Доброй пятницы, дорогие сёстры. Вот и заканчивается моя сладкая жизнь: от сказки осталась последняя глава, а потом будет сплошная проза жизни, которую мне придётся писать каждую (!) неделю. А я уже совсем отвыкла так много работать. Ужас.

Ладно, буду потихоньку привыкать обратно. Главное — не резко. Поэтому сегодня давайте про сказки. Чтобы переход был плавным.

Когда я была маленькая, я многого не понимала. Например, про музыку. Однажды на уроке учительница, предлагая мне выбрать, какую пьеску я хочу разучивать, сыграла мне несколько на выбор. Допустим, я вообще ничего не хотела разучивать, в гробу я видала пианино. Но кроме этой мысли в процессе прослушивания у меня возникла ещё одна: ой, оказывается, музыка не обязательно бывает красивой!

Я уже не помню, что мне играла учительница. Возможно, это был какой-нибудь «Ёжик» Кабалевского или что-нибудь простенькое другого современного автора. Тогда я ничего не могла сказать, кроме того, что музыка была некрасивая. Сейчас я могу прибавить, почему она была такова: она была написана оригинально и остроумно, но в ней не было того, что идёт не от ума, а от сердца.

Я и до сих пор подобную музыку не выношу. Хотя мне пришлось пройти, в рамках получения высшего музыкального образования, и современную гармонию, и современную музыкальную литературу. Я даже увлеклась музыкой Карла Орфа. Потому что меня восхитила «Кармина Бурана». Её вступительная часть вам всем знакома, хотя вы можете не знать, что это она.

Разумеется, я начала искать, что этот композитор написал ещё. Нашла. Оказалось, что «Бурана» — одно из сравнительно ранних произведений, поэтому её не просто можно слушать, а её можно слушать с удовольствием. Дальше шло то, что просто можно слушать, а под конец уже и то, что слушать невозможно.

Собственно, дальше шла именно современная музыка: много концепций разной степени остроумности, много изобретательности… Короче, музыка не для ушей, а для интеллекта. Лично я бы её музыкой не назвала, но многим, знаю, нравится испытывать удовольствие именно такого рода.

В среде молодых продвинутых музыкантов (в кругу коих я вращаюсь иногда и до сих пор) принято много разговаривать о концепциях. Принято фыркать, например, на «Хогвартский вальс» (и целиком на саундтрек к «Гарри Поттеру», хотя это не просто хорошая музыка, а очень хорошая): мол, примитив. Проблемы у данного контингента начинаются тогда, когда они сами пытаются сочинить нечто подобное: простое и мелодичное. Не выходит, и всё тут.  Додекафония — пожалуйста. Атональность — пожалуйста. Да они вам звуки слива в унитазе нотами записать могут, ибо гении. А вот чтобы красиво — никак.

Помню, на госэкзамене по этой самой современке я пять с плюсом получила не за то, что что-то там знала. Или могла отличить на слух позднего Шнитке от Шёнберга. Не могла и не хотела. Вы оперу Шнитке «Жизнь с идиотом» слушали? Я со второго акта смылась. Кто досидел — сказали, что правильно сделала. После прослушанного в ВУЗе курса я поняла только одно: в наше время принято всякую свою шизофрению — вместо чтобы лечить — облекать в звуки и, выставив на всеобщее обозрение, нарекать чем-то великим. Пьеска ли это из трёх нот или цикл из ста симфонических поэм.

Я на экзамене так и сказала комиссии: основополагающей чертой всего современного композиторского искусства лежит тяготение к симфоничности, вне зависимости от жанров и форм.

Это всё, что я сама поняла за год изучения предмета. В основном я, конечно, спала на задней парте. Или сказку писала — вот ту самую, которая у нас на Новый год заканчивается.

Ну не могла же я на госэкзамене сказать, что сегодня каждый уверен, что главное — не музыка, а личность композитора со всеми её тараканами. Что симфоничность у нас сейчас — наизнанку. Что классическая симфония — один из способов структуризации и гармонизации сознания через звуки, и прежде всего — сознания самого композитора. То есть, композитор, как его ни крути, был слугой искусства. А современная симфония ― это наоборот, когда каждый композитор принимает и выдаёт всё, что, вошло ему в не слишком здоровые уши, за вселенскую гармонию. То есть, мнит себя повелителем искусства. И тем расшатывает нервную систему не только свою, но и слушателя.

