Читая Библию, невольно отмечаешь для себя, сколько чудес происходило в те времена вокруг людей. Создается впечатление, что весь воздух был напоен чудесами. Это может даже вызвать легкую зависть: ну а у нас-то что? Куда сейчас пропало все чудесное? Ведь так хочется увидеть, потрогать, услышать, получить эту весточку из горнего мира: вера твоя не напрасна, лови!

Чудес, прямо скажем, хочется. Некоторым до такой степени хочется, что они начинают бегать в поисках чудес, а если найти не удается, то они поступают по принципу «не ждите чуда — чудите сами!». Как результат: слишком много расплодилось непроверенных, откровенно сомнительных историй, читая которые, начинаешь чувствовать себя кэрроловской Алисой: чем дальше, чем чудесатее и чудесатее.

Большое количество «чудес» имеют настолько глубокие корни, что выяснить их первоисточник не представляется возможным. Кто из нас не слышал о чудесах на Кефалонии? Судя по тому, что рассказывается на многочисленных сайтах, посвященных православию, ежегодно в окрестностях кефалонского села Маркопуло наблюдается чудо: в праздник Успения Божией Матери в местную церковь сползаются змеи, при этом на голове каждой имеется небольшой крестик. Змеям свободно позволяется ползать по храму, заползать хоть в алтарь, хоть куда. Змеи эти берутся непонятно откуда и после праздника исчезают непонятно куда, немецкие ученые (интересно, какой лаборатории, какого института?) их исследовали и пришли к выводу, что они страшно ядовитые, но в дни празднования Успения (ага, еще одно чудо) никого не кусают.

Какое же разочарование ждет паломников, которые отправляются на Кефалонию в надежде увидеть чудо со змеями! Оказывается, что на самом деле эти змейки весьма распространенные представители местной фауны и они не ядовиты. И на Успение в храм они не сползаются — служители и местные жители перед праздником отправляются в ближайший лес, набирают несколько десятков этих милашек и приносят их в церковь, где и выпускают их в свободное путешествие. Из всего «чуда» правдой является только то, что змеям позволяется в этот день ползать по храму, где хочется. Первым, кто рассказал русским людям о чуде со змеями, был грузинский актер Давид Георгобиани, снявший фильм, посвященный православным чудесам. И если внимательно послушать то, что говорит автор фильма о змеях, то все встает на свои места: местные жители после заката солнца накануне Успения сами отыскивают змей и на утро приходят с ними в храм. Но какие удивительные метаморфозы благодаря желанию некоторых сделать чудо как можно более чудесным претерпела эта история за 20 лет!

Похожая ситуация и с якобы распускающимися засохшими лилиями, которые несколько месяцев лежат в киоте, полностью высыхают, а к Успению на сухих стеблях чудесным образом произрастают живые цветы. Странно, но сами греки почему-то об этом чуде ничего не слышали. Те из паломников, кто пытался отыскать этот храм и взглянуть на эти процветшие стебли, потерпели неудачу. Совершенно не понятно, кому и для чего понадобилось распространять эти сказки. Возможно, мы имеем дело с традицией, соблюдающейся в память о когда-то имевшем место событии, а возможно, причина еще более банальна: привлечение туристов.

Фотографии. Прекрасный способ получения чудес. Какие только снимки не бродят по Интернету! Тут тебе и свечения, и кресты, и ангелы, и надписи, и рисунки, которые «внезапно проявились в момент фотографирования», и прочая атрибутика.

На самом деле получить фотографическое чудо довольно просто. Классика жанра: сделал снимок во время богослужения, а когда напечатал фотографию, то увидел светящиеся кресты около каждой свечи. Для того чтобы разобраться в сути этого явления, следует вспомнить, что такое фотоаппарат или видеокамера. Это оптика. А оптика — это линза. Свет, проходя через линзу, имеет свойство преломляться и создавать причудливые ареолы, которые будут существовать только между линзой и пленкой и появятся на снимке. Чаще всего получаются крестообразные свечения и прямые или ломаные линии.

При этом технике совершенно безразлично, что вы фотографируете: оптинскую свечку, солнце или лампочку Ильича. Любой предмет, являющийся источником света, способен дать на снимке кресты, ореолы, линии. Часто это можно наблюдать невооруженным глазом в солнечный день около водоема: если прищурить глаза, то увидите, что на каждой рябинке на поверхности воды появляется светящийся крестик. Бывает, что даже вспышка самого фотоаппарата, отразившись в стекле, закрывающем икону, дает подобные эффекты. И вот вам готовое чудо: хочешь — сияние от иконы, хочешь — свечение креста над куполом, а если фантазия побогаче, то можно это выдать за херувимов, заглянувших на вечернее богослужение.

Этот снимок преподносится, как «схождение благодати на свечи во время крестного хода»

В книге апологета православной чудесатости иеромонаха Трифона «Чудеса последнего времени» имеется снимок Санаксарского монастыря, названный «Таинственный крест над Санаксарами». На сайте монастыря говорится, что снимок сделан в 2000 году священником Андреем. Это снимок солнца, выглянувшего сквозь облака, и в самом монастыре к фотографии относятся просто как к красивому снимку. Но с сайта на сайт, из книги в книгу переходит это фото «чудесного явления креста», который «был виден над монастырем в течение трех дней».

