На этот раз сразу начну с ужасных откровений – я не люблю молиться. И службу в храме тоже не люблю. Так и не смогла по-настоящему полюбить, хоть все и надеялась на это долгие годы. А еще я не читаю душеполезные книги, Святых Отцов и даже, о ужас, Священное Писание. Новый Завет я прочла несколько раз (когда еще была благочестивой) и хорошо помню, от остального засыпаю. Чего уж врать и притворяться, так есть, и с этим надо жить.

Бог все равно знает об этой моей «проблеме», от Него не скроешь. Но почему-то, чем дольше я живу, тем больше мне кажется, что эта черта моей личности Его совершенно не волнует. И не добавляет отягчающих обстоятельств в мой окончательный приговор. Так что скрывать ее от других не имеет никакого смысла.

Все, что я напишу можно смело оценивать как самооправдание, это оно, по сути, и есть. Потому что я решила, что и дальше заниматься бессмысленным самобичеванием и впадением в ложное смирение в связи с этой вот нелюбовью, – лишь впустую тратить свое и без того весьма ограниченное время. Которое можно потратить на что-то гораздо более полезное и созидательное, чем горесть о недостаточном благочестии (следствием которого является, будто бы, равнодушие и нелюбовь к богослужению). К тому же подобное самобичевание приводит к тоске и унынию, а уж они-то точно не способствуют достойному течению христианской жизни.

Это еще и попытка перестать ненавидеть себя за несоответствие стандартам православного благочестия и найти тот путь, который сможет привести меня к Богу, сделать Его для меня ближе и роднее. И, кажется мне, что не через православное богослужение это мне доступно и не через прочтение молитвослова и священных книг. Так уж вышло. Богослужение – это служение Богу, и разве оно состоит прежде всего из молитвы и песнопений? По-моему, на этот вопрос есть разные ответы. Кому как.

Сразу хочу сказать, что я ничего не имею против православных служб и даже немного завидую тем, кто их любит, для кого они и отдохновение, и польза, кому милы песнопения, кто любит молитву. На самом деле, иногда и я радуюсь молитве (готовой, из книги), порой радуюсь службе (когда долго не была), люблю церковное пение и сам церковнославянский язык. Просто я в какой-то момент поняла, что в глобальном смысле это не мое, не моя стезя. Ходить на службы по необходимости, где-то по долгу, и, конечно, ради Причастия, я могу. Любить их искренне и желать бывать на каждой – нет. В этом пора признаться себе, наконец, и перестать уже ждать, что что-то изменится.

Что я обычно делаю на службе? Молюсь? Как бы не так. Я думаю. Обо всем на свете, а вовсе не о возвышенном и духовном. Иногда я думаю о работе, иногда о детях, иногда о том, сколько денег до зарплаты. Могу думать о беге, о поездках, о людях, да вообще о чем угодно. Думаю ли я о Боге? Или о душе? Очень редко, когда вдруг накатывает. Смешнее всего, что я обычные службы знаю практически наизусть, по крайней мере, неизменяемые части. Память у меня хорошая, и еще я люблю подпевать. Но это знание не только не облегчает мне погружение в молитву, а напротив, делает мое присутствие еще более механическим. Я знаю, о чем поется в данный момент, понимаю в большинстве случаев, о чем говорится в молитвах, и просто пропускаю это мимо, не через себя.

Честно говоря, единственное, что мне по-настоящему нужно на службе – это Причастие. И я, как маленький ребенок, все время жду, когда же, ну когда же уже? Ну зачем все эти проповеди, скорее бы! А если я не причащаюсь, то быть на службе вдвойне тяжело, все время мучит мысль – зачем я здесь сейчас, ради чего? Мне скучно, я не испытываю умиления или благоговения (если только очень-очень редко), не испытываю потребности в и радости от коллективной молитвы.

Зато я испытываю, например, огромную благодарность, восхищение и умиление, даже восторг, когда вижу природу, созданную Богом. Каждую веточку, каждый листик! Поэтому погулять в парке для меня как-то полезнее службы получается иногда.

