Читая Библию, невольно отмечаешь для себя, сколько чудес происходило в те времена вокруг людей. Создается впечатление, что весь воздух был напоен чудесами. Это может даже вызвать легкую зависть: ну а у нас-то что? Куда сейчас пропало все чудесное? Ведь так хочется увидеть, потрогать, услышать, получить эту весточку из горнего мира: вера твоя не напрасна, лови! Чудес, прямо скажем, хочется. Некоторым до такой степени хочется, что они начинают бегать в поисках чудес, а если найти не удается, то они поступают по принципу «не ждите чуда — чудите сами!». Как результат: слишком много расплодилось непроверенных, откровенно сомнительных историй, читая которые, начинаешь чувствовать себя кэрроловской Алисой: чем дальше, чем чудесатее и чудесатее. Большое количество «чудес» имеют настолько глубокие корни, что выяснить их первоисточник не представляется возможным. Кто из нас не слышал о чудесах на Кефалонии? Судя по тому, что рассказывается на многочисленных сайтах, посвященных православию, ежегодно в окрестностях кефалонского села Маркопуло наблюдается чудо: в праздник Успения Божией Матери в местную церковь сползаются змеи, при этом на голове каждой имеется небольшой крестик. Змеям свободно позволяется ползать по храму, заползать хоть в алтарь, хоть куда. Змеи эти берутся непонятно откуда и после праздника исчезают непонятно куда, немецкие ученые (интересно, какой лаборатории, какого института?) их исследовали и пришли к выводу, что они страшно ядовитые, но в дни празднования Успения (ага, еще одно чудо) никого не кусают. Какое же разочарование ждет паломников, которые отправляются на Кефалонию в надежде увидеть чудо со змеями! Оказывается, что на самом деле эти змейки весьма распространенные представители местной фауны и они не ядовиты. И на Успение в храм они не сползаются — служители и местные жители перед праздником отправляются в ближайший лес, набирают несколько десятков этих милашек и приносят их в церковь, где и выпускают их в свободное путешествие. Из всего «чуда» правдой является только то, что змеям позволяется в этот день ползать по храму, где хочется. Первым, кто рассказал русским людям о чуде со змеями, был грузинский актер Давид Георгобиани, снявший фильм, посвященный православным чудесам. И если внимательно послушать то, что говорит автор фильма о змеях, то все встает на свои места: местные жители после заката солнца накануне Успения сами отыскивают змей и на утро приходят с ними в храм. Но какие удивительные метаморфозы благодаря желанию некоторых сделать чудо как можно более чудесным претерпела эта история за 20 лет! Похожая ситуация и с якобы распускающимися засохшими лилиями, которые несколько месяцев лежат в киоте, полностью высыхают, а к Успению на сухих стеблях чудесным образом произрастают живые цветы. Странно, но сами греки почему-то об этом чуде ничего не слышали. Те из паломников, кто пытался отыскать этот храм и взглянуть на эти процветшие стебли, потерпели неудачу. Совершенно не понятно, кому и для чего понадобилось распространять эти сказки. Возможно, мы имеем дело с традицией, соблюдающейся в память о когда-то имевшем место событии, а возможно, причина еще более банальна: привлечение туристов. Фотографии. Прекрасный способ получения чудес. Какие только снимки не бродят по Интернету! Тут тебе и свечения, и кресты, и ангелы, и надписи, и рисунки, которые «внезапно проявились в момент фотографирования», и прочая атрибутика. На самом деле получить фотографическое чудо довольно просто. Классика жанра: сделал снимок во время богослужения, а когда напечатал фотографию, то увидел светящиеся кресты около каждой свечи. Для того чтобы разобраться в сути этого явления, следует вспомнить, что такое фотоаппарат или видеокамера. Это оптика. А оптика — это линза. Свет, проходя через линзу, имеет свойство преломляться и создавать причудливые ареолы, которые будут существовать только между линзой и пленкой и появятся на снимке. Чаще всего получаются крестообразные свечения и прямые или ломаные линии. При этом технике совершенно безразлично, что вы фотографируете: оптинскую свечку, солнце или лампочку Ильича. Любой предмет, являющийся источником света, способен дать на снимке кресты, ореолы, линии. Часто это можно наблюдать невооруженным глазом в солнечный день около водоема: если прищурить глаза, то увидите, что на каждой рябинке на поверхности воды появляется светящийся крестик. Бывает, что даже вспышка самого фотоаппарата, отразившись в стекле, закрывающем икону, дает подобные эффекты. И вот вам готовое чудо: хочешь — сияние от иконы, хочешь — свечение креста над куполом, а если фантазия побогаче, то можно это выдать за херувимов, заглянувших на вечернее богослужение. Этот снимок преподносится, как «схождение благодати на свечи во время крестного хода» В книге апологета православной чудесатости иеромонаха