За очень короткий период от трех разных учительниц начальной школы я услышала примерно следующее: «Родители не воспитывают своих детей, а только гладят по головке. Из секций и кружков вас еще могут выгнать из-за плохой дисциплины, а из школы — нет, и учителя вынуждены все это “расхлебывать”. Но расхлебывать, когда у тебя 30 зацикленных только на своих желаниях отпрысков, сложно». Хочется сразу воскликнуть: «Мой ребенок не такой!», да? Скорее всего, так и есть: ваш — не такой. И многие не такие. Но большая доля истины в тех словах есть — и не надо далеко ходить за примерами.

А начинается все с малого. Поделюсь личными наблюдениями. Осенью в нашей школе произошли небольшие изменения: для первоклашек открыли вход через другую дверь. Чтобы дети не путались и привыкли, администрация установила недельное дежурство: две мамы приходили помочь ребятам сориентироваться в новой обстановке. Так вот, одна из дежуривших мам рассказала, что в течение ВСЕЙ этой недели половина их класса (это не преувеличение, человек 15 точно) опаздывала на первый урок. Опоздавших она собирала в 8.30 и вела в класс. Всю неделю! При том что дело происходило в ноябре. Родители водили детей в школу уже два с небольшим месяца и могли научиться рассчитывать время так, чтобы не опаздывать. Могли. Но не делали этого. Получается, людей не волновало, что они отвлекают учителя, других детей, что, в конце концов, их собственный ребенок нервничает, потому что опаздывает. Зато очень возмущало, что учитель в итоге встречает их «с недовольным лицом»!

Но ведь опоздание всегда считалось дурным тоном и проявлением неуважения к другому человеку. Папа мне с детства внушал: «Лучше приехать на час раньше, чем опоздать. Расшибись в лепешку, но будь вовремя. Нельзя заставлять себя ждать». Это нормально. В этом нет никакой доблести или сверхспособностей. Сейчас большинство детей в школу приводят или привозят. С опозданием. Значит, мы с раннего возраста учим детей не уважать чужой труд и время. Потому что сами этого не делаем.

Но это все цветочки, на самом деле.

В классе, где учится сын знакомых, произошел такой случай. Одним из учеников был мальчик, назовем его Вася, совершенно неуправляемый. По поведению твердый «неуд». В качестве жертвы выбрал себе учителя рисования — молодую девушку, только недавно со студенческой скамьи, — и на ее уроках устраивал настоящий шабаш. Срывал занятия, орал, хамил. Об этом мне рассказал сын знакомых, то есть тоже мальчик, но для него такое поведение было неприемлемым. Хулиган продолжал измываться над учительницей до тех пор, пока однажды она не выдержала — взяла его за руку и вывела из класса.

И что вы думаете? В школу прибежала разъяренная мама Васи, устроила разнос, грозила всеми возможными карами за то, что «учитель избил ее ребенка» и, самое главное, «не умеет воспитывать детей»! Учителя попросили уйти. Благо, еще по статье не уволили, как-то договорились.

У меня возникает вопрос: с каких пор учитель — это воспитатель? Разве его основная задача не в том, чтобы учить ребенка, передавать знания? Да, воспитательная функция тоже важна, но она все-таки на втором месте. Ведь никто не требует от учителя химии старших классов, чтобы он воспитывал учеников? Или от преподавателя института?

Выходит примерно так: родители не смогли исправить какие-то недостатки ребенка, сгладить «острые углы», отправили его в школу и теперь требуют, чтобы учитель сделал за месяц то, что они не смогли за 7 лет, — научить его хорошим манерам, уважению к старшим, умению хорошо себя вести. Но ему уже 7 лет! Все эти годы его никто этому не учил. С чего вдруг он должен измениться?

Еще заметила тенденцию: мы не приучаем детей думать о других. Это отчего-то не принято сегодня. Моветон. «Что тебе другие, ты о себе подумай!» Главное — займи, деточка, первое место, встань в первом ряду, сядь на стульчик поудобнее, отодвинь, растолкай. Учительница на собрании рассказала, как дети подходят к ней на экскурсии, отодвигают других в сторону, протягивают телефон:

— Сфотографируйте меня и отправьте моим родителям.

— Сначала я сфотографирую Мишу, он тоже хочет и раньше подошел.

— Но ведь мне важнее!

Семилетний ребенок искренне недоумевает, когда слышит о том, что другим детям тоже нужно получить фотографию. Как это? Разве не только я важен?

Да, многие дети хотят быть первыми, но это одно. Совсем другое — когда это желание поощряется его взрослыми в ущерб желаниям других и вопреки элементарным нормам приличия. Так и хочется спросить родителей: а что, если потом точно так же кто-то не подумает о вас, о вашем ребенке?

Дети орут и стоят на головах в аптеке, куда зашла старенькая бабушка, у которой болит голова, на улице рядом с коляской, в которой спит малыш, в магазине, посетители которого не обязаны слушать этот гам только потому, что «это же дети». Бывают, конечно, разные ситуации, и дети сложные, с особенностями, и мамы уставшие с тремя малышами наперевес, — это в корне другая история, и скорее исключение из правил, к которым большинство людей относятся с пониманием. Но чаще все выглядит совсем иначе. Вполне себе здоровая и энергичная мама даже не понимает, что ее ребенок ведет себя плохо, кого-то тревожит, кому-то мешает, портит вещи. Для нее это норма. Вы еще и виноватым окажетесь, если посмотрите на ребенка «как-то не так». Но простите, мы живем в обществе, и не только ваш ребенок имеет право на комфорт. Хотите, чтоб орал и висел на люстре, — пожалуйста, пусть делает это у себя дома! Если уж вы идете с ним в общественное место, научите чадо вести себя соответственно.

