Книга Дженет Дж. Войтиц «Взрослые дети алкоголиков: семья, работа, отношения» была издана в 1980-е. В США она считается одной из авторитетнейших работ в этой области. Автор рассказывает, что хотя ее труды стали очень популярны, поначалу ни издательства, ни книжные магазины не верили в успех книги. Но людям, выросшим в семьях алкоголиков, ее книги оказались очень нужны, они помогали им лучше понять себя.

По мысли автора, основная проблема взрослых детей алкоголиков (ВДА) такова: у них нет представления, что такое норма, они не понимают, как ведут себя люди в нормальной семье, поэтому им сложно и создать семью, и сохранить ее. Детство в деструктивных семьях отражается не только на собственной семье, но и на всех отношениях этих людей, в том числе и на работе: они редко доводят дело до конца, часто говорят неправду, даже если в этом нет необходимости, не уверены в себе, не умеют отдыхать и веселиться.

Дженет Дж. Войтиц утверждает, что человек, выросший в семье алкоголика, в детстве не чувствует себя в полной мере ребенком: отсутствие «тыла» делает невозможной настоящую детскую беззаботность. Ребенок не знает, чего ждать от своих родителей: проявления любви без понятных для ребенка причин сменяются придирками, криками и руганью. Когда такой человек вырастает, он пытается манипулировать другими, потому что видел, как это делают его родители.

В результате, при отсутствии полноценного детства, такой человек не может и стать по-настоящему взрослым. Не имея примера нормальных отношений, он не знает, как правильно реагировать на те или иные ситуации. Будучи лишен должного внимания в детстве, он все время боится, что его отвергнут и бросят (это касается и близких отношений, и работы).

Дженет Дж. Войтиц предлагает своим подопечным — взрослым детям алкоголиков — перестать думать о том, что такое норма (потому что в семейных отношениях «норма» — это миф), и просто рассуждать, какое поведение функционально, то есть ведет к желаемому результату, а какое дисфункционально, то есть еще больше усложняет ситуацию. Им нужно постепенно избавляться от комплексов: не зависеть от мнения окружающих, не бояться признаться, что они чего-то не знают или не умеют, учиться всегда говорить правду, а главное — относиться и к самим себе, и к сложившимся ситуациям с юмором.

Журналист Татьяна Кириллина поговорила об основных идеях книги Дженет Дж. Войтиц со специалистом в области психотерапии и наркологии — протоиереем Григорием Григорьевым.

Протоиерей Григорий Григорьев — психиатр, нарколог с 30-летним стажем практической работы, автор многочисленных публикаций. Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, член коллегии Синодального отдела по социальному служению и благотворительности, сопредседатель Александро-Невского общества трезвости, декан факультета и заведующий кафедрой психологии Русской христианской гуманитарной академии, директор Международного института резервных возможностей человека. Настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Выборгской епархии.

Протоиерей Григорий Григорьев

Этиловая субкультура

Отец Григорий, существует ли, на ваш взгляд, необходимость выделять взрослых детей алкоголиков (ВДА) в особую группу?

Теоретически можно выделить их в группу. Если верить статистике советских времен, 80% детей алкоголиков не принимали спиртные напитки, у них было резко отрицательное отношение к спиртному, потому что они насмотрелись на родителей. А вот внуки гораздо чаще становились алкоголиками — 60-70%, поскольку они уже не видели (или не так часто видели) пьяными дедушек и бабушек. В советское время было распространено мнение, что в результате алкоголизма происходит повреждение генетического кода, что это наследственное заболевание. Последние данные генетики показали, что генетический код не повреждается ни алкоголем, ни наркотиками — это болезнь социальной среды.

Геннадий Онищенко, в прошлом главный государственный санитарный врач Российской Федерации, говорил о сложившейся в России «этиловой субкультуре нивелирования жизненных трудностей». Действительно, существует субкультура всеобщего пьянства, уверенности, что без спиртных напитков невозможен праздник и веселье. Вспоминается старый советский анекдот. Человек вступает в партию, его спрашивают: «Ты сможешь бросить курить, если партия прикажет?» — «Конечно, смогу!» — «А пить сможешь бросить?» — «Да, смогу!» — «А жизнь сможешь отдать за партию, если потребуется?» — «С радостью отдам: зачем мне такая жизнь нужна?». Убеждение, что без выпивки полноценная жизнь невозможна, проникает даже в церковную среду: часто от священников можно услышать, что непьющие люди — какие-то «неправильные», «не наши».

Предположим, многие ВДА не пьют. Но означает ли это, что у них нет проблем?

Разумеется, нет. Они могут быть невротиками. Раньше пословица была: «Сколько водки выпито, столько слез пролито». Поскольку такие дети находятся в постоянной ситуации стресса, это может проявляться в виде различных заболеваний и поведенческих отклонений. У детей алкоголиков в раннем возрасте часто бывает ночное недержание мочи — энурез, различные страхи, заикание, синдром повышенной двигательной активности.

Существуют ли какие-то специфические отличия детей алкоголиков от тех, у кого были другие трудности и испытания в детстве (развод или смерть родителей, тяжелая болезнь брата или сестры)?

