Каждый день мы делаем выбор. Какие-то решения принимаются достаточно легко – что съесть на завтрак, как одеться на работу, принять приглашение в гости к подруге или нет. С другими сложнее – подать документы на тот или иной факультет вуза, выходить замуж или подождать, заниматься карьерой или сделать упор на личную жизнь, и множество других вариантов. Необходимость делать выбор, принимать решения — это обязательное условие человеческой жизни, и нет никакой возможности этого избежать. Вспоминая свою жизнь, мы можем заметить, что какие-то решения принимались быстро, решительно, а от чего-то хотелось убежать, оттянуть до последнего мгновения, надеясь, что все решится без нашего участия. Но убежать не удавалось, приходилось делать выбор. Право выбора, а значит его последствия, мы имеем с самого раннего детства. Сначала мы сталкивались с чем-то простым: «выбрать кашу или молочную лапшу на завтрак», по мере роста решения усложнялись. Как бывает в таких случаях, этот выбор оказывался правильным, а тот – катастрофой. Любое наше решение так или иначе влияет на нашу последующую жизнь. За десятиклассницей начал ухаживать молодой человек, на пять лет старше ее. Через несколько месяцев после выпускного бала она вышла замуж, решив отложить учебу в техникуме на последующие годы. В 19 лет она была мамой двоих малышей, в 25 лет стала вдовой и, не имея образования, была вынуждена устроиться в детский сад нянечкой, с помощью родственников поступила на заочное отделение педагогического техникума. Через десять лет, на встрече выпускников школы, она в разговоре с бывшими одноклассниками очень сожалела о своих поспешных шагах в юности. В предыдущей статье мы говорили о ключевых моментах в формировании личности. Поработав над ними, восстановив в памяти и перенеся на бумагу и проанализировав их, мы можем быть уверены, что в их происхождении не властны, они пришли извне. Но решения, которые мы принимали в своей жизни (и еще будем принимать) полностью в нашей власти и на нашей совести. Иные оказались настолько важными, что определили наш жизненный путь на многие годы вперед, вот их нам и необходимо вспомнить и понять, правильный ли выбор мы сделали. Вам необходимо выявить самые важные решения в жизни, и определить, как они повлияли на формирование вашего представления о самой себе. Вспоминая материал предыдущих статей, вы можете согласиться с тем, что человек является активным строителем собственной личности, когда мы реагируем на то или иное явление, происходящее с нами, мы делаем свой внутренний выбор, который является результатом неизбежного решения. Это означает только то, что принимая то или иное решение, мы способствуем развитию собственной личности или, наоборот, задвигаем её на задний план и начинаем формировать личность вымышленную. Эта история произошла лет 12 назад, в период распространения одной из сект в России. Отставной офицер, попавший в эту структуру, увел в течение короткого времени туда и свою семью. Его жена была воспитателем от Бога, но ее работа в детском саду, где она была одним из лучших и любимейших воспитателей, мешала «служению», и он настоял на увольнении. Когда-то она была женщиной со счастливейшими глазами, сегодня — потухший взгляд и усталое лицо. Вам необходимо вспомнить основные решения и ответить на ряд вопросов: Каковы последствия того или иного важного решения на вашу жизнь? Какими альтернативными вариантами вы пренебрегли, приняв это решение? Какие могли быть результаты альтернативных решений, прими вы их, в вашей жизни? Необходимо четко разделять решения принятые лично вами и принятыми за вас кем-то другим. Проанализируем случай, описанный выше, через предложенные вопросы. Решение выйти замуж сразу после десятого класса оказало серьезное влияние на последующую жизнь молоденькой девушки. У нее была возможность поступить в педагогический техникум, по окончании которого девушка могла поступить либо в педагогический институт на дневное, либо пойти работать в школу и поступить на заочное отделение педагогического института (альтернативные варианты). Результатом принятия и воплощения в жизнь альтернативных вариантов мог стать профессиональный и социальный статус, возможность получения работы и достойной оплаты. Женщина, оглядываясь в прошлое, называет решение выйти замуж принятым лично, родители и старшие сестры старались удержать ее от данного шага, уговаривая вначале получить образование, а позднее создать семью. Рассматривая каждое важное решение с помощью указанных вопросов, вам необходимо также понять, что именно стояло за тем или иным выбором. Почему вы сделали именно его, какие факторы оказались определяющими в тот момент? За каждым выбором человека стоит ряд потребностей, и для нахождения и понимания важных решений предлагаю использовать иерархию потребностей (мотиваций) А. Маслоу. На нижнем уровне стоит выживание человека, это самая мощная мотивация, и пренебрегать ей невозможно, так как формирование нашей личности начинается в самом раннем детстве. Маленький человек уязвим и нуждается в опеке, семья и общество заботятся и защищают его за определенную плату – человек должен соответствовать моделям поведения и требованиям, ценностям, принятым в этом обществе. Ребенок должен встраиваться в эту среду, в противном случае может начаться отторжение. В раннем детстве основные решения принимают за нас родители, но, становясь старше, мы начинаем принимать решения сами. Если мы принимаем решение не соответствовать требованиям общества, оно в состоянии сделать нас врагом и наказать. Так что может оказаться, что основным моментом в принятии решений с самого детства стал страх, страх быть наказанным, отторгнутым и непонятым. Если этот страх до сих пор идет с вами по жизни, то ваши поступки и решения будут продиктованы не вашими интересами, а интересами других людей: родителей, супруга, начальника. Ради выживания вы отодвигаете свои потребности, интересы на второй план, убеждая себя, что это необходимо. Люди годами ходят на ненавидимую работу, держатся за отношения, которые