Это солнце, попавшее в фокус объектива, но православным это преподносится как «чудесное явление креста»

Похожая история произошла там же, в Санаксарах, 1 мая 1998 года: девочка, находясь в автобусе, сделала общий снимок монастыря через заднее стекло. На фотографии над монастырем засиял крест. Причина такого явления кроется в стечении обстоятельств — снимок был сделан против солнца и сыграла роль форма стекла (выпуклое). Но фотография гуляет по Интернету как православное чудо:

Вот этот снимок сделан мною собственноручно зимой 2007 года. Такое свечение наблюдалось над храмом. Гало — не так уж и редко встречающееся природное явление, которое часто принимают за божественное

Можно, конечно, назвать это явление чудом, если не знать его происхождения. Это так называемое «гало» — светящийся круг, в центре которого находится источник света. Зимой его часто наблюдают вокруг уличных фонарей. В моем случае причиной появления «чудесного знамения» стало распыление искусственного снега в находящемся неподалеку горнолыжном парке. С тех пор, как открыли этот парк, подобные «чудеса» мы наблюдаем регулярно.

Гало может иметь форму столба или трех столбов в зависимости от условий. Немного фантазии — и их можно интерпретировать как «чудесные светящиеся столбы», а при удачном стечении обстоятельств или небольших манипуляциях с резкостью гало легко превращается в светящийся в небе крест, как на фото ниже.

Гало в виде столба. Если уменьшить фото или ухудшить его резкость, то столб будет восприниматься как багровый крест в небе

Когда еще не было цифровых фотоаппаратов, ошибки неумелых фотографов могли привести к наложению одного снимка на другой. В результате при печати рисунка появлялись и свечи перед храмом Покрова на Нерли, и изображения ангелов, и что угодно еще. А если вдруг на слишком близком расстоянии от объектива оказывается какой-либо предмет, то, будучи не в фокусе, он может дать столь причудливый «оттиск», что и фантазировать особо не придется. Например, снимок, который преподносится как схождение Божией благодати на святой источник:

Перед объективом оказался какой-то предмет, возможно, ниточка или волос.
Так нет. Дух Святой, не меньше.

Игра света и бликов вообще очень занятная тема. Ниже — снимок, сделанный в алтаре. Обратите внимание на полупрозрачную фигуру на фоне стены. Ну чем не ангел? Но автор снимка, священник, наблюдавший за «ангелом» несколько минут, не стал гнаться за сенсацией: он честно написал, что это всего лишь блик от полированной поверхности дискоса.

«Ангел» — всего лишь блик от полированной поверхности дискоса

Фотография имеет свойство делать фотографируемый объект более ярким, на фото может быть видно то, что на картине (или иконе) скрыто от глаз зрителя под слоем лака, олифы или копоти.

Иногда на иконах проступают фрагменты, покрытые поздними слоями краски. И тогда вполне может родиться очередное «чудо»: проявилось, проступило, явилось, открылось и т. д. Но ничего необычного в этом явлении нет. Оно наблюдается не только на иконах, но и на художественных полотнах, если новые слои краски оказались недостаточно плотными. Со временем краска впитывается в холст и делает заметными предыдущие слои. Это можно видеть на портрете Литовченко работы И. Крамского: через позднее дорисованную шляпу проступил лоб. У лошади Филиппа IV на портрете работы Веласкеса восемь ног. А на иконе вполне может появиться ангел, крест, цветок или еще что-нибудь.

Присмотритесь: со временем на полотне «чудесным образом» проявились еще две пары ног у лошади

Примеров таких липовых или высосанных из пальца чудес можно привести много, они просто наводняют православные ресурсы. Это очень печально. Еще печальнее то, что тех, кто с разумом относится к подобным явлениям и осмеливается высказать сомнение в их природе, могут запросто обвинить в ереси и неверии, настроить против них общину и даже изгнать из нее. Вера в чудо зачастую становится опознавательным знаком: «наш — не наш», «православный — неправославный». И все это опять возвращает к мысли, что у многих современных христиан главное место в жизни отведено не Евангелию, а благочестивым сказкам, подмене духовной жизни бесконечными разговорами о том, что где открылось, проявилось, показалось. Впрочем, явление это не новое, еще апостол предупреждал: «Негодных же… басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни» (Тим 4:7-8).

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Год рождения 1970. Воспитываю троих сыновей. Пишу художественные рассказы. Победитель конкурса рассказов форума ЭКСМО 2010 (группа не издающиеся), 3 место в конкурсе новогодних рассказов форума ЭКСМО 2010 г, 1 место в 1 туре, 4 место во 2 туре и приз зрительских симпатий в конкурсе детективного рассказа форума ЭКСМО 2011 г, 1 место в конкурсе рассказов "Кто мой ближний" 2011 г. на Православном Творческом Портале. Номинировалась на национальную премию "Писатель года" 2011 г.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Ta_ennaya

Эх, скольких вы, должно быть, опечалили этой своей статьей… Вот так начитаешься про чудеса и подумается: что-то не то в этом Православии, детскость какая-то, наивность, средневековье… Но это не в Православии, это в головах.
Вдогонку вспомнился мне мем "церковная бабушка". Где-то на просторах ВК гулял.

