. Если в вашем регионе как раз такой случай, можно обращаться в службы уполномоченного по правам человека, тем более, что часто там есть отделы защиты прав детей. Учите, что данное должностное лицо может лишь привлечь внимание к вашей проблеме, от себя лично обратиться, скажем, в орган опеки, либо ходатайствовать перед прокуратурой. Отменить полученное вами решение данная инстанция не может, но обращение уполномоченного точно будет рассмотрено с большим вниманием. — Можно обращаться в приемную представителя президента в федеральных округах, ведь развитие семейных форм устройства — это задача, поставленная президентом РФ, и курируют её исполнение представители президента. Данная инстанция — дополнение к основному «маршруту» обращений в вышестоящие органы или суд. Представители президента есть в каждом федеральном округе, а на уровне региона функции проверки конкретных ситуаций и контроля за исполнением поручений президента выполняют главные федеральные инспектора в регионах. — В каждом регионе есть свой местный депутатский корпус, а у многих депутатов Госдумы есть и общественные приемные в регионах. Депутаты, как и простые граждане, вправе обращаться в любой орган или к любому должностному лицу. Но ответы на депутатские запросы должны быть даны в более короткий срок, чем на обращения простых граждан, и такие запросы как правило рассматривает лично руководитель органа. Кроме того, депутаты часто могут привлечь внимание СМИ, что в данном вопросе — всегда полезно. Вместо заключения — Если очевидно, что правота на вашей стороне, а чиновники отчаянно мешают, — привлекайте СМИ; лучше и оперативнее всего работают новостные программы, например, «Вести». — В случае удачного поворота событий или первой победы не расслабляйтесь! Будьте морально готовы, что противоборствующая сторона или чиновник могут попробовать отыграться. Покажите им «зубы» ещё раз — в ответ на любое ущемление ваших прав действуйте максимально оперативно и жестко, это быстро отобьет желание вам навредить. При попытке давления, угроз будьте морально готовы ответить: чиновники чувствуют, с кем лучше не связываться; поверьте, им тоже не нужны проблемы. — Если вам удалось успешно довести дело до конца и вы считаете, что такому чиновнику не место в системе защиты прав детей, после окончания всех перипетий обязательно напишите жалобу на его действия вышестоящим органам — только так можно избавить общество от нерадивых, неумных, неграмотных и бессердечных «бюрократов от детства» и обеспечить реальную защиту прав детей. Мы также будем благодарны, если вы поделитесь полезными советами, которые мы обязательно включим в эту памятку. Важно помнить (некоторые принципы российского законодательства) Разрешено всё, что не запрещено. Отсюда следует, что не стоит искать в законодательстве явного дозволения на те или иные действия. Гражданин вправе обращаться с любой просьбой к любому чиновнику. В любом случае он имеет право на письменный ответ с мотивировкой того или иного решения. Срок ответа — 30 дней, если в конкретном случае законом не оговорен иной срок. Сторона-инициатор доказывает возможность или невозможность того или иного действия только в гражданском судебном процессе[4]. Однако, обращаясь к чиновникам, гражданин не обязан сопровождать свои просьбы ссылками на конкретные статьи законов (если только необходимость мотивации не указана прямо в законодательстве). Но зато, отказывая в вашей просьбе, чиновник обязан обосновывать свой отказ. Если орган опеки выдает отрицательное решение, оно также должно быть мотивировано, и даны ссылки на конкретные статьи закона, который применим в данном случае. Ограничительные требования не подлежат расширительной трактовке (Конституция РФ, ст. 55, часть 3), например, список требований к усыновителю является закрытым, и требовать чего-либо дополнительно чиновник не имеет права. Важные законодательные акты Семейный кодекс РФ. Гражданский процессуальный кодекс РФ. Глава 25. «Производство по делам об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» и Глава 29. «Усыновление ребенка». Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Статьи 26, 28, 31—36. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», ст. 17. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление…» (с изменениями). Федеральный закон от 02 мая 2006 г. №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». [1] Рекомендуем изучить следующие статьи Семейного кодекса РФ: 121, 123, 124—133; 145—155; для иностранных граждан, усыновляющих ребенка супруга, имеющего гражданство РФ, — статью 165. [2] См. рекомендации по отправке заявлений и других бумаг в памятке о правилах составления и подачи обращений. [3] ГПК РФ. Глава 7. Судебные расходы [4] Например, усыновители в заявлении в суд указывают обстоятельства, позволяющие им усыновить ребенка и, ссылаясь на статьи Семейного кодекса, просят поменять имя или изменить дату рождения ребенка.