Очень часто — гораздо чаще, чем мне хотелось бы, — мне задают вопрос касательно одной из сфер искусства, к которой я имею непосредственное отношение. Вопрос задаётся в разных вариациях, но смысл его обычно сводится к следующему: «А разве в церковном хоре поют профессионалы? И что, за деньги?!»

Обычно я на такие вопросы сильно обижалась и с налёту с повороту начинала палить из крупнокалиберного направо и налево. А потом задумалась. Нет, ну действительно, а почему это все обязаны знать, что пение в церковном хоре — это тебе не баран чихнул? И что для осуществления данного вида деятельности в объёме, достаточном для того, чтобы у прихожан уши в трубочку не сворачивались, необходим некий комплекс знаний, умений и навыков, которые не даются человеку ни от рождения, ни при обучении в общеобразовательной школе, ни даже по благодати церковных Таинств?

Действительно, никто не должен. А вот я, будучи профессионалом, могла бы и объяснить всё спокойно и без истерики.

Этим я сейчас и займусь.

Начну издалека. Аж с Ветхого Завета.

(Кстати, пока не забыла. Я читала подобные лекции в рамках обучения добровольцев и готовилась к урокам ответственно. И хотя сейчас уже не смогу привести наизусть список использованной литературы, уверяю вас, что ни один нижеизложенный факт не был взят мною ни с потолка, ни из «Википедии». Её тогда ещё не было.)

Итак, давным-давно в одной далёкой стране на Востоке…

Прошу прощения. Забыла, что сказка уже кончилась.

Всем, кто читал Ветхий Завет, известно, что израильское сообщество в определённый период истории делилось на так называемые колена. Первенствовали среди всех священники, которые происходили из дома Ааронова. Вторыми были потомки Левия, так называемые левиты. Они тоже служили при Храме и были чем-то вроде нынешнего дьяконства.

Именно левиты составляли хор. Пели как мужчины, так и женщины.

Службы при Храме совершались чредами — кажется, по два месяца, потом чреда возвращалась по домам, уступая место следующей. Дома певцы продолжали совершенствоваться в своём искусстве и готовить учеников. Других занятий они не имели и не имели права заниматься чем-либо ещё. Да, никаких огородов по выходным. Храм полностью их обеспечивал, чтобы они не отвлекались от своего дела. Тем более, что кроме них петь в Храме не имел права никто другой.

В Псалтири вы можете найти таинственные фразы, предваряющие некоторые псалмы, как то: «Начальнику хора. О елени утренней».

Данная шифровка указывала руководителю хора на то, что псалом должен исполняться на мелодию песни об «утренней лани», которая, вероятно, была в те времена общеизвестной.

Запомните этот факт, он нам потом пригодится.

Как обстояли дела с пением в ранней христианской церкви, мы можем иногда только догадываться. Если учесть, что первые христианские богослужения фактически сводились к евхаристии за общей трапезой, то, вероятно, пению не отводилось такого важного места.


С течением времени, однако, всё менялось, и к IV-VI векам чин был окончательно оформлен примерно в том виде, в каком мы его знаем теперь. Наибольшее распространение получили чин литургии Иоанна Златоуста и чин Василия Великого. Основные отличия заключаются в молитвах, читаемых священником. В литургии Василия Великого они длиннее, поэтому хор должен исполнять некоторые песнопения очень медленно. Песнопение «Достойно есть» заменяется на «О тебе радуется».

Если внимательно вчитаться в устав этих литургий, то можно обнаружить, что обе они в идеале рассчитаны на исполнение двумя хорами. Поэтому не будет ошибкой предположить, что к  IV веку пение уже являлось одним из церковных искусств – то есть, не было общенародным. В некоторых документах можно найти указания на то, что певчие снова были выделены в отдельное сообщество. Например, подходить к столу раздачи пожертвований они должны были после дьяконов и перед вдовицами.

К структуризации церковного пения приложил немало сил такой известный человек, как святой Иоанн Дамаскин. Его стараниями было составлено Осмогласие.