Лилия Малахова

Надо верить в Бога, а не в чудеса, тогда и печалиться не будет причины. А то выходит — убери чудо — и верить становится не во что.

Ta_ennaya

Ох, я еще вспомнила, как преподавательница на курсе "Введение в славянскую филологию" на полном серьезе сообщила, что, скорее всего, азбука глаголица упала к людям с неба, ну типа тоже чудо. Упала, нужные люди подняли, быстро сообразили, к чему она, ну и давай пользоваться.

Лилия Малахова

— Чудо заказывали? Распишитесь в получении.

Ta_ennaya

Я к тому, что беда это настоящая: человек начинает жить церковной жизнью и впитывает почему-то вещи сомнительные, вроде излишних и непонятно откуда взятых условностей, как это у церковных бабушек, либо начинает слепо верить (заставляет себя верить) в вещи, ооочень далекие от реальности, вроде глаголицы, упавшей с неба. И ведь второй пример — это уважаемый был человек, компетентный, образованный, но… до ужаса фанатичный. Потом она ушла из университета, совсем. Поговаривают, что в семинарию преподавать. А может, и нет.

Хельга

Как благословляли св. отцы:"не отвергай и не принимай" — это актуально для любого явления.

ККК

Хорошее образование- наше все! Вспомнила ,как на отдыхе в Испании самостоятельно путешествуя, нашли чудесный музей в Жироне. Музей кинематографии. Там было много экспонатов, которые можно и нужно было трогать- создавая оптические иллюзии. Короче, физика, раздел оптика. Сынуля был уже подросток, но удовольствие получил как и мы огромное. Побольше таких музеев, не только в Испании, интересно ведь!

Tasha

Вот кстати к цитате апостола про "телесные упражнения". Надо ли это понимать, как то, что спортом заниматься не нужно?;)

Likushka

Нужно, но без фанатизма!

Хельга

Если спорт не становится страстью — можно. Лишь бы не возникало духовной проблемы выбора в том, что лучше купить: козу или корову?

Яся

меня когда- то, в юности подобным образом расстроили. Знакомый, брат во Христе, пригласил в свой приход, приобщиться к чуду! Там на стекле киота отпечаталось изображение иконы "Всех скорбящих радость", по определению местных прихожан- в более каноничной форме, чем на самой иконе. Я после поездки туда, приобщивщись, дыша восторгом, чудо же! Написала об этом на каком то православном форуме. А местный православный люд, вместо того чтоб поддержать и разделить радость- прислал статью о том, что явление это чудом ни в коей мере не является, изучено давно, и связано с испарением непросохшей краски. Проще говоря- всего навсего "свеженаписанную" икону в киот запихнули,… Читать далее »

Ta_ennaya

А я думаю, это как раз Божий промысел. Потом ведь все равно сомнения перевесят. Как бы это сказалось потом на Вашей вере, все эти надуманные чудеса, — неизвестно.

Яся

Спорить не буду, ибо альтернативная история мне действительно неведома))

В любом случае- всё сложилось удачно (для меня) и к вере в глубоком смысле я всё равно пришла.
Бог не фокусник.
Но- чудеса случаются.
Особенно по молитве. За что Богу- Слава!

Татьяна

А мне кажется, всё зависит от человека. У кого сомнения, а у кого и благодарность от воспоминаний. Я вспоминаю все эти радостные моменты маленьких чудес просто как подарок от Бога в те мои новоначальные годы, и сейчас то чувство безграничного доверия Богу, веры во всё увиденное чудесное мною не вспоминается как фанатичность или исступленный вопль "О, люди, зрите, чуудо!!" Напротив, сохраняла это всё в сердце, как крупиночки света, как мой личный диалог с Богом. По мне так даже физические явления, если они отражают славу Божию, достойны вИдения и доброго отношения. Еще раз подчеркну: я не про фанатизм и дотошное выискивание… Читать далее »

aktovegin

Я тоже так считаю. Вообще, церковные фарисеи делятся на два вида: одни фанатично разносят сплетни про чудеса, про то, что если уши проколешь — в аду туда змеи заползут, второй вид — культурные, "стоящие над темной массой". Они обычно на Правмире поучают (будучи обычно людьми "свободных" профессий): "Да не нужны Господу ваши пять ведер постной каши!" СТОП! Откуда вы знаете, нужны или не нужны? У нас на площадке одна мамочка постилась первый раз в жизни, неумело, не зная толком о церкви, стесняясь в нее зайти. Но давилась кашей, мужа просила не трогать ее, искренне веря, что угождает Господу. И почему-то… Читать далее »

Annavic

Вторые явно приятнее первых. Они, по крайней мере, головой работают и имеют определённую дозу критического мышления.

aktovegin

Иконоборцы, "просвещенные гуманисты", саентологи. Грань очень тонка.

Ta_ennaya

Очень многое можно довести до абсурда.

