Сижу за кулисами. Работаю, разумеется, то есть, ваяю. А зачем время зря терять? В общем, сижу довольная по уши, что у меня не одна профессия, и мне не нужно сейчас слоняться по закулисам, не зная, куда себя деть до следующего выхода, сиречь до Греминского бала. А до Греминского бала ещё дуэль и антракт. А сейчас как раз Ленский арию поёт. Допоёт, потом Онегин его застрелит, потом публика в буфет пойдёт, а я как раз Леголасу уши долеплю.

В общем, сижу одетая в русский ампир с зубоврачебным шпателем за ухом (своим), а другим (шпателем) ваяю уши Леголасу. Краем уха (своего) слушаю разговор костюмеров.

— Да все они бандиты…
— Прежнего уволили за то, что проворовался…
— Угу. Хотя за это не увольняют, а сажают, вообще-то…
— Вот я и говорю: они заранее договорились, что он ворует, потом делит на всех, а через пару лет они типа товарищеский суд и с благодарностями провожают. И нового берут…
— И новый такой же.
— Ну так ведь ясно, опять договорились!
— А помните N?
— Как не помнить…
— Единственный, кто к людям нормально относился.
— Как они его травили…
— Жаль…
— Жаль. А теперь у нас один козёл хуже другого.
— А мы у него типа грязи…
— Да уж, как этот, новый, с нами разговаривает…

Это они нашего директора театра обсуждают. Вернее двух: текущего и предпоследнего. А предпредпоследнего я тоже помню: действительно хороший был парень, и травили его безобразно. А вот что в нашем театре в принципе можно уворовать – так и не могу себе представить. Возможно, потому и не могу, что всё уворовали. Но если в нашем театре можно уворовать столько, что можно поделить «на всех»… Внушает, однако.

— Ну да, а как начнёшь жаловаться, то тебе одно: не нравится – увольняйтесь…
— Угу. Вот и сидим тут…
— … дерьмо хлебаем, прости Господи…
— … почти бесплатно.

Что верно, то верно. Наши тутошние зарплаты иначе как пособием по бедности не назовёшь. Кто-то их милостынькой кличет, но помилуйте, вы хоть одного нищего видали, который бы на такую милостыньку согласился? По справедливости если судить, то наше начальство на руках должно носить любого, кто вообще согласился рассмотреть перспективу получать чуть меньше средней зарплаты по Минску, работая и живя при этом в Москве или, что гораздо хуже, в Подмосковье.

Вот мне моей полставки хватает (пока что хватает) точь-в точь на оплату ЖКХ. Ну, и пару раз в МакДональдс сходить. На всё остальное я зарабатываю другими методами, для чего и ушла на полставки, чтобы время даром не терять на репетициях того, что уже в зубах навязло.

А вовсе не ухожу только потому что в принципе работать в оперном театре мне нравится. Выложу, бывает, фотки себя в каком-нибудь ЖЖ, а френдессы вздыхают: везёт, мол, мы так красиво можем одеться только на собственную свадьбу один раз в жизни. Я их утешаю как могу, например, тем, что это со сцены наши ветхие тряпочки прилично выглядят, а вблизи на них и глянуть страшно. Театр-то не из богатых, донашиваем то, что в других театрах давно на помойку списано.

Но в принципе подруги, конечно, правы. Мало кто из взрослых женщин морально готов позволить себе пошить бальное платье и отправиться на слёт ролевиков. А вот я ролевик на законных основаниях, с трудовой книжкой. Как бы там ни было, а сцена – это прикольно.

Тем более, что меня тут никто не обижает. То ли за квалификацию ценят, то ли по мне сразу видно, что я за стул ни капли не держусь. Ну, а не держусь – понятно, почему. Зарабатываю я не здесь, а в случае чего и на ролёвку отправлюсь безо всякого зазрения совести, даже в моём преклонном.

Поэтому, когда новый директор решил наехать на меня, я ответила адекватно. Теперь он только вежливо здоровается.

Так я вслух и говорю.

— Ой, ты что! – пугаются костюмеры. – Ты знаешь, какой он злопамятный? Он же мстить начнёт…

Ну, начнёт… А мне-то что? Ну, уволюсь, делов-то. Это же не мои проблемы буду, а театра. Поувольняют всех нормальных, а дальше что? Сами петь будут? Так они ж не умеют ни фига, только бумажками шелестеть, гранты делить, да добрых людей облаивать.

Костюмер Ирина тяжело вздыхает, пытаясь погладить наши тряпочки чуть живым казённым утюгом.

— Вам-то хорошо, — говорит она обречённо. – Вы певица… А вот мне идти некуда… А у меня дочка…

Я примерно знаю, сколько получают наши костюмеры (и как об них вытирают ноги не только начальники, но и некоторые солисты) и мысленно посылаю дирекции лучи ненависти.

