Неделю назад я стояла перед картиной «Сломанная колонна» в музее Фаберже в Петербурге и смотрела на Фриду Кало. А Фрида немигающе, гордо и отрешенно смотрела со своего сочащегося болью автопортрета прямо на меня. Женщина смотрела на женщину сквозь время и пространство. Темные глаза Фриды были глазами несостоявшейся Мадонны — матери.

«В каждой женщине есть немного от Мадонны», — думала я, пытаясь поймать ускользающий взгляд мексиканской художницы, – Фрида с картины смотрела не только на зрителя, но и прямиком в Вечность. Она привыкла смотреть смерти в лицо с тех самых пор, как в 19 лет попала в аварию и получила травмы, о которых и писать-то страшно – сразу начинает ныть где-то внизу живота, и инстинктивно хочется прикрыть его руками. Ее женское естество был пронзено уже тогда, еще до многочисленных измен мужа, знаменитого художника Диего Риверы, чувство к которому заставляло Фриду страдать год за годом.

Позвоночник Фриды тогда, в ранней юности, был сломан в нескольких местах, железные перила автобуса пронзили ее насквозь, она чудом выжила. В ее реальность навсегда вошли врачи, больничные койки, выкидыши, кровь, нерожденные дети — все это отражено в ее полотнах, во всех этих пульсирующих бутонах цветов с эмбрионами внутри, в отчаянии, с которым она смотрит на зрителя с застеленных казенным бельем кроватей.

На одной из картин, что выставлена сейчас в музее Фаберже, на кровати Фриды прямо поверх больничного одеяла установлен мольберт — больше всего он напоминает лестницу в небо, я его сначала и приняла за лестницу.

Ее история — это не только история болезни, но и история о том, что такое для человека, для женщины — творчество. Это способ выразить себя в невыразимо сложной ситуации. Фрида не переставала писать, даже жестоко страдая. Она и начала-то писать только потому, что оказалась прикована к постели после травмы.

Из своей боли Фрида Кало сумела сложить бесконечную лебединую песнь, и я думаю, честность, с которой она выражала своих чувства в картинах, может сегодня помочь не одной женщине, переживающей самое невыносимое — выкидыш, измену, несчастную любовь, бесплодие.

Когда смотришь на ее картины, перестаешь ощущать экзистенциальное одиночество — вот женщина, которая чувствовала то же самое, что и ты, и сумела высказать это так, что для вашего со-общения здесь и сейчас нет никаких препятствий: ни языкового барьера, ни временного. Неважно даже то, что вас уже разделила смерть. Это и есть искусство.

Фрида на «Сломанной колонне» —  сломанная, но не сломленная. Она стоит почти нагая, на фоне родной мексиканской земли, неизменно дарившей ей силы и успокоение, и смотрит, смотрит, смотрит. Пусть колонна-позвоночник, которую мы видим сквозь ее разверстое нутро, и переломана в нескольких местах, ее прочно удерживает от окончательного превращения в руину медицинский корсет (мне видится в этом метафора несгибаемой воли). Кало никогда не сдавалась. Эта художница создала из своей тяжелой, но вполне обыденной судьбы женщины (сколько в мире таких судеб?) настоящий эпос.

Фрида страстно мечтала стать матерью, но этой мечте не суждено было сбыться. Она безумно любила своего мужа, патологически неспособного хранить ей верность. В ее жизни было все, но сейчас важно, что осталось — искренние, бесстрашно и даже бесстыдно откровенные картины о переживаниях, которые часто стараются стыдливо обходить стороной, высмеивать, обесценивать или делать вид, что их вовсе нет.

Страшно признавать, что любовь способна приносить страдание. Что часто нам невыносимо горько от того, что нам что-то не дано, а почему не дано — мы и сами не знаем. И не стоит спрашивать «за что?», стоит спрашивать «а что я могу с этим сделать?».

Я стояла перед Фридой Кало, смотрела на гвозди, вонзившиеся в ее смуглое тело (как мне объяснили гиды в зале, по-испански выражения «вбить гвоздь» и «обмануть» звучат очень похоже), и думала: вот, мне 30 лет, и я тоже женщина, и тоже кое-что знаю про раны и гвозди.

