Я очень люблю читать Елизавету Правикову, и чаще всего её статьи вызывали во мне внутреннее согласие. Стоит ли говорить, что ее статья о кризисе смысла меня очень заинтересовала. Тем более, что последние пару лет эта беда частенько меня посещала. Но вот совет, который дает автор, — продолжать делать то, что делаешь, не терять внутренней дисциплины, — мной прожит и оказался совсем нецелебным. Возможно, тут у каждого свой опыт и кому-то это поможет, но у меня большие сомнения, и вот почему. Кризис смысла или жанра — это не погодное явление, это не то, что возникает вопреки и само по себе. Описанное автором состояние — это внутренний знак, сигнал организма, это его способ поговорить с нами, и, как правило, сигнализирует он о том, что двигаемся мы не в том направлении, что мы идем против самих себя, мы себя не слышим. Иными словами, это внутренний конфликт между тем, что нами осознается как правильное и полезное, то, к чему мы себя понуждаем, и тем, что не принимается нашим бессознательным, которое, как известно, руководит более 94% нашей деятельности. И если мы продолжаем жить так, как жили, делать, что делали, — то этот кризис будет только усугубляться, сигнал будет нарастать и в итоге может привести в каким-то серьезным психическим состояниям типа депрессии или невроза. Я пытаюсь сказать, что в тот момент, когда мы обнаруживаем себя в угнетенном состоянии, когда наше внутреннее «я» постоянно задается вопросом, зачем мы делаем что-то и как мы живем, — в этот самый момент стоит уделить себе больше внимания и разобраться в этих вопросах. Безусловно, найти ответы на такие глобальные вопросы крайне сложно; вероятно, потребуется помощь извне (например, психолога), но без обращения к своим чувствам из этого лабиринта не выбраться. Если мы игнорируем внутренние сигналы неблагополучия, мы запутываемся еще больше, и наш организм вынужден ставить жизненно важные вопросы с большей силой, то есть усиливать те неприятные моменты, от которых мы стремимся избавиться. Вы спросите, почему же тогда помогает выполнение рутинных действия? Очень просто: психика отвлекается. Такой же эффект оказывает какая-нибудь поездка, мероприятие, даже простая прогулка. Но ведь оттягивание момента не равно решению проблемы. «Психологическое переключение» может помочь только в том, что, используя свои чувства и переживания в такие моменты, мы способны приблизиться к разгадке того, что именно нас угнетает и где искать тот самый пресловутый смысл жизни — именно свой, а не предлагаемый или навязываемый извне. Мы, женщины, часто склонны насиловать себя тем, что «правильно», у нас много идеальных картинок внутри, у нас много сравнений, планов, мы не умеем просто жить, чувствовать жизнь, мы зачастую просто загоняем себя в такую дисциплинированную жизнь, в которой сама жизнь теряется: ее переживание, ее приятные моменты, ее радости — многое отходит на второй план перед тем, что есть такое слово — «надо». Выход из кризиса смысла один — начать жить так, чтобы жизнь радовала. Но каждого радует что-то свое. Я не согласна с Толстым: каждая семья счастлива по-своему. Кому-то без скалолазания никак, кому-то дальше детской площадки всей семьей не хочется выбираться. И поэтому, на мой взгляд, ответ на вопрос о том, что ценно именно для меня, мы хорошо знаем только в глубоком детстве — этот вопрос обретает новую силу и первостепенное значение. Чего хочу я? — как сложно нам ответить после долгих лет «ломания» себя, «несаможаления», ложно понятого смирения. Но правда — она в одном: человек либо счастлив, либо нет. Нет промежуточных состояний. И если человек несчастлив, если он задается вопросом, зачем он делает то, что он делает, — значит, то, что он делает, для него не так дорого, как ему бы того хотелось, не так его занимает, как он бы хотел, и не составляет того смысла жизни, который он ему придавал. Возможно, речь идёт и о важных делах, которые нельзя совсем выбросить из жизни, но всегда можно попробовать выкроить время и на то, что важно. Я знаю одну женщину, которая так привыкла быть «хорошей девочкой», или уже хорошей женой и мамой, что совсем забросила вязание, которое ей так нравилось. Когда-то давно она вязала кукол и шарфы, кофты и носки для соседских бабушек… А потом муж сказал, что мещанство это, что проще купить. Женщина послушалась и убрала заветные клубочки и спицы в дальний угол шкафа. Но вместе с ними в шкафу осталась и радость творчества. Ничто не давало ей того детского восторга, как вязание, когда из обычной нитки получается почти живая, душевная, неповторимая вещь. В конечном итоге «хорошая жена» взбунтовалась и объяснила мужу, что она не будет больше готовить три блюда на выбор, как того требовал супруг, избалованный своей мамой (а у свекрови готовка была той отдушиной, в которую она уходила за силами и творчеством), что она будет меньше времени тратить на уборку, и что у неё теперь есть священное время, когда она просто садится в кресло и вяжет. Муж принял её условия. И теперь в семье складываются новые ритуалы проведения свободного времени. Когда мама вяжет, старшие дети или папа попеременно читают книги. Зимними вечерами перед выходными женщина стала печь пироги, чтобы и мужу было приятно, что уважают его потребности в заботе, ведь для него приготовление сложной пищи и было проявлением заботы. Хотя, конечно, сначала всё было не так гладко. Муж ругался, жена скандалила, дети рыдали, кошка пряталась под диваном. Но в итоге все поняли, что проще создать условия для того, чтобы женщина черпала силы в любимом деле, а все остальные в итоге получат даже больше, чем раньше. Вроде бы пустяк, какое-то вязание, но в жизни каждой женщины есть что-то такое, что наполняет её жизнь силами, энергией и хорошим настроением. А отказ от таких милых дел приводит лишь к унынию. Надо честно себе в этом признаться. Надо перестать делать то, что не имеет смысла. Надо услышать себя — это, оказывается, не так уж и сложно, хотя и требует определенных навыков. Но главное — решив эту проблему для себя, мы сможем помочь и нашим близким. За смыслом не надо далеко ходить: он может быть всем и во всем, главное — найти в этом всем себя, увидеть себя, услышать себя, почувствовать себя.