Содержание данного интеллектуального эксцесса навеяно медитацией автора на тему заданного Матронам вопроса: «каким образом объяснить моей 16-то летней крёстной, что православной христианке нельзя заниматься йогой». Для начала хотелось бы уяснить: а действительно ли православной христианке однозначно нельзя заниматься хатха-йогой, каковая в наших реалиях процентов на девяносто пять является всего лишь набором упражнений для развития и оздоровления тела. По данному поводу в церковных кругах существует два мнения: одних батюшек и других батюшек. Мнение одних, что «всё мне позволительно [….], но ничто не должно мною обладать», мнение других, соответственно «да вы что с ума сошли там же бесы анафема». По моим наблюдениям, первых батюшек существенно меньше, чем вторых. (Впрочем, по моим же наблюдениям, первых у нас меньше во всех областях науки, культуры и прочих сферах деятельности). По поводу, собственно, йоги и легкомысленной 16-ти летней христианки у меня лично мнение такое: если человек в 16 лет записывается на йогу во дворце культуры, то это, вероятнее всего, не обременённая духовной составляющей хатха, преподаваемая к тому же самодельным инструктором, который и сам ещё в лотос толком не сел. А может быть, и вообще не йога, просто оздоровительная гимнастика, но с таким названием кружок не окупится. Ну, это как пилатес или стрейчинг. Кто в теме, пойдёт скорее на «растяжки», но кто сейчас в теме? Мало таких, а остальным нужно красивое название. Но к делу. Итак, если человек в 16 лет записывается на йогу, то с большой долей уверенности можно утверждать, что ранее он не страдал какой-либо физической активностью, кроме зависания в скайпе. В йогу молодёжь не уходит с хореографии, гимнастики или из боевых искусств, потому что — а чего они там не видели? А для непосвящённых в тайны растяжки на шпагат людей хатха-йога – это лежание на коврике «для тучных и малоподвижных» в целях избавиться от «попиных ушей». А то сразу на фитнес – это слишком. И крёстная, боящаяся, что крестница там погибнет как та птичка, у которой «увяз коготок», может не волноваться: йога для современных непривыкших напрягаться физически юношей и дев — это прежде всего боль и неудобство. И скука – в отличие хотя бы от живеньких ирландских попрыгушек или хип-хопа. И «да когда же уже наконец занятие кончится», перешибающая любое желание выглядеть хорошо и «сексуально». Даже если у девочки вдруг завёлся мальчик, ради которого она, собственно, всё это и затеяла. Так что даю девяносто пять шансов из ста, что можно не волноваться: занятия через три девочка вернётся в лоно родного прихода и интернета. Пять шансов, однако, оставляю — на случай если на своём приходе девушка каким-то образом не смогла удовлетворить свои духовные нужды, а инструктором по йоге оказался продвинутый (или просто двинутый) гуру по тантра-йоге или йоге-кундалини. Проверить можно единственным, совершенно простым и доступным способом: прийти на занятие вместе с крёстной. Само по себе слово «йога», написанное на двери зала, ничьей бессмертной душе не повредит. Как и лежание на коврике, попытки дотянуться руками до стоп и употребление инструктором нерусских названий. А вот харизма доморощенного гуру-психопата – это уже реальная опасность. Причём, опять же, не такая, о которой говорят вторые батюшки. Не про беса тут речь, а про про нищасную любоффь, ибо юные девы часто западают как раз на таких долбанутых харизматиков. Уж лучше бы это самую йогу реальный индус преподавал, но это вряд ли. Потому что нормальные (не двинутые) гуру, шифу и сенсеи, исповедующие индуизм, даосизм, синтоизм, буддизм и так далее, встречаются только в Индии (Китае, Японии). Но никак не на наших необъятных просторах. Ну разве что в тех отдалённых её местах, где буддизм – традиционная, а потому лишённая налёта романтизЬма и шизофрении религия. Но мы-то здесь не там. Мы-то здесь все — вечно ищущая, духовно неудовлетворённая интеллигенция с полным отсутствием как физической культуры так и трезвости мировосприятия. Нет, я не случайно оговорилась. Физическая культура ОЧЕНЬ влияет на трезвость мировосприятия. Ну и представьте, что девушка попала к одному из таких вот, с горящими глазами, съехавшим на любви к всему живому, веганстве и медитации и убеждённого, что он уже великий шаман и достиг окончательного и бесповоротного просветления. Врать не буду: сама таких не видела, хотя на хатха-йогу ходила. Всё ж таки русскому мужику, даже самому молодому и хлипкому, в лотос завернуться на двадцать пять порядков труднее, чем урождённому индусу, а полминуты реальной боли от растяжки на шпагат прочищают и трезвят мозги с удивительной эффективностью. Тех же, которых в обычной православной церкви, несмотря на увещевания духовников, нипадеццки штырит от ладана, сугубого постничества и земных поклонов – тех видела. Зрелище то ещё, а мозги выносят мама не горюй, потому что тоже убеждены в собственной беспредельной святости. А в спортзалах, даже хатха-йогической ориентации, народ у нас всё больше из спортсменов подрабатывает. Никакой «духовки». Но мало ли… В общем, лучше сходить и посмотреть. Да вот, кстати уж, если к слову пришлось, про шифу и сенсеев. Я-то чё, я ничё, я мирная овечка, настольным