Продолжу рассказы о внецерковной и малоцерковной России.

Путешествуя по православным порталам и сайтам, не могу не отметить большое количество статей, посвященных проблеме малоцерковности и невоцерковленности России. По опросам 70 % населения России считают себя православными христианами. На самом деле ведут воцерковленную жизнь 3 %. Вот к остальным всем в нашей православной литературе, а значит и во всей внутрицерковной среде, отношение мягко сказать — насмешливое. В лучшем случае пишут с сочувствием. Может быть, своей душе будем сочувствовать?

Мы что, дни и ночи ведем себя как христианские подвижники? Мы покрестили и привели в церковь всех кто нас окружает? Мы днем раздаем листовки с миссионерскими текстами, а ночью шьем одежду для бедных? Мы все — святые?

Когда уважаемые архиерей  пишет открыто про «захожан» и прихожан, тем самым их разделяя, когда на Правмире пишутся статьи, в которых христиане, редко посещающие церковь, называются обидными прозвищами  «куличи», «подсвечники»… Ведь мы знаем, что священники между собой так называют тех христиан, которые приходят в церковь только по большим праздникам.

Это — отношение к своей пастве, к тем людям, которые их фактически кормят, и на деньги которых они живут. Я не вправе осуждать наших батюшек — я не знаю, должны ли они, часто предельно загруженные, заниматься еще и миссионерской деятельностью. Вопрос стоит о том, что с этим сделать? Может быть, мы можем что-нибудь с этим сделать? Мы — воцерковленные люди?

Например — вопрос — почему большинство крещеных людей не знает, что обязательно надо посещать службу по воскресеньям, по церковным праздникам, причащаться каждый месяц? Что надо обязательно освящать свой дом, регулярно исповедоваться, обязательно крестить детей и самим венчаться? Ведь они действительно этого не знают!

Очевидно, что специальные православные телеканалы и радиостанции смотрят и слушают только воцерковленные, то же относится и к интернет-ресурсам, печатным изданиям. Невоцерковленные люди живут и действуют по заветам предков и по советам агенства ОБС (одна бабка сказала). Заветы предков (верующих советского периода) говорят — «посещать храмы по праздникам, причащаться раз в год, говеть на Великий пост». Вот они так и делают.

Почему на информационном стенде внутри церкви есть расписание служб, но нет памятки христианам — «причащаться не реже раза в месяц, потому-то «…. «Каждый день вычитывать молитвенное правило, утром и вечером»… «По воскресеньям посещать утреннюю службу, а после — воскресную школу для взрослых»… «Для обращающихся к оккультистам полагается отлучение от причащения на пять лет»….. Нет даже маленьких брошюрок с этими памятками! Казалось бы чего проще — напечатать на принтере памяток и бесплатно раздавать, держать их у свечного ящика. Или раздавать всем после праздничной службы.

Почему я редко вижу по главным телеканалам церковные передачи? Почему у нас транслируются утренние гимнастики, а утренних молитв или кратких каждодневных обращений священника к пастве нет? Почему по радио я по вечерам слышу завывания муллы? Или иеговистские проповеди? Они проплатили время, а православная церковь? Что, очень дорого будет по телевизору пустить внизу бегущей строкой церковные новости? (Вместо рекламы кондиционеров.)

Давайте, сестры мои, матроны православные, положа руку на сердце, скажем себе — «а я все сделала, чтобы мои окружающие воцерковились»?

Мы звоним подругам, чтобы узнать как они чувствуют, как у них дела, рассказать о своих. Почему бы не поговорить о необходимости регулярно посещать церковь и причащаться? Ведь многие светские женщины, даже православные, не знают, что надо например причащать детей, и зачем это надо делать. Можно предложить им свою помощь в воцерковлении. Просто взять их за руку, повести в церковь, все показать и рассказать. У всех из нас престарелые родственники регулярно церковь посещают? Причащаются? Если Ваша бабушка не может поехать сама в церковь — возьмете ли Вы за труд помочь ей собраться, взять такси, помочь дойти туда-обратно? Или пригласить на дом священника, для совсем немощных?

Посмотрите, как навязчивы сектанты! Мы, православные христиане, боимся лишний раз попробовать навязать свою точку зрения и продемонстрировать ниши убеждения. На улице не раз встречала молодых мусульман, носящих религиозную символику — крупный месяц со звездой, на шапке, куртке и т.д… Наши христиане стесняются поместить признак нашей принадлежности к православию и вообще к христианству на одежду, даже нательный крестик предписывается носить не напоказ. Так что понять, воцерковленный человек или нет, по внешнему виду невозможно. Я считаю это большой ошибкой нашей православной молодежи.

В жизни православного христианина, особенно женщины, может настать такой момент, когда ей придется проявлять меньшее религиозное рвение. Например, когда она не сможет соблюдать всех церковных правил. Я знаю женщин, которые работают фактически на износ, у них нерегламентированный рабочий день, часто несколько работ, часто они работают по воскресеньям. А ведь у них еще и домашние заботы! Как таким женщинам часто посещать церковь? У меня, например, было время, когда я работала по субботам и воскресеньям, и у меня практически не было свободных вечеров. Тогда мне пришлось церковную деятельность свести до минимума. Я, значит, стала «куличем»…. Как быть тем, у кого маленькие дети, или большая семья? Как быть тем, кто физически не может стоять по три часа, кто болен? Среди наших прихожан таких — очень много.

