История христианства знает немало женщин, к которым прилагается эпитет «первая»: первая проповедница, первая мученица, первая блаженная. Несомненно, святая Лидия — одна из этих женщин. Ее «определение» — первая европейская христианка, принявшая слово о Христе от самого апостола Павла. Существует два варианта жития, по одному из которых Лидия доживает свой век в добром здравии и благополучии, а по второму — принимает мученический венец. Героини двух этих историй живут с разницей в несколько десятков лет и в разных географических точках — но каким-то удивительным образом считаются одной и той же женщиной. *** История жизни святой Лидии — это история сначала беспрерывного поиска Истины, а после — твердой и непоколебимой уверенности в Истине обретенной, невозможности жизни без нее. Когда-то давно знатная и успешная уроженка города Фиатир по имени Лидия была язычницей, однако поклонение божеству по имени Аполлон, одному из многочисленного древнегреческого пантеона, не принесло ей удовлетворения и чувства истинности этой веры. Вдумчивый и скрупулезный поиск привел женщину к монотеизму, вере в Единого Бога и, следовательно, иудаизму. Однако Ветхий Завет сменяется Новым — и в Филиппы, город в Македонии, где жила Лидия, приходит апостол Павел со своими спутниками. Интересно, что изначально Павел, Сила, Лука и Тимофей вовсе не собирались посещать эти места, их пусть лежал в Вифинию. Однако все планы изменило некое ночное видение, о котором говорится в Деяниях так: «И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что вызывал нас Господь благовествовать там». По приходу в эти места апостолы проповедовали за городом, на берегу реки. В числе слушателей оказалась и местная жительница Лидия, которая, услышав проповедь Павла, наконец-то нашла и приняла Истину всем своим сердцем. Женщина просит апостола крестить ее, что тот без промедления и делает, положив таким образом начало христианизации новой, европейской части света. На предполагаемом месте крещения Лидии на реке Ангит устроен баптистерий и построена часовня. После совершения таинства Лидия просит апостолов пожить у нее в доме, и после долгих уговоров («если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите») те входят под кров ее жилища. Сюда же Павел и Сила вернутся из темницы, ободранные и избитые — и двери дома Лидии распахнутся перед ними так же гостеприимно, как и раньше: однажды приняв учение Христа, женщина принимает его не только в пурпуре и багрянице, но и в рубище. Кстати, о пурпуре. Это — отдельная строка жития святой, ведь Лидия была известна по всей Македонии именно тем, что успешно торговала тканью, поставляя ее из своего родного города Фригии знатным и богатым гражданам в Филиппах и окрестностях. Торговля шла успешно (в частности, благодаря способу окраски: в отличие от Тира, где пурпур красили с помощью моллюсков, Фригия поставляла ткань, окрашенную с помощью корня растения марена красильная), благосостояние множилось, все активнее росли и укреплялись деловые связи Лидии за пределами Филипп. Все это способствовало тому, что слово Божие распространялось все дальше и дальше сначала по Македонии, а потом и по Европе — ведь Лидия, наконец-то найдя Истину, стала проповедовать о ней всем, кто мог и хотел ее слышать. Конечно же, начала святая со своих домашних — и все ее семейство, все домочадцы приняли крещение и новую веру, стремясь с той самой минуты во всем служить Христу словом и делом. Нет, семья не отказывается от прибыльной торговли — но ведь и раньше эта работа не была для Лидии самоцелью, в женщине не было страсти наживы, роскошь и благополучие не порабощали ее разум и душу. Так и теперь, продолжая свой бизнес, Лидия не подчиняется ему, а напротив, ставит его на службу своей вере и возможности проповедовать. Помогает бедным женщинам, жертвует деньги на нужды основанной апостолом первой в этой местности христианской общины. Так, в трудах, заботах и радости, мирно протекает ее земная жизнь. И вот тут начинается вторая история, второе житие, которое нужно попытаться совместить с первым. Лидия, ее муж Филлит и двое их сыновей, Македон и Феопрений, приведены на допрос к гонителю христиан императору Адриану (император римский! Может быть, он покупал у Лидии пурпур, так и узнал об этой женщине — как иначе объяснить эту географическую неувязку?) В ходе целого богословского диспута, устроенного в процессе допроса, Адриан потерпел жестокое поражение и велел отправить узников на суд в Иллирию к военачальнику Амфилохию, который, ничуть не церемонясь, сразу просто-напросто приказал подвесить прибывших людей на дереве и строгать их тела, а потом бросить в темницу. Ночью к семейству Лидии явился ангел и ободрял страдальцев, так что наутро те снова были исполнены сил и радости. Амфилохий повелел бросить их в котел с кипящим маслом, но едва это было исполнено, как масло моментально охладилось. Это чудо произвело на военачальника такое впечатление, что он сам вошел в этот же котел со словами «Господи, Иисусе Христе, помоги мне!». Весть о происходящем достигла ушей императора Адриана, который тут же прибыл в Иллирию в настоящей ярости. Он повелел греть все тот же котел с маслом на протяжении недели, а потом снова бросить туда христиан — на сей, раз уже вместе с Амфилохием. Конечно же, кипящее масло не причинило мученикам никакого вреда, хотя котел стоял на полыхающем огне. Адриан был посрамлен и предпочел за лучшее уехать обратно в Рим, а святые, усердно и радостно помолившись Богу, отошли в Его селения. *** Ряд странных неувязок, начиная от двух житий и заканчивая странными алогичностями второй истории (ярый гонитель христиан просто пристыжено уезжает, а оставшиеся невредимыми святые после этого мирно умирают и получают статус мучеников), мог бы поколебать уверенность в истинности этого жизнеописания. Однако здесь важно увидеть и понять вовсе не четкую логику повествования, а те немаловажные моменты, о которые в христианстве спотыкаются многие. Во-первых, Лидия, будучи замужней женщиной и почтенной матроной, воспринимается как полностью самостоятельная и полноправная личность: и в деле проповеди, и в делах торговли. Во-вторых, эта самая торговля, приносящая стабильный и хороший доход, не рассматривается как нечто греховное или противопоказанное христианину. И, наконец, самое главное. Не такое «утилитарное», но неимоверно, несказанно чудесное: вся та громокипящая христианская Европа, с ее мрачной готикой, цветистыми красками, пылающими кострами Инквизиции и нежными ликами ангелов родилась в 50 году в небольшой речке у города Филиппы в минуты крещения местной жительницы по имени Лидия.