Как-то раз в воскресной школе я задала детям девяти-одиннадцати лет вопрос – что вы знаете про Крещение? Первым и самым распространенным ответом было: «Это когда воду освящают!» Точно, воду освящают, с этим не поспоришь. Правда, основной смысл праздника вовсе не в этом, но это же дети отвечали. При дальнейшем разговоре выяснилось, что некоторые все-таки знают, чему посвящен праздник Крещения, что именно вспоминается Церковью. Но не все и далеко не сразу. Честно говоря, это происходит с детьми очень часто, и уже в довольно сознательном возрасте – смысл события привычно подменяется обрядовостью, обычаями и традициями. Да что уж говорить, такое и у взрослых верующих людей встречается, правда, реже. И в основном у людей, не слишком близких к Церкви, для которых христианские праздники это прежде всего соблюдение традиций и обычаев. Набрать крещенской воды, освятить куличи, вербу или яблоки, не работать в Благовещение и так далее. Но с людьми взрослыми это отдельная проблема, а мне больше интересно о детях, причем о детях верующих. Я писала о семейных традициях, о том, как это важно для детей, и в частности о традициях религиозных. Насколько наши православные обычаи, постные и праздничные, облегчают детям вхождение в Церковь. Мы радуемся, когда дети с удовольствием идут в храм, и с самого раннего детства они окружены разными традициями. Сначала они ждут просфорку после причастия, потом ждут освящения верб, воды, когда «батюшка водичкой будет брызгать», яйца, куличи, Рождественский вертеп, постные выпечки жаворонков и «крестов» и так далее. Все это дает детям дополнительный интерес и стимул, все оставляет радостные воспоминания о церковном детстве потом. Но важно всегда помнить, что обычаи обычаями, а главный смысл-то не в них. И это очень тонкий момент. Потому что кажется, что понять главное в христианстве у ребенка получится само собой, по ходу дела. Лишь бы его окружала любовь, был пример родителей, регулярное Причастие и исповедь, посещение храма. И вот, как будто бы ребенок постепенно перейдет от раскраски яиц на Страстной и освящения воды в Крещение к настоящему осознанию главного смысла всех этих событий. Но, увы, часто этого почему-то не случается. Вот ребенку 10, 11 лет, он бы уже должен начинать понимать, а для него по-прежнему Пасха – прежде всего освящение куличей и яиц, а Рождество – подарки. Поверьте, я не преувеличиваю. Это мой личный опыт как преподавателя воскресной школы. Из раза в раз, из года в год я повторяю детям слова о главном смысле того или иного праздника, говорю с ними в первую очередь о нравственном и духовном, а что в итоге? А в итоге на вопрос, можно ли считать человека, который НЕ освящает куличи на Пасху, христианином, получаю дружное «нет». О, если бы это был единственный подобный ответ на такого рода каверзные вопросы… Но нет, при дальнейшем выяснении оказывается, что для многих детей обычаи и традиции закрывают порой не только глубинный смысл праздника, но и вообще само событие. Думаю, никто не станет спорить с тем, что в Русской Православной Церкви (да и в остальных) обрядовость занимает очень большое место. Порой настолько большое, что иногда лично у меня это порождает желание стать ближе к протестантам. Без всего этого византийского золота и прочих финтифлюшек. Нет, конечно, я понимаю минусы протестантизма и говорю сейчас не о вероучительной части, а скорее, об общем порядке, о простоте взамен бесконечно культивируемого «благолепия». Но тут уж, как говорится, на вкус и цвет… Впрочем, я отвлеклась. Меня очень волнует вопрос, как в определенном возрасте перестроить ребенка на более серьезный лад в плане духовной жизни, несколько увести его от всего этого «сказочного» антуража Церкви, от приятных, интересных и веселых обычаев, которые так цепляют в детстве. Как сделать так, чтобы обрядовое сознание, погружение