Cо времен горячо любимых в советские времена «Зиты и Гиты» и «Танцора диско» индийская киноиндустрия продвинулась далеко вперед. Сегодня Болливуд уверенно конкурирует с Голливудом, создавая фильмы в разных жанрах, ничуть не уступающих ему в зрелищности. Представляем десять разнообразных лент – своеобразную мозаику современного индийского кинопроцесса, где есть место и мелодраме, и триллеру, и комедии. «Вир и Зара» (2004, режиссер – Яш Чопра) Индийский летчик Вир Пратап Сингх (Шахрукх Кхан) встречает пакистанскую девушку Зару (Прити Зинта), которая приехала в Индию хоронить прах своей няни – индуски. Молодые люди провели вместе всего один день и полюбили друг друга. Но мало того, что Индия и Пакистан находятся в состоянии конфликта. Еще и отец Зары – консервативный мусульманский политик — желает выдать ее замуж, не считаясь с чувствами дочери. Чтобы защитить честь любимой, Вир пожертвует собой и проведет в пакистанской тюрьме 22 года. В одиночестве и полном молчании. Потрясающая история любви, заставляющая лить слезы женщин разных социальных слоев и пробирающая до дрожи любое не очерствевшее сердце. Подлинный гимн благородству и пособие по обучению бескорыстной любви. Прекрасный саундтрек усиливает эмоциональное впечатление и возводит картину в ранг шедевра. «Лабиринт» (2007, режиссер – Прядаршан) Молодой принц Сидхартх (Шайни Ахуджа) возвращается домой из Америки вместе со своей молодой женой Авни (Видья Балан). Но роскошный особняк, где поселились молодожены, таит в себе страшные проклятия. Чтобы разобраться в таинственных явлениях, Сидхартх приглашает проницательного психотерапевта Адитью (Акшай Кумар). Сочетание мистического триллера и комедийного детектива с довольно таки жутким, хотя и благополучным финалом, делают этот красивейший фильм обязательным к просмотру любителям пощекотать себе нервы. Отличный пример того, как Болливуд играет с жанрами – качество в европейском кино практически полностью утраченное. «Искра любви» (2006, режиссер – Калпана Лазми) Бхагван Пандит (Митхун Чакраборти) – священник в патриархальной деревне и большой почитатель богини Кали. Но по ночам «дневной праведник» любит посещать местный бордель, он тайно влюблен в проститутку Басанти (Сушмита Сен). Страсти постепенно накаляются и приводят к настоящему пожару – крайне жесткий финал этой истории впечатляет всерьез и надолго. Пример реалистичного кино с ярко выраженным феминистским посылом, очень верно отображающего первобытную стадию, на которой все еще пребывает индийское общество, оторванное от больших городов. От этой ленты не стоит ждать красивой истории, зрелище это не для слабонервных, но свою просветительскую функцию оно выполняет. «В плену у моды» (2008, режиссер – Мадхур Бхандаркар) Ослепительная девушка Мегхна (Приянка Чопра) приезжает в Мумбаи и на скоростях проходит долгий путь от наивной провинциалки до циничной супермодели. Но постепенно мир гламура поворачивается к ней темным боком. Довольно радикальный по индийским меркам фильм обо всех сторонах фэшн-индустрии с парочкой шокирующих сцен и великолепной игрой Приянки Чопры. Тема секса и наркотиков показана с европейской откровенностью, при этом нравственный посыл картины не скатывается в банальные нравоучения. Отличительная особенность – в фильме нет вставных музыкальных номеров, что вплотную приближает его к Голливуду. «Наступит завтра или нет?» (2003, режиссер – Никхил Адвани) Любовный треугольник этой истории сладывается в Нью-Йорке. Нэйна (Прити Зинта) – серьезная чопорная девушка, обремененная сложными семейными обстоятельствами. Но однажды в ее жизнь входят два молодых человека – очаровательный оптимист Аман (Шахрукх Кхан) и забавный метросексуал