Большое количество родителей, обретших веру, горят желанием уберечь своих детей от дурного влияния, которое несет современное общество. Они стремятся воспитать в них святость, но неизменно терпят поражение, потому что у нас нет опыта православного воспитания. Воспитывая детей, мы слепо тычемся в разные углы – опираться на дореволюционный опыт сейчас нельзя, слишком сильно поменялась жизнь. А опыта православного воспитания в современных условиях нет практически ни у кого. Поэтому в церковных семьях немало детей, слышать не желающих о церкви, циничных, жестоких, попирающих все мыслимые законы морали. Родители, сами едва ли воцерковившись, начинают воцерковлять своих детей, и делают это грубо и неумело. Сами, едва-едва отвернувшись от греховной жизни, требуют от детей такой святости, что могла встречаться лишь у пустынников времен Марии Египетской. И в своем желании немедленно видеть плоды своей церковности, нередко доходят до сущего маразма.

Как-то пришлось мне познакомиться с семьей. В процессе разговора отец начал жаловаться, что дети у него какие-то «не такие». Не православные. Сколько лет детям? 3 и 6. Сами мы давно в церкви, постимся, правило читаем вместе, вроде все по книгам, а дети – ну никак ни молиться, ни поститься не хотят (это в три и шесть-то лет?!). Ну что за дети такие? Может, их к старцу какому свозить – на отчитку? Человек никак не может понять, почему при всем соблюдении ими, родителями, всех наставлений и поучений святых отцов, их дети до сих пор не становятся «православными». Я поинтересовалась, а что же вкладывают эти родители в понятие «православное воспитание»? Ответ поверг меня в некоторый шок. Оказывается, этот папочка и его «православная» супруга полностью лишили детей всех обычных ребячьих радостей. Ну, то, что в доме таких подвижников нет телевизора, само собой разумеется. Это полдела. Папа с мамой запрещают своим детям кушать все сладкое – конфеты, варенье, мороженое, пирожные, йогурты, а, главное, шоколад (он же кровь горячит!) попали в список запретных продуктов. Но и это еще не все. Самое-то интересное, что сами родители вовсе не отказывают себе в удовольствии полакомиться шоколадкой и даже придумали своеобразный шифр, которым они обозначают греховную пищу. Допустим, фраза «Давай купим КО» означает «Давай купим конфет», «ШО» — соответственно, обозначает шоколад и т.д. И когда дети ложатся спать, они с чистой совестью горячат себе кровь и шоколадами, и вареньями, и пирожными. Наивные, неразумные папа с мамой! Ну сколько им удастся держать своих детей в неведении относительно существования на белом свете тортов и шоколада? Максимум до того момента как старший ребенок пойдет в школу. И что за диавольское лукавство – внушать детям мысль о грехе и самим же ему предаваться! Глупо надеяться, что дети не узнают об этом. Они обиделись на меня за критику, и долгое время мы не виделись. Спустя два года позвонила жена и попросила совета. Случилось то, о чем я их предупредила. Их старший ребенок пошел в школу и с головой окунулся во все страсти и пороки современного мира, доступные детям его возраста. О шоколаде и конфетах уже и речи не было. Куда там! Теперь он сутками пропадал у новых друзей, наслаждаясь недоступным прежде чудом телевидения. А попутно – о, ужас! – увлекся жвачками, стикерами, татуировками и сериалом «Бригада». Что делать? — рыдала мама. Не передавая подробностей нашего разговора, хочу обратиться ко всем родителям – не лишайте своих детей обычного нормального детства. В противном случае они вырастут морально и духовно искалеченными, и, вырвавшись на свободу, будут стремиться восполнить и познать все, чего были лишены. А ведь есть родители, которые под предлогом «православного» воспитания не читают своим детям сказок (пропаганда оккультизма!), не водят своих детей в цирк и зоопарк (греховное зрелище!), не катают их на аттракционах, не отмечают им дни рождения, не пускают их играть в песочницу с детьми «неверующих и язычников». Они считают, что их дети должны пользоваться исключительно «православными» предметами и играть только в «православные» игры. Если собирать из конструктора, то только храм, если покупать тетради, то только с изображением церквей, если разучивать стишки, то только на церковную тематику.

С возраста 7-8 лет происходит первая попытка ребенка вырваться из-под тотального родительского контроля. Появляются первые собственные интересы и собственные друзья, с которыми ему часто гораздо интересней, чем в храме. Если вы хотите контролировать времяпровождение своего ребенка, то приглашайте его с друзьями к себе. Вы должны научиться радушно принимать у себя его товарищей, в том числе и из неверующих семей.

