… У Жабиты не было крепкого клюва, чтобы звонить в медный котел, и она, как всегда, попросила помощи у синицы. Но на высокий учительский табурет лягушка запрыгнула сама. Она уже привыкла это делать: ведь вот уже полгода она вела уроки самостоятельно. Старый Попугай умер несколько месяцев назад, зимой, когда ясное солнце Илиантэ перестало припекать, как летом. Ученики решили, что учителя нужно похоронить по-человечески. За воротами замка, на восточном склоне холма, они вырыли ямку. Самый уважаемый пес донес и опустил в могилу тело всеми любимого учителя, после чего собаки зарыли ямку, а ученики украсили место погребения полевыми цветами. На похороны пришли все почитатели старого сказочника — то есть, все животные, обитавшие в замке и его окрестностях, даже Вреднозуб, который, стоя над могилкой, растерянно спросил: — А кто же теперь будет сказки рассказывать?.. Собравшиеся, хотя и сами думали о том же, посмотрели на него неодобрительно, а Ветер прижал уши и топнул ногой. Пони, как обычно, надулся и гордо ушел. После похорон Жабита огласила последнюю волю покойного. В своем (разумеется, устном) завещании учитель назначил ее (Жабиту) своей преемницей «за выдающиеся успехи в учебе» (впрочем, эту фразу лягушка скромно опустила) и заповедовал своим друзьям и ученикам беречь и охранять старый королевский замок. С того дня Жабита окончательно переселилась из родного пруда на замковую кухню. Поддерживая заведенный Попугаем порядок, она неукоснительно проводила занятия в Школе (по средам) и рассказывала во дворе сказки о славном подвиге Ооле Каллистэ Первого (по четвергам). …Перемена закончилась, ученики вернулись в класс и притихли, ожидая продолжения любимой истории. Жабита окинула взглядом собрание и произнесла на человеческом языке, который так долго изучала и которым теперь владела в совершенстве: — Итак, продолжим. Ученики слушали Жабиту, затаив дыхание. В классе стояла мертвая тишина. Лишь какая-то заблудившаяся муха колотилась в тусклое кухонное окно. — Многие из вас, — проквакала Жабита, — возможно, еще ничего не знают о Черной Пропасти… Новенькие в первом ряду робко закивали. — Предание о Черной Пропасти, — заговорила учительница, — это единственная легенда, пришедшая к нам из Скуронда. Ну, то есть, в Скуронде есть всего одна сказка, да и та такая страшная, что даже рассказывать не хочется! Жабита вздохнула и продолжила: — Итак, Предание о Черной Пропасти вкратце гласит: далеко, в бесплодных западных землях, среди серых скал, есть черная долина, посреди которой в земле зияет черная трещина. Она не очень велика, однако никто не может подойти к ней близко, ибо воздух вокруг нее ядовит и убивает все живое. Только самый отъявленный злодей, чьи мысли столь же ядовиты, может приблизиться к ней. С таким она заключит сделку. Пропасть может дать человеку все, чего обычно желают злодеи: деньги, власть, колдовскую силу. Но, конечно, не задаром. Взамен она требует что-нибудь очень ценное. От каждой такой жертвы Пропасть становится все глубже и шире… — А до нас не дойдет?! — переполошились ученики. — Сколько раз вам говорить! — гневно надулась Жабита, — Это всего лишь легенда! Потрудитесь научиться отличать правду от вымысла! Никакой Пропасти, на самом деле, не существует!.. (При этих словах учительница невольно взглянула на дверь: нет ли там пони? Но пони, кажется, не было.) — Но ведь Скуронд-то есть! — недоверчиво пискнул кто-то. — Скуронд есть, а Пропасти нет, ясно? — сердито квакнула лягушка. *** — Я опять вынуждена прервать свой рассказ, — проквакала Жабита, — чтобы еще кое-что пояснить. Я имею в виду Край Света. Эта такая страна, которая расположена, если верить легендам, прямо за восточным горизонтом. До горизонта, как известно, еще никто никогда не доходил, не добегал и не долетал. Поэтому в Краю Света никто никогда не был… во всяком случае, при жизни. Герои и просто хорошие люди отправлялись туда после смерти. Однако некогда существовало поверье, что, в случае крайней необходимости, живой человек может добраться до него. Однако не всякий человек, а только король. Король попавшей в беду страны может попросить помощи у Рыцарей Рассвета… Если он, конечно, согласен умереть за своих подданных. — Они их там убивали?! — ужаснулись ученики. — Нет, — отвечала Жабита, — ведь это добрая страна… Но путь туда был опасен. Во многих сказках говорится о драконах, оборотнях, непроходимых лесах, бурных реках и прочих напастях, подстерегавших