Я страус в розовых очках, люблю делать вид, что все нормально, и ненавижу скандалы. Но интернет без скандалов, споров, призывов и разоблачений – это что-то из области фантастики. Чаще всего я просто прохожу мимо дурных историй, ссылок, новостей и всяческих «набросов». Как будто этого нет в поле моего зрения. Ничего не знаю и знать не хочу. А еще я не читаю ужасных новостей про катастрофы, теракты и политические истории, потому что мне и так страшно жить, без этих новостей. В общем, типичный страус. Но порой происходят такие вещи, которые заставляют смотреть на них, и не просто смотреть, а оценочно, и даже принять чью-то сторону в споре. Как бы неприятно это ни пахло, как бы тоскливо и противно ни было это читать и оценивать. Вот и сейчас, когда Церковь захлестнул очередной скандал, невозможно остаться в стороне. Впрочем, обсуждать это здесь и плодить очередные ссоры и споры мне совсем не хочется, каждый имеет свою точку зрения, и это его выбор. Зато, как всегда во время подобных скандалов, когда многим приходится расстаться с розовыми очками и мыслями из серии «ну может как-нибудь все само утрясется», очень актуальна тема разочарования в Церкви, и даже ухода из нее. Многим невыносимо то, что они видят и слышат, для некоторых такие скандалы становятся последней каплей. «Нам стыдно за эту Церковь, мы не хотим/не можем больше к ней принадлежать». Мне кажется, что почти каждый верующий человек в тот или иной период своей церковной жизни испытывает жестокое разочарование в Церкви, в церковной жизни, а многие и в вере. И вовсе не обязательно начинается хула или противостояние, чаще это тоска и уныние. Когда чувствуешь, что все оказалось не то, что ожидания тебя обманули, что пламя веры из искры в сочетании с честными обрядовыми трудами не возгорелось, и не собирается возгораться. Ты все ждал, что количество вот-вот перейдет в качество, а нет, не вышло. Хотя многие, я знаю, очень и очень старались все делать правильно. Но увы… И это такая ужасная обида – Господи, ну почему? Я ведь все делал, что надо, слушал священников, читал нужные книги, старался вычитывать все правила (и вовсе не обязательно просто механически, часто со вниманием и желанием понять), постился и пр. и пр. А веры нет, любви к Богу нет, покаянных слез нет, никаких даров любви, ничего. И как я ждал, что Ты пошлешь мне наставника, пастыря, который поможет мне в моих недоумениях, ответит на вопросы, даст совет. Ведь в правильных книгах все время говорят о духовниках, советуют искать отца духовного, а где искать, как? Сплошное разочарование. Момент этот очень тяжелый, я знаю, и у меня был этот кризис. И даже, наверное, он еще не закончился. Да и вообще – боюсь, что он навсегда, в той или иной степени. Кризис этот сродни взрослению, когда ты входишь в большую жизнь и шаг за шагом расстаешься с иллюзиями и с розовыми очками. Понимаешь, что отныне и навеки будет так, будут болезни, разочарования, трудности, неприятности, а не вечный фейерверк радости и надежд. И жизнь в Церкви, жизнь в вере – не исключение, с ней все то же самое. Вот проходит период восторженности и неофитства, и начинаются будни, часто неприятные и тяжелые. И совсем не факт, что ты переживешь это без потерь. Недавно я спросила священника – а стоит ли ходить в храм, если уже давно это превратилось на 99% в формальность? На что он мне ответил, что есть люди, которые из Церкви уходят, и есть те, которые остаются. Мол, раз уж столько лет ходишь хоть формально, значит, не ушла, давай и дальше старайся! Чаще всего пережить кризис помогают окружающие люди. Приход, какое-то общее дело в храме и, конечно, священник. Как правило, люди приходящие в храм, сразу же очень привязываются к какому-нибудь батюшке, часто даже прикипают сердцем. И не секрет, что многие начинают как-то уж слишком восторженно смотреть на священника, идеализировать его. Каждое слово батюшки кажется человеку мудрым, новым, и, главное, единственно правильным. «А батюшка сказал…» — и попробуй, поспорь. Это очень понятный момент, думаю, если не все, то очень многие через эту стадию прошли. Тем тяжелее оказывается разочарование в церковной жизни, если вдруг и священник оказывается «не такой». И совершенно не обязательно, что он на