в традицию не заменило ребенку – будущему взрослому – настоящее в христианстве. Чтобы не превратилось в основу его веры, а осталось на своем второстепенном месте. Очень уж грустно, а иногда и страшновато слышать от подростков о том, что не христианин тот, кто куличи не освящает и крещенскую воду не пьет… Надо как-то тонко почувствовать этот момент, когда ребенку уже пора, уже нужно отходить от обрядовости. В этом году я начала занятия в воскресной школе с детьми 10–11 лет с темы канонов, традиций и обычаев. И мне пришлось подробно объяснять, что из этого главное, а что нет, что первично, а что вторично. Это был вынужденный шаг, ибо оказалось, что у детей, которые посещают воскресную школу не первый год, детей из воцерковленных семей, совершенно дремучие представления о христианстве, о Православной Церкви, о вере, богослужениях и иных православных церквях. Представления, увы, замешанные, прежде всего, на традициях и обрядах, а так же на псевдоблагочестивых православных детских рассказиках. Когда самым главным кажутся юбки, платочки, куличи, водичка, иконы и свечи. Очень хорошо и трогательно печь жаворонков, но история сорока Севастийских мучеников несравненно важнее жаворонков. И булки в виде птичек никак не должны затмить ее. Можно и кресты печь на Крестопоклонную (хотя лично мне этот обычай кажется странным – зачем-то есть крест), главное, чтобы они не стали главным впечатлением в эти дни. Скоро будет масленица. Об этом все дети знают, уж будьте уверены! А вот о том, что перед ней будет Неделя о Страшном Суде, а Прощеное воскресенье – воспоминание Адамова изгнания, никто из них не знает. По крайней мере, из моих знакомых детей. И о том, что уже вовсю идет подготовка к Великому посту, что была неделя о мытаре и фарисее, неделя о блудном сыне… Хотя все это такие притчи, которые вполне по силам понять подростку, да и младшему школьнику на своем уровне тоже. Но нет, они же дети, зачем их грузить? Пусть радуются масленице, блинам, весне. Пусть ждут Пасху потому что это весело – куличи, яйца, разговение. Возможно, я как-то слишком остро и мрачно вижу эту проблему, а на самом деле у всех все в порядке и такой проблемы нет. Но вот отчего-то мне чаще встречаются дети, которые радостно ходят в храм, имеют там свою тусовку, всегда готовы к праздникам и участию в обрядах. Только вот ничего или почти ничего не понимают из того, что происходит на службе и о чем говорится в молитвах. Я отнюдь не предлагаю грузить детей сложными богословскими толкованиями, заставлять их выучить устав и все богослужения. Тем более, что и большинство взрослых этого не знает. Но я за то, чтобы не давать им задерживаться в детском состоянии в смысле духовности, вязнуть в традициях и обрядах. Дети достаточно разумны, чтобы воспринять более серьезные и глубинные вещи, чем уровень «все освятить и потом съесть». Но, как говорилось у любимой Тэффи, «фер-то ке?» Что делать и когда – прямо сейчас или, как это обычно бывает с новой жизнью, прямо завтра? На мой взгляд, нужно начать с базовых, основополагающих вещей: по вечерам регулярно читать с детьми Евангелие, и какие же молодцы те, кто и так это уже делает! Читать не благочестивые рассказы «по мотивам», а само Слово Божие. На русском языке. И с объяснением непонятных мест. Кстати, некоторая часть тех детей, о которых я писала в начале статьи, как выяснилось, Евангелие не читали вообще. Совсем. Как видите, для того, чтобы быть благочестивым ребенком, оно и не требовалось. Но даже если и так, сколько можно кормить детей кашками? По мере взросления пора аккуратно переводить на твердую пищу. Опытные мамы знают, что нужно вовремя начать давать ребенку впридачу к жидкому пюре что-то посущественнее – если упустить момент, взрослеющего ребенка трудно будет приучить к «нормальной еде». Богданов-Бельский Николай Петрович. «В церкви»