Вряд ли кто-то из нас, православных, не знаком с десятью заповедями. А уж фразу «Не сотвори себе кумира» знают даже атеисты. В среде верующих эти слова принято вспоминать, когда речь заходит о талисманах, символах, знаках зодиака и прочей атрибутике, соотносящейся с язычеством. И большинство на исповедях с облегчением вздыхают: ну уж от этого греха я свободен!

А свободен ли?

Часто, сами того не замечая, мы лепим себе кумиров из тех, кто по долгу служения должен нас от этого греха упреждать. Из священников.

До революции приходской священник чаще всего избирался общиной из числа своих, местных. Духовное образование в то время имело две трети мужского населения, потому что все низшие учебные заведения так или иначе были в ведомстве Церкви. То есть часто священниками становились не по призванию, а исходя из довольно прагматичных расчетов местного населения: Писание знает, грамоту разумеет. Никакого ажиотажа вокруг сана. Если человек с должностью не справлялся, то его точно так же миром из сана просили. Разумеется, с санкции правящего архиерея. Относились к этому спокойно. Не вышло. Ничего такого. Обычное дело. Все ошибаются. Неспроста раньше не стремились постригать в монахи до 30 лет – потому что всякое может быть.  Да и двадцатилетнего приходского священника вряд ли удалось бы встретить.

После революции, став объектом преследований, священство ушло в свою раковину. Это была закрытая каста, которую рядовые прихожане могли наблюдать только издали. Жизнь и быт духовенства стали вызывать нездоровый интерес и обрастать мифами.

Людям нужны идеалы. Без этого никуда. Когда у народа рухнул идеал верного ленинца, жажда идеального развернула людей ровно в противоположную сторону – к Церкви. Многим казалось, что именно там находится волшебный край, где все бесконечно добры друг к другу и нет зла.

Если вспомнить сейчас о периоде с середины 80-х и примерно до 2010 года, то анализ настроений в обществе приведет к выводу:  среди людей культивировался образ святой Руси, святой Церкви и святого священства. Русь была святой, потому что была водима Церковью. Священники – люди особые, не от мира сего, ближе к Богу, избранные. В результате у многих людей возник искаженный образ и самой Церкви, и духовенства.

В народном понимании священник превратился в ангелоподобное существо. Очень устойчив миф о том, что священниками становятся какие-то необыкновенные люди, лишенные недостатков и обычных свойств живого существа, да к тому же еще и обладающие какими-то сверхъестественными способностями.

Однако ушло от понимания то, что любой священник – обычный человек из плоти и крови, рожденный самым обычным путем от самых обычных папы с мамой. Да, к будущим священникам применяется некий дресс-код, именуемый канонами. Подразумевается, что кандидат на священство должен соответствовать минимальному набору требований: быть православным, вести христианский образ жизни, быть женатым в одном браке. Но это тот минимум, при наличии которого человека могут рукоположить. Главное, что надо понять: рукополагают не за какие-то особые личные качества и заслуги. Сан человеку дается авансом, и всю оставшуюся жизнь человек должен подтверждать, что он этого сана достоин, а достоинство — величина переменная: сегодня человек им обладает, а завтра нагрешил с три короба, а через год опять покаялся и стал вести праведную жизнь.

Еще один важный момент: сан ровным счетом не придает  принявшему его никаких положительных личных качеств. Все грехи человека, все его страсти и наклонности остаются при нем, впрочем, как и добродетели. Более того, сан, как лакмусовая бумажка, способен еще более подчеркнуть суть его носителя. Это как раз тот случай, о котором сказано:  всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (МФ. 25:29). Тот, кто смирен, в своем сане будет видеть повод для большего смирения, гордец – для еще большей гордости.

Принявший священство проходит тяжелейшее испытание, которое ему устраивает не кто-то, а собственная паства. Речь идет не о набивших оскомину пересудах и не о поповских мерседесах, нет. Речь идет о почитании, о том обожании, которым пасомые нередко окружают своего пастыря.

Прихожане начинают создавать вокруг батюшки ореол святости. Бывает, что на любимых священников ходят, как на любимых артистов, некоторые даже впадают в зависимость от конкретного священника: если служит именно он, то и на душе благодатно, и молитва ладится, и слезы покаяния в три ручья. А если служит другой батюшка, то и молитва не идет, и благодать не сходит, и хор иначе поет, и вообще как будто не на службе побывал, а в цирке. И вся духовная жизнь строится вокруг персоны священника. И незаметно образ Христа вытесняет образ отца имярек.