Но на экзамене я этих подробностей не сообщила. Сами понимаете.

Оказалось, однако, что до меня до такой формулировки никто не додумался. У меня даже спросили разрешения впредь использовать её на лекциях.

А мне что, жалко? Главное, до угадайки дело не дошло. На слух попробуй отличить одного додекафониста от другого. Мне проще самой сесть за рояль и наимпровизировать в их духе пару-тройку часов (при угрозе жизни чего не сделаешь!) Я, кстати, так развлекалась иногда: делала умное лицо в кругу незнакомых со мной студентов-теоретиков и начинала опускать руки на клавиши в случайном порядке. Ребята реально слушали и реально верили, что это плоды моих долгих раздумий. Сами они это ещё и нотами могли записать — уважуха и респект… Но как они это запомнить-то умудрялись?!

Ответ на моё недоумение я получила из уст тогда ещё будущего мужа. Как-то раз собрали их на халтуру: спеть в Большом зале Консерватории произведение современной композиторши. Репетиции, как водится, не оплатили. Поэтому ноты ребята увидели за десять минут до выхода на сцену.

Ну, допустим, наш брат певчий с высшим светским музыкальным (если только он не вокальный факультет заканчивал) любую музыку с листа поёт… если это музыка, конечно. То, что им выдали, было… ой. То есть некоторые ноты показались певцам знакомыми. Но расположены эти ноты были таким образом, что привычная логика чтения не срабатывала, да и чисто вокально… кхе-кхе. Да, современные композиторы, гордо властвуя над всеми инструментами, включая человеческий голос, в большинстве случаев совершенно не в курсе их возможностей и невозможностей. Раз я написал — значит, вот так и пойте. Мне плевать, что сопрано не поёт в четвёртой октаве.

Итак, третий звонок, хор готовится упасть в обморок. Но мой будущий — калач был тёртый уже тогда. Спас всех, по своему обыкновению. Сказал: спокуха, народ, не паримся. Поём слова и примерно — ритм. На любую мелодию. Кто как хочет.

Так они и поступили. Выперлись на всемирно известную сцену с каменными физиономиями и начали, кто во что горазд, орать про «и червецы в моём мясе» (современные композиторы очень любят русскую народную духовную поэзию, особенно про Страшный суд и адские муки: оно и понятно, про райское блаженство надо что-то красивое, а оно никак).

Концерт прошёл с грандиозным успехом, композитор вне себя от восторга расцеловала хористов, крича, что именно это она и слышала внутри себя, когда писала.

Говорят, известный профессор Мясоедов, автор учебников по теории музыки, предваряя курс лекций по современной гармонии, просто садился на клавиатуру и, пока звук кластера затухал в недрах рояля, торжественно изрекал: вкратце это всё, что можно сказать о современной гармонии. Но мы будем говорить об этом подробно весь следующий год, ибо так написано в учебном плане учебного заведения.

Не знаю, что ждёт нас в плане музыки дальше, я вообще-то хотела, кажется, о сказках. Мысль, заставившая меня переключить направление, в целом была общая для музыки и литературы: в детстве, ходя вдоль книжных полок и суя нос во все книжки подряд, я сделала также открытие, что как музыка может быть некрасивой, так и книжки могут быть неинтересными.

Потом я подросла и сменила мнение относительно многих из этих книг. А потом ещё подросла — и доросла до того времени, когда у нас начали печатать всё без разбора. И тогда оказалось, что да, книжки — даже детские или даже фэнтези — могут быть неинтересными.

А я тут одну простую вещь поняла. Иногда Богу нужно нам что-то сказать. Например, про дружбу или про любовь — и так, чтобы пробрало. Тогда Он — раз! — и обращает внимание одной несчастной женщины с неудавшейся личной и профессиональной жизнью на мальчика в круглых очках. И она исписывает тонну бумаги, потому что не может не писать, точно так же, как беременная, когда пришло время, не может не рожать.

А Ваня Манин, видя, каким тиражом печатаются и расхватываются книжки про мальчика в круглых очках, сидит и страдает. Яжписатель! Это у меня всё от лени. Вот возьму сейчас, ноут включу и…

А Бог молчит.

Шестнадцатилетняя девушка совершенно случайно написала песню «Bésame mucho». Потому что вот само написалось. А потом до конца жизни старательно писала симфонии. Потому что онажкомпозитор. Вы знаете о том, что она писала симфонии? Слушателей на концерты заманивали при помощи всё той же «бесамемучо»: мол, послушайте новое произведение автора знаменитой песни… В сущности, печальная судьба.