самом деле плохой и недостойный, просто, когда проходит эта стадия идеализации и желания послушания, оказывается, что священник тоже человек. Со своими недостатками, ошибками, грехами, со своими «тараканами», если хотите. Но почему-то некоторых это так страшно поражает, что человек даже готов уйти их Храма. Или переводят священника, который нравился, на другой приход, а те, что остаются или приходят на его место, кажутся человеку «не такими», и снова – постепенное охлаждение к Церкви. Честно скажу, мне очень это понятно. Обычно в таких случаях говорится – кто хочет уйти, тот найдет причину. Но я не хочу так думать. Это так, но лишь отчасти, а далеко не всегда. И не настолько однозначно. Все мы разные, и каждому из нас нужна поддержка, одним больше, другим меньше. Кто-то справляется сам с трудностями, а кому-то нужно крепкое плечо. Просто самым очевидным «плечом» в кризисе веры человеку обычно кажется священник, пастырь, что совершенно естественно. Кто же, как не батюшка, утешит, даст духовный совет, поможет преодолеть этот кризис, так? Так, да не так… Никто тебе не поможет, кроме Бога и тебя самого, – это я усвоила совершенно четко за время долгого и непрекращающегося кризиса веры. Он, Господь, твой Пастырь, который всегда с тобой и никогда тебя не бросит (если ты сам не захочешь этого). Да, священник может поддержать. А может и не поддержать, а даже наоборот. Кому-то повезло, и у него есть настоящий духовник, который не просто командует, а является действительно любящим отцом. Но мы же отдаем себе отчет, что это страшная редкость? Всегда редкость, и сейчас, и раньше, и в будущем так будет. А просто приходской священник совсем не обязательно сможет помочь тебе в кризисе, и опять же не потому, что он плохой. Причин могут быть сотни. В конце концов, самая банальная причина – ну не нравится тебе этот батюшка, не твой это человек. И вот именно поэтому я считаю, что нельзя ни к кому в Церкви привязываться, и уж тем более, никого нельзя идеализировать. И даже больше – пример брать с «правильных» людей тоже надо очень-очень аккуратно. Твоя вера – это твои отношения между тобой и Богом. Все остальное вторично. Батюшка, приход, единомышленники – это очень здорово, если они есть и к тому же адекватные. Это большая помощь, в том числе и в кризисе веры. Порой удается остаться в Церкви лишь благодаря людям, которые тебя окружают или делам, в которые ты вовлечен. Для меня, например, долгое время (да и сейчас) воскресная школа является таким вот якорем, который не дает уйти, все бросить хотя бы на время. А к детям ходишь, Евангелие с ними хоть раз в неделю читаешь, вот и выходит «убеждение себя через убеждение других». Но всегда надо помнить, что это всего лишь подпорки, что это «человеческий фактор», который, увы, не надежен на сто процентов, и что, в конце концов, ты всегда остаешься наедине с Богом. Просто нужно ответить себе, зачем ты идешь в Храм. За утешением, за компанией, за помощью? Или ты идешь к Богу, идешь принять участие в Таинствах, помолиться со своей семьей, какая бы она ни была? Как бы ни обстояли дела в Церкви, чего бы темного ты о ней ни узнал, это все равно твой дом. И если в доме грязно, не стоит его бросать, лучше там убраться. Приложить те усилия, которые можешь приложить именно ты. Может быть, кстати, что именно твоих усилий там и не хватает. Все это не отменяет и утешения, и помощи, и добрых дел, и хороших людей в храме (которых больше, больше!!!), и приятного окружения единомышленников. Но это не отменяет и скорби из-за того, что в нашей Церкви что-то не так, что она болеет. Я вовсе не призываю закрывать глаза, когда творится что-то мерзкое и нехорошее внутри Церкви. Просто надо понять, что так было и будет всегда. Василий Великий еще в IV веке писал: «Ты спрашиваешь меня, как обстоят дела в Церкви. Я отвечаю: в Церкви все обстоит так же, как и с моим телом – все болит и никакой надежды». Ведь глупо и неправильно любить только здоровых и красивых. Все мы, так или иначе, больны, неприятны, и большинство по идеальным меркам совсем некрасивы. В том числе и я, и мои дети, и мои близкие, и друзья. Но ведь нельзя бросить своих близких, потому что они больны и перестали приятно улыбаться? фото Анны Гальпериной