Возникает православный гуруизм. Человек соизмерят свою жизнь не с тем, что написано в Евангелии, а с тем, что сказал Он – любимый батюшечка. Даже если священник будет нести околесицу, почитатели будут всё смиренно выслушивать и воспринимать как послание свыше. Тут же возникает явление беспрекословного подчинения священнику, хотя у священства нет власти над людьми. Над грехами есть, но распоряжаться жизнью человека священник не имеет права. Кстати, о духовниках. За последние 25 лет пошла мода любого священника называть духовником. На самом деле духовничество – это особый вид отношений между человеком и священником. При принятии духовного чада священник, имеющий благословение на духовничество, читает молитву, которая положена на такой случай. А если человек просто регулярно исповедуется и ищет житейского совета у одного и того же священника, то тот не духовник, а просто окормляющий священник, не обладающий полномочиями духовника.

Это очень серьезная проблема для православных, ибо она приняла масштабы всецерковной катастрофы, и иначе, как катастрофу, охарактеризовать это явление невозможно, потому что оно губит судьбы людей, приводя их к духовному краху.

Идеальных людей нет. И сверхчеловеков тоже нет. Создавая в своем воображении образ абсолюта, мы потерпим поражение – это закон. Сколько горьких разочарований, сколько изломанных судеб, сколько потерь возникает из-за того, что люди лепят из священника некий идеал, лишенный недостатков: батюшка, де, и добрый, и ласковый, и справедливый, и всегда выслушает-пожалеет, и по его молитве солнце поднимается  и конец света откладывается.

Такая идеализация бесконечно вредна и для самих священников. Лесть, угодничество, подхалимство, восторг в глазах прихожан развращает пастыря, который привыкает к тому, что ему не возражают, он всегда прав, его все любят и уважают. Отсюда разрастается уверенность в своей непогрешимости, пренебрежительное отношение к людям, утрачивается критическое отношение к своим поступкам. Не думаю, что надо объяснять, насколько это все губительно для души священника.

На деле со священником часто происходит то, что можно назвать синдромом учителя.  Обходительный и сдержанный на людях, он может быть тираном для домашних, выплескивая на них весь накопившийся за день негатив. И когда вдруг случайно приоткрывается обычное человеческое лицо священника, то выясняется, что батюшка отнюдь не ангел: любит дорогие машины, может на праздник тяпнуть водочки, и нагрубить может, и напиться допьяна, а то еще и жену поколачивает, и в целом живет точно такой же жизнью, как и все остальные люди.

На такие пояснения очень часто слышишь возражения: «Он же священник! Неужели он не понимает?!» Ну что тут можно сказать? Лично мне на ум приходит эпизод из второй части трилогии «Матрица»: главный герой колошматит налево и направо врагов, и вдруг – крупным планом капли крови – избранный ранен. И злорадный голос Меровингена: «Да он всего лишь человек!» Кем бы он ни был – супергероем, избранным, звездой, священником, архиереем – он всего лишь человек, а значит, он уязвим и физически, и духовно, следовательно, он может быть повержен от людей или альтернативного источника противодействия.

А низверженный кумир – зрелище жалкое. И тем более жалкое, что появляется масса охотников пнуть его, причем и из числа тех, кто еще недавно его боготворил.

Аналогичная ситуация и с восприятием нашей Православной Церкви. Из нее тоже любят делать кумира. Наша Церковь православная, значит, ничего негативного в ней быть не может, а все компрометирующие факты – это происки врагов православия и козни бесовские. Тем, кто осмеливается говорить о недостатках внутри РПЦ, — с пеной у рта – этого не может быть, потому что не может быть никогда. А между тем Церковь состоит из людей, которые, как уже было сказано, не ангелы, значит, могут совершать предосудительные и неправильные поступки, принимать неверные решения и ошибаться в своих взглядах.

Христианин выстраивает свою жизнь не вокруг батюшки, и не вокруг Церкви, а вокруг Христа, и в храм ходит не к священнику, а к Богу, тогда не будет разочарований, не будут опускаться руки и не возникнет вопроса: а как после такого ходить в церковь? Это прописные истины, но многие то ли упускают их из внимания, то ли не понимают, в чем именно ошибка. А ошибка в том, что любой священник – «всего лишь человек», у которого в определенной сфере чуть больше полномочий, чем у нас. Не сотворяйте себе кумиров, все идолы рано или поздно падают.