В общем, я решительно не молитвенник. И в последнее время мне все меньше стыдно за это. Более того, я стремлюсь к тому, чтобы мне вообще не было за это стыдно. Поверьте, есть масса вещей, которые являются для меня гораздо большим поводом для раскаяния. И это все вполне реальные, не надуманные поводы. Есть с чем бороться и что исправлять.

А в отношениях с Богом, как никогда, хочется чего-то более личного, чем посещение богослужений. Мне очень нужен добрый и любящий Отец, которого мне будет жаль огорчить и радостно обрадовать. В последнее время меня преследуют мысли о природе настоящего благочестия, да нет, благочестие  – это даже не то слово… Очень трудно объяснить, но я попробую.

Вот есть у меня муж и дети, и порой я чувствую, что решительно их недостойна. Что они заслуживают лучшего, большего. И не потому, что они так прекрасны и идеальны, нет. Скорее потому, что они во многом лучше меня. Я делаю что-то, чтобы их порадовать, мне нравится, когда они довольны и веселы, цель моих действий именно в этом. Это же любовь, да? И если я не делаю этого, мне стыдно, я чувствую, что не выкладываюсь так, как должна, как желает душа (пусть даже где-то в глубине). А когда был жив мой папа, не было большей радости, чем заслужить от него искреннюю похвалу за какое-то дело, порадовать его своими достижениями.

Так вот, представляется мне, что и в отношениях с Богом должно быть то же самое. Именно таких отношений я хочу и ищу. Их не было никогда, по крайней мере, раньше. С некоторыми святыми, с Пресвятой Богородицей, например, у меня более душевные отношения, чем с Богом. Но это как-то неправильно, я чувствую ущербность. Больше, чем людям, любящим службу и разнообразные молитвы, я завидовала всегда другим – тем, которые вот так запросто могут с Богом поговорить, пожаловаться, поблагодарить, попросить. И кто может делать что-то хорошее, потому что любит Его действительно как родного отца и хочет Его лишь радовать, а не разочаровывать.

Долгое время у меня не находилось слов для искреннего и непосредственного общения с Богом, я действительно могла молиться только книжными словами. Так было легче, так можно было выразить хоть что-то. Это было нечто сродни официальному обращению, на бланке, как положено, с перечислением нужд и грехов по реестру. Искренне возопить получалось только, когда совсем припирало – болезнью телесной или духовной. Что-то стало меняться совсем недавно. Возможно, я не права, но я связываю это именно с отходом от «официальной», книжной части. Все-таки когда ты идешь на службу, пусть и редко, когда твоя душа по-настоящему жаждет, это совсем другое дело. Обращаешься к Богу не потому, что надо правило читать, порядок такой у всех благочестивых, а потому что ты чувствуешь – только Он, только Отец может сейчас тебя понять, помочь, принять не только твою боль, но и твое восхищение и благодарность. Это иное чувство.

Не скажу «уровень», какой уж тут уровень. Я знаю, что у других все иначе, но я-то отвечаю только за себя и за свои личные отношения с Богом. И как оно у других, меня не касается. Возможно, когда-нибудь я полюблю и снова стану читать правила, акафисты и каноны, полюблю ходить на службу, часто и регулярно, но не теперь. Сейчас все по-другому, и слава Богу за это!

Буду ли я ходить на службу и дальше? Конечно, буду, я ведь понимаю, что в некоторой степени это как духовная физкультура, и нельзя отказаться от нее совсем. Буду ли я ее любить? Не знаю. Буду ли я себя ругать и бичевать за то, что не люблю? Нет, теперь нет. Наверное, стоило все эти годы ненавидеть себя за недостаточную благочестивость, корить себя за духовную лень, чтобы наконец обрести свободу и радость хоть иногда говорить с Богом просто так, не по делу, не по долгу, не ради упражнения в благочестии. А потому что он Отец, и тебе хочется, чтобы он тебя одобрил, порадовался твоим успехам, помог и обогрел, обнял и взял на ручки. А ты бы принес Ему то, что можешь сделать сам, – вот, Папа, я старался.

