Это очень злой текст, возможно. Но уж накипело, извините. У меня начинается нервный тик, когда я прохожу мимо детских площадок. Я начинаю сутулиться и хвататься за сердце. Я ненавижу, когда кричат. А когда кричат на детей — втройне, потому что слабого обидеть очень просто. И каждый день большинство взрослых людей снова и снова делает это. Почему? 1. Потому что иногда это работает А если веслом по спине — это еще эффективнее, не так ли? Но мы уверены, что веслом — это слишком, а вот иногда крикнуть и напугать маленького человека даже полезно. «Привести в чувство». Других-то инструментов нет. Обнять, например, переключить внимание, громко спеть — это ж все баловство. Надо, чтоб ребенок поджал хвост, как щенок. Кроме того, довольно скоро крик перестает работать вообще. Ну, или 50 на 50. Что тоже говорит о том, что инструмент нерабочий. 2. Потому что мы детей не уважаем У нас уважать принято за что-то. Если совсем не за что — то за старость. За бремя прожитых лет. Просто уважать человека за то, что он отдельная личность — да вот еще. Пусть сначала школу окончит, институт. Потом женится, родит и воспитает детей, купит квартиру, машину, дачу. Недавно читала одну дискуссию о подростках. Интересные, образованные люди рассуждали о том, что подростки — это еще не личности. А стадные животные такие, которых надо организовывать и запихивать в них знания. 3. От усталости Да, многие взрослые очень устают. И у них нет сил выслушивать, анализировать, тратить время, нервы и жизненную энергию на маленького человека с его смешными детскими проблемами. Тут за день так накувыркаешься… «Придешь домой — там ты сидишь» (с). Разбить тарелку легче, чем ее помыть. Но тарелка ж денег стоит, тут и поднапрячься можно. А ребенок — никуда не денется. Отношения же, которые рвутся и бьются с каждым окриком, не видно, и за них не уплачено. Они в базовой комплектации даются, сразу, при рождении человека. 4. От беспомощности Это когда 10 тысяч раз объяснил, а он опять в грязь руками, в варенье с облизанной ложкой, в компьютер с головой. Этот вопль отчаяния мне очень знаком. Мы кричим от бессилия, пытаясь пробить бетонную стену. А выход, может, в метре от нас. Или дверь надо просто потянуть на себя, а не толкать. Несколько лет назад я встретила в сети рассказ израильской учительницы, которая никогда не повышает голос. Никогда. В минуты, когда класс входит в штопор, она замирает и показывает классу указательный палец. Это первое предупреждение. После второго класс лишается просмотра любимых обучающих фильмов в конце недели и занимается наверстыванием упущенного. Это не наказание, а просто метод естественных последствий. В классе он работает, потому что те, кто быстрее успокаиваются, начинают утихомиривать самых буйных. Правда, этот метод работает, когда сам учитель всегда спокоен и последователен, а детям очень нравятся его уроки. 5. От обиды Я не могу понять с детства, как это возможно, однако факт остается фактом: многие взрослые искренне обижаются на своих детей. За то, что не хочет есть, а ты так стараешься, готовишь. За то, что не хочет делать уроки, а ты даже можешь ему помогать. За то, что сидит у компьютера, а «матери и слова сказать не может». И так далее, и до глубокой старости. Многие уверены, что ребенок делает все назло. Но даже если и назло, что бывает у подростков, не знак ли это, что мы чересчур авторитарно на чем-то настаиваем? 6. В обществе принято Не забуду, как во дворе бабушка орала на маленькую девочку, которая села на коленки в грязь. И как горько плакала девочка. Рядом со мной мальчишка лет пяти спросил папу, почему девочка так плачет, а ее бабушка так кричит. Папа, не моргнув и глазом, объяснил сыну, что девочка не послушалась бабушку и теперь вот огребает по заслугам. Вообще, я ни разу не слышала, чтобы взрослые объясняли детям, что чужие родители ведут себя не очень хорошо. Какая-то странная круговая порука среди мам, пап, дедушек и бабушек. Что-то типа «не урони престиж чужого взрослого». У детей картина мира складывается соответствующая. Такие правила, куда деваться… И лет через 20-30 все повторится опять, если подросшие ребятишки не запомнят накрепко, как это больно и страшно. 7. От страха Особенно сталкиваясь с ситуациями, которых в нашем детстве и среди наших знакомых не было. А большинства ситуаций не было, потому что у нас общество ориентировано на взрослых, и мы детей после школы не видим до рождения собственных. Какие они бывают, эти дети, чаще всего мы видим в рекламе майонеза. Я помню свое детство, когда могла высидеть на стульчике часа полтора, если велено. Я была очень послушным, спокойным, уравновешенным ребенком. И вдруг у меня самой родился не мальчик, а ураган. Я не знала, что такое СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) до 30 лет. Что бывают дети, которые физически не могут усидеть на месте. Я постигала это постепенно и в основном благодаря интернету. Мир детей оказался необъятным, как континент, по сравнению с двухкомнатной малогабаритной квартирой. Когда же мы перестаем кричать? 1. Когда осознаем, что крик приводит к плохим последствиям Что бы ни писали о том, как это ранит, как это больно и ужасно, обязательно найдутся люди, которые скажут нечто вроде «нас пороли — и ничего, людьми выросли». Которым в окрике не видится ничего стыдного, неприличного и жестокого. Которые подведут теоретическую базу под свой ефрейторский тон и даже приведут пример, как какой-нибудь мальчик был хулиганом, а на него орали, и вот вырос он дельным человеком. Увы. 2. Когда вокруг никто не кричит Это абсолютно точно. Самые агрессивные бабушки, когда попадают в компанию, где на детские шалости реагируют спокойно, начинают себя контролировать. Замечали ли вы, что наши автолюбители, на скорости 120 км в час пролетая последние километры до финской границы, уже на территории Финляндии вдруг начинают ехать ровно 80 и окурки складывают внутри салона, а не бросают их в окно? Так и на площадках. Мы учим друг друга и учимся друг у друга. 3. Когда мы понимаем, что ребенок так себя ведет не назло, а потому, что не может по-другому Устал, голоден, хочет спать, расстроен чем-то, испуган… Что ребенок просто в силу возраста или индивидуальных особенностей не может запомнить нужную нам последовательность действий. Кому-то надо объяснить 1 раз, кому-то — 100. Но повторенье — мать учения, и, «как выяснили британские ученые», в состоянии покоя мозг обрабатывает информацию намного лучше, чем когда он парализован страхом. 4. Когда мы учимся владеть собой Когда мы перед воплем набираем в легкие воздух и стараемся за эти несколько секунд понять, что с нами происходит: а я не потому ли сейчас хочу накричать на ребенка, что днем у меня был конфликт с начальником? В ребенке ли причина моей несдержанности? 5. Когда мы счастливы Разве будешь орать на самого близкого человека, когда ты счастлив? Я желаю каждому ребенку на свете счастливых родителей. Мне кажется, это длинный, но все же самый надежный путь избавится от крика и ругани в семье.