В статье использованы фотографии из к/ф «Матрица»

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Год рождения 1970. Воспитываю троих сыновей. Пишу художественные рассказы. Победитель конкурса рассказов форума ЭКСМО 2010 (группа не издающиеся), 3 место в конкурсе новогодних рассказов форума ЭКСМО 2010 г, 1 место в 1 туре, 4 место во 2 туре и приз зрительских симпатий в конкурсе детективного рассказа форума ЭКСМО 2011 г, 1 место в конкурсе рассказов "Кто мой ближний" 2011 г. на Православном Творческом Портале. Номинировалась на национальную премию "Писатель года" 2011 г.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Malkona

Очень хорошо.
То письмо Виктории было для меня весьма полезным — дало пищу для мыслей. Мнение Лилии как человека, гораздо более меня знакомого с изнанкой церковной жизни, закрепило результат: я сняла розовые очки, но избежала деморализующего разочарования.
Спасибо!

Лилия Малахова

Это хорошо. Вышли из матрицы. :)))

mega_farola

Лилия, в целом статья понравилась , но непонятна фраза " в храм ходит не к священнику, а к Богу" , ведь это как бы подразумевает , что вне храма Бога нет . Бог ведь везде и нет такого места , где бы Его не было , зачем идти в храм только для того, чтобы пообщаться с Богом? По-моему , церьковь и для того, чтобы получить что-то хорошее и от священника и от других прихожан , и нужный совет , и хороший пример …, а главное — чтобы учиться любить других . Во-вторых , а как же быть с тем ,… Читать далее »

Лилия Малахова

" в храм ходит не к священнику, а к Богу" , ведь это как бы подразумевает , что вне храма Бога нет Фраза не об этом. Если написано, к примеру, что в больницу надо ходить к врачу, а не к уборщице, это не значит, что автор читает, что вне больниц врачей не существует. Честно говоря, странный вывод. ///////ты видишь , что пребывание в православной церкаи даже священника не сделало лучше , не говоря уже о других , какие основания у тебя верить, что на тебе это удастся.//////// Никаких. Это просто вера, и не более того. Гарантий никаких. Пребывание в церкви… Читать далее »

mega_farola

Так дажес врачом можно встретиться и в другом месте , например, у себя на дому , и это при том , что врач, в отличии от Бога, не вездесущ.

Хорошо, значит церьковь только для богослужений? Тогда действительно не важно какой священник, проводит их да и ладно. А если уж сравнивать с врачами — не важно, что он сам себя исцелить не может, сам весь больной ,лишь бы других лечил да и все.

Лилия Малахова

/////А если уж сравнивать с врачами — не важно, что он сам себя исцелить не может, сам весь больной ,лишь бы других лечил да и все./////

Не думаю, что состояние здоровья врача сказывается на его способности лечить остальных. Если, конечно, это не болезнь, приводящая к слабоумию или чему-то подобному.

Господь постановил быть храму и богослужению. Храм — место молитвы и жертвоприношения. В Ветхом завете все написано.

mega_farola

"Не думаю, что состояние здоровья врача сказывается на его способности лечить остальных. "
А я думаю, что сказывается, например, окулист, который настолько плохо видит, что даже сам не в состоянии прочитать буквы, которые показывает пациенту.

mega_farola

Мне очень нравится фраза : " Если ты идешь в церьковь к Богу , а не к людям — твое христианство — самое настоящая иллюзия."
К тому же, Литургия (греч. leitourgia — "общее дело", от leiton — "общество" и ergon — "дело, служение") как основное богослужение уже указывает на то, что люди в церкви непременно должны взаимодействовать и это есть необходимое условие для Евхаристии.

Лилия Малахова

/////Мне очень нравится фраза :.Если ты идешь в церковь к Богу , а не к людям — твое христианство — самое настоящая иллюзия/////

А мне не нравится. К людям можно идти в любом другом учреждении. Это подмена понятий.

