Я страус в розовых очках, люблю делать вид, что все нормально, и ненавижу скандалы. Но интернет без скандалов, споров, призывов и разоблачений – это что-то из области фантастики. Чаще всего я просто прохожу мимо дурных историй, ссылок, новостей и всяческих «набросов». Как будто этого нет в поле моего зрения. Ничего не знаю и знать не хочу. А еще я не читаю ужасных новостей про катастрофы, теракты и политические истории, потому что мне и так страшно жить, без этих новостей. В общем, типичный страус.

Но порой происходят такие вещи, которые заставляют смотреть на них, и не просто смотреть, а оценочно, и даже принять чью-то сторону в споре. Как бы неприятно это ни пахло, как бы тоскливо и противно ни было это читать и оценивать.  Вот и сейчас, когда Церковь захлестнул очередной скандал, невозможно остаться в стороне.

Впрочем, обсуждать это здесь и плодить очередные ссоры и споры мне совсем не хочется, каждый имеет свою точку зрения, и это его выбор. Зато, как всегда во время подобных скандалов, когда многим приходится расстаться с розовыми очками и мыслями из серии «ну может как-нибудь все само утрясется», очень актуальна тема разочарования в Церкви, и даже ухода из нее. Многим невыносимо то, что они видят и слышат, для некоторых такие скандалы становятся последней каплей. «Нам стыдно за эту Церковь, мы не хотим/не можем больше к ней принадлежать».

Мне кажется, что почти каждый верующий человек в тот или иной период своей церковной жизни испытывает жестокое разочарование в Церкви, в церковной жизни, а многие и в вере. И вовсе не обязательно начинается хула или противостояние, чаще это тоска и уныние. Когда чувствуешь, что все оказалось не то, что ожидания тебя обманули, что пламя веры из искры в сочетании с честными обрядовыми трудами не возгорелось, и не собирается возгораться. Ты все ждал, что количество вот-вот перейдет в качество, а нет, не вышло. Хотя многие, я знаю, очень и очень старались все делать правильно. Но увы…

И это такая ужасная обида – Господи, ну почему? Я ведь все делал, что надо, слушал священников, читал нужные книги, старался вычитывать все правила (и вовсе не обязательно просто механически, часто со вниманием и желанием понять), постился и пр. и пр. А веры нет, любви к Богу нет, покаянных слез нет, никаких даров любви, ничего. И как я ждал, что Ты пошлешь мне наставника, пастыря, который поможет мне в моих недоумениях, ответит на вопросы, даст совет. Ведь в правильных книгах все время говорят о духовниках, советуют искать отца духовного, а где искать, как? Сплошное разочарование.

Момент этот очень тяжелый, я знаю, и у меня был этот кризис. И даже, наверное, он еще не закончился. Да и вообще – боюсь, что он навсегда, в той или иной степени. Кризис этот сродни взрослению, когда ты входишь в большую жизнь и шаг за шагом расстаешься с иллюзиями и с розовыми очками. Понимаешь, что отныне и навеки будет так, будут болезни, разочарования, трудности, неприятности, а не вечный фейерверк радости и надежд. И жизнь в Церкви, жизнь в вере – не исключение, с ней все то же самое. Вот проходит период восторженности и неофитства, и начинаются будни, часто неприятные и тяжелые. И совсем не факт, что ты переживешь это без потерь. Недавно я спросила священника – а стоит ли ходить в храм, если уже давно это превратилось на 99% в формальность? На что он мне ответил, что есть люди, которые из Церкви уходят, и есть те, которые остаются. Мол, раз уж столько лет ходишь хоть формально, значит, не ушла, давай и дальше старайся!

Чаще всего пережить кризис помогают окружающие люди. Приход, какое-то общее дело в храме и, конечно, священник. Как правило, люди приходящие в храм, сразу же очень привязываются к какому-нибудь батюшке, часто даже прикипают сердцем. И не секрет, что многие начинают как-то уж слишком восторженно смотреть на священника, идеализировать его. Каждое слово батюшки кажется человеку мудрым, новым, и, главное, единственно правильным. «А батюшка сказал…» — и попробуй, поспорь. Это очень понятный момент, думаю, если не все, то очень многие через эту стадию прошли.

Тем тяжелее оказывается разочарование в церковной жизни, если вдруг и священник оказывается «не такой». И совершенно не обязательно, что  он на самом деле плохой и недостойный, просто, когда проходит эта стадия идеализации и желания послушания, оказывается, что священник тоже человек. Со своими недостатками, ошибками, грехами, со своими «тараканами», если хотите. Но почему-то некоторых это так страшно поражает, что человек даже готов уйти их Храма. Или переводят священника, который нравился, на другой приход, а те, что остаются или приходят на его место, кажутся человеку «не такими», и снова – постепенное охлаждение к Церкви.