Manypenny

Давайте отделим мух от котлет. Иконоборцы — это такие христиане, которые боялись неправильного, по их мнению, поклонения.
"Просвещенные гуманисты" — это кто? Вольтер с единомышленниками? Если так, то Вольтер — атеист.
Сайентологи веруют в основателя сайентологии. Ну как-то и не видно тонких граней.

aktovegin

Вы только что озвучили эти грани. "Христиане, которые боятся неправильного, с их точки зрения, поклонения". От отрицания Благодатного Огня до иконоборчества не так далеко.

Саентологи верят в науку и силу природы, и в Бога, как одного из элементов этой природы. "Образование — их все".
Я в курсе насчет Вольтера. Только он атеистом не родился.

Manypenny

В "Символе веры" нет пункта: "верую в благодатный огонь и чудеса разные".

Хельга

В Символе веры — догматика Христианства. Ничего более.

Manypenny

Догматика — это главное. Если я ошибусь насчет происхождения знака креста на небе, ничего страшного со мной не случится. А вот если я не буду верить в Воскресение Христово, ну или не буду "чаять воскресения мертвых и жизни будущего века", это уже серьезнее дело.

Ежик

Ну это конечно,это однозначно величины разного порядка.

aktovegin

И "обязуюсь причащаться, венчаться, собороваться, поклоняться мощам" — тоже нет.

Ежик

Да…и если уж честно,мне ближе крест от фотосвета, чем мощи.((

Гоблинище

Есть — Верую во едину святую соборную и апостольскую Церковь. Причастие есть таинство, ею утсановленное. Поклонение мощам, кстати, нет. Венчание также не считается обязательным, была бы регистрация. Так что не стоит все в одну кучу валить

Ежик

Но вера во единую… Церковь предполагает и не слишком скептическое отношение к чудесам. Ведь на них строится большинство историй святых.

Manypenny

Не возбраняется изучать и выяснять, точно ли было чудо.

Ежик

Мне так кажется,не возбраняется и без точного выяснения решить в таком случае (как с крестом от преломленного света)-что это маленькое физическое чудо)) Ведь свет не преломляется в виде шара? или треугольника? Впрочем,экзальтированность по такому поводу,равно как и навязчивое тиражирование мне не близки.

Maria_Francesca

По мне так это просто необходимо.
НЕ могу не вспомнить Честертона с историей про о. Брауна, который первым делом позвонил епископу 🙂

Maria_Francesca

Я бы не сказала, что истории святых строятся на чудесах. По крайней мере с моей точки зрения это не так. Истории святых строятся на любви, а чудеса могут прилагаться, а могут и нет. И стоит разделить скептическое отношение к чудесам как таковым и готовность поверить в конкретное чудо.

Ежик

А как же многочисленное: несмотря на пытки, тело оставалось невредимым?
Что это не в каждом случае (могут прилагаться,а могут и нет)-с этим не спорю. Но прилагаются весьма часто.

Nata.

Написать конечно можно много чего — бумага все стерпит. А вот как это проверить? — вопрос…

Maria_Francesca

Часто — понятие растяжимое 🙂 Но не в том вопрос. Истории святых — это истории любви к Богу. Если ли в них чудеса, не столь уж важно. Есть такие, где чудес множество, есть такие, где парочку, а в иных вообще нету. Но это все равно истории святых.

Лилия Малахова

С житиями святых сложно. Их бОльшая часть — предаваемый из уст в уста фольклор, обильно сдобренный сказочными элементами. зачастую, когда ничего не было известно о житии какого-нибудь новопрославленного святого, его житие составляли по кусочкам из других житий или вообще просто целиком переписывали из жития другого святого, поэтому они все как под копирку.

Maria_Francesca

Смотря каких святых. Про раннехристианских мучеников действительно не очень много известно, но если речь идет о людях, живших относительно недавно, то про них обычно известно довольно много. На западе на такие вещи смотрят очень строго и разбирают все в подробностях. Все проверяют с помощью разных экспертов, чтобы уж точно не было ошибок. Я тут как раз смотрела фильм про это, называется "Третье чудо". Там про исследование чудес и отношение к ним. Рекомендую. Но он, как я понимаю, чисто художественный. Есть еще другой, про падре Пио. Он тоже художественный, но основан на реальных событиях. Падре Пио — францисканский монах и священник,… Читать далее »

Лилия Малахова

Не только древнехристианских, но и о более поздних. Относительно достоверные сведения стали появляться только после появления письменности, и то значительная часть ранних письменных житий это просто записанные все те же устные пересказы.

Maria_Francesca

Для меня более поздние святые — те, кто жил в 16 веке и позже 🙂 Тогда с письменностью было все в порядке 🙂
Вообще я воспринимаю историю как роман. В смысле любая история для меня это история человека и его переживаний. Если этого нет, то с моей точки зрения нет истории и читать нечего 🙂 Поэтому я читаю только поздние жития, такие, где описан реальный живой человек, а не просто набор событий соответственно традиции.

Ежик

Необязательность венчания-это уже снисхождение и допущение на сегодняшний день-если люди в браке,конечно.

Гоблинище

Нет, это исторически. В какую-то эпоху венчание было единственным видом регистрации брака, в какую-то — нет. И не только в современности. Вроде в комментариях к статье про брачные обряды это было

Ежик

Не знаю. Отказ от таинства (если на сегодня оно является церковно-закрепленным,так скажем) в пользу гражданских актов может быть и не является грехом,но является неидеальным,снисходительным положением вещей-так мне думается. Вот когда его церковно и не было особо-тогда да. А то,что некоторые вещи являются исторически изменчивыми-это да,факт для отдельного обсуждения.