Я поняла, откуда Ваши мысли. Панкапеллан. 🙂 УПЦ КП под предводительством Филарета Денисенко.
Боюсь, что мы ту не сойдемся во мнении по богословским вопросам. Раскольники для меня не авторитет.

mega_farola

Да , у него.И тот факт, что он в УПЦ КП под предводительством Филарета Денисенко не делает автоматически любую его мысль неправильной, также как и тот факт, что некий священник в РПЦ не делает любую его мысль верной априори.
Я, честно говоря, не очень представляю, чтоб первые христиане поучавствовали в Литургии, вместе помолились , да и разошлись себе , и никому друг для друга нет никакого дела. Да и священник им в принципе тоже неважен , отслужил , да и будет с него.

Лилия Малахова

////Денисенко не делает автоматически любую его мысль неправильной////
Любую нет, но в богословии — однозначно принимать-не принимать только после тщательной проверки. Данная мысль противоречит Писанию.

mega_farola

Ну , как же противоречит, если сказано:
Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
(Гал.6:2)
Как можно любить Бога , а к своим братьям по вере быть равнодушным?

Лилия Малахова

Эта цитата не к месту. Еще раз: статья о том, чтобы из священства не делали идолов. А тяготы друг друга к теме статьи отношения не имеют. Читайте Писание, а не блоги сомнительных проповедников.

mega_farola

Так с тем, что из священства не надо делать идолов я согласна, а с тем, что человек идет в церьковь ТОЛЬКО к Богу — нет и непонятно, как мысль о том, что мы туда ходим не только к Богу , но и к людям противоречит Писанию.

Лилия Малахова

Вы знаете, я не богослов, мне будет тяжело объяснить. В Ветхом завете все написано. Для чего создается храм, для каких функций, для чего люди туда и идут.
Мы на месте толчемся. Потому что у нас разговор в стиле " в огороде бузина, а в Киеве дядька".

mega_farola

А учению Христа -то как это противоречит? Вот мне вспомнилась по этому поводу история. Дочь одной маминой сотрудницы была очень верующей ( ей было около 30) и работала при храме. Постепенно , она все больше ударялась в фанатизм и наложила на себя "бремена неудобоносимые" ввиде поста. Но в храме никто на нее не обращал внимание (все шли к Богу и занимались собственным спасением) , не обращали внимание и на то, что она очень плохо выглядела, не следила за собой и , главное , худела день ото дня. Пока однажды она не умерла от истощения. И никто, кроме ее мамы (у… Читать далее »

Лилия Малахова

Попробую так.
Фраза "в церковь надо ходить к Богу, а не к священнику" подразумевает, что центральной фигурой для христианина должен быть Господь, а не батюшка, матушка или кто-то еще. Но это не значит, что человеку должно быть наплевать на людей.
Ваши примеры относятся к другой теме. К тому, что многие из тех, кто отстаивает все литургии до последней ноты на деле эгоисты и только тешат себя именем христианина. Но это другая опера.

5julia68

мне кажется, Ваш ответ достаточно исчерпывающ

mega_farola

И тем не менее дерево судят по плодам и о церкви всегда будут судить в первую очередь по священникам , потому что нонсенс говорить : у нас больница хорошая , но вот врачи неквалифицированные , школа замечательная , вот только учителя подкачали. Поэтому, хотя Христос- главная фигура, все равно то, какой священник — очень важно.

Лилия Малахова

А я думаю, что ни священник, ни какой-либо прихожанин не может рассматриваться как плод до времени своей кончины. Зерно должно умереть и дать плод, и горек он на вкус или сладок — уже тогда можно будет сказать. Неспроста на Афоне говорят "Ни о ком прежде смерти не суди". Бывает по смерти человека вскрываются такие дела, что ой-ой. В январе один популярный протоиерей почил в Бозе, с экранов не сходил, все от него в восторге были. ну такой прям батюшка, ну такой батюшка! А после кончины отца выяснилось, что он почти 20 лет жил на две семьи, причем с обеими женами… Читать далее »

mega_farola

"А я думаю, что ни священник, ни какой-либо прихожанин не может рассматриваться как плод до времени своей кончины. "
И вы считаете, что люди вне церкви в курсе об этом?
Тем более , пока человек дождется чьей-то смерти (чтобы правильно оценить) , он сам может умереть и для него уже будет слишком поздно.

Лилия Малахова

Если бы я считала, что они в курсе, то не писала бы таких статей. 🙂

А в Евангелии сказано — не судите. Это значит, не только плохого, но и хорошего о людях не стоит говорить.

mega_farola

Сам Христос сказал нам, что мы можем узнать дерево по его плодам. «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника, и не снимают винограда с кустарника»
Человек обнаруживает свою сущность своими поступками.