Для начала я показываю ей свой шпатель (это насчёт «вы-певица). Потом мордочку Леголаса.

— Ирина Петровна, — говорю, — а вы что, вот прям совсем ничего больше делать не умеете, только гладить?

Ирина отрывается от утюга.

— Да я всё умею! – обижается она. – И шить, и вязать, и кружева плести… да всё что угодно!

А я к тому и веду.

— Вот и сплели бы, — говорю, — сейчас знаете какая мода на хендмейд?
— Сплести-то можно, — сомневается Ирина, — а дальше?
— Продать!
— Как?!
— Компьютер у дочки есть? – спрашиваю.
— Есть. Целыми днями сидит.
— Ну так пусть маму на часок пустит. Сайты для продаж…
— Да я знаю. Я не об этом…

Ирина нерешительно отставляет утюг.

— Как же я вдруг буду продавать? – спрашивает  она. – Это же… ну… неловко: деньги у людей требовать…
Требовать?! – удивляюсь я.
— Ну… цену же назначать надо… Это же мне самой надо, да? Ох, да как же я решу, сколько просить?

Ирина Петровна женщина уже в годах, молодая пенсионерка. Понятное дело, что ей копеечная наша зарплата как воздух нужна. Но и унижаться за гроши тоже уже невмочь. А тут я ещё, змея-искусительница.

— Как же я сама своей работе цену назначу? – чуть не плачет Ирина Петровна. – Это же стыдно… Надо чтоб кто-то…

И тут антракт благополучно заканчивается. Полтора уха слепила, уже хлеб. В общем-то, в самом прямом смысле.

Дома устраиваюсь поудобнее и создаю себе рабочую обстановку: включаю комп и задаю поисковику фразу «советские фильмы-сказки». Выбираю штучки три – на вечер хватит – ставлю подгружаться, наливаю себе кофейку, вынимаю из коробочки полутораухого Леголаса и инструменты. Как хорошо после дневного спектакля сидеть дома, пить кофе и лепить — под старые, с детства знакомые мелодии и слова…

Вот только Ирина Петровна из головы не идёт. И сколько я таких ирин лично знаю… В сущности, ведь ещё совсем недавно и я сама тоже…

Компьютер делает «динь-динь» — письмо. Опа, заказ! Посмотрим…

«Добрый день, хочу купить у Вас куклу, скажите сколько будет стоить маленькая».

Эммм… доброго дня. Маленькая, уж извините, стоит так же как большая. Вы не подумайте плохого, просто понимаете, маленькую труднее сделать. Вот честно, я, конечно, понимаю, что Вам наверно кажется дорого, но я честное слово… А хотите, я вам другую сделаю, она будет дешевле… Вы уж простите, но…

Смотрю на недописанный ответ и думаю: а чего это меня опять так расколбасило-то? Я же весь антракт трындела по поводу
«надо уважать и ценить свой труд», а тут на тебе, оправдываюсь.

Беру себя в руки и стираю всё кроме приветствия и цены. Потом опять беру себя в руки, стираю старую цену и пишу ту, за которую буду работать с удовольствием. Зажмуриваюсь и тыкаю «отправить».

Через минуту мне приходит ответ:

«Ура! Я думала, будет дороже! Отлично! Договорились!» — и три счастливых смайлика.

Перевожу дыхание и опять переключаюсь на фильм.

А фильм у нас, кстати, про что?

Да как всегда. Сказка про то, что бедные – хорошие, а богатые – плохие. У бедных ни  гроша за душой, зато им всегда хорошо и весело, их все любят и уважают. Конечно, бедняки – мастера на все руки, но ужасно скромные, никогда своим трудом не гордятся, отдают задаром, чтобы только всем было счастье. Живут нараспашку, довольствуются куском чёрствого хлеба и с утра до ночи поют и танцуют.

Тем временем богатые сидят хмурые, несчастные и встревоженные, чахнут над златом и в страхе подозревают друг друга в измене. Богатые – жестокие, коварные, но при этом ужасно глупые. И они ужасные хвастуны. Они ничегошеньки не умеют, но всё равно гордятся. В конце фильма бедняки с песнями и плясками весело их убивают, прогоняют или превращают в жаб. Иногда экспроприируя незаконно нажитое добро, но чаще нет, ибо презирают богатство и не хотят сами стать плохими.

И всё это – фильмы моего детства и молодости Ирины Петровны. И мы обе смотрим их, потому что они возвращают нам давно утерянное состояние счастливой беззаботности и зыбкое чувство что «всё будет хорошо».

К сожалению, видимо, чувство что «всё будет хорошо» включается вместе с установкой «богатым быть плохо».

И вроде бы давно уже знаем, что народная поговорка про «рай в шалаше» вовсе не учит правильной жизни, а иронически констатирует факт кратковременной слабости на сеновале. И писать её на своей хоругви до революции не стал бы ни один нормальный человек.