теннисом увлекаюсь, как все тут уже давно знают. Но один мой друг, граф де Ла Фер, ходит в будокан. Что такое будокан? В переводе с японского это «место, где занимаются боевыми искусствами». Являясь воцерковлённым православным христианином, граф де Ла Фер на досуге один раз прошёл по ссылке «можно ли православным заниматься айкидо и другими восточными единоборствами». Там он не без удивления узнал, что, совершая условный поклон при входе в зал, он, оказывается, «кланяется бесам». Он-то думал, что «поклон залу» это поклон залу. Ну, как раньше люди кланялись, входя в дом. Чисто из вежливости и уважения. А оно вона как. Почесал граф де Ла Фер репу, да и забил. В конце концов, если у кого-то всякий раз при виде змеи возникают мысли о сатане, то это вне графской компетенции, граф «православной бесологией» не увлекается. Сам-то он, видя ужика или питона в зоопарке, если приходит желание поиграть в ассоциации, обычно вспоминает либо медного змия в пустыне, прообраз Христа, либо наставление апостола «быть мудрыми, яко змии», вторую часть интересной цитаты, которую у нас почему-то вспоминать сильно не любят. На первой части заклинивает, на простоте и голубях, то бишь. Нет, однозначно граф не стал бы утверждать, будто в ихнем будокане совсем нет двинутых. Есть, как не быть. Правда, они на тренировки редко ходят: в основном на форумах зажигают про то, что, если достигнешь, мол, духовного совершенства, то даже Будда не устоит перед твоим ударом. На нынешний момент, в редкие минуты их явления грубому и потному от тренировок народу их духовно усовершенствованные удары даже новичку пополам, но это всё земное, тленное, бренное, разумеется. Как там, в анекдоте про ёжика, незамеченного и случайно пнутого слоном и гордо летящего навстречу неминуемому дзену: «нет, я всё равно сильный, самый сильный!.. Просто лёгкий!..» Есть, конечно, своя ложка дёгтя в графской безоблачной жизни. Если на занятиях айкидо даже разговаривать про религию (любую) считается дурным тоном, понеже возникло оно уже в XX веке и создано человеком, который вообще не интересовался ни у кого «како веруешь», поскольку считал это интимной тайной, то у школы, в которой занимается граф, глубокие исторические корни. С одной стороны, это хорошо. Поскольку, в отличие от вымерших европейских видов боевого фехтования, тут всё чётко сформулировано 500 лет назад и бережно передано по прямой линии наследования от отца к сыну. И на любой вопрос ученика «а как правильно ударить оппонента по голове, чтобы с гарантией?» любой мало-мальски грамотный инструктор ответит «а вот так. А ещё так и так можно. И вот так тоже. А вот так уже не надо, неэффективно будет». И даже объяснит, почему. В самом крайнем случае можно поехать в Японию и на месте уточнить непонятное у 20-го наследника семьи основателя. В то время как поклонникам реконструкции остается лишь реконструировать, то есть, сочинять и домысливать. Но вот именно благодаря корням кое-какие возможности для графа останутся закрытыми. Например, чёрный пояс-то ему дадут, если, конечно, последний зачёт не завалит, а вот сертификата «Хранителя традиции» ему не видать как своих ушей как раз по причине вероисповедания. Потому как, чтобы ту заветную бумаженцию получить, нужно досконально исполнить пятисотлетней давности церемониал, который, к великому сожалению, включает в себя клятву местному японскому богу из синтоистского пантеона. Раньше эту клятву приносил каждый новичок, иначе его не допускали к занятиям. Но то когда было-то… Сама по себе клятва сегодня даже в Японии уже чистая формальность, ибо, например, обещание «не разглашать технику перед посторонними» японцы сами же благополучно нарушают, преподавая её по всему миру. Они вообще изрядные пофигисты: женятся по синтоисткому обряду, ибо он веселее, хоронятся по буддистскому, потому что он грустный, и на европейское Рождество благополучно пьют саке, потому что лишний повод попраздновать ни одному самураю не лишний. Только ислам у них законодательно запрещён, но причины, вероятно, чисто политические. Так вот. А граф де Ла Фер – ни разу не японец. И к христианской вере его не крёстный в пелёнках принёс, сам пришёл, своими ногами и своим волеизъявлением. Так бы хоть отмаз был бы, что «не виноватая я», а теперь – никак. Ну и чё делать? Да ничего. Техника удара от сертификатов лучше не становится, граф проверял. На других, конечно. От чёрного пояса тоже, но чёрным поясам можно чёрное носить, а оно стройнит и вообще, красиво. И клятв никаких не требуется. В общем, подумал граф и не стал огорчаться, что нечего ему будет в рамочку на стенку повесить. Так что, ходит себе, тренируется, на общем поклоне «Царю Небесный» читает, старается старших слушаться, над равными не превозноситься и младших не обижать. Иногда получается. В общем, про хатха-йогу – оно тоже где-то примерно так же. Для того, чтобы сесть на шпагат или в лягушку, читать мантры совершенно необязательно. Другое дело если у девушки духовные искания проснулись, и она не за осанкой на йогу пошла, а как раз за гуру. Но тут уже уговоры ИМХО не помогут: поздновато. А вот почему юная христианка за время пребывания в церкви так и не встретила Бога, уже не к ней вопрос. Фото: http://www.yogadogz.com/