Мисс Петтигрю

Венчание — это не таинство, а обряд. Существует таинство брака — совместной жизни и взаимной супружеской верности, а венчание это не таинство, а чин церковного благословления брака.

aktovegin

Венчание обязательно, если оба супруга воцерковленные. По немощи, если один не воцерковлен, допускается гражданский брак.

Арина

А что, кто-то не почитает мощи, а поклоняется им?

Katy_Odile

Ну, строго говоря, Причастие-то заповедал как раз Тот, Кого в "Символе Веры" именуют Богом, так что это да, вполне себе обязательство.
А венчание, соборование и поклонение мощам разве является обязательными для христианина?

aktovegin

Если вы из общины "Живое слово", то нет.

Katy_Odile

А если я православная христианка, то, например, я обязана разве выйти замуж? Иначе я не очень представляю, зачем мне бы было нужно венчание.

aktovegin

Вы сейчас ерничаете. Хорошо, где в Символе Веры сказано, что если живешь с мужчиной в зарегистрированном гражданском браке — венчайся?

Екатерина

Так и Вы, с Живым Словом (даже не знаю, кто это такие) ерничаете.
В Символе Веры не сказано, конечно. Так ведь что интересно, и Церковь этого не говорит. Христианка не может жить с мужчиной в сожительстве — а в зарегистрированном гражданском браке может, и ложе их будет честно.

Мария Мышкина

Слава Богу, что не сказано. А то у меня муж венчаться не хочет.

Manypenny

Некоторые протестантские общины вполне удачно гоняются за чудесами, обычно — исцелениями, иногда — за чудесно возникшим материальным благополучием. А уж бросить курить "чудесно" в порядке вещей.

Ежик

Вообще я когда-то каялась на исповеди в некоей зависимости,и сказала еще -я не верю в свое исправление в этом случае. Я знаю,что так будет и завтра,и послезавтра,и еще долго,вероятно. Священник мне сказал: если в вас есть действительно намерение исправиться,Бог вам протянет руку помощи-явно и зримо. Я отнеслась скептически-по моему тогдашнему (да и сегодняшнему,по большому счету) маловерному убеждению,все собственные "нестроения" можно исправить "потом и кровью"-то есть длительными,серьезными усилиями. А вот именно эта страстишка ушла тогда быстро и явно и легко. Так что да,чудеса бывают,наверное.Справедливости ради скажу,что это был единственный случай. Ну так чудеса они на то и чудеса,не типичное положение вещей….

Nata.

А вот такого рода чудеса мне нравятся. И когда в жизни чудесным образом разрешаются вроде бы безвыходные ситуации, и когда с человеком происходит та самая метанойя — перемена ума, радует, если кому-то удается победить казалось бы смертельную болезнь. Личная встреча человека с Живым Христом — это тоже настоящее чудо.

Loreleya

У меня было подобное.Только я решила, что по возрасту изжила.Хотя кто знает, времени прошло совсем мало…

Хельга

"Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Я в нем", "жив будет и не узрит смерти во веки…". Кто не хочет соединиться с Господом и кто не хочет вечной жизни, для того человека нет необходимости причащаться, да и в Символе веры, опять же, нет обязательств к этому…

Ta_ennaya

Чудеса-то случаются, и они нужны. Вот ложь нам не нужна, надуманные глупости нам тоже не нужны.

Хельга

Ольга, про мамочку с площадки — плюсую! Наверное, Господь принял ее старания, ее аскезу и благословил ее чистое сердце…

Manypenny

Ну какой он горе-фотограф? мыльница у него такая, кресты из любого источника света делает. Тыкву хеллоуинскую, салют сфотографирует, так и там кресты будут.

aktovegin

Вы знакомы? Только другие мыльницы рога делают ))) А у этого — кресты.

Лилия Малахова

Если честно, то внезапно проявившихся рогов на фотографиях ни разу не встречала. Если только образно.

aktovegin

Круги, пятна — сколько хочешь.
Но ведь общение с Богом, оно у каждого свое. Одно дело, если человек после крестов на фотографии мнит себя "избранным". Но такое встречается очень редко. Для большинства это просто знак Господа, что он рядом. Вера этих людей искренна, она никого не оскорбляет.

Лилия Малахова

Дело не в оскорблении, а в том, что таких чудесатиков целая прослойка в церковной среде, и они способны наносить серьезный вред. Они сбивают с толку тех, кто только пришел к вере, они порождают массовые психозы и истерии, становятся источником апокалиптических страшилок, ведут войну с трезвомыслящим священством. Я встречала таких. Страшные люди. Растопчут каждого, кто не вписывается в их символ веры.