Между прочим, я тоже пару раз пыталась писать, потому что яжписатель. На редкость хорошо получалось, надо сказать. Всё грамотно выстроено: композиция, сюжет, герои, поглавный план. Читать, правда, невозможно. Но книжки же могут быть неинтересными…

А вот некрасивую музыку профессиональные музыканты называют «интересной». И это вроде как бы считается похвалой. О, смотрите, как остроумно автор применил здесь приём энгармонической замены! А как удачно вкропил хроматизм! Какая интересная задумка! Что? Некрасиво? Вы что, слушаете музыку для удовольствия? Фи, да вы дилетант!

Вам показать диплом?

Новости искусства: в Испании сотрудница музея, уборщица, уничтожила инсталляцию стоимостью 10 000 долларов, ибо приняла её за мусор.

Ну а что, что, скажите, делать художнику, если «тыжхудожник», а Бог молчит?

Нет, не верю я в то, что Он молчит. Беда в том, что я сама слишком часто не хочу немножко помолчать и послушать.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Писатель, художник по куклам, дирижёр, оперная певица и педагог по всему, что хорошо умеет сама (то есть, кроме писательства). Повести «Дождь», «Эльфрин», «Первая заповедь блаженства» и кое-что по мелочи были изданы или переиздаются в «Никее» и ИД «Димитрий и Евдокия». А ещё я крестиком могу вышивать, и на машинке.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Ирина

ДА_ДА_ДА!!!!!! Анекдот : А давайте сыграем авангард-джаз! Играют — подходит слушатель: что, не получается?

radistkacat

Спасибо, Людмила!Мне тоже очень нравится саундтрек из Гарри Поттера!

марфо

Опять спасибо Вам за озвучивание того, что изнутри гложет! Я тоже всегда страдаю, что некрасиво выходит, хоть арттерапией это обзови. Все пытаюсь понять: на 125 раз уже должно не так скучно и некрасиво получаться? Стоит ли Музу брать измором? Творчество же провозглашают высшей формой человеческой деятельности, а у меня тоска от этой деятельности зеленая.

olgayeriomenko

Я пишу и называю это арттерапией :))) И поэтому делаю что хочу — я же не писатель, что с меня взять? 😉

Юлали

Да, вот интересно. часто бывает. что человек много и с удовольствием рисует/пишет/поет. Но — никто не понимает, никому это не нужно, все это копится и пылится…

olgayeriomenko

Кстати, я не только по арттерапии пишу, но и по работе немного из цикла "занимательная педиатрия для чайников". Так вот, вымученное 125 раз также и читается. Писать надо как говоришь. Когда пишешь, представляя, что ваяешь пост на форуме, все выходит живо и свежо. А переписывания много раз — тягомотина.

olgayeriomenko

Наконец-то!!! Обещанного два года ждут, а я ждала только год :). И чувствовала, что это случится, и уже неделю хочу спросить (спросила бы при любой тематике).
Людмила, а какие Ваши любимые вокальные партии? Любимые именно в том плане, что хорошо ложатся именно на Ваш голос?
Просто для меня, дилетанта, колоратурное меццо (я не знаю, какое у Вас) — это эталонный женский голос, раскрывающий все грани женской натуры. Все-таки композиторы эпохи барокко знали толк в музыке… и в женщинах! )) (хотя, и считали эталонным пение кастратов ( )

Morvenlight

Танкред и Золушка. Да, я колоратурное меццо)))

olgayeriomenko

Золушка…!!! (падает в экстазе). Россини знал толк в певицах (ну и возлюбленная была меццо). Скрежещу зубами, когда сопрано в России Розину поют, будто для них написано (злой смайл).
Да, для России редкий голос.

Morvenlight

не редкий. в постановке сложный — как любое меццо. А педагоги по подвалам попрятались. Но мне повезло.

olgayeriomenko

Я рассуждала как потребитель 🙂 Просто в России, как мне кажется, меццо не развернуться: камерное, барочное пение спросом не пользуется, в русских операх звездных партий для меццо мало. Меццо, выученное на западе совсем другое: прозрачное, чистое, звучное. Ну вот не поклонник я русского густого "душного" меццо. Иногда захожу на форумы вокалистов, сяду в уголке и слушаю )))
Людмила, если снизойдет вдохновение, пишите еще о музыке и вокалистах 🙂 "Иоанн Дамаскин" и "Китайские метаморфозы" — это маленькие шедевры.
Удачи в Новом году и Вам, и всем поклонникам Вашего творчества.