Рохит (Саиф Али Кхан). И существование Нэйны обретает смысл. Лучшая из романтических мелодрам Болливуда 2000-х. Тот фильм, который лучше один раз увидеть, чем сто раз рассказать о нем. Обязательно рекомендован к просмотру впечатлительным особам, мечтающим о настоящей любви. «Три идиота» (2009, режиссер – Раджкумар Хирани) Два приятеля предпринимают путешествие, чтобы разыскать своего давно исчезнувшего друга Ранчо (Амир Кхан). Отправляясь по волнам своей памяти, они вспоминают учебу в колледже и множество смешных и драматичных событий, которые им довелось пережить вместе. Лучший индийский фильм последних лет, грандиозный по замыслу проект. Мегахит как на родине, так и за рубежом, фильм демонстрирует удивительный сплав драмы, черной комедии и социального кино. Мастерски сделанная лента о настоящей мужской дружбе и о всепобеждающей любви. И о том, что добро всегда побеждает зло, каким бы непобедимым оно ни казалось. «Ом Шанти Ом» (2007, режиссер – Фара Кхан) Болливуд 70-х. Начинающий актер и обаятельный простак Ом Пракаш (Шахрукх Кхан) влюбляется в красавицу-кинозвезду Шанти (Дипика Паддуконе). Но дива гибнет от руки коварного продюсера и ее тайного мужа Мукеша (Арджун Рампал). В попытке защитить любимую умирает и Ом. Спустя тридцать лет душа Ома возрождается в очередном популярном артисте, который постепенно вспоминает свое прошлое рождение и решает отомстить убийце. Очень красивый фильм, наполненный ностальгическим колоритом и тоской по классическим мелодрамам Болливуда. Необычный сюжет венчает необыкновенная по выразительности музыкальная и визуальная мистерия. Картина наглядно демонстрирует новые тенденции современного индийского кино, тонко сочетающего в себе прошлое и будущее. «Слепая любовь» (2006, режиссер – Кунал Кохли) Слепая девушка Зуни (Каджол) во время экскурсии по Дели знакомится с очаровательным гидом Реханом (Амир Кхан). Дело движется к свадьбе. Но Рехан неожиданно исчезает. Спустя семь лет Зуни неожиданно узнает, что ее возлюбленный – пакистанский террорист. Больная тема индийского кино – терроризм – показана здесь сквозь призму великой любви и сложнейшего выбора. Фильм берет в первую очередь не столько сюжетом, сколько великолепной актерской игрой. Грустная и трогательная сказка, которая обернулась для героини жестокой былью. «Салям Намасте» (2005, режиссер – Сиддхарт Ананд) Герои этой ленты – индийские эмигранты, процветающие в Мельбурне. Амбер (Прити Зинта) – популярная диджей на радио, а Ник – первоклассный повар. Однажды судьба сводит героев вместе, и они решаются на совместное проживание. Снимают дом, но живут в разных комнатах. Но однажды «случается непоправимое» — Амбер оказывается беременной. Между влюбленными начинается серьезный конфликт. Эта комедийная мелодрама отличается индийской традиционностью, ловко упакованной в европейскую форму. Отличный сценарий и прекрасная актерская игра заставит зрителя и смеяться, и переживать. В любом случае есть шанс отлично провести время перед экраном. «Звездочки на земле» (2007, режиссер – Амир Кхан) Восьмилетний малыш Ишан (Даршил Сафари) видит мир не так, как другие дети, из-за чего обучение дается ему с трудом. Родители отдают ребенка в школу-интернат, где он встречает учителя Рама (Амир Кхан), который полностью меняет его жизнь. Трогательный фильм с простыми на первый взгляд истинами – каждый ребенок уникален и не стоит сбрасывать его со счетов. Но сама картина сделана столь блестяще, и с такой потрясающей искренностью, что не может оставить равнодушным никого. Удивительная актерская работа юного Даршила Сафари поражает до глубины души. Как и сам фильм – настоящее маленькое чудо любви, милосердия и подлинного человеческого тепла.