Таля

Такие люди не от веры в чудо ,а от серьезного диагноза по психиатрии.Я раньше несколько раз ездила в паломничества и в группе обычно было 1-2 особо фанатичных ,при более близком знакомстве чаще всего выяснялось ,что у них инвалидность с диагнозом шизофрения.От таких людей и идут зачастую дикие выдумки под названием ''православные традиции'' и идея абсолютного послушания священнику,и испрашивание благословения на каждый чих,и да вполне могут устроить массовый психоз,потому как психические расстройства заразны.Но нельзя же из-за больных людей вообще отрицать чудесное и сверхъестественное в церкви,надо просто думать своей головой и почаще перечитывать Евангелие.

Manypenny

Я хотела когда-то купить такую линзу, для пленочного еще фотоаппарата.

Jeniay

Вот тут всеми руками за, согласна. Только, наверное, те люди, которые действительно возопили к Господу и получили свое чудо, как свидетельство о том, что Господь не забыл, не будут это чудо широко афишировать.

Maria_Francesca

Да уж наверное. Но иногда оно и так заметно.

Таля

У меня тоже было много маленьких личных чудес в период неофитства и чувство ,что Бог всегда рядом и всегда слышит,а потом Господь спустил с рук на землю и счастье стало трудным как у всех.Но сейчас когда накатывает разочарование в церковной жизни из-за каких-то неприятных обстоятельств я вспоминаю то удивительное и счастливое время духовного детства и все встает на свои места.

ККК

Получается, вас надо было обмануть?! В жизни столько еще не познанного, по настоящему чудесного, а главное, совершенно не зависимого ни от какой религии! Радуйтесь, познавайте мир и не считайте ни новоначальных, ни детей идиотами.

Лилия Малахова

Я думаю, лучше еще пять лет в захожанах, чем сразу но в такую ересь. Ведь многие "чудесатики" на всю жизнь застревают в этом зазеркалье и в осуждении тех, кто не принимает таких чудес.

Татьяна

Позвольте не согласиться. Необоснованная вера в чудеса это еще далеко не ересь. Экзальтированность, неопытность, особенности психики, что угодно — да, но при этом, мне кажется, лучше думать, что полезнее такому человеку находиться при Церкви, что даёт действительную возможность быть осенёнными благодатью и сохраняться Таинствами Божиими, чем думать про них, что захожанами в их случае быть куда лучше… Мне кажется, Бог лучше видит сердца людей, чем мы, а с Богом всегда спасительнее, чем без него, даже с нашими грехами и ошибками…

Лилия Малахова

Слово "ересь" я упомянула в переносном смысле, а не в буквальном.

Яся

Если взять за дано тезис "На всё воля Бога"- то конечно, лучше ещё пять лет в захожанках.
Это ж по его воле я на тот форум личными душевными восторгами делиться пришла, и тот ответ получила.

В любом случае к вере я пришла, в достаточной мере чтоб не нуждаться в чудесах формата оптических фокусов, и не расстраиваться на разоблачениие фокусов.

А прихожанин тот, мною упомянутый- верит в чудо на стекле киота, и даже рассказывает о исцелении по молитвам этой "иконе".
Вера- она чудеса творит.
Даже если эта вера- вот такая, контрафактная.

Мария Мышкина

Согласна. И восторга от всех подобных чудес у меня лично никакого. Даже от более "натуральных". С человеком одно настоящее чудо может произойти — покаяние, изменение его внутреннее. А его не увидишь, слишком сокровенно.

Ежик

По идее,должно быть видно,во всяком случае,в каком-то последующем поведении. А такие чудеса,происходящие с христианами,которые слишком сокровенны и совершенно незаметны окружающим-это спорно. Тогда где же "вера без дел мертва" и "а между вами да будет не так"….

Елена М.

Христос Воскресе!Правда,Мария,я очень с Вами согласна.
Среди близких и знакомых мне людей есть те,кто в своей доцерковной жизни страдали алкоголизмом,вели блудный образ жизни,делали аборты,были убежденными атеистами или верили во всякую чушь типа Саи бабы и пр.Сейчас через много трудных покаянных лет жизни в Церкви с ними действительно произошло ЧУДО-это чудо преображения.
Когда меня спрашивают:"А ты видела чудотворные иконы?"Обычно отвечаю:"Да,у меня в доме все иконы чудотворные.Потому что перед ними каждый день общаешься с Богом и слышишь Его ответ".

Nata.

И мне тоже нравится именно такой подход к чудесам в христианстве. Главное чудо — это преображение самОго человека. А все остальное — детали…

Гоблинище

Правда.

Лилия Малахова

Это не детство, это инфантилизм. А инфантилизм весьма опасен.

aktovegin

Лучше бы Мартин Лютер и Лев Исавр были инфантилами.
"Будьте как дети, иначе не войдете в Царствие Небесное".

Annavic

Инфантилизм — научный термин, это психологическая аномалия и отставание в развитии (у многих встречается, в т.ч. и у меня в определённых дозах). "Будьте как, дети" — это чистота и духовное здоровье. Вы путаете понятия. Ни Христос, ни апостолы, ни святые инфантилами как раз не были, Иисус Христос — вообще образец психологически развитого взрослого человека, мне кажется. А вот грешники как раз инфантильны зачастую. Эгоизм, эгоцентризм, например — проявления инфантилизма (для ребёночка до 5 лет весь мир вокруг него). Очень часто инфантилизм от недобранной любви в детстве, человек недополучил того, что должен был. В общем, это нездоровое проявление и не есть… Читать далее »

Manypenny

Мф. 18 глава.
1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном.
Это не призыв к умственной отсталости, это предупреждение против поиска высоких должностей и господства.

