«Она из женщин, живущих для других. Это видно потому, как другие загнаны». Клайв Стейплз Льюис. Письма баламута В народе говорят: «Если в семье появился праведник, то все остальные автоматически становятся мучениками». Почему-то в нашем народе есть стойкое желание въехать в Рай на чужом горбу. При чём рай чаще всего рассматривается не отдельной ценностной целью, а такой спасительной альтернативой аду, которого все, конечно же, боятся. А особо верующие пугают им детишек, когда те не едят постную овсянку на воде. Девяностые годы, пройденные под таким милым и привычным «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…» подарили нам много подвижников благочестия, которые разрушать научились хорошо, но ничего нового вместить в себя не смогли. Не будем их винить в этом, их невероятная святость, до которой далеко даже Папе Римскому, вполне объяснима, они верили как умели. Нас же эта психопатология религиозной жизни интересует исключительно в научных целях. Особенно если нам повезло стать плодами воспитания этих девяностых… Женщина, живущая ради других Знаете ли вы, как спастись и наследовать Царствие Божие? Она знает. И хотя друзья из прошлой жизни её уже давно не приглашают в гости, а родные общаются с ней только потому, что «родственники всё-таки», она продолжает монотонно и с упорством танка строить истинно православную веру на территории отдельно взятого домохозяйства. Никто не сможет сразиться с её трудоспособностью, никто не упрекнёт, что она не думает о других. Думает, как же. Работает на трёх работах, сидит не только со своим внуками, но и с соседкиными, моет окна три раза в неделю, потому что у собаки астма, а ночами молится за всех своих многочисленных подопечных. — Наталья Петровна, а что бы Вы стали делать, если бы у Ваших близких было всё хорошо? — Как это – хорошо? — Если дочь выйдет замуж, и ей не надо будет содержать ребёнка, если сын перестанет пить, а племянник перестанет лежать в больнице с такой удивительной регулярностью? — Нет, так не бывает. Если не дочь, не сын, не племянник, то есть же ещё мама старенькая, вот у подруги муж погиб – я теперь её в церковь вожу регулярно. Нет, так не бывает, чтоб всё хорошо. Обязательно найдётся человек, которому нужна помощь. Стоит ли говорить, что первый человек, который нуждается в этой самой помощи – она сама. Привычная бессонница, дикие отёки, из-за которых она еле-еле ходит, настоятельные рекомендации врачей уже отложить свои геройства и отправиться в санаторий. Нет, она правда не думает, что небо упадёт, и все не справятся. Наталья Петровна искренне верит, что как раз справятся, но вот только зачем, если ей всё равно заняться нечем… Отдых? Это выспаться и прочитать книгу. По сути такие способы отдыха тоже исключают хоть какое-то соприкосновение с действительностью. И то, и другое уносит в совершено иную действительность, мир фантазий и чужих открытий. А где же место себе самой? У Натальи Петровны этого места не было никогда. Мама всегда любила сестру от второго брака, а она так, с боку припёка. Родители были с ней строги, всячески пытаясь сделать из неё человека, за которого не стыдно перед соседями. Вот так и росла маленькая Наташа в полной уверенности, что она сама по себе не ценна. А мама, такая далёкая, очень красивая и уважаемая всеми небожительница, замечала её только чтобы похвастаться перед подругами или, наоборот, укорить за плохую работу в доме и школе. С нимбом по жизни Прийдя в церковь, раба Божья Наталья попала в привычный круговорот вины и гонки за идеальностью. В приходском батюшке она видела так недостающего ей отца, всячески стараясь получить необходимое одобрение и ни в коем случае не дать другим усомниться в её искренней любви и заботе. Такие как Наталья Петровна, недолюбленные и отверженные дети, ошибки молодости, родившиеся не в то время и не в том месте, очень часто приходят в церковь и продолжают навёрстывать и заслуживать любовь, но уже не перед лицом папы и мамы. Свои привычные способы мышления они переносят и туда. Эти женщины совершенно не знают себя, и встречи этой очень боятся, потому что ещё с детства в них живёт такая фантазия, что их истинное «Я» просто мерзко и ужасно, и если это увидят окружающие, то никто не полюбит таких отвратительных и уродливых девочек. Вот только привычная погоня за идеалом не приносит результатов. Комплименты и благодарности они пропускают мимо ушей, про себя печалясь, что награду получила не «срамная и грешная истинная я», а тот образ, та маска, которую видят окружающие, и которая при этом ничего общего не имеет с такими вот Натальями Петровнами. Выходя замуж и воспитывая детей, они заполоняют собой всё пространство, не давая другим развиваться и чувствовать. Находясь в разрыве с собственными эмоциями, ничего не представляя об интуиции, эти женщины строят свои семьи и воспитывают детей по самым лучшим книгам. Другие-то лучше знают! Но эта погоня за идеальностью оборачивается большой проблемой для детей, которые обязаны соответствовать этим стандартам из книг, потому что иначе маме придётся столкнуться с собственной неидеальностью. А для таких взрослых девочек нет ничего хуже. Лучше уж ворочать мир и руководить заводом. Другие, живущие ради тебя Как правило, Наталья Петровна и подобные ей женщины, не знавшие материнской любви, очень любят чувствовать себя грешными. При чём не просто так, а чтоб идеально грешными. Самыми-самыми. Понятия скромной золотой середины у них никогда не было. Да к тому же, там надо включать чувства, а они все, кроме долга, спрятаны далеко за ширму. Должна ли женщина быть