Большое количество родителей, обретших веру, горят желанием уберечь своих детей от дурного влияния, которое несет современное общество. Они стремятся воспитать в них святость, но неизменно терпят поражение, потому что у нас нет опыта православного воспитания. Воспитывая детей, мы слепо тычемся в разные углы – опираться на дореволюционный опыт сейчас нельзя, слишком сильно поменялась жизнь. А опыта православного воспитания в современных условиях нет практически ни у кого. Поэтому в церковных семьях немало детей, слышать не желающих о церкви, циничных, жестоких, попирающих все мыслимые законы морали. Родители, сами едва ли воцерковившись, начинают воцерковлять своих детей, и делают это грубо и неумело. Сами, едва-едва отвернувшись от греховной жизни, требуют от детей такой святости, что могла встречаться лишь у пустынников времен Марии Египетской. И в своем желании немедленно видеть плоды своей церковности, нередко доходят до сущего маразма. Как-то пришлось мне познакомиться с семьей. В процессе разговора отец начал жаловаться, что дети у него какие-то «не такие». Не православные. Сколько лет детям? 3 и 6. Сами мы давно в церкви, постимся, правило читаем вместе, вроде все по книгам, а дети – ну никак ни молиться, ни поститься не хотят (это в три и шесть-то лет?!). Ну что за дети такие? Может, их к старцу какому свозить – на отчитку? Человек никак не может понять, почему при всем соблюдении ими, родителями, всех наставлений и поучений святых отцов, их дети до сих пор не становятся «православными». Я поинтересовалась, а что же вкладывают эти родители в понятие «православное воспитание»? Ответ поверг меня в некоторый шок. Оказывается, этот папочка и его «православная» супруга полностью лишили детей всех обычных ребячьих радостей. Ну, то, что в доме таких подвижников нет телевизора, само собой разумеется. Это полдела. Папа с мамой запрещают своим детям кушать все сладкое – конфеты, варенье, мороженое, пирожные, йогурты, а, главное, шоколад (он же кровь горячит!) попали в список запретных продуктов. Но и это еще не все. Самое-то интересное, что сами родители вовсе не отказывают себе в удовольствии полакомиться шоколадкой и даже придумали своеобразный шифр, которым они обозначают греховную пищу. Допустим, фраза «Давай купим КО» означает «Давай купим конфет», «ШО» — соответственно, обозначает шоколад и т.д. И когда дети ложатся спать, они с чистой совестью горячат себе кровь и шоколадами, и вареньями, и пирожными. Наивные, неразумные папа с мамой! Ну сколько им удастся держать своих детей в неведении относительно существования на белом свете тортов и шоколада? Максимум до того момента как старший ребенок пойдет в школу. И что за диавольское лукавство – внушать детям мысль о грехе и самим же ему предаваться! Глупо надеяться, что дети не узнают об этом. Они обиделись на меня за критику, и долгое время мы не виделись. Спустя два года позвонила жена и попросила совета. Случилось то, о чем я их предупредила. Их старший ребенок пошел в школу и с головой окунулся во все страсти и пороки современного мира, доступные детям его возраста. О шоколаде и конфетах уже и речи не было. Куда там! Теперь он сутками пропадал у новых друзей, наслаждаясь недоступным прежде чудом телевидения. А попутно – о, ужас! – увлекся жвачками, стикерами, татуировками и сериалом «Бригада». Что делать? — рыдала мама. Не передавая подробностей нашего разговора, хочу обратиться ко всем родителям – не лишайте своих детей обычного нормального детства. В противном случае они вырастут морально и духовно искалеченными, и, вырвавшись на свободу, будут стремиться восполнить и познать все, чего были лишены. А ведь есть родители, которые под предлогом «православного» воспитания не читают своим детям сказок (пропаганда оккультизма!), не водят своих детей в цирк и зоопарк (греховное зрелище!), не катают их на аттракционах, не отмечают им дни рождения, не пускают их играть в песочницу с детьми «неверующих и язычников». Они считают, что их дети должны пользоваться исключительно «православными» предметами и играть только в «православные» игры. Если собирать из конструктора, то только храм, если покупать тетради, то только с изображением церквей, если разучивать стишки, то только на церковную тематику. С возраста 7-8 лет происходит первая попытка ребенка вырваться из-под тотального родительского контроля. Появляются первые собственные интересы и собственные друзья, с которыми ему часто гораздо интересней, чем в храме. Если вы хотите контролировать времяпровождение своего ребенка, то приглашайте его с друзьями к себе. Вы должны научиться радушно принимать у себя его товарищей, в том числе и из неверующих семей. Мы должны учитывать современные требования к человеку. Наши дети должны уметь пользоваться и сотовым телефоном, и компьютером, ведь вряд ли даже православные родители желают, чтобы их сыновья и дочери после школы пошли подметать улицы, не имея достаточных знаний для поступления в ВУЗ. Дети не должны чувствовать себя динозаврами, не знающими элементарных вещей. То, насколько ребенок адаптирован в обществе, напрямую скажется на его взаимоотношениях с ровесниками. Говоря с ними о смирении, родители должны расставить границы между истинным смирением и тем смирением, о котором говорят, что оно хуже гордости. Иначе такого «смиренника» могут забить, затравить, он окажется в безвыходной конфликтной ситуации, разрешить которую очень непросто. Мы должны учитывать жестокость нецерковных детей, которые могут затравить «белую ворону», а пострадавший ребенок либо наотрез откажется ходить в школу, либо возненавидит вас. В одной знакомой семье мама додумалась отправить десятилетнюю девочку в школу в платочке – мы же православные! Вся стая одноклассниц накинулась на неё, они пинками загнали в угол, щипали, тыкали в неё пальцами и скандировали «Бабка, бабка, бабка!». Девочка не смогла защититься, потому что мама учила её «смиряться». Девочка пережила тяжелейший стресс, несколько дней не ходила в школу, и только благодаря стараниям отца им удалось избежать развития конфликта между ней и матерью. Аналогичная ситуация возникла в другой семье, где родители усердно внушали сыну, что нужно смиряться, смиряться, смиряться, и в итоге одноклассники просто стали терроризировать мальчика, неспособного дать сдачи обидчикам. Фанатизм плох в любом начинании, в том числе и в Православии. Вспомните, как мы потешались над чудовищными именами, которые в двадцатые годы давали своим детям фанатичные последователи революционных идей? Как могла себя чувствовать девушка по имени Тракторина? А Бульдозерина? А почти неприличное Даздраперма? Для несведущих расшифрую – эта аббревиатура означает «Да здравствует первое мая». Намного ли лучше поступают родители, которые, желая во всякой мелочи соблюсти свою православность, называют своих детей Голиндухами, Левкусиями и Гаведдаями? Каково будет им жить с такими именами в обществе? Неспроста люди других национальностей, оказавшись среди русских, стремятся подобрать себе русские эквиваленты своих имен, более привычные для нашего слуха. Еще раз скажу — с собой делайте что хотите. Дети не должны страдать из-за ваших религиозных убеждений. Ваша религия должна стать для них прибежищем и опорой, а не «идиотизмом», из-за которого их все ненавидят. Христианство должно устраивать жизнь наших детей, а не ломать её. Перегнутые палки имеют обыкновение распрямляться и ударять другим концом по тому, кто ее держит. В воспитательном процессе нет места насилию и унижению, иначе настанет момент, когда ребенок, достигнув определенного возраста, выплеснет на вас и на вашу религиозность весь свой протест, и это будет означать, что вы его потеряли навсегда.