Ежик

На богословские знания в плане толкования святых отцов не могу претендовать,но мне всегда думалось,что это не о должностях и господстве,а о некоей простой вере,без лишних поисков и сомнений.

Manypenny

Глава начинается с вопроса: "а кто больше в Царстве Небесном?". Дальше — ответ.

Ежик

Не противоречит моему пониманию. Больше те,у кого простая,чистая "детская" вера. Отчасти я это вижу в детях. Вот их в основном воспитывает в этом плане отец. И лет до 10 у первой (и пока еще и у второй) -и есть эта простая и чистая вера-просто впитанная у авторитетного родителя. А вот сейчас первой двенадцать-и она уже не как "дети". Она уже с вопросами: а как же живут те.кто в Бога не верят,они могут делать все,что хочешь? А зачем отец отдал своего сына на такие страдания,ему было не жалко? и т.д. Понятно,это все этапы,их надо пройти,и в идеале-вернуться к этой детской безусловной… Читать далее »

Manypenny

Да, еще: Лютер — переводчик Библии. Это большое дело: сделать доступным Писание для очень многих, знающих только один язык.

Maria_Francesca

И это было с одной стороны очень хорошо, потому что люди получили возможность читать сами. Но с другой стороны очень плохо, потому что он же придумал толковать его в меру своего понимания, не опираясь на предание церкви. По сути дела он разрушил этим авторитет церкви и мы все теперь пожинаем последствия.

Марина

Это все от отсутствия критического и логического мышления.Подменено магическим.

Figaro

Duhovnaya zhizn'-eto ne tol'ko myshlenie…lyuboe,kriticheskoe,logicheskoe.Etoeshe i dusha,i serdtse,i duh.Prostite,chto koryavo pishu,no uzh ochen'uzkie ramki.Chudo-eto vse zhe bol'she,chem logika i kritika.Razve net? :))

А может и апостолам актёры подыграли в случаях исцеления, а окружающим не хватило "критического мышления"!?…

Арина

А помните подборочка по интернету ходила: всякие духи на фото. Типа фотографировали семью, а тут и бабушка покойница рядышком беленькая такая. Вот мне интересно: что это такое?

Лилия Малахова

Да кто ж его знает? Но на мой взгляд, бОльшая часть таких фотографий — примитивный фотошоп.

Елена

Скромнее надо быть, граждане. Куда уж нам, немощным в вере, чудо увидать. И полезно ли?

Ольга

Отец Сергий Булгаков говорил, что православие не мыслимо без мистики. Да и как иначе, если все Евангелие говорит о чуде? yj "Блаженны не видевшие и уверовавшие" (Ин. 20;29).

А как же чудо, которое видели уже, наверное, миллионы, схождение благодатного огня, мироточение икон???
А чудо пресуществления хлеба и вина на таинстве Евхаристии??? Это ли не величайшее чудо???

Мария Мышкина

Евхаристия — это Чудо и больше, чем чудо. Но в это можно только поверить. И Евхаристию нельзя ставить в один ряд с мироточением икон и даже со схождением благодатного огня. На мой взгляд.

Елена

И рождение детей. И то, что звезды с неба на землю не падают. И то, что мы можем хотя бы попытаться унаследовать жизнь вечную.

Гоблинище

Да, но печально то, что такое вот именно отношение и поиски чуда транслируются с самого верха и ложаться на благодатную почву. Схождение благодатного огня из этой серии

Елена Д.

А я в схождение Благодатного огня верю…

Гоблинище

И я верю. Его зажигает Патриарх, и греческая церковь ни разу не говорила про его регулярное схождение. Да, были случаи, может быть раз в сто лет, может реже, когда огонь действительно зажигался сам. Но ежегодно неугасимую лампаду гасят и зажигают снова. Поищу и скину ссылку на информацию

Φωτη

Как это греческая церковь ничего не говорила,и как Вы часто с "ней" разговариваете. Вообще то проверяют как самого патриарха , так и Кувуклию представители иных христианских конфессий. Но так же нельзя , считать всех обманщиками. Так можно дойти и до отрицания самого Воскресения Христова. Тот Кто смог воскреснуть, разве не может творить чудеса? А у разоблачения Благодатного огня очень древняя история.

Nata.

Причем здесь греческая церковь? — зажигает благодатный огонь Иерусалимский патриарх. Про все эти проверки… вообще смешно и несерьезно. Воскресение Христово — это вообще из другой области, не стоит привязывать. Историй у нас много хороших и разных, просто нужно иметь рассуждение.

Фыва

А можно, пожалуйста, про благодатный огонь поподробнее.

Ta_ennaya

А что, есть доводы против? Я думала, что это сомнению не подвергается… Ну как-то убедительно выглядели люди, которые "умывались" этим огнем.

Nata.

Да, есть и в последнее время не так уж и мало. Есть точка зрения, что это ежегодное освящение огня Иерусалимским патриархом, из той же серии как и освящение воды на Крещение.

