Из чего только сделаны мальчики? Из чего только сделаны мальчики? Из улиток, ракушек И зеленых лягушек. Вот из этого сделаны мальчики! Из чего только сделаны девочки? Из чего только сделаны девочки? Из конфет и пирожных И сластей всевозможных. Вот из этого сделаны девочки! С. Я. Маршак Предметом очередного исследования службы СРЕДА стал Всероссийский проективный тест, основанный на отождествлении себя с одним из характерных персонажей в школьном классе. С этой целью в рамках Всероссийского репрезентативного опроса (полевые работы: ФОМ-Пента, выборка 1500 человек) каждому респонденту демонстрировалась картинка (отдельные изображения для мужчин и для женщин) и предлагалось ответить на вопрос: «Представьте, что Вы снова школьник. Посмотрите на картинку: кем из нарисованных на ней учеников Вы бы, скорее всего, оказались?» В декорациях школьного класса закодирован срез российского общества. Кого бы выбрали Вы? В ходе теста были использованы следующие иллюстрации. Персонажам были присвоены следующие названия: № 1 — «У доски», № 2 — «Отличник», № 3 — «Хулиган», № 4 — «Помощник», № 5 — «Работник», № 6 — «Пассивная субкультура», № 7 — «Шут», № 8 — «Спящий», № 9 — «Наказанный», № 10 — «Альтернативный лидер», № 11 — «Индивидуалист», № 12 — «Опоздавший». Значимее всего различаются ответы мужчин и женщин. Самые сильные отличия касаются следующих ролей: мужчины вдвое чаще «хулиганы», «альтернативные лидеры» и «пассивные», втрое чаще «спят», «опаздывают» и «наказаны». Женщины вдвое чаще ассоциируют себя с «работниками», втрое чаще с «помощниками». У первых достаточно широко представлены «независимые» и «отрицательные» персонажи, в том числе «хулиганы». Среди мужчин чаще встречаются «альтернативные лидеры» (16%), «хулиганы» (11%), «спящие» (6%), «пассивные» (5%), «опоздавшие» (3%) и «наказанные» (3%). Психологические роли мужчин более разнообразны, в то же время они чаще затруднялись с ответом. Мужчины: Образование и работа. Выбор школьных персонажей можно связать с уровнем образования и сферой занятости. Так, опрошенные мужчины вдвое чаще, чем женщины, получили профессиональное образование в ПТУ, а также трудятся в качестве рабочих. По данным опроса, именно в среде рабочих сконцентрировано большое количество «хулиганов», особенно в сферах промышленного производства и строительства, которые, как известно, являются сугубо мужскими сферами, и это тоже подтвердил проведенный опрос. Впрочем, хулиганам живется несладко: они реже всех соглашались с утверждением «я счастливый человек». Согласно полученным данным, мужчины чаще женщин занимают руководящие роли, являются индивидуальными предпринимателями. При такой работе популярность персонажа «альтернативный лидер», т.е. «лидерская» роль, не только оправдывает себя, но и помогает формировать свою идентичность как управленца. У мужчин к этому больше предрасположенности, чем у женщин: опрос показал, что первые чаще уверены в своих силах и говорят, что «способны начать свое дело, вести самостоятельный бизнес». В целом, мужчины доминируют в следующих трудовых сферах: руководители, рабочие, индивидуальные предприниматели, промышленное производство, строительство, правоохранительные\силовые органы. Женщины чаще выбирали социально одобряемые роли, из 12 персонажей класса им наиболее близки четыре: «работницы» (31%), «помощницы» (14%), «отличницы» (11%), персонаж «у доски» (11%). Женщины: Образование и работа. Свою роль «отличниц» женщины подтверждают: среди них больше тех, кто имеет высшее образование. Интересно, что отличницы чаще работают в сфере услуг и торговли, а помощницы, помимо перечисленных сфер, часто встречаются в сфере здравоохранения. По результатам опроса, это все эти трудовые сферы — преимущественно женские, наряду с общепитом, сферой образования и здравоохранения. «Отличники» сдают демографию «на отлично» — этот персонаж себе чаще выбирали те, у кого трое и больше детей. В отличие от несчастных «мужчин-хулиганов», собирательный образ «женщин-отличниц-с тремя детьми-и высшим образованием» выглядит привлекательнее. Кроме того, в группах многодетных, женщин и отличниц чаще разделяют мнение «Я счастливый человек». Непопулярность персонажа «альтернативный лидер» среди женщин можно связать с тем, что они традиционно не стремятся создавать оппозицию, а выбирают подчиняющиеся роли. Подтверждение тому тот факт, что реже всего «альтернативный лидер» выбирали работники сферы образования, которые в большей степени представлены женщинами. Гендерную ситуацию в России характеризует то, что среди женщин гораздо больше пенсионерок (почти в два раза), чем среди мужчин. Это связано с продолжительностью жизни, которая у женщин больше, и возрастом выхода на пенсию, которая для женщин наступает раньше. Вероятно, именно пенсионерки составляют ту львиную долю участников опроса, которая занимается домашним хозяйством как основной деятельностью. Патриотизм. Мужчины, особенно «спящие» и «альтернативные лидеры», чаще хотят жить в другой стране. «Пассивность» и «сонливость» мужчин можно продемонстрировать на данных о том, что в 2012 г. больше мужчин не ходило на выборы, чем женщин: 30% против 21%. Духовность. Известно, что женщины более религиозны, чем мужчины, и опрос это снова подтвердил, в том числе благодаря «школьным персонажам». Женщины и «помощницы» чаще, чем мужчины, участвуют в благотворительности, хотели бы верить в Бога больше, чем сейчас, благодарны Богу за все, что с ними происходит, чаще ежедневно молятся положенными или своими словами. Соблюдающие пост и соблюдающие Заповеди чаще выбирают «женские» роли «работника» и «помощника», среди них меньше «альтернативных лидеров» и «хулиганов». Что общего? Точки соприкосновения. Вероятно, множество психологических различий, непересекающихся сфер деятельности, разницы в мировоззрении и интересах у мужчин и женщин – это те детали мозаики, которые складываются в красивую картинку, если подойти к этому с умом. При грамотном подходе можно найти точки соприкосновения, общие интересы, общую направленность, вот один несколько таких примеров. Преимущественно женский персонаж – «отличники» и мужской персонаж – «альтернативные лидеры» — чаще готовы участвовать в гражданской работе, в местной самоорганизации, в волонтерских объединениях, а также участвовать в делах благотворительности. Такие виды деятельности вполне могли бы организовать досуг семьи, стать дополнительной общей площадкой, на которой мужчины и женщины могли бы учиться лучше понимать друг друга. Что интересно, среди мужчин и женщин равное количество «индивидуалистов», а также «шутов» — дурачиться мужчины и женщины любят одинаково часто.