Мы должны учитывать современные требования к человеку. Наши дети должны уметь пользоваться и сотовым телефоном, и компьютером, ведь вряд ли даже православные родители желают, чтобы их сыновья и дочери после школы пошли подметать улицы, не имея достаточных знаний для поступления в ВУЗ. Дети не должны чувствовать себя динозаврами, не знающими элементарных вещей.

То, насколько ребенок адаптирован в обществе, напрямую скажется на его взаимоотношениях с ровесниками. Говоря с ними о смирении, родители должны расставить границы между истинным смирением и тем смирением, о котором говорят, что оно хуже гордости. Иначе такого «смиренника» могут забить, затравить, он окажется в безвыходной конфликтной ситуации, разрешить которую очень непросто. Мы должны учитывать жестокость нецерковных детей, которые могут затравить «белую ворону», а пострадавший ребенок либо наотрез откажется ходить в школу, либо возненавидит вас. В одной знакомой семье мама додумалась отправить десятилетнюю девочку в школу в платочке – мы же православные! Вся стая одноклассниц накинулась на неё, они пинками загнали в угол, щипали, тыкали в неё пальцами и скандировали «Бабка, бабка, бабка!». Девочка не смогла защититься, потому что мама учила её «смиряться». Девочка пережила тяжелейший стресс, несколько дней не ходила в школу, и только благодаря стараниям отца им удалось избежать развития конфликта между ней и матерью. Аналогичная ситуация возникла в другой семье, где родители усердно внушали сыну, что нужно смиряться, смиряться, смиряться, и в итоге одноклассники просто стали терроризировать мальчика, неспособного дать сдачи обидчикам.

Фанатизм плох в любом начинании, в том числе и в Православии. Вспомните, как мы потешались над чудовищными именами, которые в двадцатые годы давали своим детям фанатичные последователи революционных идей? Как могла себя чувствовать девушка по имени Тракторина? А Бульдозерина? А почти неприличное Даздраперма? Для несведущих расшифрую – эта аббревиатура означает «Да здравствует первое мая». Намного ли лучше поступают родители, которые, желая во всякой мелочи соблюсти свою православность, называют своих детей Голиндухами, Левкусиями и Гаведдаями? Каково будет им жить с такими именами в обществе? Неспроста люди других национальностей, оказавшись среди русских, стремятся подобрать себе русские эквиваленты своих имен, более привычные для нашего слуха. Еще раз скажу — с собой делайте что хотите. Дети не должны страдать из-за ваших религиозных убеждений. Ваша религия должна стать для них прибежищем и опорой, а не «идиотизмом», из-за которого их все ненавидят. Христианство должно устраивать жизнь наших детей, а не ломать её. Перегнутые палки имеют обыкновение распрямляться и ударять другим концом по тому, кто ее держит. В воспитательном процессе нет места насилию и унижению, иначе настанет момент, когда ребенок, достигнув определенного возраста, выплеснет на вас и на вашу религиозность весь свой протест, и это будет означать, что вы его потеряли навсегда.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Год рождения 1970. Воспитываю троих сыновей. Пишу художественные рассказы. Победитель конкурса рассказов форума ЭКСМО 2010 (группа не издающиеся), 3 место в конкурсе новогодних рассказов форума ЭКСМО 2010 г, 1 место в 1 туре, 4 место во 2 туре и приз зрительских симпатий в конкурсе детективного рассказа форума ЭКСМО 2011 г, 1 место в конкурсе рассказов "Кто мой ближний" 2011 г. на Православном Творческом Портале. Номинировалась на национальную премию "Писатель года" 2011 г.

Другие статьи автора
новые старые популярные

Хорошая статья, вот только насчет других национальностей все далеко не так 🙂 Понтийцы, например, живя поколениями в России, преспокойно дают своим детям не только "привычные русскому слуху", но и "национально окрашенные" имена, такие, как Панайот, Анастас, Спиридон и т.п. И ничего, в школе дразнят не чаще, чем детей с "обычными" именами. Хотя упомянутая в статье Голиндуха — перебор, конечно 🙂

Зато Панайот рулит 🙂

Хорошо об этой проблеме говорил Антоний Сурожский — есть на эту тему его видеолекция. Про то как воспитывать детей в духе православия. Суть его речи была в том, что дети возможность быть православным стали бы воспринимать как награду, возможность прийти в церковь — как привилегию, тогда в ребенке не угаснет восхищение перед святыней, тогда осознание близости божией не станет привычным.

Отличная статья, спасибо!

Похожие статьи