Мы сидели с мужем в кафе. Вечером. Около 22 часов. У нас на столе стояли чашки, тарелки и какой-то светильник. В кафе были дети. Они бегали между столиками и кричали, несмотря на то что в заведении была оборудована детская игровая зона. Свалили какой-то фикус, разбив горшок. Официантка, улыбнувшись, принялась собирать осколки. Дети продолжили игру. Родители даже не прервали своей беседы. Потом один из мальчишек подбежал к нашему столику и схватил светильник, намереваясь куда-то его утащить. Муж тут же отреагировал: «А ну поставь на место!» Мальчик поставил, отошел и больше к нашему столику не подходил. То есть он вполне нормально реагировал и был в состоянии понять, что можно делать, а что нельзя. Между тем, его родители так и не вмешались и, судя по всему, вообще не часто произносят дома слово «нельзя». Кажется, некоторые сейчас называют это «растить свободную личность».

Знаете, лично мне не хотелось бы жить в мире личностей, свободных от сострадания, внимания к другим, представления о приличном и неприличном. Где — «это мне», «а это снова мне». Где взрослые и учителя — не авторитет. И ребенку своему такого не пожелаю. Вот недавно прошел День защиты детей, и в соцсетях то и дело всплывали милые картинки из серии «счастье — это дети, защитим их от зла». Только кажется, все чаще нужно защищать детей от нашей слепой любви, не умеющей сказать «нет» или наказать, когда необходимо. Нашего идолопоклонства, делающего детей маленькими божками, с которых все семейство сдувает пыль. И сделать это ради самих же детей. Чтобы в своем уже очень скором будущем они жили среди людей, а не «свободных» толстокожих эгоистов.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Закончила ГИТИС, театральный критик. Работала на телевидении сценаристом, потом несколько лет занималась пиаром, поняла, что это "не моё", и любовь к сочинительству и журналистике перевесила. Жена мужа и мама сына.

Другие статьи автора
новые старые популярные
elena_d

И тем не менее, педагог должен уметь «держать» класс и усмирять бунтарей — на то он и педагог, а не просто специалист в изучаемой области знаний. Семьи, родители — бывают разные: благополучные и не очень, воспитанные и хамовитые, сильные и слабые. И если я, допустим, готова отвечать за воспитание СВОЕГО ребенка, за других родителей я отвечать не могу. Но даже если другим родителям совсем наплевать на поведение своих детей, считаю, что я вправе рассчитывать на то, что учитель (специально обученный для этого взрослый!) будет более или менее успешно корректировать поведение тех детей, кого не смогли (или не захотели) воспитывать адекватно… Читать далее »

Ezhik

Но если полкласса детей опаздывает на урок-что делать? Учителю,администрации? Если идет травля старшеклассником-молодого учителя (а это возможно,верю)-тогда что?

elena_d

У нас школы закрываются. И если ты опаздываешь — то не попадаешь вообще ни на один урок в этот день. Родителей во время уроков в школу тоже не допускают. Что касается травли — не сегодня это придумано, но учитель ДОЛЖЕН уметь противостоять этому. Потому что в принципе он должен уметь защитить не только себя, но и в случае нужды — слабого ученика, которого травят другие. Я не знаю, каким образом это нужно достигать — собственной волей, наставничеством старших коллег, длительной психологической подготовкой в педагогическом институте или еще как-то. Но на мой взгляд — без готовности противостоять возможным провокациям со стороны… Читать далее »

Ezhik

Вот видите-школа закрывается-это уже санкция. Насчет старых времен-я не защитник,но особо рьяных в школу рабочей молодежи и на завод в 15-16 лет отправляли только так. А тут получается очередной порочный круг. Чем больше вот этого позволенного,ничем не ограниченного хамства-тем меньше желающих идти преподавать. Ну и ВУЗ-это все-таки несколько другое…

Ezhik

И приводит это все- у нас,во всяком случае- все к одному и тому же. Вот сейчас в гимназию берут нового учителя начальных классов. И взять-не могут. Потому что даже у того небольшого количества,кто приходит устраиваться-грамматические ошибки в заявлении и отсутствие связанной грамотной речи. Потому что завышение общих требований-научи,воспитай,найди общий язык со всем неадекватом, плюс масса других требований-приводит к непрестижности профессии,особенно при невысокой зарплате…А непрестижная профессия-нет выбора,нет выбора-значит,порочный круг все больше и больше.

elena_d

И опять же, Ежик, вопросы о непрестижности профессии — это вопросы к государственному финансированию, а никак не к родителям. Высокие заработки учителей (ладно, пусть не высокие, но на уровне хотя бы хорошего офисного специалиста из коммерческой организации — и чтоб это было в государственной школе, а не частной только) — считаю одним из главных приоритетов бюджетного финансирования. От этого выиграет все общество — чтоб и поступали в ПЕД не по принципу «потому что никуда в другое место не взяли», а потому что это стабильный нормальный зароботок, уважаемая профессия, важное призвание. И мужчин, возможно, было бы больше.

Ezhik

Тут понимаете,оно как-то все одно за другое цепляется. Вот родители позволяют себе опаздывать-учитель,извините,»утерся»-сделать ничего не может. Или сын-хам,мама поддерживает,учителя выгнали. Да,была бы выше зарплата-было бы больше креативных,если хотите,кадров,которые справились бы с большим количеством сложных ситуаций. Но пока в головах возможна вот эта «разруха»-тоже что-то изменить только с одной стороны (государственной)-сложно.