Те из нас, кто когда-либо заглядывал в молитвослов, могли обнаружить там заголовки вроде «тропарь, глас 4» или «канон, глас 8».

Это вот как раз про осмогласие.

Изначально «глас» — это лад, который, по мнению автора текста того или иного песнопения (Иоанн Дамаскин — один из наиболее известных церковных поэтов), наиболее подходил для исполнения этого песнопения.

Во времена Иоанна Дамаскина в Византии было восемь наиболее популярных ладов. К нашему времени из них сохранились два: ионийский, в просторечии именуемый «мажор», и эолийский — соответственно, «минор».

А «гласы» превратились в набор мелодий, общим числом около сорока. Примерно по восемь штук на жанр. Восемь — на тропари, восемь — на стихиры, восемь — на ирмосы, восемь на прокимены и аллилуарии.

Например, известная молитва «Царю Небесный» является стихирой 6-го гласа. Если вы помните мотив, то поздравляю: вы уже выучили шестой стихирный глас, он же шестой тропарный, поскольку в данном случае напевы совпадают. Поэтому, если где увидите заголовок «тропарь (или стихира), глас 6», смело можете распевать текст на эту же мелодию.

Молитва после еды поётся на 8-й тропарный глас, самый простой глас партесного обихода (ибо знаменный обиход — тот, который записывается не нотами, а крюками или «знаменами», имеет мало общего с партесным, хотя и послужил его основой). Восьмой глас тропарный не совпадает со стихирным, у стихиры восьмого гласа напев другой.

Некоторые гласы (напевы) имеют два или более варианта. Кроме гласов существуют обиходные напевы, не относящиеся к осмогласию (например, напев «Отче наш»). Их довольно много. Я не считала. Внутри гласов существуют варианты распевов по местностям: «московский» распев, «киево-печерский» распев, «лаврский» распев (в данном случае по умолчанию имеется в виду Троице-Сергиева лавра).

Для стабильной службы в «обиходном» хоре певчий должен твёрдо знать наизусть мелодии Осмогласия и все обиходные мелодии той местности, где он служит, и уметь распеть на эти мелодии любой текст. Подразумевается, что ему придётся иметь дело с церковнославянским. То есть, беглость и безошибочность чтения имеет решающее значение. Кроме того не следует забывать, что современное церковное пение это, в основном (не берём старообрядчество), — партесное пение, а партесное пение — это пение не на один голос, то есть, не в унисон, а на несколько голосов, то есть, по партиям. Партес подразумевает наличие четырёх голосов — бас, тенор, альт, дискант (сопрано). В крайнем случае — можно обойтись без тенора. В совсем крайнем — без баса. Когда вообще крах — регент должен петь мелодию второго голоса, ибо основная мелодия гласа исполняется именно альтом.

(Примечание. А если вы подумали, что в унисон петь легче, то я вас разочарую. Без навыка вы даже иссон в унисон не потянете. Иссон — это такое коллективное «мычание» на одной ноте, поверх которой в византийских обиходах резвится солист или солирующая партия. А уж про «крюковое» пение, где помимо церковнославянского текста вам нужно знать мелодическое значение каждого «крюка» и уметь применять это знание автоматически, я вообще молчу.)

Я надеюсь, вы уже начали немного представлять себе масштабы трагедии.

Итак, в последнем абзаце я привела список знаний и умений, необходимых для певчего полулюбительского уровня, который замолкает, когда регент достаёт ноты.

Певчий полупрофессионального уровня ноты знает, но для пения по нотам даже самых простых обиходных херувимских ему нужны репетиции.

Певчий профессионального уровня имеет, помимо описанного выше знания обихода и церковнославянского языка, музыкальное образование в объёме музшколы и читает ноты так же, как третьеклассник-хорошист читает вслух обычную детскую книгу. Нотный обиход он может петь с листа, но для исполнения композиторских произведений ему нужно выучить партию дома.

