Мастерство, язык и сердце мне нужны, чтоб петь о ней. Дай мне силы, вдохновенье! Разум сам послужит ей… Ш. Руставели Казалось бы: гордый грузинский народ. Взрывные, горячие мужчины. Темперамент. Независимость. А самая любимая героиня — женщина. Зато какая! Царица. Красавица. Мечта поэта (не абы кого, а самого Руставели). Покровительница науки и искусства. Благоверная святая. Тамара. *** 2013 год был объявлен в Грузии годом царицы Тамары — потому что одной их самых вероятных дат ее смерти считается 1213-й, так что получается круглая дата, 800 лет со дня преставления. Однако называют еще 1209-й, 1210-й и даже 1207 года. Не меньшая путаница происходит и с датой рождения, однако и там есть свои «фавориты»: максимально близким к действительности принято считать 1166 год. С историей происхождения и рода всё понятнее и однозначнее: Тамара происходила из династии Багратионов и была дочерью царя Георгия III (грузинская традиция склонна «скромно» считать этот род восходящим к самому царю Давиду). Кроме матери, аланской принцессы Бурдухан, огромный вклад в воспитание девочки внесла тетка Русудан, память о которой Тамара пронесет через всю свою жизнь. Сыновей у Георгия (Георги) не было, так что он, перед лицом не только внешних, но и внутренних опасностей в стране, решил короновать дочь, тем самым обезопасив ее дальнейшее будущее, сделав ее законной престолонаследницей. В 1178 году девушка была коронована в Уплисцихе как законная соправительница своего отца-царя. Существует фреска, изображающая это событие — и, несмотря на то, что историки снова не могут определиться с датой ее создания (1180 год, или позднее, после второй коронации в 1184 году), однозначно то, что это прижизненное изображение Тамары. Фреска находится в монастыре Вардзия и сопровождена таким текстом: «Царь царей всего Востока, дочь Георгия Тамар, которая да долгоденствует». В 1184 году царь Георгий умирает, и Тамара полноправно всходит на трон. В Гелати происходит ее повторное коронование (интересно, что золотая икона святого Георгия, которой благословляли царицу, сохранилась до сих пор и находится в Верхней Сванетии). Затем довольно быстро молодая царица выходит замуж. Этому поступку есть несколько объяснений, самым логичным из которых кажется следующее: многие горячие грузинские парни все же никак не могли принять идею, что ими будет править пусть и законная, но царица, а не царь, так что требовалось срочно найти претендента на роль этого самого царя. Им оказался некий русский князь Юрий. Принято считать, что он был сыном святого Андрея Боголюбского, но, как и многое в жизни Тамары, это не доказано на все 100 процентов. Так или иначе, Юрий приезжает в Грузию, вступает в брак с молодой царицей — однако не прошло и трех лет, как супруга подает на развод. Неслыханное дело! Развод православных монархов — это такой резонанс, что причины должны быть более чем серьезные. Некоторые жизнеописания скромно говорят, что приехавший князь беспробудно пил и пытался поколачивать жену. Другие выступают более резко — мол, все дело в том, что молодой муж оказался просто-напросто мужеложцем. В общем, так или иначе, семьи не получилось. Тамара получает развод, Юрий уезжает восвояси, чтобы еще вернуться на сцену несколькими годами позже. Неудачи в семейной жизни не становятся для Тамары расстройством — напротив, она словно бы даже рада происходящему, совершенно не против провести дальнейшую жизнь в плотской чистоте. И тут надо сделать небольшое отступление и наконец-то рассказать о взаимоотношениях Тамары и христианской веры. Первое, что сделала молодая царица, взойдя на престол — созвала Собор, чтобы устранить все неурядицы церковной жизни. Ряд иерархов был отстранен, решились многочисленные проблемы, в которые Тамара вдумчиво вникала, церкви были освобождены от оброков и податей. Стали пристально следить, чтобы чин церковной службы выполнялся целиком, по предписанию Типикона. В