Принципиального отличия нет. Любые неблагоприятные обстоятельства, стрессовые состояния могут дать те же проблемы. Но алкоголизм родителей — постоянно действующий стресс. Все остальные стрессы, как правило, эпизодические. Важно понимать, что хотя жизнь с родителями-алкоголиками по определению вредна для ребенка, повреждения происходят не в результате пьянства родителей как такового, а в результате того, что ребенок находится в стрессовой ситуации.

Автор книги «Взрослые дети алкоголиков: семья, работа, отношения» утверждает, что дети, выросшие в семьях алкоголиков, обречены на сложные отношения с социумом, поскольку не знают, что такое нормальные отношения. Можно ли вырваться из этого круга?

В этом есть большая доля правды, но такая постановка вопроса — можно или нельзя вырваться — мне не близка: человек может всегда, если захочет. Есть немало примеров, когда сами алкоголики вырвались и вытянули своих детей. Все аддикции, к которым принадлежит и алкоголизм, имеют духовно-нравственный характер, затрагивают душу и тело. Невозможно выйти из неблагоприятного в духовном смысле состояния, если не появятся более высокие духовные ценности. Христос говорил: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6:33). Если человек наведет навигатор своей души на Царствие Небесное, он сможет выйти из любого состояния.

Важно, конечно, взять правильный духовный вектор, потому что состояние опьянения или наркотического кайфа — это духовное состояние. Вспомните, когда на апостолов в день Пятидесятницы сошла благодать Святого Духа, их заподозрили, что они напились вина. А Петр ответил им, что третий час дня, а иудеи в это время не пьют.

Само состояние опьянения — «хорошее», важно только, каким путем оно достигается. Человек может быть пьян от любви, от радости. И состояние алкогольного опьянения на определенном этапе вызывает приятные ощущения, но внешний алкоголь только отчасти похож на внутренний. Радость в результате опьянения — это иллюзия, она сродни состоянию прелести. Это подделка. Господь предлагает Адаму некий план — трудиться в райском саду, пребывать в постоянном богообщении, а потом, в завершение — вкусить плодов с древа познания добра и зла. Змей сказал: «Да не надо ничего делать, никакой сад обрабатывать, поедите плодов — и будете как боги», то есть «обучение» сразу заканчивается получением диплома. Так и пьющий человек: вместо того чтобы испытывать радость в результате какой-то деятельности, проще сразу внутрь что-нибудь «забросить» — и все, больше ничего делать не надо.

Кстати, духовная жизнь должна начинаться со встречи с Богом, а у нас часто человеку предлагают сначала изучить собственные грехи. Некоторые, осознав свою греховность, даже могут впасть в депрессию. А на самом деле все грехи, все духовные немощи должны исчезать по мере приближения к Богу.

Включить двигатель радости

Действительно ли у ВДА есть специфические проблемы: на работе они вечно боятся увольнения, в личной жизни — не в состоянии строить отношения с противоположным полом, создавать крепкие семьи?

Я бы все проблемы свел не к алкоголизму, а к отсутствию духа любви. Не важно, с чем это связано. Если родители любят друг друга, то дети будут счастливы, какие бы трудности и испытания ни выпадали на их долю. А если любви нет, то это будет сказываться на детях: они будут неконтактны, недоверчивы. К таким людям всегда будет нужен особый подход, чтобы растопить лед их душ…

Бывает, что выросший без любви человек готов идти за кем угодно, если ему эту любовь пообещают, критический взгляд у него отсутствует.

Несомненно. Но они могут светиться только отраженным светом, сами не загорятся, и поэтому будут только охлаждать тех, кто их любит. Поэтому им нужно самим научиться разводить костер своей души.

Человек так рожден — на одну отрицательную эмоцию ему нужно семь положительных. В центральной нервной системе человека гормонов радости вырабатывается в семь раз больше, чем гормонов стресса. Дети, которые выросли без любви, не понимают, что такое «двигатель радости», он у них не включался. Это включение возможно только при встрече с Богом, психолог в этом полностью не поможет. Психолог может помочь, только если укажет человеку путь к Богу, а иначе это будет просто зависимость одного человека от другого.

Был ли у вас какой-то опыт работы с детьми алкоголиков?

Ко мне приходят с конкретными проблемами: ночное недержание мочи, страхи, раздражительность. Это дети тех, кто пришел на лечение, и они успешно восстанавливаются. У меня не было детей, родители которых продолжали пить: детей приводили только излечившиеся.

А среди взрослых пациентов были те, у кого в прошлом — жизнь с родителями-алкоголиками?

При существующих объемах и потоках я эту группу не выделял. Мне важно не определить причину невроза, а научить человека думать о хорошем, когда плохо, искать положительные эмоции, накапливать их в своей памяти. В момент стресса, если человек будет думать о хорошем, хорошее и произойдет; о плохом — соответственно. Во время шторма нужно уметь паруса ставить и руль направлять или плавать хотя бы уметь. Надо уметь отрицательные факторы превращать в положительные.