Ezhik

Но вообще я с этим сталкивалась тоже еще и в медицине. И да,трудно первое время-видя молодого и еще,в какой-то мере скромного и неопытного врача,были какие-то эпизоды,когда с хамками,простите,не получалось справиться. К сожалению,с возрастом и опытом пришло очень простое понимание-какой-то контингент понимает только санкции,причем очень быстро.Кто-то может понять увещевания,кто-то -воспринять общественное мнение,но не все.
В данном случае учительнице просто нужно было принести и включить диктофон,и при явлении мамы-пригрозить заведением административного или уголовного дела на сыночку. Но еще и противостоять администрации-а они такого шума не любят. Вот и получается-проще уйти,а они пусть все наглеют и наглеют…

Marinas

Как в фильме «Хористы» Акция-реакция.

elena_d

Расскажу такую историю, слышанную мной еще в начале нулевых. Девушка — умненькая, способная, ноо — всегда и везде опаздывала. Пока не уехала работать в Германию. Опоздала в первый день работы — а ей хоба… штраф за опоздание — 25 процентов от зарплаты. Опоздала второй раз — хоба… пол-зарплаты как не бывало. Верите-нет, а больше она на работу не опаздывала. И вся ее многолетняя «разруха в голове» исчезла за неделю — только из-за внешних санкций.

Ezhik

Так я в принципе о том же. Но тут видите в чем дело-именно общественное. Их некуда девать,этих неадекватных и полуадекватных. Чтобы исключить из школы и перевести в какой-то другой вид школы хулигана-он должен иметь серьезный диагноз.Это понятно. А если он просто хулиган-то школа его будет терпеть,а потом какое-то учебное заведение типа слабого колледжа,и так до 17-18 лет. Санкции-то можно,но какие,куда его? на принудительный труд под конвоем? в этом и проблема…а то,что кого-то только санкции и удерживают-об этом выше говорила. Но надеятся на то,что школа действительно значимо исправит заметные воспитательные или личностные дефекты-наивно,имхо.

elena_d

А я так полагаю, что это и есть главная задача школы, а вовсе не образовательная функция. Образовываться нынче и дома можно — онлайн-курсов и видео-уроков, лекций по скайпу и совместных видео-конференций полно. Для того, чтобы получить знания — совершенно необязательно устраивать всю эту котовасию со школой на 11 лет. Тем более, как выясняется, теперь уже чуть ли не каждому ученику в наше время полагается нанимать репетиторов для поступления в ВУЗ (а в мое время, помнится, репетиторов нанимали только отпетым двоечникам). Для меня лично как раз образовательная функция школы стоит на последнем месте. На первом — социализирующая (для развития умения детей… Читать далее »

Ezhik

Тут дело в том,что школа называется-и является-общеобразовательной. То есть-усредненной,и в этом нет никакого особого отрицательного контекста. Но в этой усредненной школе может быть,например,скучно очень способному ребенку,опять же,ребенок хорошо адаптивный не будет иметь никаких проблем. Но-детей много. В классе-много,25-30-36 человек. И учить их тоже надо,вы не выучите их сами «от и до»,если школа эту функцию понизит заметно. И если есть кто-то,кто требует очень большого внимания-то просто процесс будет очень затруднителен,вроде того же Васи. Если все понемножку наглеют-как в случае с опозданием-тоже процесс затруднится. Получается,учитель должен воспитывать примитивные вещи,причем у родителей-не опаздывать на уроки. Если он тратит время на это,на что еще… Читать далее »

Ezhik

И я,кстати,с большой осторожностью отношусь и к идее инклюзивного образования,которая сейчас активно продвигается. Нет,если ребенок-колясочник с сохранным интеллектом,понятно-нужны пандусы и т.д. Но если это явно сниженный уровень интеллекта,социализации-сколько надо внимания учителя такому ребенку,чтобы было на пользу? Если как в Америке (или где?)-с каждым таким ребенком тьютор-так это супер. А если как у нас,все опять на учителя…
Вообще об этом сейчас как-то стали говорить больше,о проблемах школ,об уставах школ и прочем. Это правильно,я еще раз порадуюсь,что в нашей устав как раз довольно внятный. А вот образовательный уровень мог бы и получше быть,особенно в старшей школе…

elena_d

(1) И не надо выучивать «от и до», я считаю. Это совершенно ни к чему. Тем более 90% услышанных знаний успешно забывается за ненадобностью. Как минимум половина предметов в том объеме, который подается, не нужна совсем. Что нужно человеку в жизни? Уметь читать, писать, считать, думать-анализировать, иметь телесное здоровье, нравственное чувство и индивидуальные увлечения. Отсюда следует минимум, который должна давать школа. Родной язык – да, изучать много лет и глубоко. Математика – да, дает не только умение считать, но и воспитывает строгость ума и четкость логического мышления. Физкультура – да (но только не эти ужасные нормативы!! Нет, подвижные игры в… Читать далее »

elena_d

(2) Ну а дальше… рисование – только в начальной школе для развития мелкой моторики и определения способностей ребенка, далее — факультативно. Музыка – только в начальной школе, далее – факультативно. География, химия, физика – один год для общего развития и ознакомления с предметом – далее факультативно. Биология – год на ботанику и зоологию (по полгода на каждую) для ознакомления и общего развития, год на анатомию, остальное – факультативно. Информатика – возможно год для ознакомления с работой основных программ Майкрософт Офис. Что там еще осталось? Иностранный язык. Вообще пустая трата времени изучать его в школе. Я 7 лет получала за него… Читать далее »