Грузии нередко говорят, что именно Тамара построила все церкви и исторические сооружения этой страны. Естественно, преувеличивают, как и положено в этих краях — однако археологические раскопки и исторические выкладки подтверждают, что все не все, но определенно многие храмы и крепости действительно построены в царствование этой женщины. Одним из интереснейших сооружений, созданных по повелению святой царицы, является пещерный монастырь-крепость Вардзия, а неподалеку от него — также высеченный в скале Ваханский монастырь. Идея хранить после неудачного скоропалительного брака телесную чистоту не выдержала критики реалиями того времени: Тамара вынуждена была снова выйти замуж, однако на сей раз семейная жизнь оказалась действительно счастливой. Молодая царица, судя по описанию современников, была необычайно красива. Вот довольно сдержанное описание ее внешности: «Правильно сложенное тело, темный цвет волос и розовая окраска белых ланит, застенчивый взгляд, приятный язык, веселая и чуждая всякой развязности, услаждающая слух речь, чуждый всякой порочности разговор». Неудивительно, что вокруг такой женщины — да еще и с приданым в виде царского престола! — вилось множество претендентов. Говорят, что несколько султанов были готовы отказаться от своей веры и принять христианство, только чтобы добиться руки Тамары. Однако она выбирает аланского царевича Давида Сослана, совместно с которым совершит множество славных дел и которому, наконец-то, родит наследника мужского пола, сына Георгия. Когда известие о новом замужестве Тамары дошло до князя Юрия, жившего на тот момент в Константинополе, он отреагировал довольно странным образом: почему-то решил предъявить свои права на грузинский престол, в связи с чем собрал войско и отправился на страну бывшей жены войной. Армия у Юрия собралась довольно большая, однако это войско потерпело сокрушительное поражение. Тамара милостиво отпустила всех восвояси, но Юрий еще пару раз порывался вернуться и воссоединиться не с бывшей супругой, но с ее троном. Несмотря на такие очевидные победы Тамары, не все окрестные султаны были готовы смириться с христианской правительницей под боком, а поле боя иногда грозило стать для нее полем поражения. Так было с халифом Абу Бакром, который собрал огромное войско из Индии, Самарканда и Дербента, чтобы двинуться на Грузию и начать, таким образом, победоносное шествие, целью которого было полностью стереть христианство с лица земли. Узнав о приближающейся опасности, Тамара объявляет всеобщую мобилизацию, а также велит совершать во всех церквях страны всенощные бдения, а царедворцы выделили бы «побольше денег и все потребное для нищих». Казалось бы, довольно нелогичный поступок с точки зрения искусства военного дела: отнимать деньги у военных и зачем-то отдавать их нищим, когда враг стоит у порога. Однако в духовном аспекте все логично, ведь христианская Церковь давно учит, что нищие — одни из главных молитвенников к Богу. За десять дней Тамара собрала немалую армию — однако силы противника все равно ощутимо ее превосходили. «Братья мои, — говорит царица своему войску, — не бойтесь оттого, что их такое множество, а вас мало, потому что с нами Бог». После этого Тамара отправляет воинов на поле брани, а сама удаляется в храм, где все время битвы слезно молится, стоя на коленях перед иконой Богородицы. Грузины первыми нападают на неприятеля, застав врагов врасплох. Воины царицы Тамары одерживают безоговорочную победу, захватив столько пленных, что их обменивают всего-навсего на меру муки. Эта победа входит в историю как Шамкорская битва (1195 год) и приносит Тамаре славу искусной воительницы. Примерно такая же история повторилась в 1203 году и с султаном Рукн-ад-Дином, прямо заявившим, что он идет уничтожать христиан. Тамара посылает ему ответное письмо такого содержания: «Доверившая себя Всемогущему Богу Вседержителю и вечно молящаяся Деве Марии и с