Честно скажу, мне очень это понятно. Обычно в таких случаях говорится – кто хочет уйти, тот найдет причину. Но я не хочу так думать. Это так, но лишь отчасти, а далеко не всегда. И не настолько однозначно. Все мы разные, и каждому из нас нужна поддержка, одним больше, другим меньше.  Кто-то справляется сам с трудностями, а кому-то нужно крепкое плечо. Просто самым очевидным «плечом» в кризисе веры человеку обычно кажется священник, пастырь, что совершенно естественно. Кто же, как не батюшка, утешит, даст духовный совет, поможет преодолеть этот кризис, так? Так, да не так…

Никто тебе не поможет, кроме Бога и тебя самого, – это я усвоила совершенно четко за время долгого и непрекращающегося кризиса веры. Он, Господь, твой Пастырь, который всегда с тобой и никогда тебя не бросит (если ты сам не захочешь этого). Да, священник может поддержать. А может и не поддержать, а даже наоборот. Кому-то повезло, и у него есть настоящий духовник, который не просто командует, а является действительно любящим отцом. Но мы же отдаем себе отчет, что это страшная редкость? Всегда редкость, и сейчас, и раньше, и в будущем так будет. А просто приходской священник совсем не обязательно сможет помочь тебе в кризисе, и опять же не потому, что он плохой. Причин могут быть сотни. В конце концов, самая банальная причина – ну не нравится тебе этот батюшка, не твой это человек.

И вот именно поэтому я считаю, что нельзя ни к кому в Церкви привязываться, и уж тем более, никого нельзя идеализировать. И даже больше – пример брать с «правильных» людей тоже надо очень-очень аккуратно. Твоя вера – это твои отношения между тобой и Богом. Все остальное вторично. Батюшка, приход, единомышленники – это очень здорово, если они есть и к тому же адекватные. Это большая помощь, в том числе и в кризисе веры. Порой удается остаться в Церкви лишь благодаря людям, которые тебя окружают или делам, в которые ты вовлечен. Для меня, например, долгое время (да и сейчас) воскресная школа является таким вот якорем, который не дает уйти, все бросить хотя бы на время. А к детям ходишь, Евангелие с ними хоть раз в неделю читаешь, вот и выходит «убеждение себя через убеждение других».

Но всегда надо помнить, что это всего лишь подпорки, что это «человеческий фактор», который, увы, не надежен на сто процентов, и что, в конце концов, ты всегда остаешься наедине с Богом. Просто нужно ответить себе, зачем ты идешь в Храм. За утешением, за компанией, за помощью? Или ты идешь к Богу, идешь принять участие в Таинствах, помолиться со своей семьей, какая бы она ни была? Как бы ни обстояли дела в Церкви, чего бы темного ты о ней ни узнал, это все равно твой дом. И если в доме грязно, не стоит его бросать, лучше там убраться. Приложить те усилия, которые можешь приложить именно ты. Может быть, кстати, что именно твоих усилий там и не хватает.

Все это не отменяет и утешения, и помощи, и добрых дел, и хороших людей в храме (которых больше, больше!!!), и приятного окружения единомышленников. Но это не отменяет и скорби из-за того, что в нашей Церкви что-то не так, что она болеет. Я вовсе не призываю закрывать глаза, когда творится что-то мерзкое и нехорошее внутри Церкви. Просто надо понять, что так было и будет всегда. Василий Великий еще в IV веке писал: «Ты спрашиваешь меня, как обстоят дела в Церкви. Я отвечаю: в Церкви все обстоит так же, как и с моим телом – все болит и никакой надежды». Ведь глупо и неправильно любить только здоровых и красивых. Все мы, так или иначе, больны, неприятны, и большинство по идеальным меркам совсем некрасивы. В том числе и я, и мои дети, и мои близкие, и друзья. Но ведь нельзя бросить своих близких, потому что они больны и перестали приятно улыбаться?

фото Анны Гальпериной

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные

А я как раз из Казани…Но подробностей никаких не знаю, потому что нет близких-знакомых и друзей в семинарской и около семинарской среде…
Но все конечно в шоке…
С другой стороны меня уже такими вещами от Церкви и Господа не оттолкнешь…

Просто страус

Огромный привет землячке))) Бог милостив, меня тоже не оттолкнешь. Жаль только, что очередной из вновь появившихся на моем церковном горизонте и уже весьма полюбившийся батюшка, оказался чуть ли не в центре скандала. Невероятно хочется, чтобы все оказалось чудовищной ложью. Только есть к сожалению личные "истории" и знакомства, заставляющие хоть отчасти поверить. По крайней мере "побочные ответвления" скандала, в виде тяжелых канонических нарушений при рукоположении священников точно знаю.

Ой, привет-привет!!! Давайте общаться! вы есть в соц сетях?
PS. Вот для таких случаев, дорогие Матроны, надо бы добавить возможность отправки личных сообщений пользователям.

Да мы бы рады, но у нас нет лишнего миллиона, чтобы это сделать. Но сейчас пытаемся сделать кое-что ещё.

За что вам большое-большое спасибо! Просто находишь тут таких очаровательных собеседниц и хочется продолжить с ними знакомство уже на другом уровне, поближе)))

olgayeriomenko

почему миллиона??? Перенести сайт на другую платформу гораздо дешевле. Кстати, контекстную рекламу в умеренном количестве вполне прилично запустить.

На какую?

Nata.