Лилия Малахова

Это если он их обнаруживает. А многие ведут двойную, а то и тройную жизнь.

Лилия Малахова

И еще, очень важно. В православии различают Церковь земную и Церковь небесную. Земная Церковь состоит из грешников, которые каются и ищут Бога каждый в силу своих возможностей, и эту Церковь называют воинствующей. Небесная Церковь состоит из праведников, уже победивших грех и стоящих перед Престолом Божиим. Эту Церковь называют торжествующей. Пока мы живы — каждый наш день, каждый наш час — борьба с грехом, который живет внутри нас.

5julia68

как-то под одной статьей я хотела это написать, но воздержалась во избежание бурной реакции. да, я считала и продолжаю считать, что в основной массе(если так можно выразиться) в церкви-сознающие свою греховность(кто уж на что способен) и кающиеся(это тоже индивидуально). нас объединяет именно это. в этом мы-единомышленники. и это не так уж и мало.

Лилия Малахова

Да, писать такие комментарии надо осторожно. 🙂

zosya72

А что же здесь крамольного-то? В моем понимании Церковь — больница для духовно страждущих. Кто-то еле ковыляет, кто-то вообще расслабленный лежит. А кто-то, смотришь, почти здоровым выглядит. Пытаются больные и методами лечения делиться, рецептами, не всегда правда на пользу. Но цель, действительно(у большинства по крайней мере) вроде как общая.

5julia68

ну, это для вас-ничего крамольного, а есть и другие подходы, о том и речь

Лилия Малахова

Это не все понимают.

Nika

Церковь нужна для того, чтоб двое или трое могли собраться во Имя Божие. (или больше). Все выражения насчет побывал в святом месте и проч — от пребывания человек святее не становится! От молитвы, от борьбы со своими нехорошими наклонностями, страстями, грехами, помыслами, от чтения и осмысления Св. Писания, думаю, может. Но проще думать, что: а свечку поставил — все сложится, записку подал — гарантия исполнения, у батюшки попросил благословения в 35й раз, самому молиться не надо. Эдакий магизм у не оч. воцерковленных людей бывает виден, они что-то чувствуют, что в храме как-то отличается просьба-молитва, пребывание, .но не понимают. Не понимают… Читать далее »

Engy13

Очень знакомые мысли. Самое интересное, что наш батюшка все время останавливает порывы прихожан чрезмерно ему угождать..но не знаю, надолго ли хватит его обороны.

Лилия Малахова

Дай Бог, чтобы не сломался.

Nika

Очень многие ново поставленные от этого страдают, пч на отказы люди очень сильно обижаются: я ему от всего сердца, а он… Семья препятствовать прижизненной канонизации бати не может, тогда они все плохие, а батя — хороший, он же их терпит, нет пророка итп. если матушка элементарно препятствует закармливанию своего мужа аки утки на убой, то оная становится врагом. (не все много едят, у многих быстро нарушается обмен веществ, да и вообще много светских мужчин с пузом уже к 30 годам). Причем иногда угождение доходит до смешного, обожание поклонниц, причем вполне платоническое, начинает задевать семью, пч батя привыкает, что ему в… Читать далее »

Лилия Малахова

Испытание медными трубами самое тяжелое. 🙂

5julia68

Знакомо, вроде бы преодолено. Но все равно приходится держать внутреннюю(душевную) ситуацию под контролем, а иногда это трудно, особенно, когда попал в эпицентр событий.

zirca

"В яблочко." Священники не боги, а те же грешные люди, и, к сожалению, они бывают и необразованные, и непорядочные, и явно не на месте. Не могло не сказаться и то, что в прошлом веке репрессировали очень многих и, как правило, лучших служителей церкви. Поэтому необходима осторожность, исповедника лучше выбирать, а также понимать, что твою жизнь жить тебе, а не ему, и, поэтому, не его головой, сколь бы светлой она ни была, а своей собственной надо думать и решать. Да и не может мнение батюшки, если не о богослужебных делах речь идет, быть истиной в последней инстанции, он вполне может и… Читать далее »

Annavic

Про Бога очень хорошо написано, любой христианин должен знать, что в Церковь он идёт ко Христу. И про кумиров верно, многие священники говорили, что творить кумира из человека, т.е. ставить его в своём сердце выше Бога, — грех (Иоанн Крестьянкин, Даниил Сысоев, тот же Паисий Святогорец). Я сама от этого пострадала недавно, пережила очарование/разочарование человеком.