Мне тоже знаком вкус обмана, измены и предательства, и у меня тоже, как у нее, нет детей. Помню, я как-то наткнулась на материал о последних желаниях больных из европейских хосписов, и одна нидерландка пожелала в последние часы взглянуть на Рембрандта в галерее. Ее желание исполнили. Фотография, где она смотрит на любимую картину, заставила меня плакать.

Я подумала, что, окажись я в подобной ситуации, попросила бы, чтобы меня на каталке подвезли к темноглазой мексиканской Мадонне, оставшейся в этой земной жизни без ребенка. Мы бы поняли друг друга.

А еще лучше, подумала я, если мне все же не придется смотреть в глаза Фриде перед смертью. Если вокруг меня будут сидеть любящие дети и бегать не понимающие ничего маленькие внуки, и в холодеющей ладони я буду ощущать тепло чужой морщинистой руки, той, на которую я опиралась всю свою жизнь и которая сейчас, в момент моей личной встречи с Богом, все еще сжимает мою.

И если «люблю» будет последним словом, которое произнесу на этом свете я и которое успеют сказать мне близкие, то не нужно никаких красивых перформансов с каталками и живописью, вся моя Вечность соберется подле меня. Ну, кроме той, что ждет за гранью.

А пока этого всего нет, я могу продолжать делать свое дело, как Фрида делала свое. Потому что если огнем преображается природа, то человек преображается посредством творчества. То, как мы можем выразить себя здесь, на этой земле, это очень, очень важно. Искать наилучший способ оформить себя значит стремиться исполнить самую важную человеческую миссию  — понять Божий замысел о себе и попытаться воплотить себя во всей доступной полноте, насколько хватит сил. Выполнить себя в буквальном смысле слова. И для каждого это будет сугубо личный путь. Картины или семья — каждый выбирает сам. Главное — действовать без страха, без ожиданий, но с надеждой и с упованием, что все-таки получится.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Журналист, в прошлом бьюти-редактор, в настоящем многократный автор женского глянца. Религиовед-недоучка. Интересуюсь психологией, люблю свою жизнь, свою работу и своего кота Пульхра Боэция Сигизмунда Агриппу Третьего. И кофе, конечно!

Другие статьи автора
новые старые популярные
Ника Батхен

Замечательная статья!

Katy_Odile

До слез.

Мария

Спасибо…

Чукча-читатель

Все-таки испытания, доставшиеся Фриде объективно тяжелые, не стала бы их равнять с обычной женской судьбой. Это был как бы вызов -вопрос , а сможешь ли выжить,остаться человеком, когда все так сложно, беды идут одна за другой. И конца им не предвидится -только разве что переход в мир иной.

julia68

Вы на полном серьезе думаете, что ее тяжелые испытания-уникальны, и ни одна из женщин во все мире не страдала подобным образом?

Нюта

Конечно, не уникальны. но и не рядовые, нужно сказать. Не дай Бог кому такое, честное слово. Знаю женщин, которые страдали не меньше, но не каждая, слава Богу, так страдает.

Чукча-читатель

Нет, не уникальны, но не рядовые как минимум. У скольких есть опыт прикованности к постели, выкидыши=смерть ребенка (похуже просто бесплодия, хотя это кому как), ампутация, и в комплекте понимаете ли, не по отдельности. Да продолжительость жизни женщин все-же раза в 1,5 больше чем Фрида жила. А мало она жила от плохого здоровья.

Чукча-читатель

Еще поясню свою точку зрения. В случае с Фридой смерть приближалась к ней очень ощутимо, не так как в среднем(старость незаметно подкрадывается), тело разрушалось, даже в молодом возрасте. Это другая реальность. Не пострадала, а теперь живем припеваючи, а все время есть перспектива вполне конкретной боли( не абстрактной, которая еще то ли будет то ли нет, может муж будет хорошо себя вести, если повезет). Все-таки у здоровых людей вне военного времени и репрессий шансов получить не зависящие от них самих неприятности меньше.

Olga_23_april

Это не делает ее страдания менее страшными.