ничего кроме душевной боли и сумятицы не приносят, убеждая самих себя и окружающих, что по-другому нельзя жить. Потеря работы обязательно приведет к голоду, а разрыв отношений к одиночеству. И напоминают пословицу «Лучше синица в руке, чем журавль в небе». А то, что подлинная угроза выживанию — совсем не то, о чем они говорят, значения не имеет. Для них реальностью является то, во что они верят. Следующая потребность – безопасность. Когда у человека удовлетворена потребность в выживании, то следующая мотивация, определяющая наш выбор – безопасность физическая и эмоциональная. Эмоциональная безопасность выражается в удовлетворении, наступающем от внешнего одобрения, от поддержки семьей, социальной группой. Если данная потребность преобладает, то следствием будет болезненное восприятие любой критики, непонимания со стороны окружающих, и человек начинает пренебрегать собственными чувствами, мыслями, заменяя их мнением кого-то другого, кто в какой-то момент времени удовлетворяет потребность в эмоциональной безопасности. Главная проблема заключается в том, что, отказываясь от своего мнения в угоду кому-либо, мы игнорируем собственные желания и потребности. Следующая потребность – любовь. Медицинские исследования показали, что жизнь новорожденных, не получающих любви с первых мгновений жизни, находится под угрозой. У человека существует потребность любить и быть любимым, выражая свои чувства физически и эмоционально. Если с раннего детства мы ощущаем себя лишенными любви, то основной целью жизни станет ее поиск. Эта потребность может оказаться настолько мощной, что подчинит себе всю жизнь, оставив все остальные потребности далеко позади. Некоторые ваши важные решения могли вытекать из желания удовлетворить эту потребность, так как вы могли считать себя обделенными любовью в детстве. Потребность в уважении, чувство собственного достоинства – это те потребности, что появляются после удовлетворения выживания, безопасности и любви. Увы, но многие люди имеют неверное представление о самоуважении, чувстве собственного достоинства. Для кого-то оно измеряется многозначными цифрами на расчетных счетах, объектами недвижимости, победами над конкурентами. Внешняя самооценка, часто развиваемая за счет внутренней самооценки, делает человека уязвимым для внешнего воздействия. В самом разгаре экономического кризиса 2008-2009 г. по Европе прокатилась волна самоубийств миллиардеров, ставших в одночасье миллионерами. Если человек не любит себя сам, не признает своей ценности без внешних символов успеха, то он обязательно будет искать кого-то, кто это будет делать за него, и этот кто-то может серьезно повлиять на принимаемые им решения, уводя все дальше и дальше от личности истинной, к личности вымышленной. Познавательные потребности или самовыражение. Когда базовые потребности удовлетворены, человек начинает принимать решения, основанные на потребности выразить себя, свои таланты, дарованные ему Богом. У человека имеется потребность оставить в этом мире свой след, чтобы о нем помнили последующие поколения. Самовыражение заключается в реализации различных желаний: рисовать, петь, вязать или вышивать крестиком, иметь детей, путешествовать. Потребность самовыражения диктует нам решение открыть собственный бизнес или уехать жить в деревню. Данная потребность может быть настолько сильной, что человек готов расстаться с привычным ходом жизни — оставить бизнес, налаженный быт, семью, только для того, чтобы сменить профессиональное направление или саму жизнь. Был бизнесменом, стал отшельником в горах Кавказа. Эстетические потребности или интеллектуальная реализация. Человек тянется к знаниям, желая достигнуть гармонии с собой, порядка в мыслях и возможности наслаждаться красотой и решения глубинных вопросов. Переход к этому уровню потребностей, как и к предыдущему, возможен только при удовлетворении первичных потребностей. Эта потребность может быть еще более поглощающей, она захватывает человека и определяет все его решения. Последний уровень потребностей – потребность в самоактуализации. Когда мы заняты добыванием хлеба насущного, воспитанием детей и многие другими делами, связанными с предыдущими уровнями потребностей, потребность в самоактуализации отступает на задний план. Удовлетворив потребности предыдущих этапов, человек поднимается на вершину потребностей, лежащих за пределами личного интереса. Этот уровень выходит за рамки повседневной жизни, человек вступает на новый этап развития, осознав, что материальные потребности кратковременны и подлинного счастья не приносят. Люди с глубокими религиозными убеждениями могут руководствоваться высшими ценностями духовного порядка в своих решениях, без удовлетворения базовых потребностей. Мы кратко рассмотрели иерархию потребностей, которые, возможно, сыграли свою роль в принятии вами важных решений. Когда вы будете вспоминать эти решения, описывать их и анализировать, указанная иерархия потребностей поможет вам в определении ситуаций важного выбора и понимания, почему вы его сделали. Предлагаю вспоминать важные решения на временных отрезках, указанных в статье Ключевые моменты в формировании личности. Вначале выясните, принимались ли на том или ином отрезке важные решения? Если ответ положительный, то начинаем отвечать на ранее предложенные вопросы, добавив к ним еще несколько: Что произошло с вашей самооценкой после принятия важного решения? Опишите долгосрочные последствия этого решения. Проанализируйте, важное решение исказило или прояснило ваше истинное Я? Как вы объясняли выбор в момент совершения, какова была реакция окружающих на него? Так, переходя от одного возрастного этапа к другому, находим важные решения, описываем и анализируем их с помощью предложенных вопросов, определяя свое отношение к ним и проясняя, как решения повлияли на формирование вашей личности. Может оказаться, что важное решение, которое вы считали ошибочным, на самом деле таковым не являлось. Оно не только не исказило вашу личность, но наоборот, дало толчок к движению вперед.