elena_d

(3) Короче говоря, я бы весьма и весьма порезала школьную программу, оставив только этот минимум, а в остальном – напирала бы на то, что ребенку действительно интересно. Года за 2 до выпуска – ускоряясь до предела по профильным предметам для поступления в соотвтествующий ВУЗ. Ну и строгая дисциплина – обязательно, как я уже сказала. За опоздания не надо «увещевать» и «воспитывать» — нужны санкции. Отменить закон о том, что «нельзя выгнать с урока». Во всех классах и коридорах установить камеры – можно даже родителям на это скинуться, чем на очередной подарок учителю или покраску стен. И поднять зарплаты до того… Читать далее »

Ezhik

Про дисциплину я с вами согласна. о том и статья-что и самодисциплины,ответсвенности и воспитанности детей и родителей-нет,и у школы никаких особых рычагов-тоже нет.

elena_d

Мне кажется, гораздо проще дать школе определенные рычаги управления для воспитания детей, чем перевоспитать половину родителей какими-то взываниями к совести.

Ezhik

Нууу…не знаю. Русский-математика -литература-согласна. Как же-как же так мало химии и физики? Все же нужные предметы,базовые…оставляем.)) Ой про иняз даже слышать не хочу,что мы учили-0,что дети-0. Биология,география-пусть,но на них и так-то не особо напрягаются. У нас много того-сего-и Закон Божий,и латынь чуть-чуть,и история христианства-получается допнагрузка,но это специфика гимназии. Насчет мальчиков,которые нагнали за год и стали отличниками-знаете,я не раз это слышала,но встречала только одного такого. Остальные или отличники сразу,или двоечники-троечниками были,ими и остались. Они потом могут стать,например,вполне успешными бизнесменами,например,но это все же отдельный талант… И тут еще-есть дети,у которых как-то рано видна одаренность,или хоть общее направление способностей,а есть у кого это… Читать далее »

Ezhik

А самое главное-у нас миром правит ЕГЭ-единый государственный экзамен. Для возможности поступления в ВУЗ сдавать нужно именно его. А это вообще какая-то отдельная история…

elena_d

ЕГЭ — зло. )) Считаю так с самого начала его введения (Слава Богу, я его еще не застала лично), и мнение мое со временем не поменялось.

elena_d

Ежик, не обязательно же именно так четко по времени — год и все. Я скорее про сокращение программы (которую вполне можно растянуть и на более длительное время). Но вот положа руку на сердце, скажите, Вы помните закон Ома или правило буравчика? Я — так только по названию. И это при том, что физика была моим любимым предметом в школе, а задачи я решала вообще лучше всех из 4 параллельных классов. Про химию стыдно сказать — не мытьем так катаньем я ее вытянула с 3 на 4 (сочетая собственные титанические усилия с наглым списыванием), но по сути — до сих пор… Читать далее »

Ольга Алексеева

Физика — королева наук, ИМХО. Это основа мироздания. Почему время идёт вперёд? Потому что второй закон термодинамики…

Ezhik

Закон Ома-это про то,что при паралелльном соединении проводов сила тока постоянная,а при последовательном-делится на всех? не?)) посмотрю попозже.)) или что напряжение равно силе тока * сопротивление? ) про буравчика и в школе никак не могла запомнить..но я физику не любила и знала средне,хоть и 5. Химию любила и знала,много что и сейчас помню. А в институте ведь это дальше надо учить,хоть в каком-то обьеме -и хорошие школьные знания выручают.

Marinas

Ну это очень зря вы урезать школьную программу собрались,даже бесполезное на утилитарный взгляд рисование многое дает: от развития пространственного мышления до умения одеться к месту и со вкусом. В общем, мне многое пригодились из школьной программы, кроме английского он там,да бесполезен абсолютно.

elena_d

Так и не надо хамство позволять. Кто говорит, что не надо ограничивать хамство? Надо пресекать, конечно. И санкции нужны обязательно. Я удивляюсь, почему в этой статье учительницу уволили — таким способом школа сама роет себе могилу. Впрочем я не в курсе нынешних российских законов в сфере образования, но вроде есть и абсолютно и категорически вредные (из разряда «нельзя выгонять с урока» — это нонсенс просто). Но тут тогда проблема совсем не в современном детоцентризме и вседозволенности некоторых родителей, а в несуразных законах, которые нужно менять. Что касается ВУЗа — это иногда еще и хуже, чем школа. 17-18 летки вполне себе… Читать далее »

Ezhik

Да,с урока выгонять нельзя. Это где-то возник прецедент,что учитель выгнал ребенка с урока,он вышел на улицу и попал под машину. Не знаю,насколько маленький. Вроде как нельзя,получается. Но это приводит и к тому,что ребенок может вести себя как хочет-и ничего ему за это не будет. Вообще я с вами согласна-это проблема шатких именно законодательных моментов,опять же-какого-то общественного договора.Плюс общая инфантилизация-когда в 15-18 лет дети уже «лбы» здоровые,но формально они должны быть при учебном заведении. Даже если учиться не могут и не хотят. Ну и да,у маленьких тоже воспитание в формате «пуп земли» бывает,хотя и индивидуальные особенности бывают. И слабые учителя бывают,конечно.