Заглавное фото:patriarhia.ru

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Гоблинище

Знаете, я тоже всегда чувствую близость Бога на природе и еще — в заброшенных храмах. В действующих, на службе — тоже, но не всегда как-то. Надо настроиться. А природа и руины сами настраивают 🙂

Ксания

Наверное, потому, что заброшенные храмы, как правило — старые. В них чувствуется Благодать, та самая, которая присутствует (теоретически) в любом храме. Но там мы ее не замечаем, отвлекаясь на мишуру, на случайных людей, на яркие блестки… А в заброшенных храмах (или в сельских, небогатых, или в строительных вагончиках, любовно украшенных бабушкиными вышивками, на местах будущих соборов…) мы ощущаем ее в друг и в полной мере.
Я люблю сельские храмы, без чрезмерной пышности и большого столпотворения. Я отдыхаю там душой 🙂 И большая радость для меня, отдать свои приношения именно там, где они нужнее всего.

Ольга

Зачем вы это написали? Пусть бы лучше в душе у вас осталось. Этим вы только соблазняете людей. У многих были такие состояния… но с этим нужно бороться. Так нас учат святые отцы

Гоблинище

А мне кажется, хорошо, когда люди делятся друг с другом своим опытом. И молитвенным в том числе. Я тоже не заставляю себя молиться во что бы то ни стало и не корю, когда нет такой горячей молитвы, а просто читаешь текст и все. Бывает, что и есть горячая, но не утром и вечером регулярно, по 15 минут. А бывает — вся жизнь как молитва, каждую минуту 🙂 просто жизнь как любовь. Молитва, мне думается, это не только чтение молитвослова и присутствие на богослужении. Когда человек живет и радуется и славит Бога — это тоже молитва

Кира

Полностью с Вами согласна.

имечко

К сожалению, у меня получается только по пословице " Чем глубже скорбь, тем ближе Бог". По-настоящему молюсь только когда полный аут.

ККК

Человек поделился очень личным, не просил никаких поучений и советов. Кто не захочет соблазниться, за того нечего переживать. Такие состояния были и у святых. А святые отцы не учат, что у каждого свой путь и свои проблемы на нем, решения которых важнее, чем работа "регулировщиком" на чужих духовных дорогах?

olgayeriomenko

Так портал такой. Здесь и не такое напишут. И многие поймут и задумаются. Для кого-тот именно эта статья станет отправной точкой.

Ежик

Вроде того,человек очень любит молится,а Правикову прочитает-и разлюбит? Мысли мне все абсолютно созвучны,и даже хуже- я и Причасия не жду,и несу себя с тем же существенным усилием воли, и с течением времени ничего в лучшую сторону не меняется. По этому поводу не переживаю-после того,как прочитала у Феофана Затворника(вроде)-что такие люди есть. Им не дано увидеть красоту веры, душевное принятие, очень затруднена какая-то "личная встреча",что ли. И все держится только на каких-то волевых усилиях-так надо. Ну вроде своевременного похода к стоматологу,чтобы зубы были в порядке,да простится эта метафора. Ну что ж-есть так есть. Я и правильность веры,по сравнению с гуманистическим атеизмом,… Читать далее »

Гоблинище

А я на Причастие иду, когда жду его. Когда не жду — не иду. Может быть, это тоже неправильно, но как-то так получается лучше, я заметила. Лично мне

Ежик

Если я буду идти,когда жду-я пойду только в случае катаклизмов-"ой-ой,Боже,помоги,может,это поможет". Возможно,если произойдет какое-то очень большое падение. А так-я никогда не жду и соответственно,никогда не пойду.

имечко

Да, я тоже "мозгами поняла" а сердцем не ощутила вначале. Думаю, от склада личности зависит. Рассудочный или чувственный.

Neta

Напрашивается встречный вопрос: а зачем вы читали статью, которая вас соблазняет? Проще сразу отказаться от соблазна и не читать, и этому тоже учат святые отцы. Для других же, судя по комментариям, в статье нет соблазна, а есть личный духовный опыт автора, с которым можно соглашаться или нет, но который в любом случае заслуживает уважения, во-первых, и заставляет задуматься о собственных отношениях с Богом, во-вторых.

