Школьные трудности, с которыми сталкиваются высокочувствительные дети (ВЧД) и их родители, обычно касаются двух аспектов: адаптации к школе и самого учебного процесса.

Давайте разбираться по мере поступления проблем.

Как облегчить начало школьной жизни

Итак, выбор школы и привыкание к ней. Очень близкая мне тема, ведь моему высокочувствительному сыну в следующем году предстоит выпускной в детском саду и освоение новой социальной роли — роли первоклассника. Волнительно, не правда ли?

Но еще волнительнее начало школьной жизни будет для ребенка, ведь для ВЧД это более сильный стресс, чем для других детей.

1. Очень важно проследить за тем, чтобы начало школы не накладывалось на другие стрессовые для ребенка события: например, переезд, рождение следующего ребенка (если это возможно планировать в вашей семье) и прочие изменения.

2. Советовать ли вам домашнее обучение или альтернативные школы? Это в большей степени зависит от ребенка, финансовых и временных возможностей родителей, их душевного ресурса, и поэтому решение остается за вами. В любом случае я бы порекомендовала особое внимание уделить выбору учителя, который на некоторое время станет для вашего малыша самым авторитетным человеком: «потому что папа так сказал» вдруг изменится на «потому что Марьванна так считает». И теперь вам надо тщательнее выбирать Марьванну исходя из того, что именно она будет считать.

3. Здорово, если вместе с ребенком в первый класс пойдет его закадычный друг или подруга. «Охмуряйте» будущего одноклассника и его родителей особенно искусно и заранее, ведь тем самым вы помогаете своему ребенку адаптироваться к школе.

4. Начинайте «продавать» школу тоже заранее: рассказывайте, какие плюшки ребенок там получит и какие бонусы сулит новая роль. Портфель как у взрослого, общение с друзьями, форма, как у той девочки, что мы видели… Почувствуйте себя крутым маркетологом!

5. Однако проговорить возможные трудности тоже надо, ведь ВЧД необходимо время, чтобы осознать их и подготовиться к ним.

6. В первое время максимально разгружайте ребенка: минимум балетов и спортивных гимнастик, шахмат и театральных кружков. От походов в театры, цирки и прочие гости лучше отказаться. И если есть возможность, прогуливайте школу раз в неделю — кажется, записки от родителей еще никто не отменял?

Не делать домашку до ночи и разок сбежать с уроков

И вот ребенок уже окончил первый класс, второй, подружился с ребятами, привык к учителю, и вы вдруг столкнулись с проблемами в обучении.

Как правило, ВЧД учатся хорошо, ведут себя прилично и не доставляют проблем педагогам и родителям за счет своей высокой организации и умения следовать правилам, соблюдать границы. «Легко вам говорить, у вас идеальный ребенок», — машут руками родители других детей.

Однако в таком случае нужно внимательно отнестись, какой ценой ваш «идеальный ребенок» добивается хороших результатов. Ведь порой (точнее, довольно часто) наши высокочувствительные дети становятся перфекционистами: сутками просиживают за учебниками и заполняют учебой все свободное пространство, боясь допустить ошибку или не выучить правило. И как бы ни было приятно получать положительные отзывы на родительских собраниях в конце четверти, очень важно остановить ВЧР в его перфекционистском рвении.

Как это сделать?

Говорить о балансе, расстановке приоритетов и жизни вне школы.

Рассказать, как вы сбегали с уроков, и устроить ему такой же интересный «побег».

Отговорить сделать домашку и пойти всем вместе есть мороженое в парк и кататься на карусели до ночи.

Это страшно делать, но «если мы сейчас не услышим первого соловья, то опоздаем на всю весну».

Опять двойка?

Однако не все ВЧД становятся отличниками. Как и другие дети, они разные по характеру, личным особенностям, и успехи в школе у них тоже неодинаковые. Здесь самое главное:

Установить причину неудач. Прямой разговор не всегда поможет, хотя попробовать не помешает. Если не сработало, переходите к плану Б — наблюдайте.

Если ребенку скучно учиться, что является самой распространенной причиной, то вы с легкостью поможете ему, окунувшись с головой в учебный процесс и расцвечивая школьные предметы новыми красками. Историю почитать в художественной книжке. Дополнить контурные карты путешествиями. Ставить дома физические или химические опыты. Собирать гербарии, посещать музеи. Да мало ли на что способна ваша фантазия!

Другой, более глубокой причиной может стать страх неудачи. Знаете, такая защитная реакция на критику или стыд… Мол, если я что-то делал и не получилось, то я «сам дурак». А если не делал и не получилось, так это я ж и говорю — не делал. Здесь тоже помогает вовлеченность родителей, но более длительная, аккуратная. Поднимать самооценку пункт за пунктом, осваивать предмет один за другим, вместе, по шажочку. Не волнуйтесь, что остальные дети учатся сами, а вы «воспитываете такого несамостоятельного ребенка». Вашему просто нужно чуть больше места для разгона. Он немного потеряет на старте, зато потом поедет сам и быстро. И неизвестно еще, кто на финише окажется первым!

Конечно, эти рекомендации экологичны и не повредят всем детям, просто для ВЧД они могут оказаться более важными, так что просто обратите на них чуть более пристальное внимание.

Удачи со школой!

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Психолог, в которого очень верят друзья. Мама, в которую очень верит сын. И автор, который очень верит, что пропуская через себя и перемалывая внутренним блендером факты, чувства и эмоции, можно создать новое эксклюзивное авторское блюдо.

Другие статьи автора
новые старые популярные
NinaK

Еще совет от «ветерана»: старайтесь по возможности поменьше общаться с мамами одноклассников вашего ребенка, не регистрируйтесь в родительских чатах, на родительские собрания желательно ходить не маме, а папе, потому что атмосфера: «У моего ребенка не получается писать букву «к» и мы просиживаем по 2 часа над прописями», «Сейчас такое время, что все дети/родители должны…», «Вы должны приложить все усилия, чтобы ребенок», «Давайте купим нашим детям/повезем/запишем наших детей на…» и «Как я замотивировала моего ребенка учиться читать на древнехалдейском, и от этого он сразу стал хорошо решать примеры и убирать за собой грязную посуду» могут даже обычного родителя превратить в невротика.… Читать далее »

Нина, я бы даже всем это посоветовала. Тут и с буйволовой кожей можно двинуться ))

Ольга Алексеева

Ох, как не хочу, чтобы сын проходил через то, что прошла я. У нас ввели новую фишку: стали скрывать, какой учитель набирает конкретный первый класс

А разве это законно?

Ольга Алексеева

Не знаю.

Похожие статьи