Продолжу рассказы о внецерковной и малоцерковной России. Путешествуя по православным порталам и сайтам, не могу не отметить большое количество статей, посвященных проблеме малоцерковности и невоцерковленности России. По опросам 70 % населения России считают себя православными христианами. На самом деле ведут воцерковленную жизнь 3 %. Вот к остальным всем в нашей православной литературе, а значит и во всей внутрицерковной среде, отношение мягко сказать — насмешливое. В лучшем случае пишут с сочувствием. Может быть, своей душе будем сочувствовать? Мы что, дни и ночи ведем себя как христианские подвижники? Мы покрестили и привели в церковь всех кто нас окружает? Мы днем раздаем листовки с миссионерскими текстами, а ночью шьем одежду для бедных? Мы все — святые? Когда уважаемые архиерей пишет открыто про «захожан» и прихожан, тем самым их разделяя, когда на Правмире пишутся статьи, в которых христиане, редко посещающие церковь, называются обидными прозвищами «куличи», «подсвечники»… Ведь мы знаем, что священники между собой так называют тех христиан, которые приходят в церковь только по большим праздникам. Это — отношение к своей пастве, к тем людям, которые их фактически кормят, и на деньги которых они живут. Я не вправе осуждать наших батюшек — я не знаю, должны ли они, часто предельно загруженные, заниматься еще и миссионерской деятельностью. Вопрос стоит о том, что с этим сделать? Может быть, мы можем что-нибудь с этим сделать? Мы — воцерковленные люди? Например — вопрос — почему большинство крещеных людей не знает, что обязательно надо посещать службу по воскресеньям, по церковным праздникам, причащаться каждый месяц? Что надо обязательно освящать свой дом, регулярно исповедоваться, обязательно крестить детей и самим венчаться? Ведь они действительно этого не знают! Очевидно, что специальные православные телеканалы и радиостанции смотрят и слушают только воцерковленные, то же относится и к интернет-ресурсам, печатным изданиям. Невоцерковленные люди живут и действуют по заветам предков и по советам агенства ОБС (одна бабка сказала). Заветы предков (верующих советского периода) говорят — «посещать храмы по праздникам, причащаться раз в год, говеть на Великий пост». Вот они так и делают. Почему на информационном стенде внутри церкви есть расписание служб, но нет памятки христианам — «причащаться не реже раза в месяц, потому-то «…. «Каждый день вычитывать молитвенное правило, утром и вечером»… «По воскресеньям посещать утреннюю службу, а после — воскресную школу для взрослых»… «Для обращающихся к оккультистам полагается отлучение от причащения на пять лет»….. Нет даже маленьких брошюрок с этими памятками! Казалось бы чего проще — напечатать на принтере памяток и бесплатно раздавать, держать их у свечного ящика. Или раздавать всем после праздничной службы. Почему я редко вижу по главным телеканалам церковные передачи? Почему у нас транслируются утренние гимнастики, а утренних молитв или кратких каждодневных обращений священника к пастве нет? Почему по радио я по вечерам слышу завывания муллы? Или иеговистские проповеди? Они проплатили время, а православная церковь? Что, очень дорого будет по телевизору пустить внизу бегущей строкой церковные новости? (Вместо рекламы кондиционеров.) Давайте, сестры мои, матроны православные, положа руку на сердце, скажем себе — «а я все сделала, чтобы мои окружающие воцерковились»? Мы звоним подругам, чтобы узнать как они чувствуют, как у них дела, рассказать о своих. Почему бы не поговорить о необходимости регулярно посещать церковь и причащаться? Ведь многие светские женщины, даже православные, не знают, что надо например причащать детей, и зачем это надо делать. Можно предложить им свою помощь в воцерковлении. Просто взять их за руку, повести в церковь, все показать и рассказать. У всех из нас престарелые родственники регулярно церковь посещают? Причащаются? Если Ваша бабушка не может поехать сама в церковь — возьмете ли Вы за труд помочь ей собраться, взять такси, помочь дойти туда-обратно? Или пригласить на дом священника, для совсем немощных? Посмотрите, как навязчивы сектанты! Мы, православные христиане, боимся лишний раз попробовать навязать свою точку зрения и продемонстрировать ниши убеждения. На улице не раз встречала молодых мусульман, носящих религиозную символику — крупный месяц со звездой, на шапке, куртке и т.д… Наши христиане стесняются поместить признак нашей принадлежности к православию и вообще к христианству на одежду, даже нательный крестик предписывается носить не напоказ. Так что понять, воцерковленный человек или нет, по внешнему виду невозможно. Я считаю это большой ошибкой нашей православной молодежи. В жизни православного христианина, особенно женщины, может настать такой момент, когда ей придется проявлять меньшее религиозное рвение. Например, когда она не сможет соблюдать всех церковных правил. Я знаю женщин, которые работают фактически на износ, у них нерегламентированный рабочий день, часто несколько работ, часто они работают по воскресеньям. А ведь у них еще и домашние заботы! Как таким женщинам часто посещать церковь? У меня, например, было время, когда я работала по субботам и воскресеньям, и у меня практически не было свободных вечеров. Тогда мне пришлось церковную деятельность свести до минимума. Я, значит, стала «куличем»…. Как быть тем, у кого маленькие дети, или большая семья? Как быть тем, кто физически не может стоять по три часа, кто болен? Среди наших прихожан таких — очень много. Митрополит Антоний Сурожский говорил о том, что ни в коем случае нельзя относиться пренебрежительно к неофитам, а также к людям маловоцерковленным, к тем, кто редко посещает церковь. Таких людей надо всячески привлекать, относиться к ним не просто положительно, а как к самым желанным гостям, зашедшим в Ваш дом. Какое же они на самом деле встречают отношение?Андрей Кураев много и иронично пишет о нашем современном внутрицерковном обществе, о том, что каждого , посетившего храм, священник должен встречать в дверях, под ноги ему надо стелить ковровую дорожку, после службы надо дарить цветы, и провожать с пожеланиями приходить еще. Среди священников же принято относиться к «захожанам», к тем, кто зашел в храм случайно, или просто принадлежит к другому приходу, без внимания, равнодушно. А ведь на праздничной службе у них в храмах таких стоят большинство! Хочется задать вопрос нашим уважаемым духовным пастырям — а что Вы будете делать, если вдруг все, кто крещен, в один прекрасный момент захотят прийти на утреннюю воскресную службу? Случится вдруг чудо… Я примерно знаю, что будет — вижу это на Пасху — когда люди стоят снаружи храма, потому что внутри им места уже нет. Многие христиане по этой причине не ходят на Пасхальную службу — потому, что знают — они просто не смогут войти. Наши церкви, наши священники в больших городах не готовы принять такое количество верующих. Итак, в храм сейчас ходит уже больше людей, чем священники могут окормить. С одной стороны — люди, которые не хотят или не могут быть воцерковленными прихожанами, с другой стороны — церковь, которая не может всех вместить. С одной стороны — снисходительно-насмешливо отношение священнического сословия к потенциальной пастве, с другой стороны — жесткая критика политики церкви, Патриарха, притчи про «священников на мерсах», повести о «жирных попах» и байки про «золото церкви». Дилемма. Заранее прошу прощения за может быть чересчур жесткий тон повествования. В данном споре я на стороне официальной церкви. Но с другой стороны понимаю, что на месте несчастных презираемых «куличей», «захожан», » подсвечников», «неоязычников православных» легко могла бы оказаться я…. Мне приходилось бывать в их шкуре.