Подробности в ЖЖ Андрея Кураева, да еще какие! Полный трындец, просите за выражение. Неделю ходила в состоянии шока…

Dusineya

Спасибо за статью!

galina1976

Лизонька, спасибо Вам, что Вы есть!
А за батюшек наших, за пастырей надо сильно молиться, чтоб и сами они правильно шли и нас вели туда, куда следует, а не туда, куда получится.
И да, они такие же люди, только ответственности на них много больше.

И нельзя путать батюшек, наших пастырей и волков в овечьей шкуре. Это разные вещи.

Просто страус

Дорогая Елизавета, спасибо, что открыли эту тему. Не знаю у кого как, но лично мною любое нестроение в Церкви очень тяжело переживаются. И даже больше чем любые иные нестроения, в том числе личного плана. Только потому, что все тяжести жизни заметно легче переживаются только в церковной ограде. У меня тоже есть внутренний страус. Но мой страус давно уже не в розовых очках — разбили, да и самому страусу не раз изрядно доставалось. Все забыла, всех простила. Стараюсь относиться к священнослужителям с пониманием их несовершенств. Но особенности поведения клириков замешанных в последнем скандале вместить выше моих сил((( Если все подтвердится, то… Читать далее »

Nata.

Ох, мой-то страус и не такое переживал. Разные были времена. Уходить не собираюсь, и не дождетесь.

Maria_Francesca

Сочувствую страусу.

Кати

Я может быть не правильно вас поняла, но священник всего лишь проводник, у него нет роли как у гуру . Христианин- СВОБОДЕН! Приходя в церковь , приходят к Богу и проводник здесь вторичен. Если не циклиться именно на священнике, вдруг понимаешь, что Бог постоянно посылает нам наставников, людей у которых многому мы можем научиться, а для кого-то являемся (пусть невольно) сами такими учителями. Мне кажется, духовный рост часто в этом, когда получается понять, для чего тебе был послан именно этот человек именно в это время.

Juliett

Все правда, Лиза! Спасибо вам. Я отдалилась от Церкви в подобный период (надеюсь, он все-таки конечен). Не смогла лгать себе и окружающим… Но стремление к Богу осталось, и это меня радует. И ощущение Его поддержки не покидает. Почему-то сейчас, так сказать, в пучине мирской жизни, я ощущаю эту поддержку сильнее, чем раньше. Парадокс? Наверное, просто вне церковной жизни "оголяются нервы", острее чувствуются разные опасности, отчетливее понимаешь, что надеяться не на кого — но только на Бога. Может быть, для многих людей уход из Церкви — это тайм-аут, позволяющий со стороны взглянуть на себя и переосмыслить свою жизнь и свое место… Читать далее »

Helga K

О! У меня то же самое… Вы как будто мое состояние описали…

olgayeriomenko

Да, у меня бывало такое. С возрастом накапливаются скорби, учишься не замечать некоторых вещей и приближаешься к благостному состоянию "белых платочков"

Ежик

А у меня часто такое мнение. Если брать околоцерковные скандалы,то получается что и не в чем обвинить наших священников по большому счету. Часы? Авария на дорогой машине? Что-то очень смутное про привязанность к детям?Радикальные православные жгли портрет Мадонны? Ну так это ерунда какая-то,ИМХО,раздутая…И приходские батюшки всего лишь люди,при всем уважении. Про "нет пастырей". А думаю,самим искать лень и доверится не хочется-ведь это подразумевает бОльшее послушание,чем "к кому пришел,к тому попал,а он тебя и не знает,относится соответственно". У меня так,во всяком случае. Про "нет плодов". А какой-то Святой писал(Феофан Затрворник??),что есть немалый процент христиан,которым по какой-то причине не слишком-то и дано… Читать далее »

Ежик

А про "последний скандал" я,похоже,и не в курсе. Ну и хорошо.

Julia_Z

правильно, что нам чьи-то слезы

Ежик

Помочь нечем,а меньше знаешь,крепче спишь…ну или "многие знания…".

5julia68

а дело не в этом. хотя- Вы в своем праве)

Julia_Z

Далекость самой системы от Евангелия уже является достаточным поводом. Все написанное против фарисеев очень актуально. Так что чтение Евангелия — мощное средство для расцерковления.

Ежик

В смысле,в протестанты,евангелисты? При всем уважении-не показалось привлекательным.)) Уж мы со своими пастырями,уж какие есть. Что "оскудел преподобный" еще в 19 веке сказали.

Julia_Z

У протестантов то же самое, ну или со своими сложностями. Еще и фору дадут по морализаторству. А я никого никуда не зову, если что. Так что не спешите меня уважать)

Ежик

"Ну если вам не угодно быть прелестью…."(С))))

Julia_Z

"напрасно вы его прелестным ругаете?"

Анна_Мария

Так есть же другие юрисдикции. Если бы я в Москве жила, я бы в этом направлении двигалась.

olgayeriomenko

Вот, кстати, да. Я тоже заметила. Хоть что возьми. Например, Иисус учил молиться ясно и просто в противовес многоречивым фарисеям, а нам предлагается вычитывать длинные правила, причем на не родном языке.
Убеждаю себя, что так надо, не мне решать. Но по мелочи набирается. Ох, грозит нам Реформация (((

5julia68

или наоборот, для укрепления веры именно Богу

MaryNightingale

" Что-то очень смутное про привязанность к детям?"
Ну, в Казани-то ситуация посерьезнее. И вполне возможно, не только в ней(((.
" А какой-то Святой писал(Феофан Затрворник??),что есть немалый процент христиан,которым по какой-то причине не слишком-то и дано увидеть всю эту радость любви к Богу.Даже причины называл вроде,не помню. Вот такой их крест-брести через церковную жизнь без особого воодушевления. Что ж…Не мы первые,не мы последние"
Плюс много.