верою уповающая на честный Крест, прочла я твое, Бога гневающее, послание, Нукардин. Всякий, лживо клянущийся именем Господа, Богом будет стерт с лица земли. Я посылаю христолюбивое воинство, чтобы сокрушить твою гордыню и заносчивость». Воины отправляются на битву, а царица снова встает на слёзную молитву. Султан терпит сокрушительное поражение, которое укрепляет славу Тамары и заставляет врагов Грузии относиться к этому «бабскому престолу» с куда как большим уважением, чем до того. Кроме победоносной внешней политики, Тамара проводила блистательную политику внутреннюю. В жизни народа это выражалось в том, что за время этого царствования ни одного человека не то что не казнили — даже не подвергли распространенному в те времена наказанию плетьми! Тамара пристально следила, чтобы участь нищих была легче благодаря помощи государства, щедро оделяя их своей царской рукой. При дворе постоянно служили молебны, и летописец говорит, что они «превзошли молитвы Феодосия Великого и даже пустынников». Ее время названо золотым веком грузинской культуры —и дело не только и не столько в том, что именно тогда Шота Руставели, по слухам преданно и верно влюбленный в царицу, создает своего «Витязя в тигровой шкуре». Тогда при царском дворе собирались многочисленные поэты и мыслители, совершенствовалась прозаическая литература. Развивалась инженерная мысль, свидетельством чему являются поразительные мосты через реки или ущелья. Росписи церквей говорят об удивительном уровне мастерства художников того времени. Расцвет и благоденствие — вот самая точная характеристика правления святой благоверной царицы Тамары. Однако всякое земное явление имеет свой конец. Не была исключением и жизнь святой Тамары. Вскоре после кончины Давида Сослана в 1206 году Тамара назначает своим соправителем сына Георгия, а сама внезапно оказывается в цепких лапах какой-то неизвестной и неизлечимой болезни. Царица уезжает в замок Агарани недалеко от Тбилиси и живет там несколько последних лет. По всей грузинской земле служатся молебны за ее здравие, «одинаково лили слезы и богатые, и нищие». Однако молебны в этом случае не помогли — Тамаре пора было отправляться в селения праведных. Недавнее веселье грузинской земли сменяется горем: «Земле, обеспложенной от соли, уподобились уста их». И нет ничего удивительного в том, что до сих пор в народе жива легенда, что Тамара не умерла, а лишь спит на золотом ложе — и когда она будет нужна своему народу также сильно, как когда-то раньше, он пробудится и снова взойдет на свой трон. Где могила святой царицы, никому неизвестно. Опасаясь, что враги могут осквернить место ее погребения, Тамара еще при жизни распорядилась похоронить ее тайно, что и было сделано: в ночь упокоения святой из ворот Агарани выехало десять упряжек, в каждой из которой стоял гроб. Повозки разъехались в разных направлениях, так что никто не мог сказать, в которой из них был истинный гроб святой царицы. Отсюда множество версий: Гелатский монастырь, простые селения и даже одна из обителей Иерусалима (мол, при жизни Тамара очень хотела, но так и не смогла туда попасть, вот любящий сын Георгий и выполнил ее страстное желание после смерти матери). Золотой век закончился — чтобы начаться совсем другой истории: вечной славе в веках и небесной славе с Господом. *** Житие святой благоверной царицы Тамары мало похоже именно на житие. Это скорее жизнеописание исторического лица, полное заслуг, побед и бешеной, горячей народной любви (что, естественно, совершенно не удивительно тем более, если учесть, что всё, что нам известно о царице Тамар пришло из указов, приказов и двух произведений, написанных ее современниками: «История и восхваление венценосцев» и «Жизнь царицы цариц», где названия говорят сами за себя). Но, быть может, именно это многовековое (уже почти тысячелетнее!) народное обожание и делает из самой великолепной исторической хроники — настоящее житие?..