Женщина

Вы знаете, смелая статья. Судя по комментариям на Правмире и Вконтакте, многие ее посчитали сооблазнительной.
А мне показалась очень близким и понятным, о чем написано.

Хельга

Действительно, все правильно, чужой духовный опыт может быть соблазном для других людей. Святые отцы учат, что нужно нудить себя на молитву, даже есть цитата:"Царствие Небесное нудится и только нужницы восхищают его", "Без тебя тебя не спасу". Такие состояния бывают у каждого христианина, но вот если они постоянны, вероятно, это для нашего смирения, может и всю жизнь нужно смиренно принимать такое, заставляя себя через силу хоть на какую-то молитву, и Господь за это намерение и усилие и труд даст Свою милость и уберет это состояние нечувствия.

Хельга

Оно, конечно, близко и понятно каждому, это верно, но это, как бы выразиться, следствие состояния души, простите за фарисейство. И это все же преодолевается и не является "нормой", а если Господу угодно держать нас в таком состоянии длительное время, нужно смириться и терпеть, даже есть святые, имеющие особую благодать врачевать такие состояния, это как неверие, оно же тоже временами беспокоит душу, во всяком случае, мою. Аналогично, как неблагодарность — от гордости, такое состояние тоже имеет под собой почву. Простите, не хотелось бы, чтобы комментарий был в духе поучения, просто такое состояние — не новость в Церкви, частое явление и от… Читать далее »

Здесь много меня, прости, Господи…

эмилия

после прочтения статьи сразу после ее публикации здесь я заметила, что комментарии закрыты, и подумала, что это хорошо и правильно. Даже предположила, что это было сделано по просьбе автора. Потому что, мне думалось, автор (кстати, всегда по-хорошему смелая и чистая в своих статьях) понимала, что комментировать по существу здесь не менее "соблазнительно", чем таковой является (если является) сама статья. А потом оказалось, что комментарии были закрыты не намеренно, а по случайности. И я подумала, что случайностей, наверное, не бывает… 🙂 Спасибо автору за искренность содержания и прекрасную форму для нее.

Анастасия

Спасибо за откровенность! Читаю и вижу себя.
Статья великолепная.

Шениа

О таком мне стыдно признаться даже самой себе. А вы просто рассказали. Спасибо вам. Теперь я точно знаю, что не одна такая.

Кристи

Классическая теплохладность, не переживайте. Сейчас об это очень много говорится, тот же Осипов. Но, вот, то,что вы успокоились, конечно, смущает, тут и до "бога в душе" недалеко.

Кира

Вы, явно не внимательно читали.

Neta

Мне кажется, что в какой-то период человек неизбежно начинает желать более искренних отношений с Богом, чем это получается при "правильном" благочестии, потому что какими бы не были молитвы, песнопения, обряды, но они созданы другими людьми, жившими в других условиях, имевших другой духовный опыт. И простое следование традиции в таком случае только уводит от Господа, который открывается лишь тогда, когда человек предельно искренен. Да, есть люди, чей духовный, а иногда просто душевный строй очень созвучен словесным преувеличениям и торжественным красотам византийского Православия, а для кого-то это, наоборот, непреодолимое препятствие. Для таких людей честно сказать: "Господи, прости, я не хочу долго читать… Читать далее »

Neta

Здесь главное не уйти из Церкви, потому что, с одной стороны, нельзя сводить христианство к той исторической форме, которая нам досталась (в конце концов, какое-нибудь африканизированное православие с тантамами и плясками, тоже на любителя), а с другой какая бы форма ни была, главное Христос, который дает нам Себя через Причастие. Для большой поддержкой оказались дневники о.А.Шмемана, я поняла, что могу оставаться в Православной Церкви , даже если мне не слишком близка ее конкретная историческая форма.

Emiliya

Дневники О А.Шмемана- потрясающая книга, и мне очень помогла в свое время. И еще, конечно же, митр.Антоний Сурожский. Его книги искренние, живые, глубокие помогают обрести СЕБЯ настоящего а не прятаться за масками "благочестия" и всего ненастоящего, напускного.