Ежик

Не,насчет детей это я про Грозовского. Про Казань не в курсе.

Про Грозовского скорее всего клевета. А вот про казанскую семинарию…

MaryNightingale

Про отца Глеба тоже не верю.

5julia68

что-то тихо стало в новостях. к добру или как?

Nata.

Ничего себе тихо. Вон Чаплин разразился опусом.

olgayeriomenko

Клевета? Так хочется верить.
А про казанскую верю Кураеву (о чем написала ему в ЖЖ). А он нас обрадовал, что не все монахи такие, что правильных монахов больше 🙂 А приходские батюшки от епископата сами страдают.

Nata.

Ситуация в Казани — вполне доказанный факт, тем более получивший широкую огласку. То что проректора всего лишь уволили — слишком несерьезно, здесь преступление на уровне лишения сана плюс уголовная статья. И бороться с такими вещами в церкви нужно и должно. А Христос не виноват, я к Нему в церковь иду.

5julia68

есть сведения про Тобольскую семинарию( я на Урале живу)

Nata.

Да, наших женатых детных приходских батюшек в подавляющем большинстве это не касается. Это имеет место быть в несколько других кругах, повыше так сказать…

Julia_Z

В некоторых особо озабоченных епархиях их тоже пытаются касаться, увы.

olgayeriomenko

Сегодня смотрю "Союз". Показывают службу в Греции, куда наш епископ приглашен. Из него одного можно выкроить четырех греческих епископов ((( Не смогла смотреть. Стыдно стало и за него, и за себя, за осуждение. А не судить не могу: от такого монашества и идут беды (((

MaryNightingale

Ольга, простите, но Вы же как врач должны понимать, что ожирение не всегда следствие переедания. Наш с Вами любимый Кураев тоже совсем не худенький, и, кажется, он (а может и другой кто-то) объяснял причины ожирения у священнослужителей — нарушение режима питания (нельзя есть с утра перед службой, потом требы, потом, естественно, человек наедается во второй половине дня). И потом, даже грех чревоугодия (кто из нас без него, пусть первый бросит камень в этого епископа) — просто ерунда по сравнению с тем, о чем пишет отец Андрей, а все-таки он утверждает, что голубых хоть и много, но меньшинство, так что видеть… Читать далее »

olgayeriomenko

Я не о священнослужителях говорю. А о МОНАХАХ. Монахи умерщвляют плоть, не едят мяса именно для того, чтобы подавить мужское либидо (у мужчин не так как у женщин, им воздерживаться в 100 раз тяжелее), а когда мужчина на строжайшем посте, то физическое отступает. А когда монах-мужчина вкусно ест, сладко спит — природа берет свое и находит иногда ужасные выходы. Это женщина может предаться греху чревоугодия и отогнать дурные мысли и поступки. У женщин физиология другая.

Nata.

Ну если сидеть например на картошке, хлебе и макаронах (все равно надо что-то есть!), то от этого разносит похлеще, чем от мяса. А еще зависит от индивидуального обмена веществ, который в этом случае тоже летит. А епископы на административной работе, монашеский пост на них не распространяется.

монахиня Екатерина

Мне так нравится, когда миряне начинают рассуждать, что должны и чего не должны делать монахи… 🙂 Я, прямо, умиляюсь.

Nata.

Собственно говоря и монахи непрочь порассуждать о том, что должны делать миряне. Особенно по супружеской жизни любят указивки давать. Так что поводы для умиления имеются с обеих сторон.

монахиня Екатерина

Все монахи были когда-то вполне даже себе мирянами. А некоторые — даже женатыми мирянами. 🙂

Nata.

Ну, те которые были женатыми мирянами пожалуй могут дать адекватный совет. Иеромонах Макарий (Маркиш) например. Тем, кто не имел подобного опыта пожалуй лучше не увлекаться подобными советами. Здесь редки исключения.

монахиня Екатерина

Это точно!

Светлана

///Тем, кто не имел подобного опыта пожалуй лучше не увлекаться подобными советами. ///

И тем, кто имел только отрицательный опыт тоже…

Nata.

Если человек из своего отрицательного опыта сумел сделать правильные выводы, то здесь, пожалуй за одного битого двух небитых дают.

Арина

А я люблю, когда атеисты меня поучают, как я, православная христианка, должна себя вести, ну и т.д.

Так что я Вас понимаю)))))))

Шепотом: пока не начали учить молиться, не все потеряно.

Ксания

Я знгаю нескольких диабетиков (как священников, так и мирян), у которых серьезные проблемы с лишним весом. При этом, из-за "сопутствующих" диагнозов количество способов похудеть весьма ограниченно. Так что давайте не будем обобщать. Тем более, если говорить о Греции…. ну нет у большинства моих знакомых священников достаточных средств на "средиземноморскую диету" — чтобы постоянно свежие овощи-фрукты, да с оливковым маслицем, да морепродукты…

Мисс Петтигрю

А как же греческие епископы не полнеют? Им можно есть до литургии или у них физиология другая?