Но ! если человек выбирает служение / профессию, которые требуют особо высокой моральной планки, если так можно сказать (врач скорой помощи, полицейский, священник) — он должен это понимать. Складывается ощущение, что некоторые не понимают. Здесь уже человеческая безответственность.

Лилия Малахова

Ну это опять из области "всего лишь человек". Да, не все понимают. Людям свойственно ошибаться. Думал, что сможет, что поймет, а оказалось — нет.

Annavic

Спасибо за статью, очень для меня актуальна.

Нeдавно сделала запрос на православном психологическом форуме, как пережить разочарование. А тут Ваша статья. Надеюсь, мне поможет.

feygele_bird

Лилия, хочу признаться Вам в любви. Под каждой вашей статьей прямо могу подписаться, настолько это созвучно моим мыслям. Спасибо Вам! А что до проблемы: мне очень понравилось выражение " православие без Христа", часто обращаю внимание, что люди идут в Церковь за чем-то другим, но не за Христом..

Лилия Малахова

Все. Нимб жмет. :)))
Пойду еще что-нибудь напишу. :)))

5julia68

давайте, а то ВАс реально не хватает!

Лилия Малахова

Незаменимых не бывает. :)))

5julia68

нет, Вы неправы. каждый человек-уникален, уникально и его присутствие. а также и отсутствие.

5julia68

люди, вам не нравлюсь я или автор статьи? или мое уважительное отношение к человеческой личности? не смешите.

feygele_bird

Меня тоже заминусили. Видимо, из-за любви к Лилии))

5julia68

м-да

Лилия Малахова

Вот не люблю я эти плюсы-минусы! Не люблю! Такая тихая война — кто кого заминусит. :)))

5julia68

а я с удовольствием ставлю плюсы. выражаю таким образом благодарность человеку. а минусы- по большей части -глупо, но бывает, что отрезвляет человека или хотя бы обозначает реакцию

feygele_bird

Плюсы все-таки приятны) Смотришь, сколько человек с тобой согласны) Но это тщеславие такое) Минусы , согласна с предыдущим оратором способны отрезвить, но вот минусы в данном случае — это глупость несусветная. Вот не нравится мне Лилия, так я и вас заминусую, как это вы можете считать иначе.
Человек нам в данном случае как бы не дает права на собственное мнение)

Лилия Малахова

Это называется — твой друг — мой враг. :)))

JullsMark

ага..согласна. тихая война.если минусы справедливые-то ок-встряхивает в конце концов. а если плюсуют или минусуют только за одно слово или за то что в прошлой теме был не согласен-это плохо. Статья понравилась. Разберу ваши мысли на фразы, если где встретите на просторах инета-не пугайтесь))это я:)))

Лилия Малахова

Хорошо, буду знать. :)))

Nurochka

Достоинство или есть или нет. Чего-то посередине не бывает.

galina1976

Лилия, спасибо!
Кроме потрясающих фотографий к статье (в этом месте встаю и аплодирую), которые порадовали и, чего скрывать, откровенно улыбнули, получила также несказанное удовольствие от фразы "то, что можно назвать синдромом учителя."
За священниками этот синдром не замечала. А за людьми иногда приходилось. Никак не могла подобрать правильное название ситуации. Спасибо, помогли!
:)))

Лилия Малахова

А как Вы заметите это синдром за священниками, если Вы не член их семьи? 🙂 Или член? 🙂

Да, фотки подбирала и по смыслу и чтобы улыбнуло. Радует, что мою мысль поняли. :)))

dozhdik11

достаточно просто жить рядом…

Лилия Малахова

Если ощутимо рядом, то да, согласна.

galina1976

Не. Я не член семьи. А синдром за собой замечать стала. Теперь буду напевать: "синдроммм, синнндром" :)))

Киану Ривза люблю-ю-юю. Мысли Ваши тоже люблю. 🙂 Не уходите в затвор.

Лилия Малахова

У меня 14 сентября мама умерла, поэтому долго ничего не писалось. Не могла вообще заставить себя писать хоть что-нибудь.

galina1976

Лилия, простите меня, пожалуйста!

Лилия Малахова

За что? Все нормально.

Похожие статьи