«Какая святая земля. Даже страшно ступать по ней. Во всей России нет места более древнего и священного». О. Сергий Булгаков День сегодняшний богат всевозможными праздничными датами. Выбирай на вкус. Хочешь – отмечай день ВМФ России. Хочешь – празднуй 1025-ую годовщину крещения Руси. А можешь тихо вспомнить о равноапостольном князе Владимире. И есть на свете одно место, которое вмещает в себя все три вышеупомянутых одновременно. Имя этому месту – Севастополь. Легендарный город русских моряков, место крещения самого князя Владимира, город-памятник, умеющий сочетать в себе славу тех, кто не работает, а служит: воинов и священства. Памятник св. равноапостольному князю Владимиру. На заднем плане – Свято-Владимирский собор (справа) и храм семи мучеников Херсонесских (слева) У меня с сегодняшним праздником свои личные, так сказать, отношения. Я не историк, плохо разбираюсь в хитросплетениях генеалогического древа Рюриковичей, знания мои уходят корнями скорее в глубокое детство, когда мама или бабушка пересказывали мне перед сном интересным и доступным языком то, что интересовало их самих: начиная от Ветхого Завета и заканчивая очередными научными статьями из журналов. Кроме всего прочего, родители всегда подбирали прекрасные материалы по гуманитарным предметам и сами могли провести увлекательные экскурсии. Помню даже, экскурсовод в Эрмитаже очень благодарила мою маму за то, что узнала кое-что новое об экспонатах. Так случилось, что наша родовая «усадьба» находится рядом с тем самым заповедником «Херсонес Таврический», и для меня эти земли, эти развалины и раскопки, запах выгоревшей травы и горячей земли, смешанный со смолистым ароматом хвои, слегка солоноватый ветер и высокое крымское небо – это часть и моей личной истории. Я пребываю в ней, и она во мне. План-реконструкция Херсонеса Рассказывая о Херсонесе, я не претендую на историческую полноту, просто хочу провести вас по любимым улочкам старого города и поделиться своей искренней любовью к этому месту, показать его дух. О самом Севастополе можно говорить долго и с упоением, и я как-нибудь соберусь с силами и займусь этим делом, а пока ограничимся одним маленьким кусочком этой славной земли – Херсонесом Таврическим. В переводе с греческого слово «Херсонес» означает «полуостров». А Таврикой (или страной тавров) эллины называли территорию, соответствующую нынешнему южному берегу Крыма. В своё время на территории нынешнего Севастополя располагалась греческая колония Херсонес (он же Корсунь, он же Херсон, он же Сарсона). Названий так много, потому что кому только не принадлежал этот сказочный город. И Римской империи, и Византийской, и Османской, и Российской. В первом веке Плиний Старший пишет: «На самом перешейке полуострова Гераклея — Херсонес, которому дарована свобода римлянами; он раньше назывался Мегарикой и был самым блестящим пунктом на всем этом пространстве, благодаря сохранению греческих обычаев». И уже в I веке нашей эры на полуострове появляются первые христиане. В Херсонесе проповедовал апостол Андрей Первозванный. Здесь же принял мученическую кончину святой Климент, папа Римский (дело было до разделения церквей, так что сей святой муж апостольский прославляется и чтится и в православной церкви). В ссылке от голода здесь умер святой Мартин Исповедник, тоже Папа Римский. Памятник св. апостолу Андрею Первозванному Фото Памятник св. апостолу Андрею Первозванному Можно сказать, что для тогдашней империи Херсонес был чем-то вроде Магадана. Как и подобает глубокой провинции, бомонд ей не докучал, и уж если и забредал туда какой проповедник — то только или от огромной любви, или от огромной необходимости. Между тем, сам город жил активной жизнью (о чём свидетельствуют раскопки на территории современного историко-археологического музея), торговали, печатали серебряные деньги, вели активную внешнюю политику, занимались рыболовством, земледелием, время от времени вели войны. Можно сказать, что спокойно эти места не жили никогда, постоянно оказываясь вовлеченными в различные военно-политические «разборки». Вот и князь Владимир не с дружестенным визитом пожаловал в Корсунь, как называли этот город в дневнерусских летописях. Город открыл для князя свои ворота только после многомесячной осады. Владимир требовал руки царевны Анны, сестры императоров Василия и Константина, угрожая, что если не будет выполнено это условие, он займёт Царьград. Акт, надо сказать, чисто политический. Насколько я понимаю, тогдашняя Русь для геополитической ситуации была чем-то вроде Америки времён Второй мировой. Молодое государство, далёкое от внешних передряг, находящееся где-то очень далеко. Оно может помочь войском, деньгами, силой. Но отдавать туда царевну? Однако, царевну всё же решено отдать замуж, но при условии, что сам Владимир сначала примет крещение. Имя Василий было выбрано неслучайно – в честь восприемника, императора Василия II. В. М. Васнецов «Крещение Руси» Идея увековечить место крещения Владимира впервые была озвучена в 1825 году и принадлежала она главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А. Грейгу. Именно по его инициативе в Херсонесе в 1827 году были проведены археологические раскопки под руководством К. Крузе, в результате которых были обнаружены руины древних христианских храмов, и среди них — остатки крестоподобной в плане церкви в центре главной площади города. Недалеко от этого места был обнаружен баптистерий, а в 1997 году была освящена памятная беседка. На переднем плане справа – баптистерий Баптистерий А в «Повести временных лет» упоминается Соборная площадь: «Посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают ученые, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного события. Так что предполагается, что именно в этой базилике и был крещён князь. В 1850 году на территории Херсонеса была организована Свято-Владимирская обитель, а в 1861 году состоялась торжественная – в присутствии императора – закладка собора в честь, конечно же, святого равноапостольного князя Владимира. Херсонес Таврический. Владимирский собор. 1880 г. Херсонес Таврический. Владимирский собор. 1880 г. Херсонес Таврический. Владимирский собор, Нижний храм, 1880 г. Херсонес Таврический. Владимирский собор, Верхний храм, 1880 г. Во время революции территория обители была передана историко-археологическому заповеднику «Херсонес Таврический», в здании собора были расположены экспонаты. И сейчас здания бывшего монастыря принадлежат музею. Во время Великой Отечественной войны, когда практически весь город был уничтожен во время боевых действий, сильно пострадал и сам собор. До конца прошлого столетия храм представлял из себя типичную для нас картину: развалины, поросшие деревьями, служащие развлечением для местной детворы и туристов. Развалины! Интересно же туда залезть, поизучать… В 2000 году, к счастью, начались восстановительные работы, и уже в 2004 году в Херсонесском Свято-Владимирском соборе состоялось праздничное богослужение. За годы советской власти Херсонесский заповедник превратился в один из крупнейших научно-исследовательских центров, стал базой, где ведут исследовательскую работу ученые-археологи всего мира и проходят практику студенты университетов. Систематические раскопки помогли восстановить историю древнего города-государства.