Nata.

Кухня среднеземноморская думаю этому способствует. Там много фруктов, овощей и морепродуктов.

5julia68

у них еда другая. та, под которую исторически заточен пост

MaryNightingale

Средиземноморская диета).

Арина

Господи, наш русский православный товарищ по-моему в посте вообще ничего не понимает.

5julia68

я бы кажный день такое едала, без диет)

монахиня Екатерина

Я живу в Греции. Здесь ни один (мне встречавшийся) священник не пойдет ни на какие требы, пока не пообедает и не попьёт кофейку часок-другой…

MaryNightingale

Надо различать грехи, не совместимые с духовным саном, и обычные человеческие слабости, на которые есть русская пословица — не нам попов судить, на то…сами знаете кто… есть.

5julia68

у приходских батюшек свои тараканы, которые тоже причиняют большую боль. и люди молчат, так как жаловаться некому. или терпи за какой-нибудь смешной бонус, или вали отсюдова.

Gallka

Ежик — речь не о приходских батюшках(((

Julia_Z

Обвинить не в чем? Подумаешь — Никодим развел в Цекрви гнездо епископов содомитов. Подумаешь — их стало до безобразия много. Подумаешь — совращают и насилуют семинаристов. Такие мелочи не должны никого отвлекать от потребления благодати. Верной дорогой идете товарищи!
Будем молчать и все покрывать, как этому активно учат, авось рассосется, извините за выражение.

Анна

Я бы поосторожнее высказывалась о уже умерших людях. Они уже не в состоянии ответить на обвинения. В остальных случаях нужны четкие 200% доказательства. Лично знаю примеры, когда людей обвиняли в очень серьезных вещах, а они не были виноваты. Как минимум одно из обвинений Кураева в адрес тоже уже умершего епископа очень и очень спорно и есть опровержения. Но Кураев никогда не признавал и не признает своей неправоты, увы.
Безусловно, разбираться со всем этим надо! Но выдвигать обвинения обдуманно.

Nata.

Начнем с того, что конкретно Кураев митрополита Никодима (Ротова) ни в чем не обвинял. Имя Никодима прозвучало в комментариях на его форуме, но сам Кураев этого не говорил. Поэтому да, разберитесь сначала прежде чем выдвигать обвинения.

Анна

А я имела ввиду не Никодима (Ротова).

Julia_Z

Вы -это вы, а я — это я.

Арина

Юлия, умершие к Вам придут и съедят Вас. Бойййййиесь

😀

А кто такой Никодим? Давайте уже выносите свой православный мусор. Действуйте по методе, что раз уж с нехорошими епископами Церковь все еще существует, то значит в ней действительно невидимо присутствует Христос.

Анна

Смешно.
Чего точно не хватает в любых дискуссиях, так это элементарного уважения. Умерший человек просто не может ответить на обвинения в свой адрес. Его и осуждать удобно.

5julia68

а я считаю, что об умершем вполне можно говорить без осуждения. просто констатировать его ошибки и заблужения. что греховного? а то как-то удобненько получается. не согласна

Анна

А вы на 100% уверены в том, что это его реальные ошибки? А не просто "ОБС"? Если будут оговаривать Ваших умерших близких, Вам понравится? Почему Евангельский принцип "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" в церковной среде забывается в первую очередь?
Здесь есть люди, которые знакомы с пострадавшими или обвиняемыми лично? (я не только про Казань) Вот к их информации можно прислушаться. За более, чем 20 лет в Церкви я встречала очень много наговоров на людей. Потом в этом раскаивались, а "осадочек остается".

5julia68

ошибки есть абсолютно у всех, даже у святых. не нужно идеализировать людей. И Иоасаф Белгородский дубасил пастырей посохом, и святитель Филарет (вроде он, если не спутала с Феофаном) о природе ангелов двигал ложное учение. св Игнатий Бянчанинов его поправил. у меня тоже есть свой мини-наборчик информации о целибатных батюшках и не только о них, так как работала в храме. и что, молчать и всех уверять, что все ок? я слишком дорого заплатила за возможность находиться в этой среде, так что меня нет смысла увещевать словами о неосуждении. я не осуждаю, а констатирую факты.

Анна

Да я вообще-то о том же — констатировать ДОКАЗАННЫЕ ФАКТЫ. А не слухи. Иначе пока что это больше напоминает базар. И никто никого не увещевает. Здесь просто высказываются мнения.

5julia68

иерархи располагают доказанными фактами, как любое другое высокое начальство.. на все 150 прОцентов. а дальше- политика и только

Jasmine

Да, да обычный бабий базар. Хорошо что женщин у нас не рукополагают в священники, а то они наделали бы дел.

Арина

В общем так мне и ничего не рассказали……….. Эхххххх

Но зато притихли все сразу.

Арина

К сожалению от оговаривания никто не застрахован. И ему это уже не повредит.

Арина

Как у Петросяна — после сеанса Кашпировского у супругов рассосались ихние половые органы.

))) Мэтод.