Нюта

И кто сказал, что "Матроны"- не те? Спасибо за честность, за открытую боль, которой Вы поделились с нами. Спасибо за поддержку каждой несломленной.

margo_barry
margo_barry

Спасибо. Но говорят правду — мы уже не "те". Изменения, динамика, рост заложены в каждом процессе (в ином случае — стагнация и смерть), и нам нравится меняться, и мы будем продолжать это делать. А суть — да, она остается, конечно же.
Как сказал кто-то из читателей — разрушен маленький уютный мирок. И я считаю, что это комплимент, потому что…. Потому что.
В общем, будем продолжать)

Нюта

Я очень хорошо понимаю, что происходит- подростковый возраст начался))))) Лично у меня есть такой опыт: работала в маленькой школе, которая выросла. Было 50 человек детей, стало больше двухсот. Тоже периодически выслушиваем, что всё не так, как раньше, а намного хуже))))))

kiriniya

Нет, мирок не разрушен и уютным быть не перестал. Это тоже — комплимент. Спасибо за статью, кажется, в меня вдохнули силу жизни, спасли от выгорания.

Гость

Марго пишет пробирающе 🙂 отдельное спасибо за посты в вк — вдохновляют, а от некоторых просто какие-то открытия себя происходят. Спасибо!

Camomilе

Потрясающая статья! Потрясающая! Какое смелое сердце надо иметь, чтобы так раскрываться читателям!

Ната

Спасибо! Очень сильный текст, где каждое слово не пустой звук. "Матроны" и Юлия-Маргарита подставили плечо всем, кто пережил или переживает потери, испытывает боль и страдает в той или иной мере. У каждого — своё. Никогда не видела эту картину Фриды, да и с творчеством её не была знакома, если честно. Для меня это открытие. Статья — в самое сердце. И очень финал светлый — про Божий замысел!

Люша

Каждого в любом тексте, картине, фильме цепляет что-то свое. Так и меня зацепило вот что "Фрида страстно мечтала стать матерью, но этой мечте не суждено было сбыться." И думаю я об этом только в одном контексте: учитывая в каком аду жила Фрида, не представляю, каково было бы там ребенку… То, что вытворял ее муж, окончательно ломало ее психику и течение жизни в целом. Она не жила, она боролась и выживала изо дня в день. Сколько сил ей потребовалось, чтобы не сломиться!.. Ребенок в данной ситуации — только кажущееся облегчение. На самом деле все осложнилось бы тем, что надо свои моральные… Читать далее »

Katy_Odile

А может быть, ребенок успокоил бы ее метания, дал бы еще один — впридачу к творчеству — созидательный вектор ее энергии и воли. Уже не узнаем…

Люша

Ох, Кать, хотела бы бы я, чтобы Ваши слова могли стать реальностью.
Но я теперь не по наслышке знаю, что все, что имеешь, с ребенком это удваивается. Радости много, жизнь не кажется беспросветной и т.д. Но когда возникают проблемы, решить их становится в 2 раза сложнее, чем когда женщина одна. И сам факт, что ребенок видит весь этот треш, ломающий его психику с рождения (а то и с момента зачатия). Это ужасно. И эгоистично искать себе облегчения за счет ребенка.

Гость 1

Ужасно, что ребенок в данном контексте рассматривается как инструмент для облегчения страданий кого либо. Такое потребительское отношение ?!? Никто не поправит то, что у человека творится в жизни кроме него самого. Жизнь с травмами тяжелая, но физическая боль — половина дела боль душевная причиняет такие же страдания. А разобраться с душевной болью человек может только сам. Но надо решиться быть счастливым. А этого не все хотят на самом деле. Многие многие люди добровольно участвуют в своих мучениях. Продолжают и продолжают их, получая определенный кайф. Все это игры взрослых людей и дети здесь ни при чём.

Женя

В отсутствии ребенка или даже бесплодии я не вижу драмы, уж извините, не понимаю накала страданий в статье по этому поводу. Несчастная любовь и предательство-это уже похуже. А вот жизнь с переломанным позвоночником в корсете- это действительно врагу не пожелаешь. Но даже в таком положении и в таких обстоятельствах, оказывается, можно ЖИТЬ, а не существовать, и даже извлекать пользу из своего положения…..

Е. Н.

Кот — это отлично)
Извините, если не совсем в тему статьи. А может и в тему: ведь авторка под конец говорит о себе…

Похожие статьи