Morvenlight

и правильно, что не слушаете. У нас не умеют ставить низкие голоса, загоняют их в жабры, а потом объявляют , что это красиво и вот так и надо. И виноват, кстати, советский союз: набирали ребят с голосами с заводов и фабрик, от сохи и так далее — это хорошо. Давали им петь на сцене — супер. Лемешев, например. Но вот упустили, что потом преподавать эти ребята уже не смогут: чтобы преподавать общая культура должна быть значительно выше, не дашь её за 5 лет Консерватории — без музшколы, без училища. Так и вышло: старые педагоги, которые из любого могли певца сделать,… Читать далее »

olgayeriomenko

Вишневскую не люблю (как певицу). И Каллас, кстати, тоже. Но Вишневская кричит, а у Каллас просто тембр не нравится (это дело вкуса). Образцова…я не спец. Технично, наверное, раз ее итальянцы приглашали. Временами нравится даже, но редко. Синявскую не люблю (голос в смысле). Рассуждать про технику не могу. Как потребитель не люблю "мясистые" русские голоса. Недавно услышала записи Максаковой — совсем иной уровень. А многие вокалисты ее ругают: это не настоящее меццо, сопрановый звук и т.п. , короче, равняйтесь на Синявскую. Повторю, как слушателю мне нравится западная школа низких женских голосов. Когда можно воскликнуть вслед за генералом Вольфом : "Прекрасное контральто!".

Morvenlight

Каллас очень неровная по технике. Шаляпин, кстати, тоже, но у Каллас неровность от недоученности, а у Шаляпина — горе от ума. Максакова — сопрано без верхов, тут недоработка того, кто ей голос ставил. Хотя голос красивый. Почему так случилось — непонятно, я не в курсе её биографии. Но вообще-то чисто технически поставить верхние ноты гораздо легче, чем все остальные.
Все, кто прошёл "западную школу" целиком и полностью, не имеют никаких технических проблем. Как наиболее ярких представителей могу порекомендовать к прослушиванию: Альфредо Краусс, Eula Beal

olgayeriomenko

Спасибо 🙂

olgayeriomenko

P.S. «Знаменитая Лукка никакой методы не признает и знать не хочет, а поет себе так, как угодно, как ей диктует жизненный опыт и ее талант. Она не церемонится и в ариях выкрикивает ноты там, где она считает нужным" "Лукка была поющей актрисой, — отмечает А.А. Гозенпуд. — Она не прошла вокальной школы своих соперниц и, по существу, осталась самоучкой, у которой, по ее словам, не хватило времени (да и желания) овладеть искусством бельканто. Знатоки находили, что в ее вокальной технике много недостатков, что ее фиоритуры недостаточно легки и свободны и потому в этой области она не может соперничать с Патти… Читать далее »

Morvenlight

Я таки за школу. Я понимаю, что это от врождённой японутости, но я за талант+школа. Школа дисциплинирует, а талант без дисциплины — развращает.
Гены генами, а школа Вишневской (-Лукка) не дала стабильных последователей… или просто стабильных певцов. Мирелла Френи приезжала — в ужасе была от студентов в том числе и школы Вишневской. На третьем человеке она поняла, что жабрами поют ВСЕ и возиться бесполезно. Посмотрите, на ютубе есть этот мастеркласс.
Я там как всегда ошиблась: Альберто Краусс, разумеется.

Morvenlight

З.Ы. Мужу 53 года, вчера один пришлый оперный бас на клиросе удивился, сказав, что, если не оборачиваться (муж стоял позади него), то можно подумать, что поёт 18-ти летний юноша. Да, у нас была волшебная наставница. Царствие Небесное Марии Владимировне Серовой.

olgayeriomenko

Да, счастье найти своего педагога.

olgayeriomenko

Я о том, что отсутствие школы у Г.П. уходит корнями ф 19 век 🙂 Не техничная, но обаятельная певица стала давать уроки Гариной, а та научила Вишневскую.

Ирина

Мирелла Френи — да, восторг!