Как в том анекдоте про дочь декабриста в 1917-м: «Внучка, чего они хотят? – Чтобы не было богатых! – Вот странно, а мой папа хотел, чтобы не было бедных…»

Воспевать «рай в шалаше» начали после, когда мало кому реально грозили полная нищета и смерть от голода. Сидя пусть в скромных, но бесплатных квартирах, люди, получившие лучшее в мире школьное и любое количество институтских образований писали добрые книжки о том, что главное – честность, доброта, красота, искусство, любовь. Что можно уйти в рваном плаще под дождём на край света и в голоде и холоде, в невзгодах быть всё-таки счастливыми…

Я не пробовала, поэтому не знаю. Может, и можно, хотя счастливым остаться в таких обстоятельствах можно очень ненадолго – до скорой смерти от воспаления лёгких.  Смутно подозреваю, что те, кто пробовал, никогда не скажут, что это было здорово, а кто говорит, тот и сам не пробовал. Примерно так же, как не пробовали, что такое реальный бой насмерть те, кто тусуется с деревянными мечами на эльфятниках. Некоторые начинают верить, что вот так легко, красиво и пафосно оно и было на самом деле — пока на их славном пути не окажется какой-нибудь суровый краповый берет, которого лучше было бы не задирать в столь наглой манере… А потому что дураки только в сказках побеждают.

…Сижу на репетиции. Леплю нос Арагорну. Дирижёр мистер Х, как всегда, пребывает в творческом горении. Он уверен, что творит великую музыку, хотя творит он этого несчастного «Онегина» уже лет двадцать, но прилично сотворить никак не может. Но сам он этого не слышит и уверен, что всё прекрасно, а сказать ему об этом некому, потому что всех, кто пытался, мистер Х из театра выжил. Он верит в себя и в своё великое предназначение. Он готов дирижировать с утра до ночи…

Но вот беда: по расписанию репетиция давно уже должна была закончиться. Всем оркестрантам давно нужно бежать на следующую работу. Но мистер Х забыл о времени!

Наконец один тромбон из молодых молча собирается и топает к выходу.

— Это безобразие! – возмущённо кричит мистер Х, и его руки благородно дрожат от негодования. – Как вам не стыдно! Гоняться за копейкой, вместо того, чтобы творит Великое Искусство! Что за мелочность, что за крохоборство!..

В мыслях о высоком, мистер Х как-то запамятовал, что разница между зарплатами его и оркестранта различаются ровно на один ноль, ибо правительственные гранты на коллектив не распространяются.

— Ступайте к чёрту! – трагическим голосом оскорблённого гения кричит он, ибо тромбон и не думает остановиться.
— Сами ступайте к чёрту! – вдруг оборачивается тромбон и уходит.

Видимо, ему тоже есть куда уйти в случае чего. Коллектив радостно ржёт, не давая себе особого труда прятать улыбку за пультами. Мистер Х, святой человек, думает, что все смеются над тромбоном. И решает закончить репетицию.

… А Ирина Петровна озабоченно трогает умирающий утюг. К сожалению, кроме всего прочего, она уверена, что счастливыми могут быть только сказочные героини.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Писатель, художник по куклам, дирижёр, оперная певица и педагог по всему, что хорошо умеет сама (то есть, кроме писательства). Повести «Дождь», «Эльфрин», «Первая заповедь блаженства» и кое-что по мелочи были изданы или переиздаются в «Никее» и ИД «Димитрий и Евдокия». А ещё я крестиком могу вышивать, и на машинке.

Другие статьи автора
новые старые популярные
tim_vika

Ну вот… А я так надеялась на хепиэнд. Вот Ирина Петровна берет спицы и вяжет свитер с оленем, продает по средней рыночной цене свитеров с оленем, и все счастливы! В жизни так нечасто бывает…

Наталья

я тоже занимаюсь хенд-мейдом помаленьку. и часто ловлю себя на мысли, что стесняюсь попросить настоящую цену. да еще оправдываюсь: этот камешек сам по себе дорого стоит, меньше я просто не могу взять… надо изживать это в себе и мне, и иринам петровнам

Кристина (Одесса)

Я тоже никак не могу от этого избавиться…
Цену на свои переводы назначаю, правда, настоящую, но потом всегда удивляюсь (про себя), что заказчик на нее согласился )))))

MaryNightingale

А вот известные в православном интернете поттероборцы как раз таки с восхищением пишут об этой черте нашего менталитета — вот посмотрите, у нас бедняки хорошие, а богатые плохие, а вот у них, на проклятом западе…
Ну, про то как Иванушка-дурачок трупом матери торговал, умалчивают, конечно.

Про труп матери это откуда?

