Наступают зимние праздники. У многих людей, сколько бы им лет ни было, они ассоциируются с ожиданием чуда, с детской радостью. В эти дни один из прекрасных вариантов проведения досуга — чтение детских книг. Можно в одиночку, можно с дочерьми, сыновьями, племянниками или крестниками. «Когда-нибудь вы станете достаточно взрослыми, чтобы снова читать сказки». Помню, как-то для меня эта фраза Клайва Стейплза Льюиса стала настоящим откровением. В свое время на 4-м курсе филологического факультета у нас был даже отдельный предмет — детская литература. Именно с того времени мое отношение к подобным книгам стало другим, более осмысленным. Если вы думали, что сказки — это несерьезно, вы глубоко ошибались! Даже профессора-филологи подробно изучают детскую литературу, что говорить о нас, простых смертных. Задумайтесь: так ли легко написать хорошую книжку для детей? Нет и еще раз нет! Для этого нужно уметь сложные вещи рассказывать просто. Писатель делится мудростью, накопленной в течение всей своей жизни, в полушутливой-полуигривой форме, а это самое сложное. Детская литература настолько прочно вошла в нашу жизнь и часто питает и вдохновляет даже взрослых, что мы не замечаем ее влияния. Вспомним «Хроники Нарнии», «Гарри Поттера», героев Владислава Крапивина, Манюню, героиню Наринэ Абгарян… Или более ранних писателей и их героев, без которых трудно представить свое детство: Тома Сойера, Алису, Дениску, героев Волшебной страны Оз, Пеппи Длинныйчулок, Золушку, Герду и Кая, Тимура и его команду, Винни-Пуха и многих-многих других. А как прекрасны сказки! Читая о тридевятых царствах и далеких королевствах, дети вдохновляются принцессами или рыцарями, учатся мечтать, побеждать, любить красоту, и, конечно, различать добро и зло. А порой они, умиротворенные и радостные, засыпают под убаюкивающее чтение, чтобы видеть волшебные сны. Взрослые же, читая детям вслух, вспоминают о простоте восприятия, которая с годами нас покидает… Филологи-фольклористы с удовольствием изучают сказки, классифицируют их и прослеживают в них глубокие исторические и мифологические корни, которые обычному читателю трудно заметить с первого взгляда на книжную страницу. Моим любимым сказочником является Сергей Козлов. Открыла его я уже в студенчестве, на 1-м курсе, после того как в нашем вузе показали спектакль «Разрешите с вами посумерничать», поставленный по его сказкам. Для моего бедного мозга, измученного латынью и введением в славянскую филологию, это были два часа наслаждения. Сказки Козлова наполнены невероятной красотой, любовью, принятием жизни и тем самым созерцанием, которого так часто в ней не хватает. И, конечно, его произведения — о невероятно трепетных отношениях, о верности и дружбе. Читали сказку «Если меня совсем нет»? Помните эти невероятные дивные диалоги? — Как все-таки хорошо, что мы друг у друга есть! Медвежонок кивнул. — Ты только представь себе: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем. — А ты где? — А меня нет. — Так не бывает, — сказал Медвежонок. — Я тоже так думаю, — сказал Ёжик. — Но вдруг вот — меня совсем нет. Ты один. Ну что ты будешь делать? — Что ты ко мне пристал? — рассердился Медвежонок. — Если тебя нет, то и меня нет. Понял? Еще одной находкой во взрослом возрасте стала книга «Полианна» о неунывающей девочке, которая играла в радость и находила смысл даже в самых тяжелых обстоятельствах. Удивляет, что она не только успешно радоваться сама, но и буквально обучила этому навыку серьезных и чопорных взрослых. Полианна смогла подарить каждому свой лучик тепла, и когда ей было очень трудно, поддержать ее пришло много людей. Некоторые из них при этом помирились, другие изменили свои привычки, третьи стали мягче. Девочка преобразила и размягчила многие сердца. Эта книга — хорошая иллюстрация банальной истины: делай добро — и оно к тебе вернется. Немного напоминает мне Полианну другая героиня — Энн из Зеленых Крыш (в другом переводе — Аня из Зеленых Мезонинов). Она также много радовалась, но ее оптимизм, в отличие от Полианны, поддерживался в большей степени воображением. Героиня придумывала себе другие жизненные обстоятельства, более счастливые, взамен тех непростых, в которых она находилась. А одним из моих любимых героев детства был Незнайка. И многим ребятам он больше нравится, чем Знайка. Незнайка — весельчак и затейник, он прост и искренен. Знайка же любит быть серьезным и важным, порой и занудливым, это детей отталкивает. Они ведь сами искренни и непосредственны, им, конечно, ближе неунывающий, пусть и не очень умный герой. Итак, зачем взрослым читать детские книжки? Во-первых, самая банальная причина, по которой они же порой смотрят мультики — это способ расслабиться, средство переключения. Во-вторых, иногда в литературе для детишек можно увидеть такие глубины мудрости, что и философам не снилось! Льюис, прекрасный сказочник, отлично знал, о чем говорит: взрослые смогут уловить в сказке такие смыслы, которые ребенку еще попросту недоступны. (Как регулярно делает замечательная Кира Салимова в своих колонках — прим. ред.) И они, эти смыслы, могут стать отличным поводом для воспитательной беседы. В-третьих, некоторые герои могут стать настоящим образцом для подражания! А какие детские книжки любите и перечитываете вы? Давайте обсудим! Это пойдет на пользу и нам, и нашим детям. В материале использованы кадры из фильмов «Поллианна» (реж. Сара Хардинг, 2003), «Ежик в тумане» (реж. Юрий Норштейн, 1975), «Незнайка на Луне» (реж. Александр Люткевич, Юрий Бутырин, Андрей Игнатенко, 1997-1999), иллюстрация Леонида Владимирского.