Певчий уровня «начинающий регент» читает ноты так же хорошо, как старшеклассник-отличник — «Войну и мир». Может без репетиции петь с листа несложные авторские и дирижировать несложные обиходные песнопения. Как правило, это уровень студентов средних и высших музыкальных учебных заведений.

Для всех этих уровней — повторяю — гласовый партесный обиход и церковнославянский являются такими основополагающими вещами, о которых как бы уже и говорить не принято.

… А ещё у русских есть какой-то «стройбат». Это вообще звери. Им даже оружия не выдают.

Об этом — в следующем выпуске.

Хорошей всем пятницы и весёлых выходных.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Писатель, художник по куклам, дирижёр, оперная певица и педагог по всему, что хорошо умеет сама (то есть, кроме писательства). Повести «Дождь», «Эльфрин», «Первая заповедь блаженства» и кое-что по мелочи были изданы или переиздаются в «Никее» и ИД «Димитрий и Евдокия». А ещё я крестиком могу вышивать, и на машинке.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Хельга

Спасибо, Людмила! Нас учила профессиональный регент, которая именно умеет научить, владеет методикой, мы занимались 3 года по 6 (и более) часов в неделю по 3-5 человек и индивидуально плюс клиросная практика почти ежедневно. У меня альт, могу удержать чистенько и первый, но мне комфортнее вторым. Многие авторские произведения она с нами тупо заучивала, а мы пели и следили за нотами. Сейчас я учусь со средней дочерью (ей 6 лет) в музыкальной школе, хожу с ней на сольфеджио, поскольку она еще мала, чтобы иметь представление о изучаемом материале и при необходимости помочь ей дома. Конечно, я рада, что сама изучаю этот… Читать далее »

Ежик

Людмила,спасибо! Очень интересно.

Кто есть кто каждый из наших певчих,не знаю,но точно знаю,что там есть три артиста нашей филармонии..))

qweeny

Блестяще, как всегда, а главное — весьма стройно изложена проблема непонимания между теми, кто поет и теми, кто о пении в церкви все знает). Похоже, кроме меня здесь( в смысле среди активно обсуждающих) практикующих пение знаменное больше нет, к сожалению, но на самом деле проблемы и у нас все те же. По-моему, чтобы в церкви пение было настоящим церковным, певчие должны этим только и заниматься. Получать зарплату, иметь выходные, ездить в отпуск с семьей. Ну, у нас это невозможно, потому что "а во-вторых, нет денег")) Вот и выкручиваемся как можем. Знаменное пение — унисонное, и очень редко этого унисона можно… Читать далее »

Хельга

Вот нас наша Регент так и учила: представьте, что никто на клирос не пришел, ты одна- и что? Пой, читай, все по уставу. И учила петь и вдвоем, и втроем, одним словом, кто есть, кто пришел, тот и поет.

Гоблинище

Ооо, в бытность мою в детсткой воскресной школе я пела в "стройбате" )))) а когда уже в юности один батюшка решил, что этого достаточно, и поставил меня на клирос без регента, кажись, литургия сорвалась. Я не помню )))))

Хельга

Я даже регентовала несколько раз. Наша Регент и тон давать всех нас научила, и по таблице учили, когда, в каких случаях мажор, минор, что и как давать, и чтобы этот тон возможно было взять певчим, и благозвучно, и соответствовало тону батюшки и т.д.

Anya

А я сама была "стройбатом". Мужа рукоположили, отправили в дальний приход в 200 км. от города. Там, конечно, были несколько бабулек (такой же "стройбат", только спевшийся за многие годы), но бабульки то придут, то не придут. Особенно вечером. Вот и "стройбатила" на всенощных в основном одна. Ничо, нормально, службу ни разу не сорвала. Правда, на безрыбье, как говорится, и рак щука. В городе со своим "девятым гласом" не рисковала на клирос вставать — стеснялась. А "девятый глас" — потому что ни слуха, ни голоса… Не, ну учили меня, конечно, в городе на клиросе, но все это было на скорую руку… Читать далее »

Елена Н.