красивой? Внимательной? Успешной? Должна, естественно. Здесь не возникает никаких вопросов, особенно если этого хочет мама. Или батюшка. Хуже, конечно, если они хотят разного, но и тут можно выпутаться и пострадать за идею, предварительно оценив, чья любовь в данный момент более спасительна. Привычно ломая себя через коленку, этот же сценарий Натальи Петровны передают и дальше, детям. При чём делается это чаще всего не просто так, а ради всеобщего блага. С детьми ведутся беседы, зачитываются цитаты… При этом сами мамы искренне думают, что они дают своим детям выбор, но на деле всё происходит иначе. Если вы поговорите с детьми, которых растили такие мамы, то окажется, что дети эти становятся частыми гостями психологов. Нагруженные неподъёмным бременем материнской заботы (а мамы эти, как мы помним, поистине идеальны), синие от многочисленных кружков и высших образований, они несут на себе кроме всего прочего проклятие материнского благословения. Во-первых, у идеальной мамы должны быть идеальные дети. И мнение детей по этому поводу никто не спрашивал, так ведь? Детишки с детства усвоили все необходимые нравственные установки, одна из которых – про почитание родителей – вызывает реальные приливы уныния. Я не встречала ни одной женщины, которая бы честно сказала своему ребёнку: «Если ты будешь жить не так, как я это вижу, то я буду считать себя никчёмнейшей из матерей, заболею страшной болезнью и буду всеми силами стараться вернуть себе утраченный нимб и заслужить любовь мамы и Бога, желательно дав и тому и другому равноценную их дарам благодарность. Маме я дам что-то важнее жизни, ведь она дала мне жизнь, а для Господа припасу что-то покруче крестной смерти». Нет, обычно это говорится так: «Господь желает тебе спасения, а для этого надо почитать старших, в том числе родителей. Можешь ознакомиться с матчастью при необходимости». И как тут поспоришь с Самим Богом? Вот ведь написано, что тебя приговорили к благодарности и уважению к родителям, а кроме того – к нелюбимой работе (мама же работает, и ничего, не сломалась!), бедному существованию, необходимости отдавать последнюю рубашку и полквартиры в придачу. Если мама придерживается всех крайностей и защитила сразу две диссертации – по филологии и химии – то почему ты хочешь чем-то отличаться? Нет, это грех, за это надо плакать на исповеди и делать земные поклоны, пока голова не закружится. Стоит ли говорить, что дети, как правило, этих требований уже не выносят, у них уже нет такой дикой мотивации, как у мамы. Их вроде все любят и с радостью выставят счёт о всех добрых делах, которые были сделаны для любимого чада. А главное, пришедшие в зрелом возрасте в церковь, эти женщины искренне верят в то, что их грехи настолько тяжелы и неподъёмны, что в семье надо срочно заводить особого молитвенника. По ночам они могут искренне просить Бога, чтобы малолетний внук умер в младенчестве и стал молитвенником. Если же ничего подобного не случается, всегда можно молиться о том, чтобы младший сын стал игуменом, а дочь – матушкой. Вот только невольники – не богомольники. И дочь, приговорённая к многочадию, вдруг может оказаться слабой здоровьем. А сын и подавно с детства хотел быть не монахом, а конструктором ракетных двигателей. Но мамина молитва – это сила. Маму надо слушать. Сила родительского благословения Роль родителей в нашей жизни никак нельзя приуменьшить. Если бы не они, не было бы нас на свете. Вот почему желание некоторого благоговейного подчинения родительской воле в нас живёт по умолчанию. Мы понимаем, насколько все наши попытки отблагодарить их малы по сравнению с даром жизни. Вот почему мы так зависим от родительских благословений. Особенно если мама и папа постоянно демонстрировали любовь условную: «если будешь хорошо себя вести, то я тебя буду любить» или «фу какая неграциозная девочка, такую никто любить не станет». И хочется или соответствовать, или пойти сразу удавиться, спиться или сделать то, что делают только дети глубоко не верующие – послать дорогих родителей, уехать за тридевять земель и жить своей жизнью. Вот только частичка мамы и частичка папы живут в нас постоянно, и от себя не убежишь. Потому люди, называющие себя верующими, чаще всего принимают это родительское благословение и находятся в постоянном расщеплении. Как будто одна часть нас хочет быть тем благодарным ребёнком, а другая не может, потому что этот приговор уж очень далёк от реальных желаний. Помните, в детских сказках родители, отправляя своих иванов искать правды и счастья в жизни, давали какие-то памятные мелочи, которые в случае чего со дна моря достанут и от недруга спасут. Такими вещами чаще всего являлись крестик, образок или поясок. Но теперь представьте себе, будто мама, отправляя своё чадо в большую и полную неожиданностей жизнь, в качестве материнского благословения наградила нас каким-то невнятным чугунным образом неизвестно кого, да ещё и размером с канализационный люк. И ходи теперь с ним во все бои, потому что вдруг недруг или дно моря приключится, а ты не готова к этой встрече… Очень часто дети, воспитанные в новой русской православной традиции, сталкиваются с этими неудобоносимыми бременами родительского благословения, подхлёстываемыми со всех сторон наставлениями о терпении и смирении. Правда, когда они наконец-то понимают, как обходиться с родительскими благословениями, делая из привычных вериг более подходящие по размеру и весу материнские обереги, становится жить очень просто и легко. Ведь многолетние тренировки не прошли даром. Только бы научиться переводить эти послания с церковноматеринского на русский.