отважного путника. Поэтому, наверно, туда мог добраться только тот король, кто превыше всех желаний имел одно — спасти страну, а о себе уже не думал… Пожалуй, легче дойти до горизонта, чем не думать о себе! — задумчиво добавила лягушка. — Какая прекрасная и печальная легенда!.. Да, вы, конечно, понимаете, что никакого Края Света в действительности не существует?! — спохватилась учительница, грозно глядя на класс. Ученики грустно закивали головами. Жабита продолжила рассказ. *** — И поныне потомки государя Ооле, — вещала Жабита, завершая рассказ, — продолжают править в Каллистэ. Каллистэ — единственная страна в мире, где все еще правят короли. Сто лет назад второй такой страной была Илиантэ, но с тех пор, как наш последний король исчез… — А кто же правит другими странами? — удивились ученики. — Сами подданные и правят, — отвечала лягушка. — Дело в том, что после Великой Победы над Западом дружба и мир на востоке еще более укрепились. Страны богатели и процветали, все люди стали хорошими и умными, королям, наверно, просто нечего было делать, народ и без них справлялся… Я забыла слово, как это называется, когда нет короля… — Тоска зеленая это называется! — как всегда, неожиданно, раздалось из-за двери. — Даже сказка без королей скучная! — Не обращайте на Вреднозуба внимания! — величественно произнесла учительница, обращаясь к возмущенным ученикам. — Этот невежа не понимает, что, как дети становятся взрослее, так и целые народы со временем становятся более самостоятельными! — Значит, в Илиантэ и Каллистэ все так и оставались тупыми? — не унимался пони. — Как ты смеешь оскорблять наши славные страны?! — заверещали ученики, бросаясь к двери. — Стойте! — квакнула Жабита. — Не стоит уподобляться таким, как Вреднозуб! Ученый должен быть выше этого! — Тоже мне, ученые! — заржал пони. — Мелюзга! Скучно с вами!.. — Ушел, наконец! Скатертью дорога! — с облегчением проговорила Жабита. — Так, у кого еще есть вопросы по теме урока? — У меня, — пискнул кто-то из первого ряда, — скажите, так король Ооле все-таки добрался до Края Света, иначе, как он смог победить злого колдуна?.. … Когда учительница немного успокоилась и перестала ругаться, урок уже подошел к концу. Однако подающий большие надежды юный хомяк-отличник все же решился задать последний вопрос. — Скажите пожалуйста, — со всей возможной вежливостью произнес он, — если ни Края Света, ни Черной Пропасти не существует, то почему король Ооле в них верил, неужели он был глупее нас, и вообще, как в этой истории можно отличить правду от вымысла? — Хороший вопрос, — с облегчением вздохнула Жабита, — отвечаю. Во-первых, о короле. Конечно, кощунственно было бы предположить, что король Ооле был глупее нас. Просто тогда время такое было, все в это верили. Что же касается до второго вопроса… Как я предупредила вас в начале урока (следуя методе глубокочтимого покойного Попугая), эту историю я рассказала так, как воспитатели рассказывали ее маленьким принцам. Попугай говорил, что сами воспитатели во все это не верили. Значит, для детей этот рассказ являлся правдой, а для их наставников — вымыслом. Вам все ясно? Слушатели растерянно пооткрывали рты и клювы, но на всякий случай кивнули. Урок был окончен, ученики, попрощавшись, тихонько вышли, выпорхнули и выползли из класса, и Жабита осталась одна. Учительница перепрыгнула с табурета на стол, а оттуда — на широкий каменный подоконник. Жабита подползла к окну и выглянула наружу сквозь нижнее стеклышко, которое заботливые лапки учеников протирали для нее каждый день. За окном был веселый июньский полдень: ясное синее небо, ветерок в траве. Двор замка был полон радостного солнечного света. Проем воротной арки светился голубоватой далью полей. Жабита вздохнула: некогда ей было любоваться на всю эту красоту, нужно было готовиться к завтрашнему вечеру. Вечер четверга был посвящен сказке. Перед закатом во дворе замка собиралось все четвероногое и пернатое местное население, чтобы послушать чудесные истории, которые рассказывал им учитель Школы. Сто лет рассказчиком был старый Попугай. После его смерти минуло уже больше полугода, и до сих пор Жабита успешно справлялась с ролью сказочницы. Но вот беда: запас сказок у лягушки был несравненно меньше Попугайского. Это и неудивительно: не могла же Жабита за год посещения Школы вызубрить (на уроках языка и литературы) столько сказок, сколько узнал Попугай за полвека жизни при дворе! Старый