Marinas

В университете очень мощная мотивация существует и это деньги,которые платят на коммерческом отделении, а для тех кто учится на бюджете высокая вероятность не сдать зачет и вылетить с бюджета. Очень стимулирует к получению знаний, а не к хулиганству.

elena_d

И тем не менее, у нас в универе наркотик было купить проще чем пирожок (заткнутые шприцы за ободок унитаза, просьба выйти из аудитории пока будут поджигать ложечку с героином — то с чем столкнулась лично я), распитие водки на задних рядах непосредственно во время лекции, преподаватель, которого кто-то прямо в аудитории убил заточкой (и убийцу не нашли) — это та реальность, с которой я столкнулась именно в ВУЗе, а не в школе.

Ezhik

У вас редкостный ВУЗ.)) У нас с первого курса вылетали только так,даже те,кто просто прогуливали занятия. Прогулял-нет допуска к зачету,пока не сдашь тему преподавателю и еще 3 часа не отсидишь на кафедре. А уж с такииими вещами-даже и слушать бы не стали. Я как-то на 6 курсе улеглась после ночного дежурства спать на лавку-высоко в аудитории,совсем не видно,в амфитеатровой аудитории. Это было очень нахально.)) Но как сейчас,да еще и с платными -не знаю.

Marinas

У нас 12 человек выперли из группы только за несданные зачеты, о наркоте,заточках и прочем я даже не знала. У нас гоняли парочки целующиеся у подоконников. Как то я с физ-ры пришла не переодевшись, так меня с пары чуть не выгнали за красные штанцы.

NinaK

Когда учились мы с мужем, у нас в вузах было обязательное посещение занятий, строгий контроль со стороны администрации и вылететь можно было даже за пару-тройку прогулов. Сейчас, когда учились и учатся мои дети, дети знакомых и их друзья, к пропускам занятий стали относиться гораздо лояльнее, но про такие кошмары никто даже не слышал. Вам как-то уж очень не повезло с вузом

elena_d

Я Вам верю, но все-таки не думаю, что и мой ВУЗ был таким уж единственным исключением. Я так полагаю, что и в школах бывает совершенно по-разному. Когда вышел сериал Гай Германики «Школа» — было много критики, будто это просто со всех школ собрали самое плохое, и показали как бы в одной, а в реальности такого не бывает. Помню, меня удивляла та критика (из разряда: «да ладно! Вы серьезно?? это же детский лепет, нормальные — почти положительные подростки, у нас было гораздо жестче и аморальнее все — пусть не в школе, а на первых курсах универа, ну так и я училась… Читать далее »

Ezhik

Так я не спорю,наверное были. Но я вообще поражалась и тогда,например,одноклассницам,которые говорили-я на этой неделе пару раз схожу в институт, а на пару дней поеду (в Москву ту же). У нас была-получается-строжайшая дисциплина. То есть один пропуск занятия-это 3 часа отсидки(талончик давали и лаборант на кафедре расписывался) и ответ преподавателю. А он может и не принять,и поставит не выше 3. Бывало,ходили по 4-5 раз. Если по болезни-только ответ,без отсидки. Я пропустила на 5 курсе-2 дня,свадьба моя была. Меня заставили сдавать эти темы. Я говорю-даже мужу на работе просто так дали. Ответили-не наши проблемы. Пропустила 4 дня полный короткий курс урологии… Читать далее »

elena_d

Ежик, плохо, конечно, что у нас такой беспредел творился, но честно говоря — если бы такой же беспредел творился в медицинском ВУЗе, это была бы просто самая настоящая катастрофа. Как ни крути, а цена ошибки/халатности/разгильдяйства врача на порядок отличается от цены разгильдяйства экономиста. Впрочем, был у меня знакомый, который учился в ВМА (Военно-медицинской академии). Так вот один из его друзей говорил: «Петров! Если моя жена когда-нибудь будет рожать в больнице, в которой роды будешь принимать ты, она из этой больницей пулей вылетит! Потому что я знаю, как ты сдаешь экзамены!» (покрась оконные рамы в квартире препода — получи зачет, вскопай… Читать далее »

Marinas

Все таки чтобы учитель смог защитить себя у него должен быть для этого инструмент и право это сделать. А когда хама вывели за руку из класса,а выгнали после учителя, это значит ,что у учителя отобрали возможность защититься и свой авторитет поддержать. А потом речь идет о молодом специалисте, которого надо обучать еще и где то заступиться за нее.

Tikki

«Держать»? Вы привыкли, наверное, к образу советского педагога. Но забываете, что этот педагог действовал на фоне жестких общественных установок того времени, на фоне поддержки родителей, которые сами были частью этого фона. И ему приходилось лишь нивелировать какие-то отклонения в поведении детей. Об этом забывают все, кто перекладывает сейчас ответственность за воспитание на школу. Мои родители много рассказывали о советской школе, и о школе нулевых. Сама я это не застала. Но я застала новую школу, и могу сравнить. Тем более, что папа у меня сам педагог, и смог объяснить мне отличия профессионально. У меня были конфликты с одноклассниками, и я пыталась… Читать далее »

LOCb

Крайности…
Да, семилетки нуждаются в воспитании даже если родители семь лет только этим и занимались. Учитель начальных классов призван научить детей учиться и не только. Автор думает, что к семи годам ребёнок уже взрослый «согласно штатному расписанию»))? Конечно же он ещё нуждается в воспитании. А в школе он проводит хорошую такую часть дня, поэтому в это время воспитательная функция на учителе. Так что, да, две основные функции у учителя: обучающая и воспитательная. Хочешь только обучать, а воспитывать и держать класс тебе не дано- получай другую специальность.