Трифона «Чудеса последнего времени» имеется снимок Санаксарского монастыря, названный «Таинственный крест над Санаксарами». На сайте монастыря говорится, что снимок сделан в 2000 году священником Андреем. Это снимок солнца, выглянувшего сквозь облака, и в самом монастыре к фотографии относятся просто как к красивому снимку. Но с сайта на сайт, из книги в книгу переходит это фото «чудесного явления креста», который «был виден над монастырем в течение трех дней». Это солнце, попавшее в фокус объектива, но православным это преподносится как «чудесное явление креста» Похожая история произошла там же, в Санаксарах, 1 мая 1998 года: девочка, находясь в автобусе, сделала общий снимок монастыря через заднее стекло. На фотографии над монастырем засиял крест. Причина такого явления кроется в стечении обстоятельств — снимок был сделан против солнца и сыграла роль форма стекла (выпуклое). Но фотография гуляет по Интернету как православное чудо: Вот этот снимок сделан мною собственноручно зимой 2007 года. Такое свечение наблюдалось над храмом. Гало — не так уж и редко встречающееся природное явление, которое часто принимают за божественное Можно, конечно, назвать это явление чудом, если не знать его происхождения. Это так называемое «гало» — светящийся круг, в центре которого находится источник света. Зимой его часто наблюдают вокруг уличных фонарей. В моем случае причиной появления «чудесного знамения» стало распыление искусственного снега в находящемся неподалеку горнолыжном парке. С тех пор, как открыли этот парк, подобные «чудеса» мы наблюдаем регулярно. Гало может иметь форму столба или трех столбов в зависимости от условий. Немного фантазии — и их можно интерпретировать как «чудесные светящиеся столбы», а при удачном стечении обстоятельств или небольших манипуляциях с резкостью гало легко превращается в светящийся в небе крест, как на фото ниже. Гало в виде столба. Если уменьшить фото или ухудшить его резкость, то столб будет восприниматься как багровый крест в небе Когда еще не было цифровых фотоаппаратов, ошибки неумелых фотографов могли привести к наложению одного снимка на другой. В результате при печати рисунка появлялись и свечи перед храмом Покрова на Нерли, и изображения ангелов, и что угодно еще. А если вдруг на слишком близком расстоянии от объектива оказывается какой-либо предмет, то, будучи не в фокусе, он может дать столь причудливый «оттиск», что и фантазировать особо не придется. Например, снимок, который преподносится как схождение Божией благодати на святой источник: Перед объективом оказался какой-то предмет, возможно, ниточка или волос. Так нет. Дух Святой, не меньше. Игра света и бликов вообще очень занятная тема. Ниже — снимок, сделанный в алтаре. Обратите внимание на полупрозрачную фигуру на фоне стены. Ну чем не ангел? Но автор снимка, священник, наблюдавший за «ангелом» несколько минут, не стал гнаться за сенсацией: он честно написал, что это всего лишь блик от полированной поверхности дискоса. «Ангел» — всего лишь блик от полированной поверхности дискоса Фотография имеет свойство делать фотографируемый объект более ярким, на фото может быть видно то, что на картине (или иконе) скрыто от глаз зрителя под слоем лака, олифы или копоти. Иногда на иконах проступают фрагменты, покрытые поздними слоями краски. И тогда вполне может родиться очередное «чудо»: проявилось, проступило, явилось, открылось и т. д. Но ничего необычного в этом явлении нет. Оно наблюдается не только на иконах, но и на художественных полотнах, если новые слои краски оказались недостаточно плотными. Со временем краска впитывается в холст и делает заметными предыдущие слои. Это можно видеть на портрете Литовченко работы И. Крамского: через позднее дорисованную шляпу проступил лоб. У лошади Филиппа IV на портрете работы Веласкеса восемь ног. А на иконе вполне может появиться ангел, крест, цветок или еще что-нибудь. Присмотритесь: со временем на полотне «чудесным образом» проявились еще две пары ног у лошади Примеров таких липовых или высосанных из пальца чудес можно привести много, они просто наводняют православные ресурсы. Это очень печально. Еще печальнее то, что тех, кто с разумом относится к подобным явлениям и осмеливается высказать сомнение в их природе, могут запросто обвинить в ереси и неверии, настроить против них общину и даже изгнать из нее. Вера в чудо зачастую становится опознавательным знаком: «наш — не наш», «православный — неправославный». И все это опять возвращает к мысли, что у многих современных христиан главное место в жизни отведено не Евангелию, а благочестивым сказкам, подмене духовной жизни бесконечными разговорами о том, что где открылось, проявилось, показалось. Впрочем, явление это не новое, еще апостол предупреждал: «Негодных же… басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни» (Тим 4:7-8).