Гоблинище
Annavic

По-моему, схождение благодатного огня как раз из серии чудес настоящих. Разве наука изобрела огонь, который не жжёт, а потом начинает жечь? Что-то не думаю..

Гоблинище

Да вот как раз перед пасхальным крестным ходом я взяла огня у стоящих в дверях храма людей, чтобы свой фонарь зажечь, а он у меня красивый очень, деревянный, со стеклами. И знакомая увидела и спрашивает: это у вас благодатный огонь в фонаре? Я опешила, говорю: конечно, благодатный, а какой же еще? От свечки в храме зажжен 🙂 И от такой же свечки просто огонь самый обычный мы как раз руками трогали, он, как и любой огонь, горячее всего сверху, это если ладонь над свечой держать — обожжешься, а сам огонь трогайте, пожалуйста. Мой отец, чтобы научить нас, детей, не бояться… Читать далее »

aktovegin

Ну так обдайте лицо огнем из двадцати свечей, как люди в храме при схождении.

Гоблинище

Ну так они и пришкваривались 🙂 мне как-то ни к чему это, чтобы в Бога уверовать 🙂

Елена Д.

Схождение Благодатного огня — не основание для веры в Бога. Но там Фотиния верно сказала — нехорошо считать всех обманщиками…
Как по мне — так лучше верить в чудо без 100-процентных его доказательств, чем без таких же 100-процентных доказательств подозревать в мошенничестве кучу народа, включая высших церковных иерархов.

Гоблинище

Я не считаю всех обманщиками. Просто отдаю себе отчет в том, что схождение благодатного огня растиражировалось в 90-е, чтобы укрепить позиции РПЦ. Это имеет политический смысл. Раньше о его схождении дискуссий не было, и знаете, это немножко странно — чудо по расписанию и именно в Великую Субботу по павославной пасхалии. А другие христианские церкви, которые отмечают Пасху в другой день, как в этом году, например, было, уже совсем не благодатные и Богу не угодные? Или православная церковь особенно угодная? Простите, но я не могу верить в Бога, если он считается, как ребенок на детсткой площадке. Но допускаю, что люди могут… Читать далее »

Елена Д.

Не могу согласиться, что это из той же серии, что кресты и духи на фото. И да — не вижу ничего странного, что именно в Великую Субботу и по православной пасхалии. Для меня лично это не странно, поскольку я считаю, что вся полнота истины содержится именно в православии. Если бы считала иначе — то может, была бы не православной, а католичкой или протестанткой. По-моему это естественно — считать, что вся полнота истины именно в той конфессии, к которой ты принадлежишь. Иначе почему человек принадлежит именно этой конфессии, а не другой? Но схождение Благодатного огня в православную Пасху, конечно, не является… Читать далее »

Лилия Малахова

Дело не в том, что кто-то хочет быть обманщиком, а в том, что трогать некоторые верования весьма чревато. Вот, например, канонически не запрещено причащаться без исповеди, это российская традиция — обязательная исповедь перед причастием. Но попробуй скажи об этом народу. Сколько времени, сколько веков, сколько поколений боялись отступить от этого правила. Или воздержание у супругов в пост. То мы заставляли людей в этом каяться, чуть ли не на коленях ползать, едва ли не епитимии налагали за нарушение, сколько семей из-за этого развалилось, а теперь попробуй громогласно объяви, что нет такого запрета.

Лилия Малахова

Не важно, сколько свечей. Температура их горения будет одинакова.

Ежик

но думаю,здесь будет препятствием большая площадь пламени в целом и вследствие этого невозможность попасть именно в эту "безопасную зону"-и без ожога вряд ли получится.

Лилия Малахова

Все зависит от скорости. Да и еще факт? человек не сует лицо в огонь. Инстинктивно он отдаляет руку от лица. Но с ракурса снимающего и в воспаленном воображении самого паломника сложится картина, что умывается.

Nata.

Огромное количество просмотренных видеороликов с умыванием паломников огнём показывает, что они просто водят руками через огонь, зачерпывают огонь руками или водят огнём перед лицом и бородой. То же самое нетрудно повторить, используя горящий пучок свеч с обычным огнём.

Лилия Малахова

Весь фокус в том, что любым огнем , ну кроме как от доменной печи, можно не ожечься, если умываться кончиком языка пламени и делать это быстро. Я такое чудо детям со свечкой показывала — быстро проводила пальцем через фитиль. Кожа не успевает нагреться до такой степени, чтобы получился ожог. А Благодатным огнем случаи были — обжигались, бороды палили, одежда загоралась.

Елена Д.

Почему-то у нас под чудом понимается только что-то, выходящее за рамки естественного… и необъяснимое с точки зрения науки. Хотя, на мой взгляд, одно другого никак не исключает. Для меня самым большим чудом являются довольно естественные явления — зарождение жизни в материнской утробе, сочетание пригодных условий для жизни на Земле, неожиданное примирение давних врагов и т.п. Вот у моего папы в день рождения его внучки на китайской розе расцвело 5 прекрасных роз, при том, что после смерти моей бабушки (почти 2 года) это растение не расцветало ни разу. А тут — именно в день ее рождения. Совершенно естественное, природное явление, кто-то… Читать далее »

Похожие статьи