Maria_Francesca

Ух ты! А кто это такой?

имечко

В свое время владыка Антоний помог мне понять,что вера — это не палка с гвоздем для извращенцев, а то, без чего какие-то особо трудные моменты жизни просто смысл теряют, и человек готов рвать на себе волосы. Возможно, опытному в вере он может не глянуться, но мне, человеку "с улицы", он показался чуть ли не Апостолом.
О. А. Шмеман тоже мне близок.
Хотя оба этих батюшки жили в эмиграции.

Maria_Francesca

По-моему, свои слова очень важны. Они усиливают ощущение личного участия. Другое дело, что и чужие можно присвоить настолько, что они станут родными.

Neta

Мне кажется, у каждого свое отношение к словам. Например, два человека искренне любят (или расскаиваются), при этом один, говоря об этом, будет использовать много образных и красочных выражений и внешне эффектных действий (рыдать, бросаться на колени, разрывать на себе одежду и т.п.), которые другому могут показаться преувеличенными, неискренними. В свою очередь сдержанная, непафосная манера второго может также показаться холодной и неискренней тому, кто привык к ярким прявлениям чувств. Это всего лишь уровень эмоционального восприятия, но из-за этого молитвы некоторых святых для меня так и не стали родными, хотя я в церкви почти 20 лет. Просто раньше я очень терзала себя… Читать далее »

Ксания

В этом мы с Вами очень созвучны.

Maria_Francesca

Можно завести себе любимые молитвы. И менять их по мере смены духовного настроя.
Я страдаю от того, что не люблю розарий. Розарий, говорят — это сила. А я вот не люблю. То есть могу прочесть, но без энтузиазма. Разве только в крайних случаях — тогда да, хорошо.

Neta

Для меня Розарий — "спасательный круг" во время панических атак, особенно ночных. Даже не круг, а последняя соломинка, потому что в таком состоянии только и способна перебирать четки или, если ночь, загибать пальцы. Но к стыду, без особой нужды не нахожу времени на Розарий.

Maria_Francesca

Вот! Именно так. Еще если надо идти, а ноги не идут. Читаешь и не думаешь, как устала. А в другие моменты хочется чего-то более творческого и разнообразного, если можно так выразиться 🙂

Loreleya

Я тоже не осудила, а пожалела автора. Поделюсь своими ощущениями. Для меня безусловный труд 1) Встать рано 2) стоять в духоте 3) стоять на службах в будни после работы 4) С утра натощак вообще улет, не буду грузить медицинскими подробностями. 4)Молиться, когда хор плохо поет или слова неразборчивы. Ну, бывает просто не нравится какой-нибудь канон. Но я получаю за службу все обещанные дары Святого Духа-по ап. Павлу. Любовь, радость и что там далее..Про Причастие и говорить нечего..Если не причащаться долго, душа криком кричит, как тело при голоде. Я очень сочувствую автору и наверное не смогла бы так, ушла бы с… Читать далее »

Гоблинище

А Вы знаете, я бывает причащаюсь раз в полгода. Ну или два раза в полгода. Но именно с такой регулярностью получаю от этого радость. Встать с утра, натощак и после говения — это точно тяжко очень. Поэтому и получается редко

Женщина

У меня тоже самое. Причем после крещения несколько лет причащалась раз в месяц или два месяца, а потом это стало очень, очень, очень трудно. Надоело, что непременно найдутся такие, которые за это будут клевать- мол, как ты так можешь, это же слишком редко.

Maria_Francesca

Ну вот я не знаю, как вы можете 🙂 То есть знаю, конечно, но мне было бы грустно. Тут есть разные мнения — как оно должно быть. Я бы каждый день ходила, наверное, если бы могла. А так — раз в неделю, можно два. Надо же откуда-то брать силы, чтобы жить дальше.

radistkacat

позвольте поинтересоваться, сколько лет Вы воцерковлены? если мой вопрос Вас не задевает, не кажется слишком личным и неделикатным. Если так, то сразу прошу прощения.