Гоблинище

Отлично! Мои аплодисменты

Юлали

У художников примерно то же творится…
Но современные перфомансы на мой взгляд имеют некий смысл. Они не всегда имеют отношение к изобразительному искусству, скорее напоминают шарады и апеллируют к ассоциациям и логике.
Но порой интересно ходить и думать — что же хотел сказать художник, оставивший посреди комнаты кучу мусора?
Иногда голова переключается и начинаешь видеть произведение искусства в реальных кучах мусора — они же ничем не хуже 🙂

Я вообще в последнее время много думаю об искусстве и целесообразности обучения ему. У четырехлетки, нарисовавшего корову, зачастую гораздо больше радости, чем у выпускника художественного вуза, мурыжащего академический натюрморт…

Надежда

\Ну не могла же я на госэкзамене сказать, что сегодня каждый уверен, что главное — не музыка, а личность композитора со всеми её тараканами.\

Постмодерн он такой

kiriniya

А давайте еще сказок. Статьи мне тоже нравятся, и вот с этой я согласная, а сказок все ж хочется. И, кстати, уборщица — молодец! распространить успешный опыт!

Morvenlight

я тоже хочу сказок, но…
Бог молчит.
Поэтому временно подалась в скульпторы.

Заглядывайте на мой сайт Вигвам Людмилы Дунаевой. http://dunaevadoll.jimdo.com/

olgayeriomenko

Впечатлило (я про обнаженку). Это сколько терпения и трудолюбия надо иметь.
Жалко, что музыкальной странички нет.

kiriniya

Пусть Бог подскажет! На сайт — с удовольствием!

Женя.

А я не люблю Кармину Бурану именно потому, что она написана не от сердца, а чтобы воздействовать на слушателя. Ну на какие-то животные начала, примерно как рок-музыка воздействует. Вначале да, восторг был, а потом он сменился ощущением искуственности и какого-то экперимента над слушателями — написать, так, чтобы все пищали от восторга. Я люблю Шостаковича. Понятия не имею, к какому направлению относится его музыка, но под нее хочется картины писать.
А еще я вчера нервы успокаивала Вашими, Людмила, фанфиками про Гарри Поттера. Полчаса здорового смеха ("Спасти Снейпа"). За что Вам большое спасибо!

Morvenlight

Хех… это Вы ещё Катулли Кармину послушайте и третью часть — Триумф Афродиты. Вот где кошмар и ужас. В Буране музыка таки немного есть.
А вот от 13-й Шостаковича, помню, чуть не окочурилась. Пасынок рядом сидел — ему плохо стало (я догадалась на дирижёра отвлечься, а он маленький был, так ему по нервам шарахнуло как следует). Артисты хора на грудь приняли перед, поэтому продержались как-то. В фойе (когда всё ура закончилось) пасынок сидел и плакал "зачем он так" в смысле — шостакович. До рвоты просто. Такой чернухи нагнал…

olgayeriomenko

Ну послушали…(я про Катулли Кармину). Правда перед этим я еще "Ежика" Кабалевского на просторах интернета нашла. Что сказать…"Ежик" мне ближе в плане ментальности 😉

"Бабий Яр" — это не про меня. У меня нервная система как у Вашего пасынка.

Женя

Не, Орфа я вообще ничего слушать не буду больше:) А Шостаковича я, конечно, плохо знаю в целом, но то, что слышала — нравится. Надо найти его музыку и познакомиться с ней поближе.

Женя

А вообще я почему-то с некоторых пор не могу ничего такого слушать, где слова есть. Только если просто музыка. У нас тут местное классическое радио есть, которое крутит неплохую подборку. Так вот там, если что-то "вкусное" для меня попадается, то оказывается либо Шостакович, либо Рахманинов.

Женя

А я вот подумала, а какого ежа вообще детей в нежном возрасте на такое водить? Ну были определенные исторические события, ну кто-то стихи написал, кто-то музыку — культурно-исторический памятник. А ребенкам такое совсем не нужно. Это как нам в свое время продвинутая училка литературы в пятом классе задавала читать такую страшненьку книжечку "Дочь мента" или "Донские рассказы" Шаламова…. Сдуреть… До сих пор через двадцать лет передергивает… А Шостакович мне инструментальный нравится и, конечно, я его всего не знаю.

имечко

Кармина мне нравится только с Гундулой Яновитц которая. Но я вообще люблю Гундулу Яновитц.

Женя

А еще как-то в студенческую бытность лет двенадцать назад мы попали на концерт, где молодые исполнители исполняли произведения молодых композиторов в зале Чайковского. Нам очень понравилось. Это была красивая музыка. Видимо, не все еще потеряно:)

Похожие статьи