Ежик

Ну вот,все же вы меня все же просвятили. Да нет,конечно,если есть состав уголовного преступления-в мирской суд,сняв рясу. И в места не столь отдаленные,чтоб другим неповадно было.
"Развел гнездо" добровольцев-это уж пусть у Патриарха голова болит,кто чего разводит. .
Молчат постадавшие-вот это для меня сложно. Так запуганы? Или обещанные золотые яблочки покрывают некие неудобства?

Nata.

Пострадавшие — да, там пожалуй есть оба варианта. Кого-то так устраивает, а жаловаться… тоже проблематично. Кому? На кого? Чтобы потом опять все к тебе и вернулось? У нас и миру по подобным статьям редко дела до суда доводятся…

Julia_Z

Круговвая порука. И верующие у нас глаза долу, исихасты через одного.

Татьяна

Пострадавшим от сексуальных злоупотреблений всегда сложно говорить. Стыдно. И женщинам, и мужчинам. Тут как раз все понятно.

однако

мне кажется мужчину как-то сложно сексуально злоупотребить. Он же ведь может и по рогам дать ( извиняюсь) на то он и мужчина.

Отож женщина не может. Мужчины разные, женщины разные. Некоторые мужчины такие хрупкие-хилые мальчики, а некоторые дамы как я — боевые орки 80 левела)))

однако

сначала не поняла что такое левелА. потом вчиталась повнимательней — лЭвэла. все терь на аглицком.)

kiriniya

Поддерживаю, Юлия. Молчать нельзя — даже если самих нас это не касается. За скандалами типа казанского и другими, меньшего масштаба, проблемами, стоит боль реальных людей, а их, без того оскорбленных и униженных, призывают молчать и смиряться. Или отворачиваются — моя хата с краю, я себе внимаю.

Julia_Z

"моя хата с краю, я себе внимаю" — да, 100%, наша великодуховная позиция

Лиля

Нет, из церкви православному уходить нельзя, просто надо найти свой храм , благо их у нас много

Просто страус

Прошу прощения? У кого, у вас много храмов? В Казани их немало конечно. Только, если верить в подробности сложившейся ситуации, обращаться там теперь почти и не к кому. И ладно еще есть возможность ходить от храма к храму, но ведь у людей семьи, дети и зачастую есть только одна возможность, добежать до ближайшего храма. Да и то, редко такое счастье случается, малые дети не оставляют шансов. Слава Богу у меня остался еще последний оплот в виде весьма престарелого и вроде бы проверенного батюшки. Хотя и с престарелым был шокирующий случай

Арина

В Москве храмов много. )))) Надо нам всем руки в ноги и в Москоу-Москоу 😀

А если по-серьезному, читать надо и думать, и молиться. Я так думаю.)

Напишите мне пожалуйста на почту proninn-vera@yandex.ru. Хочется узнать адрес и имя последнего оплота!

альфа

Да, либо свой ближайший храм, (ближайший — потому что ходить хочется почаще на службу), но без общения со священниками. Я считаю, что если Бог меня привел в этот храм, то нормально там и остаться, даже если клир не того. А вот к Таинствам прибегать в таких условиях и под благословение подходить — ни-ни. Думаю, Бог поймет. Совсем без молитвы в храме — это не вариант для каждого, это для преподобных, подвизающихся в затворе, пустыне ) И вообще, нужна церковь именно для собрания верующих, вот и собираемся.

Nata.

Вот здесь не соглашусь — в храм мы идем прежде всего за Таинствами, ставя при этом Причастие в главу угла. Причем неважно, какой священник его нам дает. Это — Дар Господа нам ради нашего спасения. А так помолиться можно и дома.

альфа

Есть возможность выбора: за Таинствами — к нормальным пастырям , так зачем выбирать сомнительный вариант. Потому хожу в 2 храма. Редко ходить в церковь — не мой вариант, ездить часто куда-то — проблематично.

Арина

А вот Мария Египетская всего два или три раза причастилась за последние 41 год своей жизни. И ничего.

Ежик

Если вести такой образ жизни,как Мария Египетская большую часть своей жизни,то ничего…

Арина

Это Вы про пустыню, надеюсь?
Мария не покладая руг и ног, со страстью своей боролась. Молодец. Большинство плавает значительно мельче.

А грешила она всего-то 17 лет.

Ежик

Вот и я вам про то. Ежели в пустыне жить-для искупления прошлых грехов и борьбы со страстью- то и три раза причаститься можно.

Nata.

Если есть в обозримой доступности нормальные пастыри — то естественно к ним, тут двух мнений быть не может. Если до нормальных пастырей реально не доехать — здесь пожалуй возможен компромиссный вариант. А если в этот день не собираешься причащаться — то без разницы в каком храме молиться.

альфа

Ну, в основном мы с вами согласны.) Но есть детали, которые различаются. Есть такой запрет — не причащаться с еретиками. Те христиане, которые грубо (с очевидностью, когда нельзя списать на самообман) нарушают заповеди, они в своем роде еретики (потому что переиначивают, получается, учение церкви), об этом Антоний Сурожский писал, не сама придумала. Жалко, не помню где, а то бы процитировала, поподробнее.
А насчет молитвы в любом храме проще, к тому же там кроме батюшек имеются и просто верующие.

