Давным-давно в старой доброй Англии жил великий сказочник и ревностный католик Джон Роналд Руэл Толкиен. Нашим читателям он известен как творец «Хоббита» и «Властелина колец», но Профессор был еще и замечательным отцом. Долгие годы он писал рождественскую сказку для своих детей — и эта сказка называется «Письма Рождественского деда». Или, с поправкой на переводческую адаптацию — письма Санта Клауса. Письма Деда Мороза. Дед Мороз (с вашего разрешения, я адаптирую перевод для русского читателя) пишет детям Толкиена о своем житье-бытье, трудностях и комичных ситуациях, которые случаются с ним и его помощником — полярным белым медведем… И дети верят в то, что Дед Мороз существует, пишут письма ему в ответ, и сказка не кончается. Зачем ревностному католику, настоящему христианину, каковым был Толкиен, было придумывать для детей живущего на Северном полюсе старика, который дарит подарки детям по всему миру? Почему нельзя было сказать: главное чудо — это Рождество Христово, и мы дарим подарки в память о тех дарах, которые принесли Младенцу Христу волхвы? И почему снова и снова верующие родители стесняются того, что к их верующим детям приходит Дед Мороз? Да еще и (у православных русских) рождественским постом! Когда мы с братьями были маленькие, мы всегда очень ждали отдельно — Нового года, и отдельно — Рождества. Семья у нас верующая, и поэтому особого размаха в праздновании Нового года не было — это праздник семейный, уютный и главное — сказочный. Утром мы вскакивали и бежали к елке. А там уже ждали подарки, на которых лежали записки: «Шуре от Деда Мороза», «Степе от Деда Мороза», «Дане от Деда Мороза». Однажды я задала коварный вопрос: почему записки написаны папиным почерком? Брат мигом ответил: Дед Мороз передал папе подарки, а папа уже подписал, кому что. Сомнений у меня не возникло. Зачем моим родителям, верующим, с детства водившим нас в храм, понадобился Дед Мороз? Мы ведь очень ждали Рождества, со слезами (признаюсь, в моем случае) добивались права пойти на ночную службу… Помню, только начали служить в большом соборе Донского монастыря, было страшно холодно и мы во время службы бегали в придел — погреться. Так зачем был нужен Дед Мороз? Мне кажется, ответ на этот вопрос лежит в нескольких плоскостях. Первая, самая простая — ребенок живет в обществе. Как говорил классик, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. И если ко всем друзьям пришел Дед Мороз и подарил подарки, а к тебе нет — справится ли детская душа с внутренней обидой, с тщательно подавляемым разочарованием? Или не впадет ли в другую крайность — в гордыню не по возрасту, мол, сверстники-то в Деда Мороза верят, а я-то знаю, что верить можно только в Бога? Другая причина — более сложная и, мне кажется, более весомая. Ребенку необходимо чудо… Помните, в «Алых парусах»? «Если человек хочет чуда, сделай ему это чудо»… Душа ребенка жаждет чуда везде и во всем, поэтому даже совсем маленькие дети способны замирать перед бабочкой, криком выражать радость при виде белочки или дятла, или с тревогой в голосе допрашивать: «Бабушка, радуга — это откуда? Зачем? Как?». Чудо Рождества Христова — божественное, и вместить его величие и значение для человечества вряд ли способен в полной мере и взрослый человек. Недаром из года в год, из века в век поэты вновь и вновь переживают и пересоздают события в Вифлееме, и снова, кажется, остается неуловимой еще одна грань непостижимого. Как вместить: воплотился Бог для того, чтобы своими страданиями спасти человека? А ведь без всей этой логической цепочки чудо Рождества не будет полным. Именно для этого Рождается Спаситель — пострадать за всех (не потому ли многие колядки исполнены проникновенной печали?). А стоит рассказать впечатлительному ребенку о том, что Господь рождается, чтобы спасти человека — как? — пострадать, и ребенок может и в слезах Рождество Христово встретить (случай реальный!). Так почему бы не быть доброму сказочному Деду Морозу, который в преддверии Рождества дарит волшебную ночь с подарками, и уже в день Рождества ничто не отвлекает от самого праздника? Впрочем, и это не самое главное. А главное, думается, таится в вопросе, который стоит задать более широко. Зачем ребенку сказка? Зачем ребенку сказка и вера в чудеса (не христианские) вообще? Зачем эльфы, Дюймовочка, фея-крестная, деревья, которые говорят, путешествие в волшебную страну, волшебная палочка и прочее, и прочее, и прочее? В старой советской книге «Личное счастье» есть очень трогательный эпизод. Девочка Изюмка ищет эльфов, и заведующая детским садом оказывается в сложной ситуации: «Она медлила. Она не знала, как быть. Сказать, что эльфов вообще нет на свете?.. Нужно ли это? Разве так долго длятся годы раннего детства, когда человека окружает сказка, когда сказка встречается ему на каждом шагу и ежедневно вмешивается в его жизнь?.. Надо ли торопиться с разоблачениями?». Поразительно, что советская воспитательница не торопится с разоблачением — она понимает, что сказка нужна человеку — чтобы расти, мечтать, творить, крепнуть. Чтобы преодолевать себя, чтобы помогать другим, чтобы дарить радость. Чтобы примирять в себе радость от шоколадки и радость от праздника Рождества Христова, и не стыдиться радостей повседневных, идя к радостям божественным… Дед Мороз как-то подарил нам на новый год шоколадки для украшения елки. Мы повесили их и ждали Рождества, чтобы полакомиться. 7 января я поднялась в 8 утра (после ночной службы мы пришли домой около 4!), чтобы посмотреть сказку «Морозко», которую почему-то решили в дни школьных каникул показать в 8.10. Елка, «Морозко», вкусно пахнет шоколадом… И как-то незаметно шоколадок стало значительно меньше… Пришлось, когда встала вся семья, признаться, куда они делись. И тут выяснилось, что к Рождеству Дед Мороз прислал нам еще один пакет шоколадных игрушек, которые тут же украсили елку. Знаете, а я до сих пор верю, что добрый волшебник Дед Мороз существует.