Митрополит Антоний Сурожский говорил о том, что ни в коем случае нельзя относиться пренебрежительно к неофитам, а также к людям маловоцерковленным, к тем, кто редко посещает церковь. Таких людей надо всячески привлекать, относиться к ним не просто положительно, а как к самым желанным гостям, зашедшим в Ваш дом. Какое же они на самом деле встречают отношение?Андрей Кураев много и иронично пишет о нашем современном внутрицерковном обществе, о том, что каждого , посетившего храм, священник должен встречать в дверях, под ноги ему надо стелить ковровую дорожку, после службы надо дарить цветы, и провожать с пожеланиями приходить еще. Среди священников же принято относиться к «захожанам», к тем, кто зашел в храм случайно, или просто принадлежит к другому приходу, без внимания, равнодушно. А ведь на праздничной службе у них в храмах таких стоят большинство!

Хочется задать вопрос нашим уважаемым духовным пастырям — а что Вы будете делать, если вдруг все, кто крещен, в один прекрасный момент захотят прийти на утреннюю воскресную службу? Случится вдруг чудо… Я примерно знаю, что будет — вижу это на Пасху — когда люди стоят снаружи храма, потому что внутри им места уже нет. Многие христиане по этой причине не ходят на Пасхальную службу — потому, что знают — они просто не смогут войти. Наши церкви, наши священники в больших городах не готовы принять такое количество верующих. Итак, в храм сейчас  ходит уже больше людей, чем священники могут окормить. С одной стороны — люди, которые не хотят или не могут быть воцерковленными прихожанами, с другой стороны — церковь, которая не может всех вместить. С одной стороны — снисходительно-насмешливо отношение священнического сословия к потенциальной пастве, с другой стороны — жесткая критика политики церкви, Патриарха, притчи про «священников на мерсах», повести о «жирных попах» и байки про «золото церкви».

Дилемма.

Заранее прошу прощения за может быть чересчур жесткий тон повествования. В данном споре я на стороне официальной церкви. Но с другой стороны понимаю, что на месте несчастных презираемых «куличей», «захожан», » подсвечников», «неоязычников православных» легко могла бы оказаться я…. Мне приходилось бывать в их шкуре.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Православная христианка. Живу в г. Саратове. Незамужем. По образованию - биолог. Преподавала танцы. Сейчас - получаю второе высшее образование. Люблю рукоделие и забытые ремесла. Учусь церковной вышивке.

Другие статьи автора
новые старые популярные
MaX

Так почитаешь, всё так просто — люди не знают, надо им просто рассказать. А если люди не хотят ничего знать, сами отворачиваются? Да, протестанты порой назойливы. И что же? На них смотрят, как на "шизиков" из-за их приставучести. А как к тем относятся, которые демонстративно выпячивают свою религиозность? По меньшей мере их не воспринимают серьёзно. А потому, такие меры не помогут проповеди, скорее наоборот. Вы как-то протеворечиво пишете. С одной стороны вы признаёте, что специализированными церковными СМИ интересуются в основном воцерковлённые люди, но при этом хотите, чтобы были на светских СМИ церковные новости, передачи. Думаете, если человек отворачивается от церковных… Читать далее »

Марина

А вы много сделали для бабушек,которые не могут добраться до храма? Поскольку я пою в храме, у меня есть возможность видеть,с каким настроем приходят все эти так называемые захожане.Прежде всего,в основной массе,эти люди приходят с убеждением,что действительно все должны быть им благодарны за то,что они соблаговолили посетить эту церковь.Они позволяют ходить,где им захочется,беседовать в том месте и в любое время,когда им захочется.Они могут начать спрашивать тебя о чем-то во время пения и чтения.И,спаси,сохрани и помилуй! им в это время не ответить,потому,что ты поешь или читаешь, или ответить не то,что бы им хотелось услышать.Тут же в ответ услышишь и брань,и угрозы,… Читать далее »

Елена, Вы упускаете из вида, что "невольник — не богомольник". Думаете, я не рада была бы помочь своим близким прийти к Богу и Его Церкви? Но они не хотят, и давить, навязывать здесь только хуже. Несомненно, что отчасти это из-за того, что я не являю собой пример святой жизни, но как Вы помните "никто не может прийти ко Мне, пока не привлечет его Отец Мой".

Irina

Елена, отстаньте от людей, не надо лезть к ним с проповедями

О четвертой заповеди: «шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему» — слышали все. И если человек добровольно от нее отказывается, то никакие листовки не помогут. Поэтому ничего обидного в слове «захожанин» не вижу. Человек сам добровольно отказывается от Бога, это их выбор. Печально, что люди в церкви (священники и прихожане) сами одобряют, чтобы люди не ходили в храм. Почему, например, нельзя при приеме записок у человека не формально спрашивать: «Крещенный, православный» -а, спрашивать: «Исповедуется или Причащается раз в месяц». И если человек считает, что исповедь и причастие ему не нужны, то,… Читать далее »

Похожие статьи