Nata.

Ну например в нашем храме 10 священников (не считая дьяконов).
Всю их подноготную (включая биографии) я не знаю. С амвона от них ересей лично я не слышала. Что делать — заняться расследованием их частной жизни на предмет выявления у них смертных грехов, или просто не заморачиваться?

альфа

С моей стороны это малодушие — не причащаться в ближайшем храме. Если бы не оно, то пошла б, высказала настоятелю, что думаю о нем, и сказала: "А теперь поисповедуйте меня, и причастите, батюшка" . <И приняла б в ответ вероятные поношения.>
А молча — это лицемерие, во-первых, а во-вторых — равнодушие к этому человеку, потому что, делая вид что все ОК, все на своих местах, мы не способствуем покаянию этого "пастыря", а препятствуем.

Ежик

Это,в принципе,не дело мирянина-способствовать покаянию пастыря. Разная иерархия.
А если грех его касается лично тебя-как в истории с семинарией-так тут,кажется мне,не очень хватило твердости семинаристам. Или уж совсем там жесткая казарма.
А по хорошему-разок отказал,пару раз жалобы с угрозой довести дело до мирского суда,а уж если сильно пристают-то по-мужски…Глядишь,так далеко и не зашло бы.

альфа

Надо архиерею жаловаться вообще-то, когда есть канонические нарушения — и обязанность священноначалия — разобраться. Но это имеет смысл делать, когда епископ не гом.к

Ежик

Да,не "заморачиваться". А вообще слухами земля полнится. Понятно,не слишком достоверное и не вполне благочестивое это дело,слухам верить и их слушать…Но тем не менее.
А я люблю стройных и умеренно-детных.))

Nata.

"А я люблю стройных и умеренно-детных."
У нас на приходе в основном как раз такие. Упитанный — только настоятель. Но у него и возраст.

альфа

PS Да, эти сомнительные батюшки, равно как и гомоархиереи — канонические, не еретики в буквальном смысле, все выше написанное о еретиках — только для объяснения моей точки зрения. Вообще, это интересный и глубокий вопрос. За отказ от причащения, если не докажешь, что епископ этого города — еретик, вообще-то следует отлучение. … Эх, интересно, как доказать, что епископ — еретик — в современных условиях? ))) Наверное, как и в другие времена — все упирается в мученичество и исповедничество. (пример пр. Максим-Исповедник) Похоже, наш патриарх Кирилл стоит перед выбором — мученичество, исповедничество, либо примкнуть к "голубому лобби". Или он уже выбор сделал.

Елена

Нельзя уходить из церкви, если уж пришел в нее, надо помнить не сам пришел, Господь привел, сам ты вообще ничего не можешь! Побольше надо читать Святых отцов, укрепляет, всякое бывает, но уходя из храма, уходим от Бога, это мое субъективное мнение,и себе то мы точно прощаем грехи, а многие из них даже не считаем грехами, а так маленькие шалости, огрехи и т.д., но при этом мы требуем от священнослужителей практически святости! А сами то мы достойны таких священнослужителей? Вы не задавались вопросом почему все меньше Иоаннов Кронштадских, Серафимушек Саровских и т.д.??? потому что мы недостойны таких пастырей!!!!!

Кати

Не увидела ни в одном комментарии требований святости. Бог дает свободу и разум, вы можете этим не пользоваться- опять же свобода, но окриками гнать людей куда либо, даже в Церковь- это верный путь оттолкнуть их. Интересная у Вас интерпретация достоин- не достоин. Я вот пословицу знаю- каков поп таков и приход. В общем она с вашим мнением созвучна, только с другого бока.

Просто страус

А как Вам дорогая Елена такие милые шалости и огрехи, как разглашение тайны исповеди??? Никто и не говорит про уход из Церкви. Вопрос о доверии к священникам и степени духовного с ними сближения. Я доверилась некоторое время назад одному батюшке, на свою беду полностью. Плоды пожинаю до сих пор… Не сужу его, но и больше не доверяю. А Вы в самом деле думаете, что к примеру св.прв. Иоанн Кронштадский окормлял только святых? Смею утверждать, немало почитав, что это не так.

Арина

Да есть святые. Просто не интересуют они никого. Ныношние дамы лучше к Ванге на могилку пойдут, чем пойдут ко святому. Не все правда.
В общем нет пророка в своем отечестве, и что имеем не храним, потерявши плачем (это я уже об Адельгейме).

Яринка

И во времена Иоанна Кронштадского все тоже самое было: хорошо, там и тогда, где и когда нас нет. Троице Сергиева Лавра была перед революцией в полной разрухе, не внешней, а именно духовной, там может на всю братию 1-2 благочестивых монаха и оставалось. А потом в самые годы гонений на веру и появлялись те самые святые отцы, на которых Церковь Христова и выстояла. От священнослужителей не требуется святости, но превращать дом Божий в бордель тоже как то некомильфо? Нестрашно к таким водить мальчиков сыновей?