Ezhik

Хе-хе,опять получай другую специальность…

Marinas

Никакое школьное воспитание не перевесит родительского примера. А родители сами зачастую себя вести не умеют, достаточно только посмотреть на культуру вождения и парковки автомобиля, а также уровень заплеванности общественных мест. Уважения к чужой собственности, а также к чужим личностным границам мало, но если ты,например не там припаркуешься или нарушить пдд,то неминуем штраф и порядка все же больше в сравнении с тем, что могло бы быть если бы все спускали.

Согласна и со статьей, и с комментариями. Я не могу воспитывать детей в школе, поняла это на первой педпрактике и учительскую профессию не рассматривала. Да, раньше, судя по воспоминаниям старшего поколения, дети были другие и старших боялись, и потому были гораздо удобнее. Но сама я удобной не была, не хотела этого, и своих детей не хочу растить в страхе перед взрослыми и даже в непременном уважении только на основании более старшего возраста. Хамить и безобразно себя вести в обществе недопустимо, да. Но стоять навытяжку и не сметь возразить — ничуть не лучше

Olga_v_ekb

«Муж тут же отреагировал: «А ну поставь на место!»»
А ваш то муж почему так отреагировал? Он ведь взрослый человек, вежливо сказать нельзя было?

anonim

А что в этом невежливого? Особенно по отношению к людям (да, дети тоже люди 🙂 ), которые уже успели разбить горшок и даже, как я понимаю, не удосужились помочь официантке за собой убрать? Ну хорошо, пусть для персонала действует «клиент всегда прав» (хотя я терпеть не могу это правило), а почему другие посетители должны терпеть такое поведение?

Olga_v_ekb

Интересно, а муж автора и сам автор помогли убрать официантке разбитый горшок? Или сидели и между собой возмущались какие же эти дети не воспитанные? И если человек возмущается чьим-то плохим поведением, логично, что сам он должен вести себя учтиво и сдержанно. Но фраза «а ну поставь на место», это не про учтиво и сдержанно. Если ты весь в белом пальто, то веди себя соответственно. А в рассказы автора про увольнение учительницы по причине того, что она просто вывела ребенка из класса, я не верю. Недавно случился скандал: учитель заставила чистить ребенка зубы перед всем классам, из-за запаха изо рта. Как… Читать далее »

Ольга Алексеева

А некоторые люди понимают, только если с ними говоришь на их языке. И этот мужчина был прав.

Ezhik

НЕ,надо было так «миленький мальчик-зайчик,а не хочешь ли ты поставить на место этот светильничек,пока я тебе ушки не поотрывал»)).
По существу да-есть какая-то грань. Автор правильно все пишет. Трудно требовать сдержанности от маленьких детей-но и тут нужна какая-то мера. Дети постарше,со старшего садовского,школьного возраста-вполне в силах вести себя в общественных местах-прилично.Пусть не всегда,пусть есть дети с особенностями,но в среднем-могут и должны. А не сначала горшок разбили,потом светильник с чужого стола схватили,а маму-папу все устраивает.

Olga_v_ekb

Если дети мешают, нужно об сказать родителям. А если ты сочувствуешь официантке, сделай что-нибудь. Покажи собственным примером как надо себя вести. Кстати про примеры: не совсем в тему, но всё же. Мне было лет 18-19, т.е. я была уже взрослой и самостоятельной, ждала автобус на остановке и ела мороженку в стаканчике и не знала куда мне выбросить бумажный кругляшок, т.к. урны рядом не было. Ничего умнее не придумала как положить его на скамейку. Рядом стояла красивая, молодая женщина, она увидела это и очень дружелюбно предложила отдать ей эту бумажку, чтобы она выбросила ее. Мне было очень стыдно, но при этом… Читать далее »

Ezhik

Если дети мешают,взрослые могут поступить так,считают нужным-в рамках,опять же,приличий. Мне,например-если я в кафе-не хочется портить вечер. Мне вообще не нравятся детский шум,в принципе. Но я понимаю,что в общественных местах правильно с этим смириться-до какой-то степени. Мне не хочется вдвойне идти разбираться с родителями-лень вставать,и неизвестно,на каких налетишь. Может,они меня пошлют куда подальше. И мне не нравится,что ребенок пристает ко мне уже напрямую-светильник с моего стола уносит,котлетку еще не унес? И тогда я,вполне в рамках корректности-прошу этого ребенка светильник поставить и отстать,вот и все. Об этом и говорят-почему-то там,где родители вследствие сложности характера ребенка,или собственной воспитательной неумелости или нежелания не могут… Читать далее »

Ezhik

Насчет вашей ситуации-да,это правильный подход. Но опять же-почему-то некие посторонние должны проявлять высший пилотаж воспитательных умений,пока маме-папе вообще все равно. Это хорошо,но остальные люди тоже люди,иногда есть желание тратить на этот высший воспитательный пилотаж силы,а иногда нет. А так,что мы,мол,из рабочего пролетария,нам можно,а вы проявляйте аристократизм духа высшей пробы-это неправильно.

Olga_v_ekb

Это был ребенок. Если с ним так всегда говорить, он по другому и не поймет.

Ezhik

Тут уже ясно,что его воспитанием не слишком озабочены. Мое мнение-в воспитании мальчиков женщины часто испытывают не слишком нужный трепет,тогда как понимают мальчики как раз более простые и четкие конструкции. Девочки тоже такие бывают,но реже.