А причины искать — ну, наверное, если бы больных было раз в сто меньше, можно было бы и в причинах покопаться. Но это носит больше научный интерес, а я практик, мне важно человека из стрессового состояния вывести. Важно помочь человеку вернуть образ и подобие Божие. Когда Адам пал, любовь к Богу у него исчезла. А как только исчезла любовь к Богу, исчезла любовь к самому себе, ее заменила забота о мнении окружающих.

Движение к Богу начинается с восстановления любви к самому себе, и только потом появляется любовь к ближнему.

Не созависимость, а невроз

Сейчас много говорят о созависимости членов семей алкоголиков. Можно ли в случае ВДА говорить о созависимости?

Я считаю, что проблемы созависимости не существует, этот термин придумали психологи. То, что принято сейчас называть созависимостью, полностью укладывается в понятие «невроз». Надо невроз лечить, и все. Когда мы ставим диагноз «невроз», мы не добавляем к этому диагнозу причину заболевания. С точки зрения нарколога созависимые — это когда вся семья пьет. А если муж пьет, а жена и дети плачут, какие же они созависимые? В международной классификации болезней такого диагноза нет. А теперь повсеместно в церковных обществах трезвости «оказывают помощь созависимым», то есть собирают людей, которые никогда не пили, и перед ними произносят проповеди о вреде алкоголя. Получается, пьяниц лечить сложно — будем «лечить» их жен, матерей и детей. Кто-то грешит, а кто-то, видите ли, созависимый.

Понятно, что близкие страдают, но это не значит, что они грешат вместе с родственником-алкоголиком. Особенно меня умиляет, когда членов семей алкоголиков убеждают, что надо с ними действовать «жестче». Но ведь только самоубийца станет противодействовать шизофренику в стадии обострения, а алкоголик в агрессивном состоянии — это примерно то же самое.

Задача родственников — не «воспитывать» сумасшедшего, которого покинул здравый рассудок, а сохранить собственные жизнь и здоровье.

То есть вы считаете, что у ВДА, по сути, нет каких-то особых проблем, отличных от проблем людей других групп.

Дело в том, что в данной группе заметны только те, кто не смог адаптироваться. Тех, кто адаптироваться смог, никто не видит, они не будут приходить и рассказывать: «Вот, у меня родители пили, а я стал тем-то и тем-то, и в семье у меня все хорошо».

А почему такая скрытность?

Да они просто забудут про все это! Поэтому говорить о том, какой процент детей алкоголиков испытывает трудности во взрослой жизни, а какой нет, просто невозможно.

И все же — что стоит знать человеку, выросшему в семье алкоголиков, и его близким, чтобы вовремя справляться с возникающими проблемами?

Чтобы проблем не возникло, нужно больше положительных эмоций: человек их недополучил, в детстве он был обворован. Причем надо ему самому учиться «охотиться» за такими эмоциями, но взрослому это сделать гораздо труднее, чем ребенку. Тут можно вспомнить завет Иисуса Христа: «Будьте как дети». Это работает.

Беседовала Татьяна Кириллина

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные

Слишком упрощённый взгляд на проблему у Григорьева, имхо. Видимо дело в том, что у него другой контингент на приёме. На мой взгляд, с папой-алкоголиком в анамнезе, ВДА существует, как отдельная группа и проблемы у ВДА есть свои — специфичные. И не лечиться это просто радостью и хорошими мыслями.
Ещё, мне показалось, что он (протоиерей) слегка увиливает от ответов.
Согласна только в одном (хотя Григорьев прямо и не пишет) — без Бога выхода нет. Только Он источник любви. И пока не встретишься с Ним, всё будет из пустого в порожнее.

arinich

«…в данной группе заметны только те, кто не смог адаптироваться» — остальные просто не выносят свои проблемы на широкую публику. Со стороны всегда кажется, что люди живут нормально. Заметно становится, когда человек попадает в клинику с депрессией, или кончает самоубийством, или спивается и т.д. Отец Григорий говорит с точки зрения психиатра, работающего с алкоголиками. Тема ВДА для него незнакома («У меня не было детей, родители которых продолжали пить: детей приводили только излечившиеся.»). Т.е. это не его тема совсем, тем более что касается взрослых, выросших в алкогольных семьях — «обычных» с виду людей, которые к нему НЕ приходят. Поэтому совет лечить… Читать далее »

Mariya_Ya

Радость, как любовь — либо она есть, либо нет ее. ИМХО. Хотя и то, и другое как умения можно в себе воспитывать. И все-таки, покажите мне человека, которому помог этот совет-прибаутка: «чтобы жить и радоваться, надо, во-первых, жить, во-вторых, радоваться». Когда мне от стресса и тревоги хотелось себя сожрать заживо, никакие «положительные эмоции» я из себя вытащить не могла. Когда на душе больно, от любых житейских радостей тошнит. Может, уважаемый протоиерей просто не испытывал ничего подобного. Хотя мне помог именно Господь через Причастие, но это была, так сказать, трансцендентная помощь. Хотя многое из слов Григорьева мне нравится, да. Например, его… Читать далее »

Похожие статьи