О, статья-бальзам на нашу раненую клиросную душу))). Спасибо, Людмила. Сама 20 лет на клиросе, имею музыкальное образование, регент-практик-самоучка), могу петь любую из трёх женских партий. Знаю, что это труд и огромная ответственность за стройность и молитвенность богослужения. У нас в храме народ, слава Богу, понимает, что петь в хоре это не просто, певчих любят, уважают и не обижают). Но от коллег из других мест слышала, что их нет-нет да попрекнут получаемыми копейками за пение, мол "не во славу Божию поёте", раз "за деньги". Всегда предлагала отвечать в таких случаях: "на следующей воскресной всенощной поете и регентуете вы, во славу Божию,… Читать далее »

Гоблинище

Правда, может это поможет. Помню староста как-то цеплялся к регенту, что она вместо платка повязку на голову надевает. А того не понимал, что надо ей ушами хорошо слышать, что она поет. Вообще много к хору претензий не по делу

olgayeriomenko

Я бы вообще запретила должность старосты. Нет ничего страшнее людей "около".

Ася

Довелось мне быть как-то на службе в одной маленькой церкви.Пели там три старушки.Не знаю, правда за деньги или нет.Пели что-то невообразимое, но как ни странно на восприятии богослужения это никак не сказалось.До сих пор самые приятные воспоминания об этой церкви.

olgayeriomenko

Статья — бальзам на душу… Даже сказать нечего, получила экстаз, если не сказать больше… Кстати, когда я спрашивала про профессионалов, и признавалась в зависти к хористам (у нас как-то больше на хорах поют), то совсем не имела ввиду, что это не труд. Мне было интересно, кроме регента, может ли это быть профессией в плане заработка маленького кусочка хлеба? Как у Горького: певчий на свое жалованье не шикует, но снимает комнату с полным пансионом, да еще и на рюмашку остается. То, что в кафедральных соборах поют профессиональные музыканты — это понятно. Но, что касается более скромных храмов, то в этом возникали… Читать далее »

Maria_Francesca

Ооооооо! Настоящая телега! При попытке вникнуть ломается мозг 🙂 Но на самом деле мне, конечно, лень разбираться. Если очень нужно, то и не такое можно понять 🙂 В латинской литургии совсем не так поют, причем вроде уже давно. Сейчас точно совсем не так. Там есть места для пения и есть подходящие тому или иному месту песнопения. Причем понятие "подходящие" еще лет десять назад было несколько размыто… 🙂 А сейчас есть книга песнопений, но не думаю, что какой-нибудь хор знает их все. Вроде бы учат некоторое количество на каждый случай и поют их, соответственно. А народ подпевает, особенно если раздадут листки… Читать далее »

olgayeriomenko

Одна литургию пели???

Хельга

Мы втроем Литургию пели. Херувимскую — на три голоса.

Гоблинище

Нет, не одна. Нас было две или три девочки, причем все с опытом пения на клиросе — правда, минимальным. И без регента. Это был полный привет ))))))

olgayeriomenko

А Вы не могли бы объяснить простым языком, для особо одаренных, чем знамена отличаются от нот? "Самизнаетегде" смотрела. Умно там написано. Ничего не поняла.

qweeny

Нота — это один зафиксированный на определенной высоте звук. То есть ля минор1-й октавы звучит одинаково в любом месте и но любом инструменте. Ну, договорились так давным-давно, а изобрел эти ноты католический монах Гвидо из Ареццо, чтобы с крюками не мучицца. "Знамена" — это начертания звуков(их может быть от одного до 12-15). причем не закрепленных на какой-то высоте. Закреплена лишь их высота относительно друг друга. Грубо говоря, если у меня поют люди с низкими голосами, я им задам основу пониже. Ноты сами по себе безлики, им нужны дополнительные объяснения, ну там легато и т.д. А знамена уже приспособлены к молитвенному… Читать далее »

Похожие статьи