MaryNightingale
Ольга

С самого детства в каждого из нас заложено определенное представление о том как мы живем . Не в смысле богатый или бедный, а какой ритм , как мы проводим время. Мне всегда невероятно трудно было оценить свой труд, но жизнь заставила, я как-то сделала. Прошло чуть меньше года и я решив определенные задачи, сказала себе нет это не для меня, в моем случае это работа с заказами дизайнера по интерьеру. Для меня оказалось очень трудным совмещать основную работу по восемь часов, и дополнительную, но самым трудным было жить в ритме который задавала эта работа. Все сегодня мне необходимо сделать последний… Читать далее »

MaryNightingale

"…Сижу на репетиции. Леплю нос Арагорну. "
А как же ухо Леголаса?)))
У меня в прошлом году был студент, блондин с длинными волосами, так его студенты Леголасом звали, даже мне сообщали "Марь Сергевна, Леголас сегодня не придет". А почему его так зовут — "Ну, потому что из всех нас он больше всех похож на Леголаса".)))).

Natalita

Людмила,спасибо большое!Первый раз в жизни осознала, что стесняюсь спросить за свой труд цену, за которую мне бы было работать с удовольствием. 🙁 Девочки, вы такие счастливые, от того, что можете сделать что-то своими руками! Желаю вам всяческих успехов и вдохновения!!!

Анна1982

Как-то случайно побыла репетитором (надо было подтянуть девочку хоть немножко по обществознанию), у меня тоже была проблема, во сколько оценить свою работу. Мне очень помогла старшая и опытная коллега, она сказала: зайди на сайт репетиторов и посмотри, сколько требуют за час люди с твоей квалификацией.

MaryNightingale

Вообще очень больная тема. У меня папа был скульптор и реставратор, золотые руки (чтобы не быть голословной, дам ссылку на его сайт) http://marunkov.narod.ru/index.html http://marunkov.narod.ru/private.html И никогда не мог договориться с заказчиками об адекватной цене. Там по второй ссылке есть фотография "Лестничный заходной столб. Стихия огня — китайский дракон" — папа делал его больше года, за смешную сумму. Потому что та категория граждан, которая может себе позволить такие заказы, хорошо чувствует, когда человек не уверен в себе, и всячески старается снизить цену. Тот дяденька, для которого папа делал дракона, так и говорил "Мы люди бедные". Замглавы администрации одного из районов СПб,… Читать далее »

MaryNightingale

Может быть не совсем в тему, но позвольте разместить здесь ссылку на благотворительную ярмарку в группе, одним из администраторов которой я являюсь: http://vk.com/album-50689715_174836361
http://vk.com/club50689715
Может быть, кто-то из здешних мастериц сможет поучаствовать).

Гоблинище

А что за проблема самой назначить цену? Узнать примерно рынок, на который надо выходить, поставить примерно цену, если окажется большая — покупать не будут, придется сбавить. Если чуть поменьше, чем средняя на рынке — отбою от клиентов не будет. И долой комплексы! 🙂

zirca

"В яблочко", к сожалению. Много кто в гостях у сказки явно засиделся. Боятся наши люди, особенно, не молодые, и работу грошовую сменить, и труд свой ценить, как следует. А начальники да заказчики, вестимо, пользуются. И так будет, пока народ массово из этих гостей возвращаться не начнёт, поняв, что кормят там бякой. "Спасибка", Людмила, и тема нужная, и зажгли, как всегда:-). Ещё бы про куколки поподробней…

Наталья

ага, и с фото)))

morwenlight

В статье низзя. Ибо получится реклама. А кукол можно посмотреть на Ярмарке Мастеров. магазин Людмилы Дунаевой "Дети снов"
Но Леголасов там, кстати, нет. Это я для красного словца…

з.ы. Матронушки, ну и глюки тут в интенсдебат… убиться веником. уже месяц войти не могу никак ваапще.

Ольга

Я, когда была молодая 🙂 (в школе еще училась) мечтала сделать такую куклу короля Ангмарского (если помните, король назгулов был такой). Но вот до таких продвинутых материалов не додумалась. Ангмарский был изготовлен из проволоки, на которую наматывалась ветошь, и сверху все это было зашито в черную-пречерную ангмарскую плоть 🙂 Смотрели на меня родители как на дуру 🙂
Сейчас делаю простенькие тряпичные куколки для дочкиного театра… смотрят почти так же 🙂 Но это все ерунда… В общем, мне очень понравились Ваши куклы! Это именно то, о чем я когда-то мечтала!

morwenlight

я тоже шла этим путём в молодости))) Именно так: проволока и тряпочки. Только лица лепила из пластика и руки. Тогда как раз появились первые запекаемые пластики, совершенно ужасные.
Когда я снова к этому вернулась уже с силиконом, на меня первое время тоже поглядывали по-всякому. Пока я не стала это дело продавать.

Похожие статьи