Ольга Алексеева

Вот пусть родители и учатся говорить ласково, но так, чтобы дети не нарушали чужие границы. А мир жесток. И ничего плохого тот дядя не сказал. Коротко и ясно.

Ezhik

А у нас ушла учительница из гимназии-отличная,у моей старшей дочери была. Ученик сказал матери,что в классе тараканы. Правда ли нет-не знаю,вроде не жаловались. Мама пришла разбираться,учительница сказала,что она сообщила руководству,будет помывка класса,меры примут.И сказала что-то вроде-можно и самим купить мелки и протереть плинтуса,если есть желание. Мамаша накатала в тот же день жалобу в кучу надзоров,типа ничего делать не хотят и самих заставляют все делать. На школу чуть не уголовное дело,учительнице выговор,родительница всех завела в конфликт с этим тараканом,который то ли был то ли нет. Учительница ушла. Родительница это тоже ушла с сыном. Вот теперь ее замещает на 2 класса. Все… Читать далее »

Ezhik

Никакое тут не белое пальто,и совсем не обязательно бросаться на помощь официантке. Здесь невоспитанные дети,которые уже вышли за рамки,и попустительствующие родители,которые вполне могли детей увести или отвести в игровую комнату,или занять,чтобы другим они не мешали-и не шумом или присутствием,а уже хулиганством. Может,еще и котлетку с тарелочки прихватит? Это в том же храме-сложнее,например,потому что может оказаться-не протолкнуться,и нет игровых комнат,и вроде как на причастие попасть с детьми надо. А в кафе-вообще никаких проблем. Вообще слышала,что эта отчасти наша российская реальность-потребительский экстремизм,что ли…вроде как и в Европе много можно чего и в кафе,и везде,а вот никто так себя не ведет…не знаю.

Marinas

А почему посетители должны убирать за чужими детьми в кафе? Цель оплаченного визита в ресторане отдыхать и общаться, а не собирать осколки или чужих детей воспитывать. Учтиво,значит,гонять по кафе,уничтожая чужое имущество, а поставить мелких наглецов на место нужно с особой учтивостью. По поводу запаха изо рта тоже вопрос спорный: почему класс должен нюхать чужую вонь,только потому что родители не озаботились гигиеной ребенка. У нас был преподаватель в вузе, не мылся и не следил за зубами, соответственно вонял и это кошмар был оказаться с ним на паре в замкнутом пространстве.К слову,не самый воспитанный мужчина.

Olga_v_ekb

По поводу запаха изо рта всё очевидно. Унижения не допустимы и не могу быть оправданы! У запаха изо рта могут разные причины кроме плохой гигиены. Если учитель по-настоящему беспокоилась об ученике, она могла корректно поговорить с ребенком наедине, а не выставлять его посмешищем перед всем классом.
Вы транслируете двойную мораль: в каких-то случаях хамски вести себя не допустимо (в случае скачущих по кафе детей), а в каких-то вполне можно (как в случае с «вонючем» ртом).
Дети — это отражание взрослых. Взрослые ведут себя разнуздано, что мы хотим от детей?

Ezhik

И между прочим-это тоже проблема. Просто да,как-то о ней говорить неприлично,вроде как надо терпеть. Да,запах изо рта может быть по причине болезни желудка,например,но и нелеченные,запущенные зубы-тоже причина. Но опять но. Вот у старшей в классе есть такой мальчик. Пахнет изо рта,часто и от него самого. С родителями деликатно беседовали-без толку. Но сидеть с ним за партой-невозможно,тем более,к запахам тоже все по-разному чувствительны. Моя старшая дочь-так очень,а я не особо. И вот к этому мальчику сажают за парту соседей на 2-3 недели,а иногда одного оставляют (вроде как тоже-изгойство,нельзя). Но сидеть с ним-невозможно,моя дочь говорит-это каторга,у меня сразу начинает болеть голова и… Читать далее »

elena_d

И все-таки заставлять ребенка чистить зубы перед всеми — нехорошо. Это действительно унижение. Со взрослым ведь так не поступишь — значит, этот поступок был совершен не потому, что запах мешает, а потому что с более слабым было возможно применить силу. У нас тоже была коллега такая — я уж не знаю, в силу чего, но и тело и одежда ее испускали страшные миазмы. А когда начальница велела кадровичке деликатно об этом намекнуть — был скандал. Коллега кричала, что все это ложь и ее просто хотят вытурить с работы, потому что завидуют ее профессионализму. И еще года 2 ходила так. Ей,… Читать далее »

Ezhik

Так я ничего не говорю-не хорошо и унижение. И что это проблема,которую я не знаю,как решить. Но и дочку с больной головой 3 недели в году тоже жалко,отдельный-то кабинет никто не выделит такому ученику.

elena_d

Это я согласна, конечно, проблема. Мы вот за 2 года так и не нашли решение во взрослом коллективе (отдельный кабинет тоже не особо помогал, скажу). И насколько мне известно, это не уникальная какая-то проблема, периодически встречается в коллективах. И решенной эту проблему я пока не видела.

Marinas

Знаете, у меня был адский токсикоз и сейчас сохранилась особая чувствительность к запахам. И в основном люди гоняют именно немытым телом и нечищенными зубами. Даже женщины при макияже,с нарощенными ногтями и волосами,часто элементарно не моются, такое своеобразное понимание ухода за собой. Так вот я все понимаю, но когда ты в лифте или в одном помещении сидишь с таким человеком и тебе деться некуда никаких добрых чувств это не вызывает.