учитель, завещая любимой ученице дело своей жизни, велел не смущаться этим обстоятельством. «Если сказки кончатся, — говорил Попугай, — не беда. Начинай сочинять сама. О чем — не так важно. Главное, чтобы это было совершенно невероятно!» Настало время Жабите воспользоваться советом учителя. В прошлый четверг она рассказала последнюю из известных ей сказок, а назавтра готовилась преподнести слушателям сюрприз и заранее гордилась собой. Сочинять сказки она, конечно, не умела, поэтому, не долго думая, решила просто рассказать о том, о чем давно втайне мечтала. Только вот грустно ей было оттого, что история, придуманная ею, была действительно совершенно невероятной… — Итак, дорогие друзья, — говорила Жабита на следующий вечер, сидя на замшелом каменном бортике замкового колодца, — сегодня я расскажу вам историю, которую сама сочинила для вас! Собравшееся во дворе разношерстное, разномастное и разноголосое стадо издало восхищенный вздох. — Сейчас дура зеленая нам наврет! — громко высказался Вреднозуб и благоразумно сделал ноги. Собаки бросились за ним, но больше для вида: они не хотели связываться с кусачим пони. — Итак, — начала Жабита, — в один прекрасный день произойдет удивительное чудо… Слушатели навострили уши. — К нам вернется… Король Ооле Каллистэ Первый! Собрание задохнулось от восторга. — Да, он вернется сюда, в этот замок… не бойтесь, для него это не будет опасно. Он будет охранять нас и рассказывать нам сказки. И уже ни один враг не сможет ранить или убить его… — А друг, значит, сможет? — ехидно прозвучал в полной тишине голос незаметно воротившегося Вреднозуба. Лягушка так и замерла, раскрыв рот и потеряв нить рассказа. — Неужели короля убьет друг? — робко донеслось из первых рядов (там сидели самые мелкие зрители). — Не обращайте на Вреднозуба внимание, он просто придирается к словам, — гордо проквакала Жабита, как только пришла в себя. — Ничуть! Просто фраза построена неудачно! — заявил, красуясь своими познаниями, пони. — Тебе следовало бы сказать «никто не сможет убить его». — Какая разница?! — упорствовала Жабита. — Большая, — ответствовал Вреднозуб, — рассказчик должен относиться к своим словам осторожно! — и добавил, ни к селу, ни к городу: — Ведь недаром люди говорили, что кинжал ранит, а слово — убивает! — Нахватался премудрости! — рассердилась Жабита. — То-то ты вечно возле класса ошиваешься!.. — Да что с ним разговаривать! — зашумели слушатели. — Гнать его надо! На сей раз за дело взялись трое здоровенных жеребцов. Когда визг Вреднозуба стих далеко за воротами, Жабита победоносно завершила рассказ: — И мы с королем будем жить мирно и счастливо! — А когда король вернется? — жадно спросил кто-то. — Очень скоро, — пообещала, для пущей невероятности, Жабита. «Ну вот, теперь это настоящая сказка! — подумала она. — Даже если бы на свете были чудеса, такого чуда уж точно никогда бы не произошло!.. К сожалению!..» А вот обитатели замка Илиантэ так не думали. Они пришли в неописуемый восторг. Сказку пересказывали десятки раз, причем с каждым разом она звучала несколько иначе… — Когда король вернется, — рассказывала корова своему теленку, — ему не будут страшны ни болезни, ни враги. Но друг ранит его кинжалом, а словом — убьет… *** … Возвращения короля жители замка ждали целых три дня. Потом устали и разочаровались. В конце концов, в их головы закралась мысль, что лягушка их обманула. — Это же была сказка! — растерялась Жабита, когда в следующую среду к ней на кухню, требуя объяснений, пришли ученики. — Сказки рассказывают в прошедшем времени, — заметил хомяк-отличник, — а если в будущем, то это есть обещание или пророчество… — Пророчество?! — воспылала учительским гневом лягушка. — Что это еще за отсталые понятия? Уж от тебя я такого никак не ожидала! Ты мой лучший ученик!.. — Вы знаете, — потупился хомяк, — я, наверно, больше в Школу не приду!.. — По-почему? — пролепетала потрясенная лягушка. — Понимаете, — жалобно проговорил отличник, — Я не гожусь в ученые. Для ученых и Край Света, и прочие чудеса — просто вымысел, а мне так хочется в них верить!.. — И нам тоже! — виновато прошептали остальные ученики. — Простите нас, пожалуйста!.. Лягушка, лишившись дара речи, смотрела, как ученики грустной вереницей покидают класс… Несчастная Жабита одиноко сидела на бывшем учительском табурете до тех пор, пока за окном не смерклось, и заброшенный замок не погрузился во тьму. Автор рисунка Martin Stier, 1660 г