Maria_Francesca

Да, очень смелая статья. Хорошо, что не набежала толпа обличающих 🙂 Мне бывает трудно молиться, трудно сосредоточится. Сложнее всего читать розарий. Но я читаю иногда. Бывали случаи, когда он меня очень выручал 🙂 Бывают времена, когда молится хочется. Я чувствую себя девочкой, которая пересказывает родителям все, что приходит в голову. К счастью, у Господа достаточно терпения это слушать 🙂 Мне кажется, любовь к таким вещам — это дар и дается он не по заслугам. Не знаю, кому, когда и почему дается. И как это происходит. Я даже не могу сказать, когда я начала любить богослужения. Сначала мне было тяжело на… Читать далее »

Хельга

Ну мы сами такие, где уж нам обличать, у меня статья и чувства Автора вызывают сочувствие, я очень рада за тех, и слегка завидную им, кто искренне любит молитву и имеет страх Божий в храме. И действительно, благодарное Богу сердце бывает всем довольно..

Maria_Francesca

Я всем недовольна, особенно собой, но мессу все-таки люблю. Таинства — последнее, что остается.

Neta

Глупо было бы жаловаться, но все-таки чисто физически месса несравнима с двухчасовой, а в праздники и дольше, православной Литургией в переполненном храме. Плюс стоя, плюс духота, да и литургический пост с полуночи тоже не всякому легко дается. Конечно, главное Христос и Причастие, но все-таки каждая служба- это маленький подвиг.

Maria_Francesca

Это да. Хотя много народу и душно тоже бывает. Но длинные мессы только по очень большим праздникам, на Пасху часа три с лишним, может, даже четыре. А обычные по часу. И посидеть можно, правда, только в определенные моменты. Но если сильно надо, то можно и в другие. Если ноги не держат, я сажусь. ИМХО лучше сесть, пусть даже на пол, чем вообще все пропустить. За уменьшение поста я низко кланяюсь Второму Ватиканскому Собору. Может, он и сделал что-то не так, но уже за одно это лично я им готова все простить 🙂 И вообще литургическая реформа очень способствует духовной жизни… Читать далее »

Neta

Я не знаю где Вы живете, но в Москве по воскресеньям в обоих действующих католических храмах мессы служат чуть ли не весь день, поэтому все-таки постараться можно. В нашем храме в воскресенье две Литургии: в 7 и 10 утра, но народу всегда очень много, даже если встать в начале шестого и добраться в центр к 7-часовой службе. В приходах, где мало священников, даже в воскресенье служится только одна Литургия. Поэтому некоторые православные стараются бывать на Литургии в другие дни или не каждое воскресенье, хотя, кто бы спорил, ничего хорошего в этом нет.

Maria_Francesca

Я живу в Питере, тут тоже хорошо в этом смысле. По будням служат два раза в день, по воскресеньям три, может, где-то и больше. И есть еще вечер субботы, который по сути тоже воскресенье 🙂 Так что да, можно успеть. Очень удобно все устроили, только ходите. Я стараюсь пользоваться почаще, раз уж есть такая возможность. Ведь не просто так дана подобная милость, надо ценить. С другими способами улучшить свою духовную жизнь у меня не очень, так что делаю, что могу.

Neta

Вечер субботы у нас всенощная, на которой хороший православный христианин вообще-то тоже обязан быть перед тем, как идти на воскресную Литургию. Но большинство священников в крупных городах все-таки снисходят к немощам паствы, и не требует этого слишком строго, потому что всенощная тоже длится 2 часа (праздничная 3), и вместе с дорогой занимает практически весь субботний вечер. Все-таки строй православного богослужения изначально был рассчитан на то, что в каждой деревушке есть церковь, а в Москве и других мегаполисах их "сорок сороков", и прихожанам с малыми детьми не нужно добираться по полтора часа до них из спальных районов в общественном транспорте.

Maria_Francesca

Когда-то так оно и было, наверное. А теперь… Мне ехать меньше часа и все равно кажется далеко. Мечтаю жить рядом, так, чтобы десять минут пешком. Но увы… Грусть печальная.

Похожие статьи