Marinas

По мне так скакать по кафе,уничтожая имущество и придти повонять в класс,где от тебя некуда деться- вещи одного порядка,когда родителям и детям на окружающих пофиг. А если ты демонтрируешь пренебрежение комфортом окружающих,то ждать к себе другого отношения как то наивно.

Marinas

За бой посуды платят обычно в ресторанах и правильно.

Olga_v_ekb

Да, правильно. Возможно родители и заплатили за этот горшок.

Ezhik

В случае серьезных поведенческих отклонений,которые недопонимаются,а то и поощряются родителями-ситуация в школе,саду может и правда быть непростой. Из сада-есть не слишком управляемый мальчик,матерится,толкает,бьет и задирает других детей-хотя семья выглядит благополучной и небедной. Однажды воспитательница закрыла его на какое-то время в спальне-он стал совсем неуправляемым. Мать начала писать письма-заведующей для начала,и пригрозила жалобами в кучу инстанций,а от воспитателя начала требовать извинений ей и сыну. Маме предлагали перевод в паралелльную группу,в группу для сложных детей-она против. Конфликт стал расти,и воспитательница тоже пошла на принцип-извиняться не буду,пишите куда хотите,уволят-нет проблем,уйду в другой сад или на пенсию. Воспитательница хорошая,внимательная,с детьми много занимается.Закончилось простенько-пришел простой… Читать далее »

Ezhik

Хочу заметить,что я просто счастлива временами,что мои дети учатся в школе,где есть санкции. Они конечно тоже не всегда работают,и не все так гладко и прекрасно. Злостных опаздывающих отчитывают и грозят увеличить плату-их мало. Варианты неадекватного поведения на уроках-не все,конечно,тоже гладко,но описываемая крайность-это на исключение,без разговоров. Есть и пресловутые дежурства по классу и по столовой. И везде,где дело обстоит более-менее серьезно у взрослых-есть санкции. По другому не получается,к сожалению.

anonim

Прекрасная статья, спасибо. Просто слово в слово мои мысли. Даже ситуация в кафе очень похожая у нас с мужем была. Только милые детишки не светильник хотели утащить, а опрокинули на меня горячий чай, врезавшись в наш столик во время игры в догонялки. И убежали, не извинившись, естественно) И родители их сидели за соседним столиком, увлеченные разговорами, и никак не реагировали на происходящее. В такие моменты я очень сочувствую персоналу (официантам, проводникам, экскурсоводам, воспитателям и т.п.) и, хоть это и некрасиво, радуюсь про себя, что сама не работаю «с людьми», т.е. в сфере услуг или образования. Свобода, отсутствие комплексов и страхов,… Читать далее »

Marinas

Есть путаница в понятиях между свободой и вседозволенностью. Потом вообще это очень некрасиво придти в кафе,оставить чуток денег, а вести себя как будто официанты,администратор и управляющий, а заодно и другие посетители находятся на этот вечер у тебя в рабстве и обязаны терпеть разнообразные выходки. Когда к нам в организацию приходят изредка клиенты с желанием покуражиться, то я всегда предлагаю вернуть полученные денежные средства по предоплате и прекратить наше сотрудничество. И очень сочувствую тем,у кого нет полномочий таким образом подобные вопросы решать. Потому что у многих сознание переклинило на том,что клиент всегда прав и учитель оказывает образовательные услуги, ведь ежемесячно сдаются… Читать далее »

Allegra

Вопрос сформулирован неверно: учитель всегда был и будет воспитателем, и его профессиональные навыки, помимо прочего, включают эту составляющую. Статья не об этом — она о том, что учителя утратили авторитет в глазах подопечных, в результате чего их деятельность существенным образом усложнилась. И отношение к учителю, как к прислуге, транслируется не родителями, а системой образования: школой, которая увольняет неугодного специалиста, вышестоящими инстанциями, требующими таких действий от школы. Родители соглашаются с таким положением вещей, потому что не понимают, в чем его опасность, в первую очередь, для их чад.

Ezhik

А потому что полно везде околобюрократических надзорных и прочих органов,которые должны,с одной стороны,оправдывать свое существование,а с другой стороны,возможность «казнить и миловать» для них тоже имеет свою прелесть…

Marinas

Ну да ,так и есть- один работает, а трое-четверо за ним поглядывали как бы чего не совершил. Но это не только в сфере образования,а везде по моему.

Allegra, Вы не правы, воспитателем учитель был в советской системе образования. Теперь школа (дословно из закона об образовании) «оказывает образовательную услугу», как в парикмахерской или любом другом месте. По ФГОС мы обязаны предоставить обучающемуся (и первокласснику и выпускнику) условия для обучения, а уж получать знания или нет, решать ученику. Родители на протяжении последних 15-20 лет «отстаивали» свое право на воспитание своих детей, при этом не воспитывая их. И наконец, мы сдались, воспитывайте! Но и теперь есть недовольные.

Tikki

Но это же очень старый вопрос о том, что существует свобода, и существует распущенность, о том, что есть принуждение по обязанности, а есть принуждение по бесправию. И если ребенок не видит рамок своего поведения, то как он сможет регулировать свое поведение? Не помню, кто говорил, что культура — это рамки поведения и механизм по их воспроизводству в поколениях — искусство, традиции, образование и прочее подобное. И что делать, если люди не приобщены к элементарным знаниям о человеке и обществе, потому что «зачем нам это обществознание в школе, зачем нам эта философия в вузе»? Для меня общий вопрос о том, что… Читать далее »

Похожие статьи