Ксания

Яринка, в Германии в последнее время очень много было разговоров на эту тему. Подача материала именно на то и расчитана: вызвать ощущение сопричастности. возмутить… Примерно, как Вы сейчас задаете вопрос, персонализировав, предложив каждой читательнице почувствовать себя так, буд-то она сейчас лично ведет ребенка на потребу развратнику… Нормальная реакция челвоека — возмущение, в фактах в таком случае уже никто и копаться не станет. И это один из приемов "политтехнологий" (надеюсь, Вы его, все-таки, неосознанно применили).

Гостья из будущего

Знаете, иногда возникает ощущение, что инфа вбрасывается целенаправленно и умно. Говорю не о конкретном случае, а вообще о последних годах. Такое впечатление, что либо это подковёрные игры за власть, либо кампания против церкви и веры.

Ежик

То,что будет "Кампания против церкви и веры" определено еще 2 тысячи лет назад. И я,как современная плоховатая христианка могу только порадоваться,что на сегодняшний день эта кампания заключается в обнародовании нелициприятных дел некоторых клириков.Пусть и путем безусловно определенным образом направленных "вбросов".

Ксания

Правда? Да Господь ее знает! Был здесь (в Германии) случай, когда "жертва" вдруг. через 30 лет решил, что он "не может больше молчать, об этом надо говорить, люди должны знать правду…". Вроде бы, человек в своем праве. Теперь давайте рассудим логически. Дело было (если было) 30 лет тому назад. Священник, против которого выдвинуты обвинения, благополучно ушел на пенсию и умер от старости в возрасте 80+, соотвественно, ничего в свою защиту он сказать не может. Свидетелей нет (понятно, откуда им быть). Медицинских фактов, подтверждающих событие — тоже нет. Факт обращения родителей в полицию — не зафиксирован. Ни священника, ни "пострадавшего" (беру… Читать далее »

Ксания

Оба варианта могут подойти. И то, что мальчик просто побоялся сказать кому-нибудь. И то, что человек решил "сорвать куш" на фоне массовых разоблачений и из "неудачника" предстать перед общественностью в виде "невинной жертвы". Я не спешу ему верить, и осуждать не спешу. Предоставлю Богу судить их обоих.

olgayeriomenko

Ну, в чем-то соглашусь. Мой отец — искренне верующий человек — всегда говорит: "Все от Бога. Каждый народ имеет правительство, которое он заслуживает, а мужчина — жену, которую он заслуживает (на мой вопрос, почему они с матерью не развелись)."

Ежик

Безусловно. Клирики-то не с Марса летят.

Maria_Francesca

Святых во все времена было мало. Думаю, в наши — не меньше, чем раньше. Просто мы о них еще не знаем.

Арина

Они Вас интересуют?

монахиня Екатерина

Спасибо автору за здравые рассуждения на весьма наболевшую тему. Ко всему вышесказанному остаётся лишь добавить, что Господь нас НЕ оставляет, даже если мы вдруг начинаем этого хотеть. И в этом главное утешение, пожалуй.
А ещё — не надо никого бояться, кроме Бога и самого себя. 🙂

Кати

Вам, наверное, виднее, моё наивное мнение- не надо Бога бояться, просто я так чувствую… Даже когда плохо, больно, почему то кажется, что Он с тобой и на твоей стороне, даже если ты не прав, просто поймешь свою неправоту позднее. Сумбурно и косноязычно получилось… не знаю как сказать.

Rozy

Люди хотят грешить и иметь добренького Бога. Такого Бога, чтобы Он нас прощал, а мы продолжали бы грешить. То есть, чтобы мы творили все, что хотим, а Он прощал нас, чтобы Он прощал нас не переставая, а мы дули бы в свою дуду.
Старец Паисий Святогорец

Кати

Не читаю старцев, но идея доброго Бога нравится больше, чем карающего за любую оплошность. Еще есть совесть. И разум и свобода ими пользоваться. Как то так.

монахиня Екатерина

А Вы почитайте. Интересно пишут!

Кати

Спасибо, может быть, когда нибудь, сейчас более интересна другая литература. Чужой опыт как бы он ни был хорош- все равно чужой. Меня заставляют задуматься не лобовые поучения, у каждого своя дорога.

Angelinushka

Я в какой-то момент своей жизни поняла, что Бог не наказывает. Бог действительно с тобой и на твоей стороне. Но естественные последствия плохих поступков приходят как расплата, только это не наказание.

Екатерина

А я недавно поняла, как Бог наказывает (или попускает наказание) и ты чувствуешь, как ЛЕЧИТ тебя это наказание, как оно вправляет мозги!

Кати

вопрос терминологии, что для Вас наказание, для меня следствие моих действий и бесценный опыт. Пусть тяжелый, но свой. И да, мне видится высшая сила, которая благосклонна ко мне, иногда ощущаешь, что она тебя просто как котенка за шкирку проносит над пропастью. Не надо задаваться вопросом- за что? Я стараюсь понять -для чего, что я делала не так, раз сейчас мне плохо. Очень личное переживание, но в самый тяжелый момент понимаешь, что не брошен и что Бог есть любовь, просто шкурой это осязаешь. Фууу, как пафосно получилось…

монахиня Екатерина

Страх Божий — это когда ты боишься оскорбить Того, Кто тебя любит. Оскорбить словом, делом и помышлением. В этом начало премудрости. "Начало премудрости — страх Господень".

Похожие статьи